Личный кабинет

Профильное образование

в условиях малого города (доклады)
Марина Кравец ( Пользователь )
Профильное образование в городе Муравленко: особенности, проблемы, задачи

Доклад на Интернет – педсовет 2005 года
Автор: Кравец Марина Владимировна
Должность: заместитель начальника управления образования
Контактный телефон: (34938) 27-5-17
Электронная почта: kravets1966@mail.ru
1.Тезисы
В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования отмечается, что реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной школы перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления.
В системе образования города в 2004-2005 учебном году проведена комплексная работа по организации предпрофильной подготовки, по переходу на профильное обучение. Повысилась компетентность и активность участия педагогов, активизировалось участие школ, учреждений дополнительного и профессионального образования. Оценивая результативность предпрофильной подготовки, 80,3 % учащихся предпрофильная подготовка помогла в выборе профиля обучения. Предпрофильная подготовка оказала также существенное влияние на более осознанный выбор профессии выпускниками основной школы города. В целом, проведенная работа обусловила переход на профильное обучение в системе образования города в этом учебном году.
Однако профессиональное самоопределение – это не просто выбор профессии, а своеобразный творческий процесс развития личности, начинающийся с раннего возраста, сопровождение которого осуществляют воспитатели дошкольных образовательных учреждений, педагоги школ и учреждений дополнительного образования и роль каждого из них актуальна. Для решения проблем выбора профиля, профессии, для создания условий, способствующих развитию личности, способной к успешной самореализации в различных сферах жизнедеятельности общества, необходимо целенаправленно создавать социально-педагогических условия с дошкольного возраста. Это объясняет необходимость введения с дошкольного периода до старшей школы в образовательный процесс постепенно расширяющегося пространства индивидуально-ориентированного обучения учащегося:
- предпрофильное развитие (в дошкольном образовании)
- предпрофильное воспитание (в начальной школе)
- предпрофильная подготовка (в основной школе)
Таким образом, система профильного обучения в старшей ступени должна обязательно базироваться на результатах предпрофильной подготовки в основной школе, которая в свою очередь невозможна без опоры на предпрофильное воспитание в начальной школе и предпрофильное развитие ребенка в дошкольном образовании.
Данное расширенное понимание профильного обучения и ценности легли в основу ведущих идей Программы развития профильного обучения в рамках городской образовательной сети, которая рассмотрена и утверждена Городской Думой.
2. Основная часть
В Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования отмечается, что реализация идеи профильности старшей ступени ставит выпускника основной школы перед необходимостью совершения ответственного выбора – предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности, выбор профессии или специальности. Важность подготовки к ответственному выбору профиля в условиях вариативного и дифференцированного обучения на старшей ступени определяет серьезное значение предпрофильной подготовки 9-классников и профильного обучения в 10-11 классах, где старшеклассники должны сделать первый в жизни реальный и приемлемый выбор сферы деятельности как профильной, так и профессиональной.
В системе образования города Муравленко в 2004-2005 учебном году в целях организации предпрофильной подготовки для учащихся 8-9 – х классов открыты предпрофильные классы (3 кл/к сш № 1 – 8 м физико-математический, сш № 3 – 8 б технологический, сш № 4 – 9 в физико-математический), организована реализация курсов по выбору для учащихся 8 –х классов в сш № 3 (динамические группы), сш № 5 и апробирована сетевая модель предпрофильной подготовки школы-учреждения дополнительного образования – Межшкольный учебный комбинат – Муравленковский многопрофильный колледж, координационным центром которой стал Межшкольный учебный комбинат (окружная экспериментальная площадка). Разработан ряд документов, регламентирующие предпрофильную подготовку на муниципальном уровне, заключены договоры о взаимодействии.
Предпрофильная подготовка осуществлялась комплексно по следующим направлениям:
- реализация курсов по выбору – сентябрь 2004 – май 2005
- проведение информационной работы – ноябрь 2004 – май 2005
- проведение тренинговых занятий – март 2005
Педагогами образовательных учреждений города – участников сетевой модели разработано 95 курсов по выбору, которые были объединены в 24 образовательных маршрута, из которых 12 маршрутов, содержащие курсы разнопрофильной направленности в отдельно взятом маршруте и 12 - для учащихся, определившихся с конкретным профильным направлением или профессией учреждения профессионального образования. Курсами по выбору были охвачены 627 учащихся (92 %) 9 –х классов. 59 педагогов (12 % от общего количества педагогов школ, МУК, УДО, ММК) участвовали в предпрофильной подготовки на основе сетевого взаимодействия, из них 54 (91,5 %) имеют квалификационную категорию (высшая – 16 педагогов, 1 кв.категория – 21 педагог, 2 кв.категория – 17 педагогов).
Кв. категория итого МУК Сш № 1 Сш № 2 Сш № 3 Сш № 4 Сш № 5 ВСШ ММК ДЮЦ ЦТТ
Имеют кв. категорию 54 8 9 5 6 6 11 1 - 4 4
Высшая 16 - 3 3 3 2 2 - -- 2 1
1категория 21 2 6 2 2 3 4 - - 1 1
2кв.категор 17 6 - - 1 1 5 1 - 1 2
без кв.катег 5 3 - - - 1 - - 1 - -
