Личный кабинет

Доклад: "Создание условий для выравнивания стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста при поступлении в школу"

Светлана Попова ( Пользователь )
Постановка задачи выравнивания стартовых условий для дальнейшего развития ребенка на уровне старшего дошкольного возраста фактически сводится к реализации следующих законодательных норм:
Ст.17 п.3 Закона об образовании – преемственность образовательных программ
Ст. 18. п.3 Закона об образовании – доступность дошкольного образования.
Т.е. вопрос заключается в осуществлении преемственности образовательных программ дошкольного и начального школьного образования и созданию условий для максимально полного охвата детей дошкольного возраста этими программами.
В последнее время изменения коснулись как организационного, так и содержательного аспектов дошкольного образования. Система дошкольного образования г. Муравленко стала представлять собой многофункциональную сеть дошкольных образовательных учреждений, ориентированных на потребности общества и предоставляющую спектр разнообразных образовательных услуг с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка (Центры развития ребенка, дошкольные учреждения общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физкультурно-оздоровительного, художественно-эстетического, экологического, интеллектуального, социально-личностного направлений) .
Изменение содержательной стороны дошкольного образования обусловлено реализацией современных образовательных программ. "Развитие", "Из детства - в отрочество", "Детство". Реализуемые программы ориентированы прежде всего на воспитание и всестороннее развитие ребенка, формирование навыков учебной деятельности в игре, общении, художественном творчестве, экспериментировании и других специфических видах деятельности дошкольников.
Остается нерешенной проблема разноподготовленности детей на пороге школы. Это существенно затрудняет адаптацию детей к новым условиям школьной жизни, осложняет организацию учебного процесса.
В последнее время в Министерстве образования и науки активно обсуждается вопрос о целесообразности введения «предшкольного образования» в целях выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения. В настоящее время проблема разного уровня готовности дошкольников к обучению в школе связана с недостаточным охватом детей дошкольными учреждениями. По данным статистики на конец 2004 года в среднем по России уровень охвата детей составил от 52% до 59%. И только около 50% (а в некоторых регионах менее 30%) детей 5-летнего возраста посещают детские сады. В Муравленко всем детям старшего дошкольного возраста при обращении родителей предоставляются места в старших или подготовительных группах. Неорганизованные дети обеспечиваются подготовкой к школе на базе субботней академии НШ№6.
Прежде всего разный уровень стартовых возможностей обусловлен индивидуальными психофизиологическими особенностями детей, уровнем здоровья. Еще одна причина заключается в том, что в течение прошлого учебного года в целях урегулирования вопроса организации обучения детей в возрасте 6,5 лет проведена работа по переводу детей в более старшие группы.
До последнего времени в дошкольных учреждениях обучались и воспитывались дети старше 7 лет. В течение 2004-2005 учебного года более 70 детей в возрасте старше 6,5 лет посещали подготовительные группы ДОУ. В связи с тем, что расходы местного бюджета планируются исходя из контингента воспитанников детских образовательных учреждений и учащихся школ, городской бюджет недополучил денежные средства на содержание данной категории воспитанников ДОУ свыше 2 млн. рублей, а начальная школа – почти четыре класса учеников.
Поэтому в прошлом учебном году управлением образования и дошкольными учреждениями проведен ряд мероприятий по организации обучения детей в возрасте 6,5 лет, в т.ч. и перевод детей из одной возрастной группы в более старшую. Но не каждый дошкольник в состоянии «перешагнуть» сразу из средней группы в подготовительную. Ведь смена детского коллектива и педагогов нарушает привычные условия обучения и воспитания ребенка. Кроме того, содержание и технологии обучения в каждой возрастной группе имеет свои конкретные воспитательные, образовательные и развивающие задачи, последовательность которых нарушается при переходе. Поэтому перед педагогами дошкольных учреждений встала задача – обеспечить качественную подготовку к школе детей 6, 5 лет, не нарушая при этом непрерывность образования. Это не могло не вызвать определенных изменений в организации работы детского сада, в программах воспитания и обучения дошкольников.
Еще одна проблема, которая обострилась в связи с переходом школы на четырехлетнее начальное образование - психологическая неготовность некоторых родителей к обучению в школе детей с 6,5 лет. Дети по желанию родителей могут начать учиться и в 6 и в 7 лет. Но очень важно, чтобы родители поняли, что при 11-летнем общем образовании их дети завершат школьное обучение (если пойдут учиться с 7 лет) только в 18 лет. Переход на четырехлетнее начальное образование – это свершившийся факт, декларируемый целым рядом нормативных документов, поэтому любой «думающий» родитель постарается отдать своего ребенка в школу в 6,5 лет.
А это значит, что старшая дошкольная группа становится для многих детей заключительной в детском саду, по окончании её дети поступают в 1 класс школы, не освоив программу подготовительной группы.
Вместе с тем, педагогами детских садов на заседаниях методических объединений неоднократно ставился вопрос о перегруженности содержания образования в программах для детей старшего дошкольного возраста. Реализуемые программы создавались в период существования трехлетней начальной школы, рассчитаны на полный курс дошкольного обучения – до 7 лет.

