Личный кабинет

Начальная школа: Статьи и книги

О некоторых проблемах
Игорь Сухин ( Пользователь )
В Интернете выложено немало публикаций по проблемам начальной школы. Здесь мы познакомим с некоторыми из них.
О дистанционном курсе, читаемом КРАВЦОВОЙ Еленой Евгеньевной "Психологические особенности детей младшего школьного возраста"

Цитирую: "КРАВЦОВА Елена Евгеньевна — доктор психологических наук, директор Института психологии им. Л.С. Выготского, автор множества научных монографий и популярных книг для педагогов и родителей. Ее биография могла бы напомнить страницы жизни Мартина Идена — с той лишь разницей, что она получила очень хорошее образование. Елена Евгеньевна работала вожатой в пионерском лагере, музыкальным руководителем в детском саду, психологом в детской поликлинике. Уже будучи ученым с мировым именем, она вкусила школьной жизни в должности педагога-психолога... " - http://edu.1september.ru/?course=12003&page=0

Особенно ценно, что содержательные лекции Елены Евгеньевны для курсов повышения квалификации учителей начальных классов выложены в пдф-формате на данном сайте - "Педагогический факультетет Первое сентября".

Елена Евгеньевна отмечает, что "обучение психологии учителей начальной школы следует начать с курса «Психологические особенности детей младшего школьного возраста», который будет своеобразным введением в возрастную и педагогическую психологию, без знаний которой работа с учащимися начальной школы оказывается малоэффективной".

Я с интересом познакомился с указанными лекциями. И вот какие тезисы автора оказали на меня наиболее сильное впечатление.
Цитирую: Е.Е.Кравцова: "Нет ни одной другой ступени образования, которая имела бы такое количество программ и направлений в обучении детей, как младший школьный период развития...
Психологи всего мира говорят о некоторой всеобщей инфантилизации детей, то есть, другими словами, современные семилетки личностно моложе своих же сверстников десятилетней давности . Во-вторых, несмотря на отбор, очень многие дети по-прежнему пропускают буквы и путают таблицу умножения. Но самым неприятным при этом является то, что большинство современных детей не любят и не хотят учиться, что они не умеют учиться и что, даже окончив школу и сдав с помощью репетиторов экзамены в вуз, они испытывают колоссальные трудности в процессе дальнейшего обучения и нередко так и не получают заветное высшее образование....
... Просто кризис семи лет уже давно стал кризисом восьми или даже девяти лет...
Подобно тому, как для того, чтобы научиться читать, сперва надо научиться самому складывать из букв слова, происходит и развитие способности принимать учебные задачи...
Возникновение и развитие способности принимать поставленные взрослым учебные задачи и есть, по сути дела, важнейший аспект формирования собственно учебной деятельности...
...Для развития и успешного использования опосредствованного запоминания лучше иметь не очень хорошую механическую память. Этот парадоксальный вывод очень важен в плане организации обучения младших школьников..."


Данный курс лекций можно цитировать бесконечно! И кроме указанного в нём очень много интереснейших наблюдений и идей. Рекомендуем.
Ирина Романова ( Пользователь )
(И.Г.Сухин @ 03.03.2007, 19:28) <{POST_SNAPBACK}>
В Интернете выложено немало публикаций по проблемам начальной школы. Здесь мы познакомим с некоторыми из них.

Уважаемые педагоги!
Подскажите, пожалуйста, где в инете можно увидеть материал по риторике речи учителя начальной школы.
К сожалению, даже в столице республики практически никакой литературы. Да и большую часть литературы мне давала не библиотека, а руководитель по дипломной работе.
Спасибо за помощь!!
Игорь Сухин ( Пользователь )
(Романова Ирина @ 31.03.2007, 02:12) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемые педагоги!
Подскажите, пожалуйста, где в инете можно увидеть материал по риторике речи учителя начальной школы.
К сожалению, даже в столице республики практически никакой литературы. Да и большую часть литературы мне давала не библиотека, а руководитель по дипломной работе.
Спасибо за помощь!!

В самом деле, Ирина, думается, что по данной важной теме мало литературы. Вот по риторике для детей много работ написала Ладыженская, Вы их конечно, знаете. Одна из лучших, на мой взгляд:
"Речь, речь, речь: Книга для учителя / Под ред. Т.А. Ладыженской. - М.: Педагогика, 1990 , 336 с.