11 разряд 1 1
9 разряд 1 1
8 разряд 3 1 1 1
итого 59 11 9 5 6 7 11 1 1 4 4
В течение учебного года 4 педагога повысили квалификационную категорию. В конце 2004-2005 уч. г. 56 педагогов (95 %) имеют квалификационную категорию из 59, реализующих курсы по выбору в рамках сетевого взаимодействия.
В течение 2004-2005 учебного года проведена методическая работа с педагогами. Организован и проведен в рамках Единого методического дня семинар по теме «Об обновлении содержания образования в условиях внедрения предпрофильной подготовки и профильного обучения», где рассмотрены возможные критерии готовности учащихся 9-х классов к выбору профиля, представлена информация о подходах к конструированию учебных планов профильных классов, даны алгоритм создания рабочей программы педагога и рекомендации по внедрению технологий обучения (построение учебного процесса на концептуальной основе, обучение укрупненными дидактическими единицами, организационно-деятельностные, имитационные игры, технология КСО, технология полного усвоения знаний, компьютерные технологии обучения, технология проектного обучения). Педагоги обсудили применение возможных форм реализации профильного обучения (интегрированные уроки в виде ролевых, ситуативных игр, уроки с компьютерной поддержкой, лабораторные практикумы, уроки «погружения в проблему», лекционно-семинарские занятия, уроки-исследования, дни самообразования, зачетные дни). Участники семинара были ознакомлены с новыми подходами к оценке учебных достижений школьников в условиях профильного обучения и предпрофильной подготовки.
Педагогами – психологами проведены тренинговые занятия «Секреты выбора профессии», в которых приняли участие 94 % от общего количества учащихся 9 –х классов. В ходе тренинговых занятий учащиеся обозначили, что проблема выбора профессии для них актуальна, высказали пожелания о получении информации о связи школьных предметов и профессий, им не хватает знаний о новых профессиях, об учебных заведениях, где им можно обучаться. Многие пока не могли определиться в выборе профессии, профессионального направления и считают, что в 9-м классе рано говорить о выборе профессии. Ряд учащихся обозначили, что достаточно осведомлены и о профессии и о путях ее получения учащимися, однако данные тренинги помогли убедиться в выборе профессии.
В течение учебного года классными руководителями, педагогами и администрацией МУК, администрацией школ, колледжа проведена информационная работа с учащимися, родителями по вопросам условий обучения в профильных классах, учреждениях профессионального образования.
Результаты анкетирования по итогам прохождения предпрофильной подготовки, показали, что содержание элективных курсов соответствует интересам учащихся - 91 % от общего количества, 52 % - обогатили свои знания, 39 % узнали новые сведения о профессиях, 16 % проверили свои способности, 9 % ответили, что предложенные занятия не вызвали у них интереса. В целом, оценивая результативность предпрофильной подготовки, 80,3 % учащихся предпрофильная подготовка помогла в выборе профиля обучения.
На начало 2005-2006 учебного года для учащихся 10-х классов в школах города открыты 14 профильных классов – 341 ученик (67,7 % от общего количества учащихся 10-х классов), что на 7 кл\к больше по сравнению с 2004-2005 уч.г., их них 2 кл\к физико-математического профиля (13,8 % от общего количества учащихся 10 профильных классов), 1 кл\к химико-биологический (5,9 %), 3 кл\к социально-экономического профиля (22 %), 1 кл\к социально-гуманитарного (7,3 %), 1 кл\к лингвистический (7,3 %), 3 кл\к информационно-технологического профиля (22,6 %), 1 кл\к художественно-эстетический (7,3 %), 1 кл\к оборонно-спортивного профиля (6,5 %), 1 кл\к гуманитарный (7,3%) и 6 универсальных классов (2004-2005 уч.г. – 12 кл\к) для учащихся, не определившихся с выбором профиля обучения или профессии. Таким образом, увеличилось количество профильных классов и расширился спектр направлений (впервые открыты информационно-технологические, социально-гуманитарный, лингвистический, художественно-эстетический классы).
В Муравленковском многопрофильном колледже сформированы группы, в которых 151 выпускник 9-х классов (22,3 % от общего количества выпускников. В 2004-2005 уч.г. – 207 выпускников, 30,4 %) школ города продолжили обучение по следующим профессиям и специальностям: «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», «Автоматизация технологических процессов и производств», «Автомеханик», «Электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования», «Повар, кондитер», «Слесарь», «Портной». Предпрофильная подготовка оказала существенное влияние на более осознанный выбор профессии выпускниками основной школы города. Результаты анкетирования учащихся и студентов, поступивших в колледж в этом учебном году, показали, что 69,3 % имеют высокую мотивацию к выбранной профессии, 26 % - средний уровень, 4,7 % - низкий; 35,4 % имеют высокий уровень осведомленности о содержании получаемой профессии, 63,8 % - средний, 0,8% - низкий. По сравнению с предыдущим учебным годом повысилась заинтересованность учащихся и студентов в получении выбранной профессии (специальности) и уровень осведомленности о профессии (в 2004 году – 48 % от общего количества, поступивших в колледж имели высокую мотивацию, 38 % – среднюю, 14 % – низкую; 38 % имели высокую осведомленность о профессии, 54 % среднюю, 8 % - низкую).
Проведенная в 2004-2005 учебном году комплексная работа обусловила переход на профильное обучение в системе образования города в этом учебном году, т.к.