Образовательные программы в ДОУ.

"Развитие" "Радуга" "Из детства - в отрочество" «Детство"
Л.А.Венгер Т..Н.Доронова В.И.Логинова
2 - 3 года - 1 младшая группа
3 – 4 года - 2 младшая группа
4 - 5 лет - средняя группа
5 - 6 лет - старшая группа
6 – 7 лет - подготовительная к школе группа

В связи с переходом школы 1 ступени на четырехлетнее обучение возникла негативная тенденция дублирования в группах старшего дошкольного возраста целей, задач, содержания программного материала 1 класса начальной школы. Содержание образования старших дошкольников нередко выстраивается по логике будущих учебных предметов, рекомендуется обучение детей чтению, усложненной математике и др. В итоге многие дети, довольно бегло читая, зачастую не понимают содержание текста, не слышат и не умеют выделять звуки, что оказывает негативное влияние на грамотность; в большинстве программ недостаточно внимания уделяется развитию логического мышления, на котором практически построена вся математика.
По мнению специалистов, для работы с детьми старшего дошкольного возраста необходимо разработать единую государственную общеобразовательную программу воспитания и обучения, обеспечивающую базис развития детей, но пока её не существует. В связи с этим возникла острая необходимость самостоятельного пересмотра содержания программ детского сада.
Над решением этой проблемы в прошлом учебном году работала творческая группа «Преемственность», в состав которой вошли заместители по научно-методической и воспитательной работе ДОУ (руководитель С.Н.Нифонтова, зам. по НМР ДОУ ЦРР - д/с «Солнышко») , а также творческие группы педагогов в каждом детском саду.
Ориентируясь на «Временные требования к содержанию и методам обучения и воспитания в детском саду), примерные требования к выпускнику детского сада, предъявляемые психологической диагностикой по готовности к обучению в школе, а также с учетом оснований преемственности, определенных «Концепцией содержания непрерывного образования – дошкольное и начальное звено» (развитие любознательности как основы познавательной активности будущего школьника, развитие способностей как способов самостоятельного решения творческих задач, формирование творческого воображения как направления интеллектуального развития ребенка, развития коммуникативности, умения общаться с взрослыми и сверстниками) педагоги наших детских садов проделали следующую работу:
• Проанализировали программный материал основных содержательных линий дошкольного и начального образования переходного периода: разделы «Развитие элементарных математических представлений», «Введение в грамоту», «Развитие речи» в старших и подготовительных группах детского сада и соответствующих образовательных областях 1-го класса на предмет выявления дублирующих частей содержания образовательной деятельности.
• Осуществили согласование на уровне заместителей по учебно-воспитательной работе дошкольных учреждений и начальных школ вопросов исключения дублирующего содержания и возможностей усиления и укрепления преемственных связей с учетом оснований преемственности.
• Разработали проект перспективного планирования воспитательно-образовательной работы по реализации обозначенных образовательных областей в дошкольных учреждениях города с учетом рационального распределения программного содержания занятий в старших и подготовительных группах детского сада с целью обеспечения полноценной подготовки детей 6,5 лет к обучению в школе.
В результате определена возможность сокращения и корректировки учебного плана для старших и подготовительных групп. Разработаны программы по разделам «Обучение грамоте», «Математическое развитие», «Развитие речи», в которых содержание занятий освобождено от содержания, дублирующего 1-й класс. В освобожденную часть занятий в старших группах детского сада включено недостающее содержание по указанным разделам из подготовительной группы, что обусловлено необходимостью обеспечения непрерывности дошкольного образования, нарушаемой при переходе детей в школу из старших групп. С этой же целью в занятия включены игровые упражнения на освоение и закрепление учебного материала, познавательные игры, обеспечивающие когнитивное развитие, коммуникацию и саморегуляцию дошкольников.
Проведенная работа будет способствовать решению проблемы качественной подготовки и выравнивания стартовых возможностей детей 6 и 7 лет на этапе их перехода к обучению в школе, теперь ребенок может поступать в школу и после старшей и после подготовительной группы. Но достичь позитивных результатов можно только при условии тесного сотрудничества, взаимопонимания и взаимодействия педагогов дошкольных учреждений и учителей начальной школы.
С инициативой превращения дошкольного образования в «предшкольную подготовку» выступает Проект Министерства образования и науки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации». Один из центральных пунктов этих направлений - включение в систему общего образования еще одной ступени, так называемого «предшкольного образования»:

«…Для повышения доступности качественного общего образования необходимо:
Рекомендовать введение «предшкольного образования» (нулевой класс)…»
(Из Проекта Министерства образования и науки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации»
Проект ставит задачу превращения системы дошкольного образования в полноценную ступень общего образования, ступень, гарантированную государством для детей в возрасте от 5 до 7 лет. Однако, согласно ФЗ №122 и 131, гарантированную лишь на уровне региональной и муниципальной власти – не лучше ли и федеральной? (утратил силу пункт 2 ст. 18 ФЗ «Об образовании»: «Государство гарантирует финансовую и материальную поддержку в воспитании детей раннего детского возраста, обеспечивает доступность образовательных услуг дошкольного образовательного учреждения для всех слоев населения».). Данный Проект - это политическое решение, которое при профессионально неграмотном и даже при поспешном его осуществлении чреват негативными последствиями.
Во-первых, может сложиться ситуация, что при реализации Проекта Министерства образования и науки РФ дошкольное образование, оказавшись в одной упряжке с такой сильной организацией, как школа, не сможет де-факто отстоять свою специфику и превратится просто в первый этап школьного обучения. Тогда вместо дошкольного образования мы получим уродливый вариант расплывшегося из своих пределов школьного образования. Это образование может стать обязательным для детей и фактически это может лишить детей детства – они сделаются «как бы учениками». Дети будут лишены возможности свободно играть, эмоционально насыщенно проживать чрезвычайно важный период развития человека – дошкольный возраст.
Во-вторых, в результате различных реформаторских манипуляций дети-дошкольники могут оказаться в одном и том же здании со школьниками, а имеющаяся дошкольная инфраструктура будет стремительно и бесповоротно приватизирована.
И, наконец, под шум рождения новой образовательной системы государство лишит федеральной поддержки дошкольное образование от 2 до 5 лет. В этом трагичном случае большинство дошкольных учреждений даже при условии сочетания муниципального и частного финансирования окажутся в сложных экономических условиях в связи с затратностью самой сферы дошкольного образования и сравнительно низкой платежеспособностью населения. Это может привести к резким негативным последствиям.
Вместе с тем профессионально грамотное решение обозначенных проблем позволяет надеяться, что через несколько лет в России сложится и заработает инновационная система дошкольного (не – предшкольного) образования как первая ступень общего образования, будут созданы действительно равные стартовые возможности для дошкольников.
Сегодня дошкольные учреждения г.Муравленко способны обеспечить оптимальный путь предшкольной подготовки детей, т.к. в них работают высококвалифицированные специалисты психолого-педагогического и медицинского профиля, создана хорошая материально-техническая база, организована предметная среда. Реализация разработанной педагогами детских садов программы для старшего дошкольного возраста, адаптирующей детей к предстоящим изменениям их социального статуса, поможет решить проблему выравнивания стартовых возможностей дошкольников и безболезненного перехода к школьному обучению детей с 6,5 лет.
И в заключение хотелось бы отметить, что инициативы государства и Министерства образования вызывают большую тревогу у всех работников дошкольного образования. И только консолидация педагогической и родительской общественности, внимание региональных и муниципальных властей к дошкольному образованию помогут сохранить для малышей их теплый дом – детский сад!

Используемая литература:
• ФЗ «Об образовании» (в редакции, введенной в действие с 15 января 1996 года Федеральным законом от 13 января 1996 года № 12-ФЗ, с изменениями на 22 августа 2004 года)
• ФЗ №122 «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием ФЗ…»
• ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»
• Проект Министерства образования и науки РФ «О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации»
• «Развивающее дошкольное образование: принципы и основные направления работы». Методические материалы семинара УрО РАО. Екатеринбург, 2005г.
• «О введении предшкольного образования» (рабочие материалы министерства образования и науки РФ)
• В.Слободчиков «Детский сад вчера, сегодня, завтра» («Дошкольное воспитание» № 8, 2005г.)
• М.Маханева, О. Князева «И вновь о преемственности…» («Дошкольное воспитание» № 6, 2004г.)
Людмила Бережная ( Пользователь )
Заведующий МДОУ д/с "Золушка"
г.Муравленко
Тюменской обл. ЯНАО
Колесникова С.В.