Вот кое-что ещё Тема: «В гостях у Риторика» (3 – 4 класс) - http://festival.1september.ru/2004_2005/in...mb_artic=211844

Большая энциклопедия начальной школы: Риторика, математика, русский язык, английский язык, окружающий мир (текст Яхнина Л.Л., Коти Т.Ю.; худ. Щербаков Н.Е., Артюх А.И., Вилкова М.Н.) - 320 с. Издательство: М:Олма-Пресс - http://www.char.ru/books/n921004126.htm

Детская риторика в рассказах и рисунках. 2 класс в 2 ч. Ч.1 - 2-е изд., перераб. Автор: Ладыженская Т.А,, и др.
Издательство: Баллас

Детская риторика в рассказах, стихах, рисунках: Учеб. для 2 кл. нач. шк. - 6-е изд. Автор: Ладыженская Н.В., Горокина Г.И., Сафонова И.В., Никольская Р
Издательство: Просвещение
http://www.booka.ru/booka_topic_304?page=2

Уроки риторика в начальной школе - http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=15

По риторике вообще -
http://www.bookoteka.ru/?search=%F0%E8%F2%EE%F0%E8%EA%E0

Для учителя начальных классов в Интернете удалось обнаружить вот что:

Диссертации:
Клюева Наталья Викторовна
Формирование профессиональной готовности учителя начальных классов к обучению младших школьников риторике : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00 . 8 : Курск, 2002 175 c., 61:02-13/1218-X - http://3dd.ru/libot/biblio.asp?c=0&i=9782
И далее - http://3dd.ru/libot/read.asp?i=9782
http://3dd.ru/libot/readp.asp
и т.д.

Ярославский ИПКиПРО предлагает пособие И.Р. Калмыковой «Работа над техникой речи в курсе школьной риторики», в котором приводится планирование уроков, дается теоретический и практический материал по технике речи, богатый по содержанию и разнообразный по форме. Пособие адресовано учителям начальной и средней школы, ведущим уроки риторики.
Помещено: 03-Feb-2003 Число обращений: 434 - http://www.edu.ru/modules.php?op=modload&a...teA&show=10

Департамент образования и воспитания правительства Ярославской области
Ярославский институт повышения квалификации
педагогических и руководящих работников образования
И.Р. Калмыкова
РАБОТА НАД ТЕХНИКОЙ РЕЧИ
В КУРСЕ ШКОЛЬНОЙ РИТОРИКИ
Ярославль
1997 - http://www.iro.yar.ru:8100/resource/collection/urok/rit1.htm

Работа над техникой устной речи
будущих учителей начальных классов
Н.Ю. Калуженская - http://www.school2100.ru/arch_mag_stat/magst_04-05_07.pdf

Ещё - http://www.mirrabot.com/work/work_17736.html

http://www.mirrabot.com/work/work_17240.html
Игорь Сухин ( Пользователь )
New 7 июня 2007: Книжная новинка: И.Г.Сухин "Новые занимательные материалы: 1–4 классы" (М.: Вако, 2007, 384 с.) – http://www.vaco.ru/upload/iblock/f544876f3...19e67272dae.jpg

Вот аннотация: "Где обитают всевозможные затеи для детей? Ну конечно же в Мыслеграде! В этом удивительном городе множество воздушных Замков. Есть среди них Замки Кроссвордов, Викторин, Игр с клетками и даже Замки Волшебных историй и Новогодних сюрпризов. А ещё Замки самых новомодных увлечений детей и взрослых – Судоку и Какуро. Есть там и Замки, где можно познакомиться с историей возникновения различных затей. В каждом из воздушных Замков Мыслеграда юных читателей и учителей ждут чистоговорки, скороговорки, пословицы, загадки, викторины, кроссворды, чайнворды, тесты, анаграммы, палиндромы, ребусы, нестандартные игры, шуточные задания, логические и математические головоломки, дидактические рассказы и сказки"http://www.vaco.ru/catalog/detail.php?ID=1264&print=Y
Игорь Сухин ( Пользователь )
Отличный обзор:
ПРОШЛОЕ И НАСТОЯЩЕЕ ПСИХОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ
(По материалам журнала «Вопросы психологии»)
М.А. СТЕПАНОВА «Вопросы психологии», 2005, N 2. С.34-58 - http://www.courier.com.ru/vp/vp0205stepanova.htm

Особенно ценен для научных работников, т.к. содержит точные ссылки постранично на источники.