- организовано сообщество педагогических коллективов образовательных учреждений (школы, учреждения дополнительного образования, межшкольный учебный комбинат, Муравленковский многопрофильный колледж) по реализации предпрофильной подготовки и по переходу на профильное обучение;
- активизировалось участие педагогов в реализации идей предпрофильной подготовки учащихся;
-учащиеся приобрели новый социальный опыт (познакомились с учащимися из других школ, преподавателями учреждений профессионального образования, созданы дополнительные условия для развития самостоятельности и ответственности подростков);
- апробирована новая форма фиксации учебных, творческих и др. достижений учащихся (портфолио);
- выработаны общие подходы к организации профильной и профессиональной ориентации учащихся;
- увеличилось количество профильных классов, расширился спектр профилей;
-повысился уровень готовности учащихся к выбору профессий и специальностей, реализуемых в Муравленковском многопрофильном колледже.
Перед педагогическими коллективами стоят задачи по совершенствованию предпрофильной подготовки и развитию профильного образования
- совершенствование учебно-методического обеспечения предпрофильной подготовки и профильного обучения;
- совершенствование компетентности педагогов в вопросах профильного образования;
- организация мощной информационной поддержки профильного образования в городе (ресурсы Интернета, создание электронной базы данных «Профильное образование» «Учреждения профессионального образования», «Рынок труда»).
Особое внимание необходимо в этом учебном году уделить
- адаптации учащихся профильных классов, студентов 1 курса колледжа (при необходимости - содействие в переводе с одного профиля на другой),
- продолжению работы по самоопределению с учащимися универсальных классов,
- подбору необходимой информации для подростков и родителей о путях получения образования, выборе профессий или альтернативных сценариев профессиональной жизни, информации о рынке труда.
Однако профессиональное самоопределение – это не просто выбор профессии, а своеобразный творческий процесс развития личности, начинающийся с раннего возраста, сопровождение которого осуществляют воспитатели дошкольных образовательных учреждений, педагоги школ и учреждений дополнительного образования и роль каждого из них актуальна.
В дошкольном детстве (до 7 лет) дети стремятся подражать взрослым играют в сюжетно-ролевые игры, имеющие профессионально-ориентированный характер (роль врачей, продавцов, воспитателей, водителей, поваров и др.). Результатом становится «самоопределение» дошкольников на основе различения видов труда и сравнения разных профессий.
Психологической особенностью младших школьников (7-11 лет) является подражание взрослым, поэтому значимыми для них профессиями становятся учительская профессия, профессии родителей, родственников, близких знакомых семьи. Наблюдается своего рода профессиональная индукция (т.е. выводы об особенностях профессий делаются исходя из впечатлений представителей отдельных профессий). Учебная и трудовая деятельность способствует развитию воображения детей, происходит обогащение представления о содержании различных видов труда, формируется умение воображать себя в определенной профессии. У ребенка появляются профессионально окрашенные фантазии, которые окажут в будущем большое влияние на профессиональное самоопределение личности.
Подростковый возраст (12-14 лет) - это период принятия первого противоречивого решения о выборе профессии. Отрочество – один из самых ответственных периодов становления личности. В этом возрасте закладываются основы нравственного отношения к разным видам труда, происходит формирование системы личностных ценностей, которые определяют избирательность отношения подростков к различным профессиям. Подражание внешним формам поведения взрослых приводит к тому, что мальчики – подростки ориентируются на романтические профессии «настоящих мужчин», обладающих сильной волей, выдержкой, смелостью, мужеством (летчик-испытатель, космонавт, автогонщик и др.). Девочки начинают ориентироваться на профессии «настоящих женщин», обаятельных, привлекательных и популярных (топ-модель, эстрадная певица, телеведущая и др.). Формированию такой романтической профессиональной ориентации способствует также стремление подростков к самовыражению и самоутверждению. Дифференцированное отношение к разным учебным предметам, занятиям в кружках художественного и технического творчества формируют у подростков учебно-профессиональные намерения и профессионально ориентированные мечты. Эти ориентации способствуют появлению новых профессионально ориентированных мотивов учения, инициируют саморазвитие качеств, способностей, присущих представителям желаемых профессий.
Ранняя юность (15 -18 лет). Важнейшая задача этого возраста – выбор профессии. Профессиональные планы подростка весьма расплывчаты, аморфны, имеют характер мечты. Он чаще всего воображает себя в разных эмоционально привлекательных для него профессиональных ролях, но окончательный психологически обоснованный выбор профессии сделать не может. Поэтому необходимо создать такие условия, которые будут способствовать выбору наиболее реальных и приемлемых вариантов (пути получения профессионального образования и резервные варианты приобщения к профессиональному труду) из многих воображаемых, фантастических профессий. От правильного выбора прежде всего будут зависеть благополучие и успех в жизни. Выбор должен строиться на основе оценки своих способностей и возможностей, престижа профессии и ее содержания, а также социально-экономической ситуации. Таким образом, для старших подростков актуальным является учебно-профессиональное самоопределение – осознанный выбор путей профессионального образования и профессиональной подготовки.