Работа педагогического коллектива детского сада «Золушка» по обеспечению готовности воспитанников к школе.


Тезисы.


В детском саду созданы все условия для решения задач по подготовке детей к школе:
• комплексная образовательная программа «Из детства в отрочество», объединяет усилия трех социальных институтов - детского сада, начальной школы и семьи - в целях сохранения здоровья и всестороннего развития детей на этапах дошкольного и школьного детства;
• педагоги детского сада развивают те специфические формы деятельности дошкольников, которые смогут обеспечить ребенку легкую адаптацию к новому, школьному этапу жизни;
• созданная, благодаря Программе развития ДОУ, структура (познавательная лаборатория, центр социальных и культурных традиций, музейный комплекс, центры социализации, социально-психологической поддержки и физкультурно-оздоровительный) способствует приобщению детей к ценностям здорового образа жизни, развитию компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе; включению детей в различные формы сотрудничества со взрослыми и детьми, стимулированию коммуникативной, познавательной и игровой активности;
• организация взаимодействия специалистов ДОУ с воспитателями по подготовке к школе детей, имеющих проблемы в развитии и детей 6,5 лет происходит через ПМПк ДОУ;
• для сохранения здоровья будущих первоклассников в учреждении разработана и успешно реализуется целевая программа «Здоровье», благодаря которой в оздоровительный процесс детского сада введены компоненты здоровье сберегающих технологий;
• объединение усилий педагогов детского сада и начальной школы: методической, социальной, медицинской и психологической служб все это обеспечивает непрерывность образования, стыковку программ, создает оптимальные условия для коррекционной работы, развития познавательных способностей и охраны здоровья детей.
Однако, имеют место случаи дезадаптации выпускников детского сада в начальной школе.






Доклад
ДОУ «Золушка» работает по комплексной образовательной программе «Из детства в отрочество», которая объединяет усилия трех социальных институтов - детского сада, начальной школы и семьи - в целях сохранения здоровья и всестороннего развития детей на этапах дошкольного и школьного детства.
Реализуя технологию программы, которая предусматривает сочетание реального, опосредованного, проблемного и латентного обучения, педагоги детского сада развивают те специфические формы деятельности дошкольников, которые смогут обеспечить ребенку легкую адаптацию к новому, школьному этапу жизни.
Это, прежде всего, занятия познавательного цикла, ролевые игры, театральная и художественная деятельность, математическое и речевое развитие дошкольников. Организуя педагогический процесс, воспитатели детского сада обогащают сенсорный опыт детей, развивают внимание и наглядно-образное мышление, воображение дошкольников, формируют: умение выполнять элементарные творческие задания, корректировать свое эмоциональное состояние, элементы учебной деятельности.
В детском саду созданы все условия для решения задач по подготовке детей к школе, как в организованных видах деятельности (индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях, речевых праздниках), так и во время проведения режимных моментов. При этом сотрудники обеспечивают личностно-ориентированное взаимодействие с каждым ребенком, предоставляя возможность выбора деятельности, партнера, средства, побуждают детей обращаться к взрослым с вопросами, суждениями, высказываниями, использовать знания, полученные на занятиях в игровой и опытно-поисковой деятельности, создавая при этом ситуации успешности.
Созданная, благодаря Программе развития ДОУ, структура (познавательная лаборатория, центр социальных и культурных традиций, музейный комплекс, центры социализации, социально-психологической поддержки и физкультурно-оздоровительный) способствует приобщению детей к ценностям здорового образа жизни, развитию компетентности в сфере отношений к миру, людям, себе; включению детей в различные формы сотрудничества со взрослыми и детьми, стимулированию коммуникативной, познавательной и игровой активности. Так, в учреждении стали уже традиционными русские народные и православные праздники, физкультурные досуги, соревнования, конкурсы: на изготовление изделий декоративно-прикладного искусства, «Фабрика звезд» и другие, которые способствуют приобретению будущими школьниками опыта по самореализации.
Организация взаимодействия специалистов ДОУ с воспитателями по подготовке к школе детей, имеющих проблемы в развитии и детей 6,5 лет происходит через ПМПк.
Так, организована индивидуальная коррекционная работа воспитателей групп, коррекционная работа по общей моторике воспитателя по физвоспитанию, коррекционная работа по мелкой моторике воспитателя по изодеятельности, введены логоритмические упражнения на музыкальных занятиях, проводится общий массаж по снятию мышечных зажимов и чрезмерной напряженности. Социальный педагог осуществляет правовое и социально-педагогическое просвещение родителей и детей. Педагог-психолог осуществляет нивелирование недостатков познавательного и личностного развития детей.
Для сохранения здоровья будущих первоклассников в учреждении разработана и успешно реализуется целевая программа «Здоровье», благодаря которой в оздоровительный процесс детского сада введены следующие компоненты здоровье сберегающих технологий:
-осуществляется программа «Блен-да-мед»,
-введены в практику разгрузочные моменты,
-выделены эмоционально значимые моменты в жизни группы и осуществляется работа по созданию положительного эмоционального настроя в эти периоды,
-для создания экологически благоприятных условий, улучшения микроклимата и воздушной среды в детском саду :подобраны комнатные растения, поглощающие вредные химические вещества, выделяющие фитонциды и увлажняющие воздух , установлены увлажнители и ионизаторы воздуха, оптимизирован двигательный режим.