Вот фрагменты касательно начальной школы,
М.А. СТЕПАНОВА : " Конкретизация положений теории учебной деятельности содержится в ряде последующих публикаций. По мнению В.В.Давыдова, В.И.Слободчикова, Г.А.Цукерман, новообразованием учебной деятельности младших школьников является умение учиться2, которое появляется в ходе специально построенной и изменяющейся системы отношений ученика с учителем, со сверстниками и с самим собой. Однако практическая реализация этого замысла затруднена по причине неясности оснований, «которые задают полноту психолого-педагогических условий становления субъективности (самостоятельности и самодеятельности) младшего школьника в учебной деятельности» (с.18)
2 «В самом широком смысле этого слова умение учить себя означает способность продолевать собственную ограниченность не только в области конкретных знаний и навыков, но и в любой сфере деятельности и человеческих отношений, в частности в отношениях с самим собой неумелым или ленивым, невнимательным или безграмотным, но способным меняться, становиться (делать себя) другим. Чтобы учить, изменять себя, человек должен, во-первых, знать о своей ограниченности, во-вторых, уметь переходить границы своих возможностей. Обе составляющие умения учиться являются рефлексивными по своей природе» [37; 14].
37. Давыдов В.В., Слободчиков В.И., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопр. психол. 1992. № 3-4. С. 14-19.

О преемственности между дошкольным и школьным образованием идет речь в статье В.В.Давыдова и В.Т.Кудрявцева. В частности, к числу фундаментальных слагаемых школьной готовности авторы относят воображение, которое развивается во всех видах деятельности дошкольника.
35. Давыдов В.В., Кудрявцев В.Т. Развивающее образование: теоретические основания преемственности дошкольной и начальной школьной ступеней // Вопр. психол. 1997. №1. С. 3-18.
Д.Б.Эльконин ставит вопрос о возможности овладения грамотой дошкольниками и дает на него положительный ответ. Однако при этом он делает существенное замечание: обучение чтению детей 5—6 и 7—8 лет следует строить по-разному. При овладении чтением дети 7-8 лет не нуждаются в специальном обучении слышанию отдельных звуков в словах. 5—6-летние дети не умеют выделять отдельные звуки, именно поэтому встает задача формирования у них умственного действия слышания и выделения звуков в словах. Опираясь на положения П.Я.Гальперина о поэтапном формировании умственных действий, Д.Б.Эльконин создал методику поэтапного формирования действия звукового анализа слова. Это формирование, писал он, является «важнейшим условием, основой дальнейшего овладения языком» [118; 52]. Мы не имеем возможности подробно останавливаться на описании методики, для нас главное — то, что она легла в основу созданного Д.Б.Элькониным «Букваря» [117]. Поистине достойный пример служения психологической науки практике образования!1 Жаль, что таких примеров очень мало.
1 Правда, сам Д.Б.Эльконин осторожно замечал, что данная методика не претендует на прямое перенесение в практику классного обучения.

Однако психологическая наука развивалась, и на страницах журнала появлялись публикации, имеющие непосредственный выход в практику школьного обучения. Авторы предлагали не только научно обоснованные, но и наполненные психолого-педагогическим содержанием методики обучения. Не осталась незамеченной статья В.В.Давыдова «К проблеме соотношения абстрактных и конкретных знаний в обучении», в которой ставится задача повышения уровня начального обучения. Это предполагает изменение традиционных для психологии взглядов «о соотношении конкретных и абстрактных знаний в процессе обучения, о последовательности их введения в преподавании, об их роли в развитии мышления учащихся» [30; 34]. В качестве актуальных В.В.Давыдов называет следующие проблемы: во-первых, описывать строение специфических видов деятельности детей, с помощью которых они усваивают многообразные системы явлений; во-вторых, изучать такую организацию обучения,, благодаря которой уже младшие школьники осваивают эти виды деятельности. «По мере разработки этих проблем обнаружатся подлинные интеллектуальные возможности детей в образовании содержательных абстракций и последующем движении к конкретным знаниям» [30; 45]. Эти идеи В.В.Давыдова получили конкретное воплощение: была создана экспериментальная программа для начальной школы.

О результатах педагогического эксперимента идет речь в сообщении Л.В.Занкова «Опыт психологического изучения школьников в составе педагогического исследования». Автор поднимает проблему влияния обучения на умственное развитие на примере изучения хода психического развития младших школьников, обучавшихся в соответствии с определенными дидактическими принципами (они подробно представлены в публикации), и заключает: «...материалы неопровержимо свидетельствуют об огромном превосходстве школьников экспериментальных классов над учащимися классов обычных по продвижению в общем развитии» [48; 15]. Было бы интересно проследить дальнейшую судьбу этих школьников.