Представленные этапы профессионального самоопределения на разных стадиях становления личности детей и подростков свидетельствует об актуальности целостности, комплексности и последовательности психолого-социиально-педагогического сопровождения данного процесса, т.к. самоопределение может быть либо адекватным профессионально важной проблеме, либо неадекватным – тогда оно порождает внутренний конфликт, активизируя защитные механизмы вместо процессов развития.
Для решения проблем выбора профиля, профессии, для создания условий, способствующих развитию личности, способной к успешной самореализации в различных сферах жизнедеятельности общества, необходимо целенаправленно создавать социально-педагогических условия с дошкольного возраста. Это объясняет необходимость введения с дошкольного периода до старшей школы в образовательный процесс постепенно расширяющегося пространства индивидуально-ориентированного обучения учащегося:
Предпрофильное развитие (в дошкольном образовании) – создание предметно-развивающей среды дошкольного образовательного учреждения, которая способствует становлению субъектной позиции ребенка в образовательной и социальной среде на основе Я-концепции.
Предпрофильное воспитание (в начальной школе) – создание образовательной среды, которая будет способствовать воспитанию у ребенка личностных качеств, определяющих способность делать осознанный выбор в ситуациях самоопределения.
Предпрофильная подготовка (на второй ступени общего образования) – создание образовательного пространства основной школы, которое способствовало бы предварительному самоопределению подростка в отношении профилирующего направления собственной деятельности.
Таким образом, система профильного обучения в старшей ступени должна обязательно базироваться на результатах предпрофильной подготовки в основной школе, которая в свою очередь невозможна без опоры на предпрофильное воспитание в начальной школе и предпрофильное развитие ребенка в дошкольном образовании.
Данное расширенное понимание профильного обучения и ценности легли в основу ведущих идей Программы развития профильного обучения в рамках городской образовательной сети, которая рассмотрена и утверждена Городской Думой.
К этим идеям относятся:
1. Развитие профильного обучения может проходить только в рамках профильной образовательной сети города, включающей в себя учреждения дошкольного, начального, основного и среднего образования, учреждения дополнительного образования, Межшкольный учебный комбинат и учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования.
2. Ресурсным центром развития профильного обучения на уровне города станет многопрофильная школа в тесном взаимодействии с Межшкольным учебным комбинатом.
3. Важнейшим результатом профильного обучения является достижение учащимся собственной цели в образовании на основе осознанного выбора профиля, профессии.
4. Комплексным результатом профильного обучения станет согласование собственных образовательных целей учащегося с потребностями социума, устремлениями семьи, взглядами педагогов.
Модель выпускника профильной образовательной сети:
Выпускник профильной образовательной сети - это целеустремленная личность с определившейся профессиональной направленностью, с чувством ответственности, уверенная в своих силах, со сформированными нравственными установками собственной самореализации не в ущерб окружающим.
Период и этапы реализации программы
1 этап – организационно-аналитический (май 2005 – август 2006)
2 этап – практический (сентябрь 2006 – июль 2008)
3 этап – завершающий (август 2008 – июль 2009)
Основные направления и мероприятия
1 этапа
- определение условий и механизмов введения профильного обучения на старшей ступени в условиях отдельного учреждения
- определение направлений и форм взаимодействия социальных институтов города в реализации проекта профильного обучения в рамках городской образовательной сети
- разработка модели профильного образования, включающей предпрофильное развитие, воспитание, предпрофильную подготовку и профильное обучение
2 этапа
- открытие многопрофильной школы, разработка правил взаимодействия с другими образовательными учреждениями города
- разработка необходимой документации школы, программ, планов, их апробация и корректировка
- организация технологической подготовки школьников на базе МУК, ММК
- совершенствование профильно- и профессиональноориентационной работы с учащимися, информационного и психологического сопровождения самоопределения обучающихся
- реализация моделей профильного образования на каждой ступени образования
- расширение пространства сотрудничества профильной школы с семьей по ее обучению, информированию и вовлечению в образовательный процесс
- подбор и апробация новых форм и технологий обучения и воспитания в условиях профильного образования
3 этапа
- анализ эффективности реализации профильного обучения в рамках городской образовательной сети
-уточнение модели многопрофильной школы, моделей профильного образования других образовательных учреждений
Реализация данных идей возможна только при активном участии педагогов, родителей и учащихся, заинтересованных в совершенствовании содержания образования, направленного на содействие самоопределению школьников, выбору профильного и профессионального направления.

