Личный кабинет

Мысли о качестве образования

Виталий Потопахин ( Пользователь )
Добрый день всем с наилучшими пожеланиями.

Хочу поделится своими сомнениями по поводу измерений качества в образовании. Кажется считается общепринятым, что качество образования можно измерить, причем за очень короткий период. Есть даже научно-разработанные критерии. Я даже заметил, что словосочетание "научно-разработанный" имеет какое-то ритуально-магическое воздействие. Вот мол это научно разработано и стало быть это объективно и это хорошо. А по моему педагогика, как была глубоко субъективной вещью, так и осталась.

Вот например говорят, что в финляндии (китае, греции, зимбабве и т.д.) лучше на том основании что их ученики лучше прошли какие-то тесты. А я не понимаю, почему нельзя сказать проще, что в китае, зимбабве, финляндии и т.д. учащиеся лучше прошли какие-то тесты и не более того.

Или например, русские студенты победили на всемирной олимпиаде, следовательно у нас лучшие программисты. В этот момент я вспоминаю некоторых вундеркиндов, которые вставали в тупик перед задачей если для её решения не хватало нескольких часов ak.gif Отсюда опять возникает сомнение, почему олимпиада стала критерией качества? Не ясно!

Вообще, чтобы сравнивать одну страну с другой, для начала надо сравнить их цели. А если они разные? Видимо предполагается, что существует общечеловеческий стандарт. А откуда это известно? И если это так, то в чем он?

И откуда к примеру известно, что совокупность людей давшая хорошие результаты в коротком периоде сможет их повторить через некоторый протяженный период и наоборот?

Я помню нас в школе (советской) заставляли быстро читать и кто быстро читал, тот был молодец. Сейчас весь мир заставляют быстро читать, быстро считать, быстро соображать, а мне вот кажется, что большинство задач стоящих перед человечеством вообще и человеком по отдельности требуют не скорости, а вдумчивости. Мы вообще не самые быстрые звери на планете, но тем не менее стали доминирующим видом. Может быть это не случайно?


А вообще так ли это существенно уметь измерить качество образования? Или во всяком случае надо ли это делать в краткосрочном периоде? Куда мы спешим? Не кажется ли вам, что проблемы точного измерения качества начинают заслонять собственно образование?
( Пользователь )
Полностью с Вами согласна! Особенно по поводу олимпиад.
А если ещё подумать и о тех, кто НЕ побеждает, а участвует...
Сколько сломанных судеб из-за того, что кому то нужно отчитаться за численность...
Был у меня ученик, который не мог писать контрольные - в первых классах получил такой нервный срыв!
Уж не знаю как он дальше живёт... а человек очень неплохой и умница.
Сергей Галаган ( Пользователь )
(Потопахин Виталий @ 27.03.2007, 07:57) <{POST_SNAPBACK}>
А вообще так ли это существенно уметь измерить качество образования? Или во всяком случае надо ли это делать в краткосрочном периоде? Куда мы спешим? Не кажется ли вам, что проблемы точного измерения качества начинают заслонять собственно образование?


http://o-kalina.spb.ru/DOC/analit/pokazateli2006.doc - вот показатели школ, разные взеде, но в чем то общее. Несколько удивили "показатель" - возраст. Давно не встречал, но боюсь,что рисуют под обратное отношение.
Сергей Галаган ( Пользователь )
(Galagan Sergei Igorevich @ 22.06.2007, 18:14) <{POST_SNAPBACK}>
http://o-kalina.spb.ru/DOC/analit/pokazateli2006.doc - вот показатели школ, разные взеде, но в чем то общее.


А вот достижения конкретной школы, думал местные, а нет, вполне в духе 60000-ва
Олег Чебан ( Пользователь )
Виталий Валерьевич!! Вы очень важную и на первый взгяд неприметную тему затронули.
Можно даже расширить границы сказанного, не только образования, но и вообще, социально-экономического развития. Вот нам говорят о каких-то великих цифрах выплавленного чугуна, стали, нефти, затраченных миллиардах на соц. программы, которые осели опять в административных кабинетах, но вопрос в другом - во имя чего? И что мы теряем, добывая те самые заветные миллионы? А теряем мы людей, живых и простых людей, еще губим природу и только для того, чтобы пузатенький малыш принимал пузыристые ванны в мраморе? Это же глупо, преступно?! И с образованием то же самое, да и со спортом. Показательный и рекордный спорт не нужен! Для гармоничного мироустройства нужны не вундеркинды (массово), а люди деятельные, творческие, настроенные на поступательное созидание. здесь как раз и зарыта собака. Чтобы воспитать, научить мыслить позитивно, нужны не пиар-компании от молодой россии, а последовательный, мудрый и долгий путь просвещения..
Кстати, в Новокузнецке недавно видел вашу книжку, что-то по программированию сложных/олимпиадных задач на Паскале. Жаль денег не хватило, в следующий раз обязательно куплю smile.gif
Добавлю. В советское время был большой спорт и большие рекорды, но не было здоровой нации. Похоже что и теперь хотят возродить большие рекорды, шоу-олимпиады, но совсем не желают иметь здоровую и послепенсионную нацию. Вчера на остановке видел мужчину, лет 50, рак кожи, у нас таких появляется много, потом правда теряются в толпе возродившейся молодежи. Так вот, губы изъедены, один глаз не видит.. несчастное чудовище, порожденное рекордами и праздными отчетами о добытых тоннах угля и стали..
Семенов Вадим ( Пользователь )
(Потопахин Виталий @ 27.03.2007, 09:57) <{POST_SNAPBACK}>
А вообще так ли это существенно уметь измерить качество образования? Или во всяком случае надо ли это делать в краткосрочном периоде? Куда мы спешим? Не кажется ли вам, что проблемы точного измерения качества начинают заслонять собственно образование?
А что представляет образование в отдельно от его качества? Все равно что, лишь бы время занять и галочку поставить, что образование якобы есть? А если не все равно, то нужно каким-то образом определять, достигается ли нужное качество.
Наталья Щербакова ( Пользователь )
(Семенов В.Д. @ 23.06.2007, 02:03) <{POST_SNAPBACK}>
А что представляет образование в отдельно от его качества? Все равно что, лишь бы время занять и галочку поставить, что образование якобы есть? А если не все равно, то нужно каким-то образом определять, достигается ли нужное качество.


