Личный кабинет

Про "карты ума"...

эффективные средства учения\обучения
Людмила Рождественская ( Пользователь )
(Наливкин @ 08.04.2007, 03:36) <{POST_SNAPBACK}>
Так вот, как пример ассоциативного подхода и был предложен случай с рисунками и художественными литературными произведениями. Как иллюстрация и доказательство того, что ассоциации работают, и возможно, даже... иногда продуктивней чем прямое исследование.


Занимаясь обучением учителей в рамках одного проекта, в котором рекомендовалась платная программа Inspiration, как инструмент для создания "концептуальных карт " (по-другому, "карт ума" и еще много других переводов с англ. названия "cmap") , я естественно столкнулась с ограничениями, вызванными именно платностью. Стала искать заменители.

Нашла (порекомендовали) сразу два ресурса!
Оказалось настолько интересно, сама концепция Дж. Новака этих самых концептуальных карт и их использования в обучении!

Сразу даю ссылку на источник, где можно познакомиться с теорией в оригинале.

http://cmap.ihmc.us/

Тут же можно и скачать бесплатную версию ПО.

Впрочем, уже есть и несколько переводов по поводу этой теории.

Для данной темы мне показалось важным процитировать вот этот абзац из него:

Использование в образовании: Преподавание

Объяснение темы
При использовании карты представлений сложные понятия могут быть разъяснены и представлены в систематическом виде. Применение карт представлений в преподавании помогает учителю четче определять ключевые понятия и связи между ними. Таким образом, преподаватели могут донести до студента четкое общее представление о предмете и его отношении к студенту. При этом снижается вероятность пропуска или неправильной интерпретации важных понятий.
Подкрепление понимания
Использование карт представлений может подкрепить понимание и запоминание учебного материала студентом. Это дает возможность визуализировать ключевые понятия и обощить их отношения.
Проверить знания и выявить неправильно понятый материал
Использование карт представлений может также помочь преподавателю в оценке процесса преподавания. Они могут оценивать достижения студентов, выявляя неправильно понятые или пропущенные понятия.
Оценка
Успехи студентов могут быть протестированы или проконтролированы с помощью карт представлений.


Сама я в полной мере пока для оценки достижений этот инструмент не использовала, но видела (коллега из педуниверситета проденстрировал такую карту, созданную в процессе коллективного обсуждения с учителями одной из теорий образования в одном учебном заведении). По ней можно было увидеть многое...

По тому, насколько разветвленной, проработанной, гармоничной будет такая, созданная учащимся\мися карта, можно оценивать, насколько они:

владеют понятиями данной темы,
связывают их между собой с помощью глаголов-связок в предложения,
выделяют ключевые вопросы темы и т д.

Есть еще одно, похожее программное средство, для создания концепт-карт на базе веб. Главная фишка этого ПО, что работать можно совместно, сохраняя протоколы. Ссылку могу дать, кому интересно.
Ольга Анисимова ( Пользователь )
(Ljudmilla @ 08.04.2007, 07:56) <{POST_SNAPBACK}>
Занимаясь обучением учителей в рамках одного проекта, в котором рекомендовалась платная программа Inspiration, как инструмент для создания "концептуальных карт " (по-другому, "карт ума" и еще много других переводов с англ. названия "cmap") , я естественно столкнулась с ограничениями, вызванными именно платностью. Стала искать заменители.

Спасибо, сравню.
Кстати, насчет платности. Демонстрационную версию Инспирейшн на 30 дней можно скачать на их сайте.
Людмила Рождественская ( Пользователь )
(anisol @ 08.04.2007, 10:46) <{POST_SNAPBACK}>
Спасибо, сравню.
Кстати, насчет платности. Демонстрационную версию Инспирейшн на 30 дней можно скачать на их сайте.


Скачиваем, но тридцать дней так быстро пролетают!

Честно говоря, попробовав работать с cmap,
преимущества Инспирейшн, оцениваю не так явно: ну библиотека картинок - это да! Еще хороши (наши учителя оценили Templates (шаблоны), которые хороши именно для создания собственных рабочих листов.

Но, если научиться с умом smile.gif использовать эти "карты ума", то, я полагаю, эффект будет немалый. В теории Дж. Новака вообще все очень привлекательно! Очень напоминает опорные конспекты Шаталова.
Сергей Пономарёв ( Пользователь )
(Ljudmilla @ 08.04.2007, 08:24) <{POST_SNAPBACK}>
Скачиваем, но тридцать дней так быстро пролетают!
.......