3. Литература
Э.Ф.Зеер, Психология профессий, М., Академический Проект, 2003
А.С.Мещеряков, доктор п.н. «Профессиональное самоопределение абитуриентов», «Профессиональное образование», № 6, 2005
С.Н.Чистякова, д.п.н., член-корр. РАО «Типичные ошибки при выборе профессии», «Профессиональное образование», № 6, 2005
Тамара Анпилогова ( Пользователь )
ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ
заместителя директора по НМР МОУ СОШ №1 Т.В. Анпилоговой

«О работе школы по формированию профильных классов» (СЛАЙД №1).

Одним из направлений модернизации является профилизация старшей ступени общеобразовательной школы, реализация которой, в свою очередь, вызвала необходимость введения дополнительных новаций в школьную практику.
К числу дополнительных инновационных изменений в нашей школе относятся то, что
• с 1997 года на базе школы работают динамические группы в школе третьей ступени;
• предпрофильные классы городского набора в школе II ступени;
• элективные курсы для учащихся 9х классов (городская сетевая модель);
Педагогический коллектив нашей школы имеет опыт организации и введения профильного и предпрофильного обучения.
Одной из главных задач, решаемых в процессе введения профильного обучения, является организация информационной работы. Алгоритм работы по комплектованию профильных классов начинался с планирования действий по информированию учащихся и их семей об образовательных возможностях школы и школ города. В конце первого полугодия в 9-х классах развертывается формирование будущих профильных классов. Этот этап включает следующие шаги:
• опрос учащихся и родителей 9-х классов по анкете «Профессиональные интересы» на вопрос, «Какую профессию предположительно выбрал для себя ученик и родители для ребенка» (СЛАЙД №2) мы увидели, что выбор ребят и родителей в основном совпадает. По результатам опроса также были выявлены наиболее предпочитаемые учебные предметы для будущего профессионального образования (СЛАЙД №3);
• изучение БУП 2004 года, где предложены примерные учебные планы профильных классов (СЛАЙД №4, СЛАЙД №5).
Обсудив учебные планы и программы, учитывая пожелания учеников и родителей, педагоги школы пришли к выводу, что на базе нашей школы возможно открытие информационно-технологического, физико-математического, химико-биологического классов. Была проделана следующая работа:
• доведение информации о профилях, которые предлагают школы города, до учащихся и родителей. Одновременно проводили рекламную кампанию по набору в профильные классы в других школах города;
• представление расширенной информации по профилям, которые предлагает школа, на городской Ярмарке образовательных услуг, родительских собраниях, классных часах;
• проведение предварительного опроса по какому профилю хотят обучатся учащиеся нашей школы (СЛАЙД №6). Так, из 157 учащихся на слайде видно, что по предварительному распределению выпускников 9-х классов большинство ребят определились с профилем.
И выявили необходимость открытия четырех профилей:
- физико-математического
- химико-биологического
- социально- экономического
- информационно-технологического.
На 1 сентября (СЛАЙД №7) были сформированы 6 классов комплектов. На сравнительной диаграмме распределения выпускников 9-х классов (СЛАЙД №8) видно, что предварительное комплектование и набор учащихся в 10-е классы полностью совпадает.
Школа располагает учебно - методическими комплексами, кабинетами, методическими пособиями, программами, а также кадрами.
• Провели собеседование с родителями и учащимися при приеме заявлений в профильные классы, согласно «Положению о профильных классах в общеобразовательной школе».
Соответствующая подготовка учителей, работающих в профильных классах наиболее эффективна и представляет собой работу всего коллектива по совместному выявлению и разрешению проблем, связанных с организацией профильного обучения.
Школой накоплен положительный опыт по городскому набору учащихся в классы углубленного изучения ряда предметов и поэтому, сегодня очень важно не сформировать, а найти, поддержать, развить человека в человеке и заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции, самозащиты, самовоспитания
Литература:
1. Программа развития школы.
2. Новикова Т.Г. - М.:АПК и ПРО, 2003.
3. Методическое пособие.- М.: АПК и ПРО, 2003.

