Личный кабинет

Самостоятельная деятельность детей - плохо?

А если не плохо, то когда и как?
Татьяна Жилина ( Пользователь )
\\Первый раз в детский сад

\\Систему Монтессори признали на Чукотке

\\Все группы Монтессори разновозрастные. Ребенок может сам выбирать, чем он хочет заниматься; нужна ли ему помощь взрослых или старших в группе. Здесь нет диктата учителя. Так же как и насилия воспитателя: ребенок в детском саду сам наливает себе суп и ест столько, сколько хочет.

\\В России центры педагогики Монтессори есть в Омске, Красноярске, на Урале, в Москве. Но в качестве государственной эта система признана лишь на Чукотке.

Что значит «в качестве государственной»?

\\программа М.А. Васильевой - это стандартный набор занятий, деление комнаты на уголки и зоны.

\\Программа "Истоки" - предполагает разностороннее, полноценное развитие ребенка по 4 основным линиям: социальное, познавательное, эстетическое, физическое развитие". Большое внимание уделено в ней экологическому блоку.

\\Программа "Радуга" "направлена на воспитание, образование и развитие детей от 2 до 7 лет".

\\"Детство". Это когда "дети включаются в решение простых творческих задач: отыскать, отгадать, раскрыть секрет, сгруппировать. Выполнение подобных упражнений способствует творческому мышлению".

\\Программа "Золотой ключик" - Младшим предоставлена возможность учиться у старших. Такое обучение часто более продуктивно, чем когда детей обучают взрослые.

\\Вальдорфские детские сады и группы Монтессори отличаются индивидуализированным подходом к ребенку.

\\Сильно отличаются от традиционных и детские сады, работающие по системе вальдорфской педагогики. Воспитание в вальдорфском саду не предполагает раннего обучения. Здесь до семи лет строго избегают любой нагрузки на память и мышление. Малыш постигает мир опытным, а не рассудочным путем. Мир абстрактных понятий чужд маленьким детям. Не нужно раньше времени разрушать воображение и способность к образному мышлению. Значительно важнее обращаться не к мыслям, а к воле ребенка, побуждая в нем желание производить разнообразные действия.

\\Кроме того, воспитатель не сравнивает детей друг с другом. В традиционных же детских садах поощрение, порицание и ориентирование детей на положительные примеры являются главными методами воспитания.

\\Наши педагоги взяли важнейшие компоненты метода:
- специально-подготовленное культурно-развивающее пространство;
- возможность и право ученика выбирать занятие, его место и продолжительность;
- принцип "Помоги мне сделать это самому"
- принцип оптимальных алгоритмов...
- нормы индивидуальной и групповой работы;
- ...

\\Очевидно, что эти программы отличаются друг от друга лишь деталями.

\\Но самое главное - выбрать детский сад, где будет хороший воспитатель.

Познакомилась вкратце с методом Монтессори. Что насторожило – это то, что дети делают то, что им хочется…. Не могу критиковать, не мое пространство, но, согласна с настороженностью С.И. Галагана, что часто дети в старших классах не знают того, что должны были знать, например, в начальной школе. Лично, постоянно сталкивалась с проблемой знаний – простые понятия числа, остаток от деления…
В методе Монтессори воспитательный момент – индивидуальный подход, наверное, стоит внимания, метод развития самостоятельности, но направляющий на содержание, по-моему, должен присутствовать.
Поэтому я бы предпочла комплексный подход, системный, с учетом детской психологии – не навреди, лучше не додать, чем передать. Придет время сам возьмет, но оптимально необходимое, достаточное должно быть предъявлено ребенку. Для каждого оптимальное будет разным для восприятия, но учитель должен уметь определять это оптимальное…

Посмотрела посты на теме «С чем её едят?», обратила внимание, что одни говорили о содержании пространства деятельности, а другие о предметном содержании и умудрились при этом вести дискуссию… smile.gif

Поэтому, говоря дальше о СДД, надо определиться здесь – в каком пространстве будем работать? smile.gif

Предлагаю три пространства:

- предметное – образовательное
- предметное – воспитательное
- психологическое

Думаю, что придем к системе с понятием – все методики хороши по-своему…
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Перенесено с ветки "С чем ее едят?"[size=3]
(ЕлИл @ 02.03.2007, 12:09) <{POST_SNAPBACK}>
Как на практике могут быть реализованы возможность и право ученика выбирать занятие, его место и продолжительность?

Так ли я понимаю "свободу выбора"? Если к учителю пришло несколько учеников-одному нужен Лермонтов (лирика), второму Толстой -"Война и мир" и желательно без батальных сцен, а у третьего проблема с обособлением приложений, учитель должен что-то предпринять, чтобы каждый из троих получил нужное. Если "да", то как это технически выполняется?