Здравствуйте!
Есть и бесплатные версии такого программного обеспечения...
Вот например Free Mind, Существует в версиях и под Windows и под Gnu\Linux.
Адрес: http://prdownloads.sourceforge.net/freemin...ax.exe?download
Это полная версия - 8Мб
Тут сокращённая версия: http://prdownloads.sourceforge.net/freemin..._0.exe?download
3Мб.
Правда нужно чтобы на Ваших машинах была предварительно установлена Java Runtime Environment
Главная страница проекта Free Mind тут: http://freemind.sourceforge.net/wiki/index.php/Main_Page
Людмила Рождественская ( Пользователь )
(Сергей Пономарёв @ 08.04.2007, 12:54) <{POST_SNAPBACK}>
Здравствуйте!
Есть и бесплатные версии такого программного обеспечения...
Вот например Free Mind,


Спасибо большое!
Это название тоже уже "в копилочке"!
Но эту тему хотелось бы посвятить именно освоению-усвоению подобного ПО в рамках переподготовки учителей и эффективного использования ими в учебной деятельности: для ее организации, для коллективной работы над схемами, для создания и распространения лучших образцов.

В cmap server есть открытые образцы: там можно увидеть, как учебные заведения многих стран уже используют эти средства: и в Европе, и в Латинской Америке и много еще где...

Моя логика размышления: если эти средства сваиваются по всему миру довольно быстро, то нужно и их дидактические функции и образовательные возможности где-то обсуждать. К такому обсуждению как раз и приглашаю!
Eлена Бегенева ( Пользователь )
(Ljudmilla @ 08.04.2007, 11:43) <{POST_SNAPBACK}>
Моя логика размышления: если эти средства сваиваются по всему миру довольно быстро, то нужно и их дидактические функции и образовательные возможности где-то обсуждать. К такому обсуждению как раз и приглашаю!


Спасибо! Изучаю ссылки smile.gif .
Сергей Пономарёв ( Пользователь )
(Ljudmilla @ 08.04.2007, 10:43) <{POST_SNAPBACK}>
.....
Моя логика размышления: если эти средства сваиваются по всему миру довольно быстро, то нужно и их дидактические функции и образовательные возможности где-то обсуждать. К такому обсуждению как раз и приглашаю!

Для начала обсуждения вопрос...
А почему такие инструменты начали так широко и повсеместно использовать?
В чем потребность выражается?
Как думаете?
Людмила Рождественская ( Пользователь )
(Сергей Пономарёв @ 08.04.2007, 16:05) <{POST_SNAPBACK}>
Для начала обсуждения вопрос...
А почему такие инструменты начали так широко и повсеместно использовать?
В чем потребность выражается?
Как думаете?


Уважаемый Сергей, я-то сама по роду моей профессии много чего "думать" обо всем этом могу, только у нас сейчас коллективные "штурмы" в ходу yes.gif , так что присоединяйтесь, пожалуйста, не только к "задаванию вопросов", но и к "отвечанию ответов"! wink.gif

Но все=таки свой вариант ответа у меня есть!
1. Всеобщая нынешняя тяга к визуализации потребляемой, перерабатываемой и производимой информации связана напрямую с такими явлениями, как увеличение доли "правопулушарных" детей в школе (еще что-то такое говорят о "клиповом сознании" соврменых подростков), это с одной стороны, и с "левополушарностью" всего того образования, которое мы имели в виде "советского образования" и прочего "классического". Тут конфликт налицо, об этом, вроде, даже никто особенно не спорил, а средств его преодоления было на самом деле не так уж и много. Концепт-карты - одно из них, на мой взгляд, эффективное!
2. Первый пункт был очень общим, а вот второй - это настоящая, многими осознаваемая, проблема все больше проявляющейся так называемой, функциональной безграмотности и одной ее разновидности - безграмотности чтения. Это когда ученик читать (буквы в слова складывать) умеет, а смысл прочитанного передать не может. На ВИПе в последнее время об этом много говорили, в частности, в текстах Романа Гатаулина есть интересная информация об этой же проблеме, обнаруженной в США еще 25 лет назад. Это проблема. А чья это потребность - ее решать - это уже другой вопрос!
3. На разных предметах в школе, как и нн-лет назад происходит "изучение программы", при отсутствии "работы с понятиями" и "выстраивании связей между ними". Тут надо внимательно читать теорию Новака, там именно об этом много написано и о роли концепт-карт в организации такого рода учебной работы.
4. По наблюдениям коллег-учителей средних размеров текст представляет непреодолимый барьер для современного ученика, которые умудряются учиться безо всяких учебников! При том, что кое-кто полагает, что еще можно спасти ситуацию изданием, если не более совершенных учебников в виде книг, то программных комплеков. Думаю, что на это уйдут годы, тогда как их в запасе-то нет.