Ссылки не работают! Оформлена цитата – модератор форума Бутузов А.В.
Тамара Анпилогова ( Пользователь )
Почему - то родители дают советы не в пользу своих детей, лишь бы попали в элитную школу!
Татьяна Билецкая ( Пользователь )
Тезисы выступления директора МОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа имени М. Р. Абросимова» Билецкой Т.Д.
Опыт и проблемы организации профильного обучения и предпрофильной подготовки уч-ся
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года ставит задачу создания системы профильного обучения в старших классах, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся; кооперацию старшей ступени школы с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования.
В 2004 - 2005 уч. году в МОУ «Верхопенская средняя общеобразовательная школа имени М. Р. Абросимова» был введен агротехнологический профиль в 10 классе. Проведены мероприятия, обеспечивающие организационные, информационные, кадровые, мотивационные. нормативно-правовые и научно-методические условия по введению профильного обучения старших школьников и предпрофильной подготовки обучающихся.
Все мероприятия проводились согласно разработанному «Плану работы по переходу на профильное обучение на 2004 - 2006 гг». Так были проведены общешкольное и классные родительские собрания, разъяснительная работа среди уч-ся и родителей о системе профильного обучения; разработаны и реализовывались планы-графики «О совместной деятельности агроклассов с департаментом АПК области, БелГСХА, специалистами базовых хозяйств».
Изучая запросы детей и их родителей, были спланированы, проведены и проанализированы ряд социологических исследований; диагностика предпочтений уч-ся по изучению элективных курсов.
Учитывая полученные результаты, требования Базисного плана профильного обучения, были разработаны и реализованы школьные учебные планы для выбранных профилей. Составляя расписание учебных занятий, учитывались требования СанПИН, тематика элективных курсов, расписание занятий в сельхозакадемии и ПУ-16.
В конце первого полугодия провели педагогический совет на тему «Профильное бучение -средство дифференциации и индивидуализации обучения», по итогам которого были разработаны папки-накопители «В помощь классному руководителю по предпрофильной подготовке» и «В помощь учителю, работающему в профильном классе». Промежуточные итоги также рассматривались на заседаниях Совета школы и совещаниях при директоре. Материалы заседаний отражены на стендах «Организация профильного обучения» и «Для вас, выпускники».
В учебный план класса агротехнологического профиля были включены элективные курсы. отвечающие запросам уч-ся, повышающие интерес к тем или иным предметам, помогающие дальнейшему самоопределению выпускников. Это такие курсы как «Прикладная химия». «Прикладная физика», «Практическая биология» (БелГСХА). «География человеческих перспектив», «Замечательные неравенства», «Клетки и ткани», «Плазма - четвертое состояние вещества», «Основы термохимии».
Элективные курсы учащихся универсального профиля ориентированы на профессиональное обучение (ПУ - 16). Это - «Устройство автомобиля», «Техническое обслуживание и ремонт автомобилей», «Охрана труда», «Материаловедение», «Черчение» - для мальчиков и «Технология швейных изделий», «Оборудование», «Основы конструирования», «Специальный рисунок» - для девочек.
По результатам итоговой аттестации, 16 юношей получили Диплом о среднем профессиональном образовании ПУ -16 г. Строитель с квалификацией «Слесарь по ремонту легковых автомобилей» и «Столяр плотник». Трое выпускников агрокласса поступили в БелГСХА по выбранным специальностям на бюджетной основе.
Девятиклассникам (предпрофильная подготовка) были предложены курсы по правовой подготовке «Практическое право». «Конституционная экономика», технологии «Хозяин (хозяйка) усадьбы», «Черчение». Данные курсы явились хорошей пропедевтической базой к введению социально-экономического профиля и продолжению обучения по ранее выбранным профилям.
Осуществляя профильное обучение и предпрофильную подготовку, школа руководствовалась рядом разработанных локальных актов:
• «Предпрофильная программа
• «Положение о профильном обучении»
• «Положение о профильном классе»
• «Положение об элективных курсах»
• «Положение о приме уч-ся в профильные классы»
• «Положение о портфолио ученика»
• «11оложение о портфолио учителя»

• «Положение о зачетной неделе в профильном и предпрофильном классах»
Фиксируя результаты деятельности были изданы следующие приказы по школе:
• «О создании рабочей группы по разработке и введению системы профильного обучения»:
• «О создании творческой группы по разработке «портфолио учащегося»»
• «О создании и организации работы школьной экзаменационной комиссии по проведению
итоговой аттестации учащихся 9 классов»
• «Об успеваемости учащихся 9 классов и их готовности к продолжению образования»
• «Об адаптации к профильному обучению»
• «О выпуске бюллетеня «Образовательная карта»»
Введение профильного обучения и предпрофильной подготовки стало возможным благодаря имеющемуся кадровому потенциалу, прошедшему соответствующую курсовую подготовку; материально-технической и научно-методической базам.
По итогам первого года работы обозначился ряд проблем и задач:
• Проведение элективных курсов становится неэффективным без учебников. Основные требования
к содержанию этих учебников: они должны формировать общие представления в той или иной
области знаний, быть доступными для самостоятельной работы.
• Гарантированность получения рабочих мест соответствующего профиля
• Преемственности школы и учебных заведений высшей ступени
Положительные результаты:
• Расширение возможностей школьников для реализации в разных областях знаний за сче!
введения элективных курсов
• Расширение возможностей по профориентации школьников
• Доплата педагогам и классным руководителям за работу в профильных I
предпрофильных классах
• Взаимодействие с /другими образовательными учреждениями.
Татьяна Челнокова ( Пользователь )
Проблема профессионального развития школьника. Опыт работы по ее решению.