Елена Ильинична, несколько уточнений.
1. Монтессори занималась, преимущественно, детьми 3-10 лет. Более старший и более младший возраст, другие языки, педагогическая коррекция – это развивали ее последователи. Поэтому, чем ближе к выпускному классу, тем дальше от «собственно Монтессори» .
2. Сам я этого не делал, я не педагог, я управленец al.gif . Но я знаю, что это делается excl.gif , я имею представление – как это делается. Пожалуйста, учитывайте это, читая мои ответы blush.gif .

Два примера из практики, происходившей «около меня»
1. Ботаника, 5 класс. Годовая программа разбита на блоки, по блокам сделаны рабочие тетради, штрих-карты. Введение в блок дает учитель. В классе – вся необходимая (избыточная) литература, мини-лаборатория, пособия. И система зачетов. Ученики свободны в темпе прохождения блока, в сроках и очередности их защиты.
2. Русский язык, для всех от 3 до 11 класса. Первые несколько минут «работает» учитель. Делается утверждение, например – «Во всем русском языке дело обстоит так-то и так-то. Вот перед вами разные учебники и другой материал, вот задания, попробуйте меня опровергнуть». Все остальное время – «работают» ученики, учитель «как бы просто стоит у окна» (что, кстати, очень нервировало завуча sarcastic.gif ). На уроки никто не опаздывает, потому что, пропустив объяснение/комментарий учителя, все придется находить самому. «За сценой» осталась огромная подготовительная работа по созданию этих первых минут урока, по подготовке «рабочей среды» учеников.

Примечание: "работа" закавычена, чтобы не писать - говорит, пишет, выполняет задания.

Если к учителю пришло несколько учеников
Здесь сразу приходит в голову «парк-студия» Балобана и Леонтьевой. Ольга Леонтьева реализовывала это в школе у Тубельского. Как я понимаю, одна из основных идей такая.
Список проблем/потребностей детей в ходе развития – конечный для конкретного этапа развития. И если под группы проблем созданы пространства и задан режим их функционирования, то ребята, когда у них сформировался вопрос/трудность/проблема, придут туда, где они рассчитывают найти ответ/решение. Главное здесь – ими движет собственный импульс.

Однако, что же это происходит sorry.gif ?
У меня возник вопрос - существует ли в традиционной педагогике устойчивый термин - "самостоятельная деятельность детей", и что за ним стоит?
"традиционная педагогика" молчит...
al.gif
Сергей Галаган ( Пользователь )
(sermivoz @ 02.03.2007, 23:35) <{POST_SNAPBACK}>
У меня возник вопрос - существует ли в традиционной педагогике устойчивый термин - "самостоятельная деятельность детей", и что за ним стоит?
"традиционная педагогика" молчит...[/b][/i] al.gif


http://www.kemsu.ru/umkop/glossar.htm#s
Самостоятельная работа - есть.
...

Самостоятельная деятельность в детсадах в министерских документах регламентирована:
"Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста независимо от модели организации должен включать три блока:
1) учебный;
2) совместной деятельности взрослого с детьми и
3) самостоятельной деятельности детей.
При этом ведущая роль должна принадлежать второму блоку – совместной (партнерской) деятельности взрослого с детьми.
"

ИМХО, она больше для коррекции учителем по итогам и в процессе, если на уроке в школе...
В вузе - иначе: http://www.history.pu.ru/ethn/progs/3.doc.

"Методичекий отдел МГТУ имени Н.Э.Баумана
Самостоятельная работа представляет собой особую, высшую степень учебной деятельности, ... "

Положение о самостоятельной работе студентов -УМС РЭА им. Г.В. Плеханова

И наконец источник преклонения и терминологическое уравнивание самостоятельной работы и самостоятельной деятельности:
"
Самостоятельные письменные работы (эссе) в западных университетах рассматриваются как основной элемент образовательного процесса, развивающий мышление, логику и аналитические способности студентов. В России в качестве отчетов о самостоятельной работе преобладают рефераты, курсовые и дипломные работы. Необходимо отметить, что место и роль самостоятельной работы в учебном процессе будут возрастать и стремиться к мировым образовательным стандартам.

Самостоятельная работа студента - это планируемая работа, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия. Самостоятельная работа завершает все виды учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации." http://ellib.gpntb.ru/?journal=ntb&yea...num=4&art=4
Сергей Возчиков ( Пользователь )
(Galagan Sergei Igorevich @ 03.03.2007, 12:45) <{POST_SNAPBACK}>
Самостоятельная работа - есть.
...
Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера,
Большое спасибо, Сергей Игоревич!
Что касается министерских документов, то именно с цитаты оттуда я и начал этот разговор, и с разработчиками этого документа его обязательно продолжу.

Итак, посмотрим.
СДД в вузе - высшая форма учебной деятельности.
СДД в детсаду - "...ограничивает ... приводит к исчезновению ... резко снижает ...не требует ..."
На мой взгляд - не вяжется одно с другим al.gif .

