Личный кабинет

Хабаровская школа программистов

Как учить программированию
Роман Еннер ( Пользователь )
Каким то образом ко мне попала книга Владимира Пинаева с олимпиадными задачами(с ней начинал занятия с детьми). На обложке был адрес, и мы один раз поучаствовали в Рыбинской олимпиаде в 2001 году. К сожалению это была последняя рыбинская олимпиада. Задания очень схожи с тем что вы предлагаете (например, помним по ДООИ): у каждой задачи не было четкого алгоритма ее решения, причем это было известно всем участникам заранее. С одной стороны было непривычно, что нет решения у задачи, а с другой стороны было жутко интересно найти это решение. Обсуждение решения задачи можно было назвать "мозговым штурмом".
Поскольку ваш сайт в рабочем состоянии может составить список задач. По традиционным олимпиадам по информатике достаточно ресурсов, а вот по таким нестандартным, знаю вот только ваш сайт да рыбинский.
Виталий Потопахин ( Пользователь )
(Roman Enner @ 06.05.2007, 14:22) <{POST_SNAPBACK}>
Каким то образом ко мне попала книга Владимира Пинаева с олимпиадными задачами(с ней начинал занятия с детьми). На обложке был адрес, и мы один раз поучаствовали в Рыбинской олимпиаде в 2001 году. К сожалению это была последняя рыбинская олимпиада. Задания очень схожи с тем что вы предлагаете (например, помним по ДООИ): у каждой задачи не было четкого алгоритма ее решения, причем это было известно всем участникам заранее. С одной стороны было непривычно, что нет решения у задачи, а с другой стороны было жутко интересно найти это решение. Обсуждение решения задачи можно было назвать "мозговым штурмом".
Поскольку ваш сайт в рабочем состоянии может составить список задач. По традиционным олимпиадам по информатике достаточно ресурсов, а вот по таким нестандартным, знаю вот только ваш сайт да рыбинский.


Роман Александрович, а как все-таки насчет совместного большого исследовательского проекта. Я серьезно.
Татьяна Дедюлькина ( Пользователь )
(Потопахин Виталий @ 08.05.2007, 08:54) <{POST_SNAPBACK}>
Роман Александрович, а как все-таки насчет совместного большого исследовательского проекта. Я серьезно.

Виталий Валерьевич! А Вы не смогли бы описать этапы , по которым вы проводите исследования.
Виталий Потопахин ( Пользователь )
(Татьяна @ 08.05.2007, 15:00) <{POST_SNAPBACK}>
Виталий Валерьевич! А Вы не смогли бы описать этапы , по которым вы проводите исследования.

Собственно этапов исследовательской работы нет. Исследование, подготовка к нему, учебный процесс идут как единое целое. Поэтому, чтобы пояснить суть дела придется изложить учебную технологию. Я попробую сделать это кратко.

1) Уже приходящему и ничего не умеющему я объявляю, что главная цель это задачи исследовательского уровня. Конечно это ни о чем не говорит, но наверное звучит интригующе и я так думаю, что это важный момент для психологической подготовки.
2) Этап базовой техники. Это стандартизированный этап. Здесь все делают одно и то же. А именно 160 задач прикладного характера. В процессе их решения осваивается язык и достаточно основательно. Язык этого периода Паскаль, компилятор Borland Pascal. На этом этапе достаточно много задач содержащих понятия выходящие за рамки школьного курса математики, есть задачи на моделирование физических процессов. В принципе для базового уровня это уже исследование, хотя такой цели не ставится. Цель твердые навыки в написании небольших программ.
3) Этап сложных задач. Здесь исследовательский элемент усиливается качественно. Каждый ученик получает только десять задач, но все они подобраны уже индивидуально к нему и все они довольно тяжелые. Это то, что называется олимпиадными задачами. Но отношение к ним не олимпиадное. Во - первых, я требую поиска оптимального решения и мы обсуждаем задачу несколько раз. Обсуждаем условие, изначально условие сформулировано не слишком четко, я исхожу из того, что в реальной жизни четко сформулированных задач не бывает. Обсуждаем математические и алгоритмические проблемы и варианты их решения. Обсуждаем оптимальность написанного текста. Во-вторых, задача решается на двух языках. Первый это компонентный паскаль и второй это язык С. Оба решения естественно строятся на базе одного и того же алгоритма, но должны учитывать идеологию языков. В третьих, обязательным условием решения будет грамотное описание. Это довольно сложная штука, но если в двух словах, то описание должно быть таковым чтобы другой квалифицированный человек мог все понять не задавая дополнительных вопросов. Каждая задача занимает от 5 и более 2-х часовых занятий в отличии от 3 задач за 4 часа на олимпиадах. Здесь каждая задача это уже системное исследование, но пока с гарантированным результатом. Главная цель это не просто генерировать идеи, а добросовестно их отрабатывать до полностью завершенного результата.
4) Собственно исследовательский этап уже в чистом виде. Каждому дается только одна задача. Ориентировочное время работы год. Задачи таковы, что гарантии получения результата нет. Ребята послабее направляются в уже существующий проект, в котором они получают тяжелую но вполне решаемую задачу. Ребята посильнее отправляются в новое плавание. Дополнительная учебная задача это освоение каких-то совсем уж внешкольных разделов знания в основном математического и освоение современных технологий и методов программирования, здесь они приучаются к самостоятельному исследованию систем программирования (это небольшая учебная подзадача) и учатся читать серьезную литературу.