В нашей школе №11 г.Зеленодольска РТ опыт профильного подхода к образованию имеет свою историю. В течение 1991 - 2000 года в школе действовали медицинские классы. Учащиеся которых обучались параллельно со школой в медицинском училище. Эффективность организации обучения достигалась за счет корректировки учебных программ школы и училища, организации системы воспитальной работы (Так например, традиционным был праздник посвященние в будущих медсестер, действовало научное медицинское общество ) . Анализ результатов работы свидетельствует, что наибольшей эффективности в профессиональном развитие будущих медиков достигали те классы, которые были созданы в основной школе. Учащиеся этих классов еще не обучались в системе двух учебных заведений, но готовились к данной форме получения образования. Сегодня многие из них работают в медицине.
Другим направлением деятельности школы в профессиональном образовании стало сотрудничество с Институтом социальных и гуманитарных знаний г.Казани. На уровне данного сотрудничества была создана система непрерывного образования школа - колледж-вуз. Сегодня первые ученики, прошедшие данные ступени обучения, заканчивают высшую школу. По свидетельсву педагогов успех их обучения очевиден.
Важным опытом работы школы стала программа "Лидер", направленная на формирования у учащихся навыков управленческой деятельности. В рамках программы проводились тренинги личностного развития, ученики вовлекались в систему школьного самоуправления, кроме того программа предусматривала знакомство учащихся с системой городсткого и республиканского управления. Реализация работы про программе строилась по двум принципам: Класс "Лидер", группа "Лидер", члены группы могли быть учениками разных классо, но одной параллели. Оценивая опыт работы по программе (он насчитывает более 10 лет), можно говорить об эффективности данной программы с точки зрения социального и личностного развития учащихся. Среди которых сегодня работники администрации города, руководители городских служб, представители управленческих структур промышленных предприятий. Для обычной школы рабочего района этот показатель, наверное, очень значим.
В 2003 -2004 учебном году школа стала участницей общероссйского эксперимента по предпрофильному и профильному обучению. Для того, чтобы эксперимент был удачным нами была разработана программа "Оптант". Свое название программа получила от слова "оптант", что значит выбирающий. В психологии этим термином обозначают тех, кто находится на стадии выбора профессии. Соответственно этой программой разработана система внеклассной и учебной работы по профессиональному развитию учащихся. Важной составляющей данного развития стало: формирование у школьников ценностного отношения к труду и трудовой деятельности; развития профессиональных интересов. Программа неоднократно представлялась для участников республиканских и городских семинаров. В программу включена как работа с учащимися, так и работа с родителями. А одним из принципов программы является принцип параллельности профессионального развития учителей и учащихся. Одним из услровий развития учителя нам видится его вовлечение в творческую инновационную деятельность. 11 учителей школы стали авторами разработок, представленных для участия в Всероссийском конкурсе "Педагогические инновации". Особое место в системе творческого поиска учителей школы занимают элективные курсы. Информация об оодном из таких курсов дается ниже.
С уважением ко всем, кто сейчас в Интернете Татьяна Александровна и мои коллеги.
Всех с праздником.

ТЕЗИСЫ РАБОТЫ: «Элективный курс для учащихся десятых классов общеобразовательных школ (34 часа) «ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ»»,
выполненной учителем математики, Белодед И.В., г.Зеленодольск, СОШ №11.

Представленная программа ориентирована на повышение компетенции учащихся в области действий, построенных на знаниях законов экономики.
Интегрируя математические и экономические знания в единый элективный курс, можно не только повысить экономическую компетентность учащихся, но и усилить математическое образование при решении экономических задач.
В рамках курса «Экономические задачи» рассматриваются темы алгебры 10 класса (основные свойства функций, производная, применение производной к исследованию функции). При этом в ходе изучения курса учащиеся знакомятся с экономическими понятиями и отрабатывают ранее изученные математические действия (построение и преобразования графиков функций; оперирование понятиями «возрастание и убывание функций»; расчёт процентов. работа с таблицами, формулы и работа с ними; составление уравнений по исходным данным, решение уравнений и их систем и др.)
Превалирующей формой обучения является поисково-исследовательская и практическая деятельность. В организации обучения используется метод проектов, который реализируется как в классе, так и в ходе выполнения самостоятельных заданий. В силу того, что старшая ступень должна стать проектной школой, основанной на актуализации проектной деятельности учащегося, развивающая его творческое сознание, данная деятельность имеет большое значение. Средствами для его осуществления являются задания, которые представлены в сопровождающем курс УМК. Завершается курс защитой собственных проектов.
Количество часов, отводимых на данный курс в соответствии с программой – 34 часа (из них 7 – теория и 27 – практические занятия, в том числе 2 часа –индивидуальная и групповая консультации).
Методическое обеспечение данного курса: разработка одного из уроков экономических задач на тему: «Закон спроса», наиболее актуальные в решении задачи по всем темам курса, глоссарий экономических понятий, набор тестов по темам курса.
В ходе освоения данного курса учащиеся смогут овладеть навыками проектно- исследовательской деятельности, навыками использования математических знаний при решении экономических проблем, развить способности и компетенции, необходимые для продолжения образования, а также повысить информационную и психологическую готовность к ситуации встречи с реалиями рынка труда.











ДОКЛАД

Исходя из тенденций развития образования в мире и потребностей общественного развития страны, «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» Минобразования РФ от 29 декабря 2001 года предусматривает переход на компетентностный подход в образовании. Главный результат образования теперь - не набор знаний, умений и навыков, не полнота усвоения учебного материала, а уровни компетентностей - как предметных, так и широких ключевых.
Экономические знания и практические навыки являются важной компетенцией современного человека. Поэтому повышение компетенции учащихся в области действий, построенных на знаниях законов экономики, являются важной педагогической задачей, в решении которой могут участвовать не только гуманитарные дисциплины, но и занятия математикой.
Интегрируя математические и экономические знания в единый элективный курс, можно не только повысить экономическую компетентность учащихся, но и усилить математическое образование.

Актуальность курса:
Элективный курс «Экономические задачи» призван к тому, что через решение экономических задач раскрыть значимость математики, что усиливает мотивацию учебной деятельности, стимулируя процесс обучения и повышая уровень математической грамотности учащихся гуманитарного класса и уровень экономической грамотности учащихся математического класса. А также само название курса, возможно, вызовет у учащихся желание расширить свой кругозор.