Согласна, качество нужно отслеживать во всем и всегда. Вопрос в инструменте, а не в субъективности педагогики. А еще немаловажный вопрос в целях страны в области образования! Здесь тоже не могу не согласиться!
Если отметки и результаты олимпиад не измеритель качества, то нужно искать другой критерий. И мне кажется, что это все же должны быть показатели достижения человечка в школе. Я детей на это и настраиваю - надо быть активным, находить свою область применения и ставить цели для достижения!

Конечно, работа с людьми/детьми всегда имеет субъективную страту, но ведь воспитывают/обучают не словом (или не только словом), а примером, значит, без субъективности не обойтись...

"В советское время был большой спорт и большие рекорды, но не было здоровой нации" Ну не совсем это и правда! Было общее стремление к спортивным действиям на заводах и в учреждениях. Мои родители учавствовали во всяких таких мероприятиях и таскали с собой меня. Это дало мне в детстве возможность с любовью заниматься спортом, иметь спортивные достижения и сейчас это тот запас здоровья, на котором я еще держусь...Кстати, такое отношение к здоровью я смогла передать и своему ребенку тоже и на внуков надеюсь меня хватит...

О качестве...Вот такой пример: на школу выделили денег для покупки оборудования, но срочно. Знаете, как все оживились, стали искать всякие дидактические материалы для классов. У всех появилось желание с этим поработать, значит, изменяться уроки, станет интереснее. У меня, например, появятся НОВЫЕ микроскопы, 3Д объемные пазлы по предмету, разборные модели ДНК и еще всякое, о чем мечталось в скромных мечтах. Я, да и другие, уже продумываем какие это будут новые формы уроков. Скажется ли это на качестве?
Наталья Щербакова ( Пользователь )
Да... а счета-то все вернули, ничего у меня не появится, ни микроскопов, ни моделей разборных, ничего ak.gif Вот вам и разговоры и никаких воплощений.... sorry.gif
Олег Чебан ( Пользователь )
(Щербакова Наталья @ 26.06.2007, 22:22) <{POST_SNAPBACK}>
Да... а счета-то все вернули, ничего у меня не появится, ни микроскопов, ни моделей разборных, ничего ak.gif Вот вам и разговоры и никаких воплощений.... sorry.gif

А потом ругают, что это наше образование так падко на зарубежные гранты..
Кстати, выше приводился пример ОАШ, тнекий фонд в Голандии может профинансировать образовательные проекты? Гран определен до 15 тыс евро.
p.s. у меня тут мысли сразу закипели.. вот только проект получается не единовременный, а постоянный и с привлечением всего свободного времени. Правда затем может перерости на самофинансирование, если не обвинять в ..
p.p.s.Удивляюсь на чиновников, чьи дети учатся в той самой загранице, журналистов, которые нам ведут репортажи оттуда, а почему-то не из забытого правительством Морковино и Простоквашино? Посмотрите гос. канал "Вести", ужас, такое ощущение что им зарплату выплачивают правительства Евросоюза и США, а не шахтеры, нефтяники и металлурги?!
Михаил Кушнир ( Пользователь )
(Потопахин Виталий @ 27.03.2007, 07:57) <{POST_SNAPBACK}>
Не кажется ли вам, что проблемы точного измерения качества начинают заслонять собственно образование?

Мне кажется, что измерять образование не умеет никто. Его пытаются оценивать. Те, кто научится наиболее адекватно это делать, сумеет наиболее эффективно решать проблемы образования, т.к. оценка обеспечивает обратную связь, без которой невозможно эффективное управление.
Стратегические цели, по большому счету, у всех одинаковые - обеспечить эффективное воспроизводство знаний у новых его членов и опережающее конкурентов производство новых знаний.
Тактические цели могут различаться - разные школы (в институциональном смысле).
Действительно, жесткие внешние системы оценок могут входить в противоречие с логикой образования в некоторых ОУ. С точки зрения государственного контроля за образованием на этапных моментах это неизбежно. На промежуточных этапах было бы неплохо дать возможность школам вести собственные системы оценивания. Если вынести отметку из школы, это могло бы быть органичной особенностью образования.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+