Вот так обстоят дела если вкраце.
Виталий Потопахин ( Пользователь )
(svidler @ 03.05.2007, 06:47) <{POST_SNAPBACK}>
Еще один короткий вопрос, были ли в исследовательских задачах провалы.


Полных провалов не было. Но ни один проект не идет гладко. Например, в электронном учителе одну проблему построение транслятора трехуровнего макроязыка (не буду сейчас вдаваться) мы решили достаточно удовлетворительно, но проект закрыли, так в нем должен был быть большой практический смысл, но мы поняли, что шансов внедрить эту штуку практически нет.
Закрыли проект криптографии. Просто долго не находилось желающих продолжить. Закрыли проект защиты информации, то же потеряли интерес, хотя результат был и очень конкретный.
Татьяна Дедюлькина ( Пользователь )
(Потопахин Виталий @ 09.05.2007, 07:39) <{POST_SNAPBACK}>
Вот так обстоят дела если вкраце.

Виталий Валерьевич! Спасибо, ну, что я могу сказать-страшно завидую Вашим ученикам, а Вам bravo.gif bravo.gif bravo.gif
Роман Еннер ( Пользователь )
(Потопахин Виталий @ 08.05.2007, 08:54) <{POST_SNAPBACK}>
Роман Александрович, а как все-таки насчет совместного большого исследовательского проекта. Я серьезно.

Интерес есть огромный.
Но пока изучаю вашу книгу "Решение сложных задач" и материалы сайта.
Так понимаю что задачи из книги относятся к "Этапу сложных задач"
сначала нужно понять ваш стиль и скрестить его со своим smile.gif
Петр Свидлер ( Пользователь )
Виталий Валерьевич. Как-то в нашей беседе вы сказали, что учитель должен брать детей с улицы и не гнаться за вундеркиндами. Вы кажется были против разных тестов на интелектуальность и приспособленность к предмету. Принципиально я согласен. Но не кажется ли вам, что тогда педагог не сможет поставить себе серьезных учебных задач. Например придется проститься с физматшколами готовящими интеллектуальную элиту.
Татьяна Дедюлькина ( Пользователь )
(svidler @ 13.05.2007, 02:30) <{POST_SNAPBACK}>
Виталий Валерьевич. Как-то в нашей беседе вы сказали, что учитель должен брать детей с улицы и не гнаться за вундеркиндами. Вы кажется были против разных тестов на интелектуальность и приспособленность к предмету. Принципиально я согласен. Но не кажется ли вам, что тогда педагог не сможет поставить себе серьезных учебных задач. Например придется проститься с физматшколами готовящими интеллектуальную элиту.

Мне кажется брать надо всех, а потом производить отсев. Иначе будет очень обидно, если мы потеряем при отборе"элиту".
Роман Еннер ( Пользователь )
А еще лучше выращивать "вундеркиндов" самому, начинать эдак с 5-6 класса, и тогда к 10-11 будет ошеломительный результат (проверено smile.gif)

footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+