При формировании у детей школьно - значимых психофизических функций большое внимание уделяется организации взаимодействия детей с родителями, так как участие родителей в жизни своих детей не только дома, но и в детском саду, а затем и в школе позволит сократить учебную нагрузку и повысить качество образования детей.
Создание оптимальных условий для преодоления ребенком трудностей во время адаптации к школе обеспечивается организованным, налаженным сотрудничеством детского сада с начальной школой №6, которое предусматривает такие формы работы, как:
-экскурсии детей,
-взаимопосещения учителей, воспитателей групп и специалистов,
-участие в педсоветах и родительских собраниях,
-проведение заседаний “Круглого стола” для обсуждения проблем преемственности, совместных уроков и занятий, выставок рисунков и поделок, соревнований, праздников и развлечений,
-шефские концерты учеников НШ № 6,
-консультации для родителей учителями школы,
-участие в акциях милосердия,
-обмен документами с НШ №6.
Реализация единой линии развития ребенка на этапе перехода его
к обучению в школе, объединение усилий педагогов детского сада и начальной школы: методической, социальной, медицинской и психологической служб все это обеспечивает непрерывность образования, стыковку программ, создает оптимальные условия для коррекционной работы, развития познавательных способностей и охраны здоровья детей.
По результатам адаптации и первого года обучения выпускников детского сада за 2004-2005 год:
- успешно адаптировались в школе 89 % детей;
- социометрический статус: принятые – 100% детей
- отличная и хорошая успеваемость у 51 % детей;
- учебная мотивация составляет 77,8 %.
Однако, проблемой остается дезадаптация и неуспеваемость в школе детей 6, 5 лет, детей с проблемами в развитии и детей, которые приходят в детский сад менее чем за год до поступления в школу. Каждый случай дезадаптации ребенка в школе широко обсуждается на совместных с педагогами школы заседаниях, разрабатываются комплексы мероприятий, принимаются решения по дальнейшим совместным действиям.


Список литературы.
1.«О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы»
первый заместитель министра А.Ф. Киселев;
2.Инструктивно-методические письма Министерства образования РФ:
• «Об организации взаимодействия образовательных учреждений и обеспечении преемственности дошкольного и начального общего образования» от25.03.94 № 35-М
• «Рекомендации по экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений Российской Федерации» от 24.04.95 № 46/19-15
• «О программно-методическом обеспечении дошкольного образования – в контексте педагогики развития» от 24.03.95 №42/19-15
Наталья Чубенко ( Пользователь )
Первый доклад по теме:
"Создание условий для выравнивания стартовых возможностей детей старшего дошкольного возраста при поступлении в школу"
Чубенко Н.Ю., главный специалист управления образования
города Муравленко ЯНАО Тюменской области
Людмила Прохорова ( Пользователь )
Уважаемая Светлана!
Всецело поддерживаем тревогу, высказанную вами по поводу введения термина «предшкольное образование». Решая «благородную» задачу – выравнивание стартовых возможностей, есть опасение, что у детей отнимут еще 1- 2 года от их счастливого детства. Мы обеспокоены тем, что у детей недостаточно времени для сюжетно-ролевой игры. Проводимые ежедневно познавательные занятия, причем часто не на высоком уровне, уже сегодня превращают детский сад в «маленькую школу». Нет гарантии, что «предшкольную» подготовку будут вести педагоги с дошкольным образованием, понимающие значимость игровой деятельности в личностном развитии детей.
с уважением Мила Прохорова, г. Владимир

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+