Вот написала такие "нехорошие" и "страшные" вещи и даже мысль остановилась, остальные "пункты" придется теперь Вам самому дописывать. Но я и на самом деле так думаю, что ученику и учителю надо не ждать издания новых книг и учебников - они уже ситуацию не спасают. Конечно, это "легко говорится"! А где другие решения?

Вы наверняка сами знакомы с программой GoogleEarth? Какие бумажные карты человек будет рассматривать и по ним учиться после "полета вокруг Земного шара" в этой программе?
Сергей Пономарёв ( Пользователь )
(Ljudmilla @ 08.04.2007, 15:51) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемый Сергей, я-то сама по роду моей профессии много чего "думать" обо всем этом могу, только у нас сейчас коллективные "штурмы" в ходу yes.gif , так что присоединяйтесь, пожалуйста, не только к "задаванию вопросов", но и к "отвечанию ответов"! wink.gif

Но все=таки свой вариант ответа у меня есть!
1. Всеобщая нынешняя тяга к визуализации потребляемой, перерабатываемой и производимой информации связана напрямую с такими явлениями, как увеличение доли "правопулушарных" детей в школе (еще что-то такое говорят о "клиповом сознании" соврменых подростков), это с одной стороны, и с "левополушарностью" всего того образования, которое мы имели в виде "советского образования" и прочего "классического". Тут конфликт налицо, об этом, вроде, даже никто особенно не спорил, а средств его преодоления было на самом деле не так уж и много. Концепт-карты - одно из них, на мой взгляд, эффективное!
2. Первый пункт был очень общим, а вот второй - это настоящая, многими осознаваемая, проблема все больше проявляющейся так называемой, функциональной безграмотности и одной ее разновидности - безграмотности чтения. Это когда ученик читать (буквы в слова складывать) умеет, а смысл прочитанного передать не может. На ВИПе в последнее время об этом много говорили, в частности, в текстах Романа Гатаулина есть интересная информация об этой же проблеме, обнаруженной в США еще 25 лет назад. Это проблема. А чья это потребность - ее решать - это уже другой вопрос!
3. На разных предметах в школе, как и нн-лет назад происходит "изучение программы", при отсутствии "работы с понятиями" и "выстраивании связей между ними". Тут надо внимательно читать теорию Новака, там именно об этом много написано и о роли концепт-карт в организации такого рода учебной работы.
4. По наблюдениям коллег-учителей средних размеров текст представляет непреодолимый барьер для современного ученика, которые умудряются учиться безо всяких учебников! При том, что кое-кто полагает, что еще можно спасти ситуацию изданием, если не более совершенных учебников в виде книг, то программных комплеков. Думаю, что на это уйдут годы, тогда как их в запасе-то нет.

Вот написала такие "нехорошие" и "страшные" вещи и даже мысль остановилась, остальные "пункты" придется теперь Вам самому дописывать. Но я и на самом деле так думаю, что ученику и учителю надо не ждать издания новых книг и учебников - они уже ситуацию не спасают. Конечно, это "легко говорится"! А где другие решения?

Вы наверняка сами знакомы с программой GoogleEarth? Какие бумажные карты человек будет рассматривать и по ним учиться после "полета вокруг Земного шара" в этой программе?

Здравствуйте! Уважаемая Людмила Викторовна.
Задавая свой вопрос я таки предполагал участвовать в теме...))
Поэтому присоденяюсь к "отвечанию ответов"...)))
Терминология мне уже нравится...)

Теперь по существу...
Взрывной интерес к такого рода программам вызван похоже двумя факторами...
Первый Вы описАли как усиление ТВОРЧЕСКОГО начала...
Второе в стремлении "кому это нужно" это начало развивать...))
Как это развитие потом использовать собираются и в каих целях? Это очень отделная тема и мы к ней возможно вернёмся ещё...)
Это мои мысли к первому пункту. Не все, конечно. Продолжение будет несколько позже в развитии другой мысли...

Во второй части вы коснулись проблемы дислексии...
Считается что это болезнь...
По некоторым оценкам, так называемых американских ученых, недугом этим страдает до 90% населения их страны...
Цифра и вправду интересная и неким образом коррелируется с другими исследованиями-наблюдениями о 10% вообще активных людей ...
Но мы же знаем о возможном лукавстве таких исследований...)))
Тем не менее проблема есть и её наличие стОит учитывать естественно...