Последующие исследования позволили Л.В.Занкову сделать вывод принципиального значения: «...выявлены не какие-либо локальные, частные, случайные различия в ходе развития и его результатах у школьников двух изученных нами категорий, а фундаментальные различия, относящиеся к самому существу развития» [46; 28]. Важным для практики образования представляется заключение автора о том, что «одна только перестройка содержания образования без соответствующей новой методики не приносит существенных положительных результатов» [46; 29].

С большими оговорками к разряду практико-ориентированных публикаций может быть отнесена и статья В.В.Крутецкого «Проблема формирования и развития способностей» [59], в которой автор дает «ответ дезориентированным учителям»: сами по себе природные задатки решающей роли в психическом развитии детей не имеют.

Теоретический и практический интерес представляет сообщение Д.Б.Богоявленской «Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества» [8]. Она развивает целостный подход к интеллектуальному творчеству и в качестве единицы его анализа выделяет интеллектуальную активность. Последняя интегрирует в себе интеллектуальные (умственные) способности и неинтеллектуальные (личностные, мотивационные) факторы умственной деятельности. Эти идеи получили дальнейшее развитие, в частности, легли в основу «Рабочей концепции одаренности», стали основой для создания программ по работе с одаренными детьми.

СОВРЕМЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ПСИХОЛОГИЯ
Проведенный нами анализ многочисленных публикаций по проблемам психологии образования убедительным образом свидетельствует об озабоченности психологов положением дел в отечественном школьном обучении. О падении уровня нашего образования открыто заявляют не только ведущие психологи и опытные педагоги, но и представители общественности, деятели науки и культуры.
Если такие известные деятели математического образования, как И.Ф.Шарыгин [113] и В.И.Арнольд (см. [27]), призывают всех нас задуматься о современной школе, то некоторые «ученые» уже предлагают конкретные пути выхода из создавшейся ситуации. Доктор педагогических наук В.В.Кумарин во всех бедах современного образования обвиняет «шарлатанов от "научной психологии"» [60; 45], которые «морочат нам голову "развивающим обучением"» |60; 51]. К числу выдающихся шарлатанов автор относит Л.С.Выготского [60; 28]; «новообразователи», «формирователи», «развиватели» — так характеризует Л.С.Выготского и А.Н.Леонтьева сторонник педагогики природосообразности. Остается только надеяться на то, что и педагоги, и практикующие психологи смогут самостоятельно без посторонней помощи «специалистов» разобраться в теоретических основаниях психологии школьного обучения.
А пока необходимо признать, что многие современные психологи выражают недовольство по поводу состояния отечественной психологии образования. Необходимость в теории, отвечающей потребностям педагогической практики, сомнений не вызывает. Пока такая теория не создана. По меткому замечанию В.А.Иванникова, «теория в лучшем случае "пришивается" к эмпирически найденным технологиям помощи людям» [83; 16].
В связи с этим представляется полезным обратиться к классической работе Л.С.Выготского «Исторический смысл психологического кризиса», написанной в 1927 (!) г. Л.С.Выготский, анализируя причины кризисного положения психологической науки, пришел к выводу о необходимости изменения отношений между теорией и практикой: «развитие прикладной психологии во всем ее объеме — главная движущая сила кризиса в его последней фазе» [18; 387]. Именно практика ставит задачи «и служит верховным судом теории, критерием истины» [18; 388]. По мнению Л.С.Выготского, необходимо повернуться лицом к психотехнике. Спустя 70 лет Ф.Е.Василюк отмечает, что «появление психолога-практика как массовой профессии ... создает радикально новую ситуацию для всей нашей психологии. Возникает потребность в новых теоретических подходах...» [14; 31]. Каких? Этот подход должен позволить научно изучать не психику, «а опыт работы с психикой, прежде всего опыт профессиональной психологической работы» [14; 32]. Образцом такого психотехнического подхода для Ф.Е.Василюка выступает теория поэтапного формирования П.Я.Гальперина.
Из сказанного следует вывод о потребности психологии образования в особой психотехнической теории, которая «должна включиться в контекст психологической практики и сама включить эту практику в свой контекст» [14; 32].
"

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+