Цель курса: состоит в повышении интереса учащихся к математическим и экономическим знаниям через установление связей между математикой и экономикой и выполнении практических заданий, построенных в рамках интеграции двух предметов.

Задачи курса:
• Сформировать представления о математике как теоретической базе при изучении экономики.
• Расширить представления учащихся о сферах применения математики.
• Убедить учащихся в практической необходимости владения способами выполнения математических действий.
• Воспитание интереса к математике и экономике, раскрывая практическую значимость математических знаний в практике жизни;
• Сформировать умения и навыки математических действий при решении экономических задач;
• Развивать математическое и экономическое мышление.
• Развивать способности и компетенции, необходимые для продолжения образования.
1
Содержание курса носит интегрированный характер, предполагая актуализацию тем курса экономики и экономических понятий. В ходе изучения курса отрабатываются навыки выполнения математических действий при решении экономических задач.

В рамках курса «Экономические задачи» рассматриваются следующие темы алгебры 10 класса:
• Основные свойства функций.
• Производная.
• Применение производной к исследованию функции.

При этом в ходе изучения курса учащиеся знакомятся с экономическими понятиями и отрабатывают ранее изученные математические действия :


Тема занятий Экономические понятия
Математические действия
1. Графические задачи на тему: «Спрос и предложение» «спрос», «предложение», «величина спроса», «величина предложения», «точка равновесия», «равновесная цена», «эластичность спроса» - построение графиков функций;
- преобразования графиков функций;
- оперирование понятиями «возрастание и убывание функций»;
- расчёт процентов.
2. Задачи на тему: «Расчёт издержек и прибыли» «совокупные издержки», «постоянные издержки», «переменные издержки», «цена», «выручка», «убыток», «прибыль», «рентабельность» - работа с таблицами;
- формулы и работа с ними;
- нахождение процентного отношения;
- соотношения.
3. Задачи на тему:
« Уравнение обмена» «предложение денег», «скорость обращения денег», «средняя цена товаров и услуг» - составление уравнений по исходным данным
- решение уравнений и их систем


4. Задачи на тему: «Приведённые цены и их расчёт» «валовой национальный продукт»,

«валовой внутренний продукт », «приведённые цены», «текущие цены» - использование расчётов, связанных с процентами;
- работа с таблицами.
5. Задачи на тему: «Международная торговля» «производственные возможности», «эффект растущих издержек», «специализация» - графики функций;
- работа с таблицами;
-решение систем уравнений;
- нахождение значений функции на отрезке;
- тригонометрические функции и из свойства;
- угловой коэффициент касательной;
- системы неравенств;
- понятие производной.
6. Задачи на тему: «Закон спроса» Изучить новые соотношения между ранее изученными понятиями
- понятие производной;
- наибольшее и наименьшее значение функции на интервале
допустимых значений аргумента.

соответственно требованиям по усвоению вышеуказанных тем.

Предлагаемый элективный курс соответствует:
• современным целям общего образования;
• основным положениям концепции профильной школы;
• перспективным целям математического образования в условиях классов разных профилей.

Завершается курс индивидуальными консультациями и защитой собственных проектов.
В силу того, что старшая ступень должна стать проектной школой, основанной на актуализации проектной деятельности учащегося, развивающая его творческое сознание, данные занятия имеют большое значение. В процессе проектной работы школьники получают опыт критического анализа, управления, рефлексии, дискуссии, публичного отстаивания позиций, эмоционального переживания успехов и неудач, кооперативных и конкурентных отношений и т.д. Такой разнообразный социальный опыт становится основой формирования ключевых и специальных компетентностей. Учащиеся выполняют различные социальные роли, осваивают формы совместной деятельности. Развиваются познавательные интересы и профессиональное самоопределение старшеклассников. Формируется критическое и творческое мышление, обеспечивается интеллектуальное развитие школьников.

Ожидаемый результат:
• Овладение учащимися проектно- исследовательской деятельностью.
• Овладение учащимися навыками использования математических знаний при решении экономических проблем.
• Развитие способностей и компетенций, необходимых для продолжения образования.
• Повышение информационной и психологической готовности учащихся к ситуации встречи с реалиями рынка труда.


СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1. А.Казаков «Школьнику о рыночной экономике», М.: Знание, 1993
2. И. Липсиц «Экономика без тайн», М.: Вита-Пресс, 1994
3. «Прикладная экономика», М: Просвещение , 1992
4. К.Р. Макконнелл, С.Л. Брю «Экономикс. Реферат-дайджест учебника по рыночной экономике», М.: Менеджер, 1993
5. Е.Ю. Фрейнкман «Экономика и бизнес», М.: Начала-Пресс, 1995
6. О.О. Замков, А.В. Толстопятенков «Математические методы в экономике», М.: Издательство МГУ им. М.В. Ломоносова,1999
7. Е.М. Четыркин «Методы финансовых и коммерческих расчётов», М.: Дело, 1995
8. А.С. Симонов «Экономика на уроках математики», М.: Пресс, 1999
9. Н.В. Александрова «Математические термины», М.: высшая школа, 1078
10. В.М.Монахов, Э.С. Беляева, Н.Я. Краснер «Методы оптимизации. Применение математических методов в экономике»,Пособие для учителей - М.: просвещение, 1978

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+