Я начал использовать "концепт карты" в своей работе после публикации Сергеем Голубицким серии статей в журнале Компьютерра.
Пользуясь случаем выражаю глубокую признательность автору публикации которого необыкновенно своевременны. И достаточно долго остаются атуальными...
Вот ссылки на его статьи, очень рекомендую ознакомиться:
1. http://www.internettrading.net/guru/ct/pub/06_275.html
2. http://www.internettrading.net/guru/ct/pub/06_276.html
3. http://www.internettrading.net/guru/ct/pub/06_277.html

И вот тут будем дописывать....))
Про ДРУГИЕ решения.
Вы правы - времени почти не осталось...
Но выход из ситуации есть, если за дело возьмутся сами обучающиеся и обучаемые...
Конечно именно те, кто ХОЧЕТ заниматься творчеством (под "творчеством" понимаются вполне определённые результаты вещественные впоследствии, продуты готовые, выражаясь "производственым" языком) ...
Именно те 10 процентов...
А там глядишь и другие подтянутся...
Возможно...
Так что не всё так печально...))
Как это сделать?
И вот тут и начинается творчество...
Кстати всё-же вопрос по ходу...
Как у Вас в школе возможно организовать на уроках "творческие лаборатории" с использованием обсуждаемого ПО в качестве рабочего ИНСТРУМЕНТА?
Пусть даже это будет невозможно организовать сейчас...
Как это по Вашему МОЖЕТ выглядеть?
Не удержался от вопросов...)))
Но это я как-бы обследую "объект" передпроектно, "тасазать"...))
Людмила Рождественская ( Пользователь )
Здравствуйте, уважаемый Сергей!

(Сергей Пономарёв @ 09.04.2007, 15:22) <{POST_SNAPBACK}>
Я начал использовать "концепт карты" в своей работе после публикации Сергеем Голубицким серии статей в журнале Компьютерра.
Пользуясь случаем выражаю глубокую признательность автору публикации которого необыкновенно своевременны. И достаточно долго остаются атуальными...
Вот ссылки на его статьи, очень рекомендую ознакомиться:
1. http://www.internettrading.net/guru/ct/pub/06_275.html
2. http://www.internettrading.net/guru/ct/pub/06_276.html
3. http://www.internettrading.net/guru/ct/pub/06_277.html

Чтение статей доставило большое удовольствие, спасибо огромное. Кстати, Новак в своих исследованиях опирался именно на упоминаемого в них Бьюзена. Но, к сожалению, эти статьи почти совсем не содержат того, что можно было бы рассматривать как рекомендации для учителей. За исключением законов Тони Бьюзена:

Свои рекомендации Тони Бьюзен называет «законами интеллект-карт». Вот они:

Эмфаза, то есть концентрация внимания на центральном образе;
Интенсивное использование графических образов;
Работа как минимум с тремя и более цветами;
Объемное изображение (в первую очередь, за счет выпуклых букв и псевдо-трехмерной графики – все эти кубики, гробики и параллепипеды);
Синестезия – комбинирование всех видом эмоционально-чувственного восприятия (от рисования сердечек, пронзенных стрелами, до междометий и восклицаний);
Частое варьирование размеров букв (шрифтов), толщины линий и масштаба графики;
Использование стрелок для подчеркивания связей между элементами интеллект-карты;
Кодирование информации и изобретение аббревиатур;
Строгий принцип «Одно ключевое слово на каждую линию»
Использование ключевых слов над ассоциативными линиями (длинна линии должна равняться длине относящейся к ней клечевой фразе);
Ограничение блоков важной информации с помощью линий (группировка – одна из важнейших техник мнемоники)
Использование номерной последовательности в изложении мыслей (вложенная иерархия).


(Сергей Пономарёв @ 09.04.2007, 15:22) <{POST_SNAPBACK}>
Кстати всё-же вопрос по ходу...
Как у Вас в школе возможно организовать на уроках "творческие лаборатории" с использованием обсуждаемого ПО в качестве рабочего ИНСТРУМЕНТА?
Пусть даже это будет невозможно организовать сейчас...
Как это по Вашему МОЖЕТ выглядеть?
Не удержался от вопросов...)))
Но это я как-бы обследую "объект" передпроектно, "тасазать"...))


Сергей, вопросы - это хорошо!
Отвечу чуть позже...
...творческая лаборатория, если это не "красное словцо", дело серьезное!

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+