Личный кабинет

Оценочная психология вне школы и в школе

Опрос Педсовета
Алексей Бутузов ( Пользователь )
Уважаемые коллеги!

«Оценочная психология» - сталкивался с неизменной отрицательной оценкой этого явления, все более охватывающего людей по велению времени.
Можно ли и каким образом избежать развития «оценочной психологии» при воспитании детей?

Прошу высказать собственное мнения, по возможности, воздержавшись от обсуждения.
Спасибо.
Светлана Зайцева ( Пользователь )
(Алексей Бутузов @ 26.02.2007, 01:15) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемые коллеги!

«Оценочная психология» - сталкивался с неизменной отрицательной оценкой этого явления, все более охватывающего людей по велению времени.
Можно ли и каким образом избежать развития «оценочной психологии» при воспитании детей?

Прошу высказать собственное мнения, по возможности, воздержавшись от обсуждения.
Спасибо.



Алексей Владимирович, раз уж Вы просите воздержаться от обсуждения, а это означает, что не предвидится возможности изменить свое мнение, не могли бы Вы уточнить, что конкретно Вы имеете в виду под "оценочной психологией"?
Чтобы более-менее четко для себя представить, можно ли, нужно ли, всегда ли, в каком возрасте, в каких ситуациях, при каких обстоятельствах избегать ее развития. Пробовала набирать в поисковиках, но что-то однозначного определения не нашла. al.gif Поэтому приму Ваше. Если можно - развернутое. Чтобы уменьшить количество уточняющих вопросов.
Спасибо.
Светлана Александровна.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Можно ли и каким образом избежать развития «оценочной психологии» при воспитании детей?
Прошу высказать собственное мнения, по возможности, воздержавшись от обсуждения.

Присоединяюсь к просьбе Светланы Александровны на уточнение. Оценивание - необходимый атрибут любой деятельости. Экспертиза, оценка, мниторинг, аудит, выставление отметок, рейтинги.... это необхомые частные аспекты оценивания, его задачи, а в управлении - функции...

Это в деятельностном подходе... А в мифологически-психологическом придется рассматриать свойства и качества человека.... Я лично к этому не готов и обсуждать это не буду... Примениь в практиике невозможно...Только к себе лично, разве что...

Тем белее я не стану обсуждать как чего-то "избежать".. Всему есть время и место в этой человеческой Вселенной.... Миры и мифы они разные... Как и мы сами.... Важна МЕРА....

А уж, воздержаться от обсуждения"на коммуникативном ВИПе для меня совсем нонсенс tongue.gif Как и "развития избежать"... sarcastic.gif
Алексей Бутузов ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 28.02.2007, 10:22) <{POST_SNAPBACK}>
Присоединяюсь к просьбе Светланы Александровны на уточнение. Оценивание - необходимый атрибут любой деятельости. Экспертиза, оценка, мониторинг, аудит, выставление отметок, рейтинги.... это необхомые частные аспекты оценивания, его задачи, а в управлении - функции...

Это в деятельностном подходе... А в мифологически-психологическом придется рассматриать свойства и качества человека.... Я лично к этому не готов и обсуждать это не буду... Примениь в практиике невозможно...Только к себе лично, разве что...

Тем белее я не стану обсуждать как чего-то "избежать".. Всему есть время и место в этой человеческой Вселенной.... Миры и мифы они разные... Как и мы сами.... Важна МЕРА....

А уж, воздержаться от обсуждения"на коммуникативном ВИПе для меня совсем нонсенс tongue.gif Как и "развития избежать"... sarcastic.gif

Отлично! Спасибо, Владислав Иванович!!
Сам также не встречал наименования "оценночная психология", но в учительско-редительском обиходе (может быть и в "мифологически-психологическом ") слышал...
Что под этим названием имело ввиду чаще всего? - Очень высокая степень зависимости ребенка (потом взрослого) от внешних оценок окружающих. Тесно связано в низкой самооценкой. Высочайшая зависимость от похвалы - от осуждения. Говорят про таких, что "дома перехвалили, а в жизни - забыли..." sad.gif Ситуация, когда без похвалы, положительной оценки ребенок жить не может, теряет внутреннее равновесие, изматыватся, боится и защищается, даже нападает. Итог - стена замкнутости, отчуждения или вечное психологическое "рабство" от всех и вся ...

Проявляется очень по-разному и в разных сферах в жизни: боязнь школьной оценки, которая переностится на собственную личность, а не на труд (до слез, истерик, отказа ходить в школу), хотя речь не только о школе - проявление намного, намного шире... Вначале просто хочется быть хорошей(хорошим) во всем, как вечная обязанность быть непременно хорошей ученицей, не ошибаться ни в чем... Зависимость от слова оценочного сверстника в детском саду, школе, зависимоть от рекламы, от моды, косого взгляда. И уже взрослый человека хочет "быть мышкой на работе", не брать инициативу - высмеют, плохо подумают... Его начальник без лести, подарка не может решить ни одного дела, незаслуженной похвалы и признания достоинств... А учитель боится отзывов коллег о его уроке...

Школа играет большую роль, безусловно...

Избегать ли или не избеть? Если ставится цель, модель воспитания как целесообразного процесса, то нужно опрелделиться и в приоритетах и антириоритетах...

Явление, может быть, по-другому называется... Но "больны" многие... Зачастую "рыбы воды не видят"... al.gif
Семенов Вадим ( Пользователь )
Люди, черезмерно зависимые от сторонней оценки, несомненно, существуют. Не знаю, как им помочь, но в целом проблема представляется мне не слишком значительной, потому что они встречаются не слишком часто. Большинство подростков относятся к оценкам даже равнодушнее, чем хотели бы учителя и родители. Учительские оценки относительно весомы в начальных классах, но это быстро проходит в подростковом возрасте, по мере возникновения способности критически осмысливать, что говорят взрослые и самостоятельно выбирать для себя цели и задачи в жизни. Есть, конечно, и отдельные исключения.
Михаил Кушнир ( Пользователь )
Позволю себе не согласиться. К сожалению, интересующихся максимально возможной цифрой больше, чем хотелось бы. Это, полагаю, плоды многолетней оценкомании в советской школе, которая, думаю, продолжается кое-где и сегодня (в нашей гимназии с высокими оценками тяжело, поэтому истинного положения вне не знаю).
Дальше нудная игра словами "оценки-отметки", которые безнадежно слиплись в нашей практике.

1. По отметкам реагируют на детей большинство родителей
2. Отметками учитель понуждает ученика делать то, что считает нужным, полезным
3. По отметкам судят о школе руководящие органы
4. В начальной школе, когда ребенок психологически ориентирован на учителя, ждет его оценок (возрастная психология), учитель с удовольствием этим пользуется, но подменяет оценки отметками. Даже при запрете ставить отметки, он заменяет их "елочками-зайчиками", сохраняя любимую модель управления ребенком. В результате в среднюю школу ребенок приходит с уже хорошо сформированными мотивами получения высоких отметок, а не знаний, роста над собой, творческих побед.

Без оценок невозможна обратная связь, но, превращаясь в отметку, она лишается львиной доли позитива.
Есть интересный форум Интел, посвященный критериальному оцениванию, где ведущий четко позиционирует эту мысль.
Сергей Галаган ( Пользователь )
Оценочная психология В ВОСПИТАНИИ, как в исходной теме,
сейчас явно сохранилась только в разнообразных формах ежегодных характеристик (около десятка разных форм в разных военкоматах Москвы появилось в последние годы) и бесконечных анкетах от тех же военкоматов. Хотя запрещены характеристики, а есть... Потому как дав оружие им хочется быть уверенным и меньше отвечать за свое решение, прикрывшись чужим мнением или "объективными данными".. Да и от школьных психологов масса возможных данных, а толку (в смысле пользы от из деятельности учителям) ноль.

Вузы не интересуются ни воспитанностью, ни ее оценкой в школе через характеристики. Запрещено. Теперь практически запрещены через ЕГЭ и оценки школы по части предметов в аттестате. Зато как беспримерно раньше популярны курсы, конкурсы, репетиторы и другие формы _непосредственного_ взаимодействия школы и вуза, значит знать абитуриента как человека - важнее, чем как носителя сертификата ЕГЭ.

Портфолиио ученика ... я слышал только о формальной востребованности его в творческих вузах.
Получается хоть оценка, хоть отметка это только _внутренне_ востребовано в системе, ученик-учитель - на уроке, ученик школа в популярных ныне рейтингах (средних баллах и пр.), школа - управление через аттестацию школ... , нет, учеников. Вовне выходим через сообщение родителю. Мало кто из родителей дальше первого класса начальной школы интересуются досконально реальной ситуацией, лишь бы формально в "норме" все было. Потому и между "3" и "5" всех устраивает в школе. Потому нет стимула, как только понимают ученики, родители, меньше и быть не может. Больше сколько угодно - олимпиады т.д. сколько угодно, а не всем надо, редкостным прикладывающим усили по принуждению или сами...
И дело не в шкале и не в полноте ее использования.
Дело в традиции.
Если система резко изменится, например появится масса неприятностей идущих вслед за двойкой, то на некоторое время, до неизбежной стабилизации на приемлимом в системе уровне диссонанса, будет стимул. Так же и со положительным стимулом, золотой медалью например. И так волнами, только волнами меняя традицию можно держать в напряжении через отметки и оценки, хоть в образовании, хоть в воспитании... , в форуме tongue.gif , в жизни!
Андрей Лукутин ( Пользователь )
Невозможно.
Алексей Бутузов ( Пользователь )
Извините, наверное непонятен был. Уточню еще раз. Не о зависимости от школьной оценки речь, а шире.

пишет же, ВИР:
Оценивание - необходимый атрибут любой деятельности. Экспертиза, оценка, мониторинг, аудит, выставление отметок, рейтинги.... это необходимые частные аспекты оценивания, его задачи, а в управлении - функции...
!! все верно. Но лично, субъективно, человеку воспринять "заболевшему" трудно. Будь бо дошколенок, школьник, взрослый человек, пожило... Я выше "симптомы описал". И ВИРа с экспертизой, извините, пошлет... траву косить....
Один из них - перенесение внешней (другими людьми) оценки результатов его деятельности на самого себя, на свою личность. Нет различия между "у Вас не получилось" и "Ты - неспособный".
Еще раз повторю пример: учитель, который панически боится любых посторонних на уроке - будут смотреть урок, оценивать... оценивать не только урок - личность.

(Андрей Лукутин @ 04.03.2007, 16:37) <{POST_SNAPBACK}>
Невозможно.
Андрей Владимирович, так понял, что никаких способов воспитать у вашей дочки адекватного восприятия вы не видите?
Поймет ли она, что когда папа говорит о ее делах и поведении, что он не считает ее "неряхой", "хулиганкой", "буянкой", глупой" и т.п.?
А в школе от недостатка внимания, которое в избытке получает в семье, не станет ли замкнутой или наоборот агрессивной в поиске недостающего внимания и похвалы?
Светлана Зайцева ( Пользователь )
«Оценивание» разных видов деятельности важно и нужно. Развития «оценочной психологии» в указанном Вами, Алексей Владимирович, смысле, можно и нужно избегать. И Вы, по-моему, сами уже дали ответ, КАК. Если оценивать слова и поступки, знания и умения по данной теме на данный момент времени. Подчеркивая, что оценивается именно это, а не личность ребенка. И эта оценка может быть изменена в будущем, особенно если это касается школьных оценок. Просто как упрощенный пример: не знаешь и не умеешь сегодня – твои знания и умения будут оценены на «2», знаешь и умеешь очень хорошо завтра – будут оценены на «5», так же хорошо знаешь и умеешь по состоянию на конец четверти – «5». А вот если Вы договорились, что оценивается еще и прилежание, систематичность выполнения заданий, то логично, если после, скажем, трех «2» подряд Вы уже не оцените знания и умения на «5» в конце четверти, а снизите балл. Т.е. я опять к тому, что ребенок, как и взрослый человек должен знать ЧТО оценивается и по каким параметрам. Будет знать заранее и будет уверен, что эта договоренность будет выполняться, а не меняться в зависимости от желания и настроения оценивающего.
Это в первом приближении. Есть еще, так сказать, нюансы.

Здоровья всем и радости. smile.gif
Светлана Александровна.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+