Если мы определяем самостоятельную деятельность ребенка/ученика/студента как
...планируемая работа, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия
, то возникают естественные вопросы:
Когда можно, а когда нельзя? Другими словами - каков набор необходимых и достаточных условий для эффективной СД на разных этапах развития (сознательно не привязываюсь к возрасту)? Опыт показывает, что такой набор условий существует, мягко говоря, значительно раньше студенческой поры tongue.gif

Так что, если воспитатель/ учитель/преподаватель хочет и может обеспечить этот набор условий, он это делает. Если не может и не хочет мочь, тогда "...ограничивает ... приводит к исчезновению ... резко снижает ...не требует ...", и прочие "ля-ля тополя" sorry.gif
Сергей Галаган ( Пользователь )
(sermivoz @ 03.03.2007, 15:00) <{POST_SNAPBACK}>
Опыт показывает, что такой набор условий существует, мягко говоря, значительно раньше студенческой поры tongue.gif

Так что, если воспитатель/ учитель/преподаватель хочет и может обеспечить этот набор условий, он это делает. Если не может и не хочет мочь, тогда "...ограничивает ... приводит к исчезновению ... резко снижает ...не требует ...", и прочие "ля-ля тополя" sorry.gif


Опыт в росии штука тонкая,
то доказывает, то опровергается "международным профтермином термином инновация" как в соседней ветке sarcastic.gif
Покопался еще
"
РАБОТА1 ж.
1. Действие по знач. глаг.: работать.
2. То, чем кто-л. занят; занятие. // Круг занятий, обязанностей. // Вид труда, деятельности.
3. Место, где кто-л. работает, служит.
4. Занятие, дело, служба как источник заработка.
5. То, что сделано, изготовлено, создано; готовая продукция. // Литературное произведение на научную тему.
6. Качество или способ изготовления.
"
"
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Философская, социологическая и психологическая категория; явление, изучаемое всеми общественными и гуманитарными науками: взаимодействие человека с окружающей действительностью, в процессе которой человек сознательно и целенаправленно изменяет мир и себя. Это специфически человеческая, регулируемая сознанием активность, порождаемая потребностями и направленная на познание и преобразование внешнего мира и человека. Д. осуществляется по схеме «субъект – объект», причем в качестве субъекта может выступать и личность, и группа, а в качестве объекта – и предметы (тогда это будет предметная Д.), и другие субъекты (тогда это будет общение). По своей сущности Д. – высшая, свойственная только человеку или группе форма активности. Психологическая структура Д. такова: цель – мотив – способ – результат. Д. складывается из ряда действий. Различают Д. практическую и теоретическую. Основными единицами Д. являются: акт деятельности, действие и операции. Акт деятельности начинается с того момента, когда у человека появляется цель и стремление к ее достижению (мотив), а завершается, когда мотив удовлетворяется, т. е. цель достигнута. На пути к достижению сознательной цели человеку приходится ставить промежуточные цели. Теория деятельности опирается на труды Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Н. Леонтьева.
"

Самостоятельная работа и самостоятельная деятельность...
Так работа первична, и только потом деятельностью действовать на субъек и объект инновационно, модно, технологично(предпочтительно) или просто как человек человеку может...
Работать надо большенько(и над собой в том числе) и будет результат более близкий к желаемому у обоих и у учителя и у ученика, а учеба всегда была и будет самостоятельной работой организованой учителем прямо или опосредовано. Чем больше Учитель приложит своей работы к субъекту помогая ему индивидуально эффективнее учиться , тем объективно лучше результат.
Иное не работа учителя.
Сергей Галаган ( Пользователь )
(Galagan Sergei Igorevich @ 03.03.2007, 17:58) <{POST_SNAPBACK}>
Опыт в России штука тонкая,
...
Самостоятельная работа и самостоятельная деятельность...
Так работа первична, и только потом деятельностью действовать на субъек и объект инновационно, модно, технологично(предпочтительно) или просто как человек человеку может...
Работать надо большенько(и над собой в том числе) и будет результат более близкий к желаемому у обоих и у учителя и у ученика, а учеба всегда была и будет самостоятельной работой организованой учителем прямо или опосредовано. Чем больше Учитель приложит своей работы к субъекту помогая ему индивидуально эффективнее учиться , тем объективно лучше результат.
Иное не работа учителя.


Получается я за партнерскую, если есть такая возможность, а вовсе не за самостоятельную как высшую, ведь так высшая после партнерской.
Вовсе и не вслед за министертвом. И уж точно не за моте- ля сори. smile.gif
Сергей Возчиков ( Пользователь )
(Galagan Sergei Igorevich @ 03.03.2007, 18:29) <{POST_SNAPBACK}>
Получается я за партнерскую, ...
А кто - против? По-моему, не противопоставление, а взаимодополнение в едином процессе.
"Мамы разные нужны, мамы всякие важны" smile.gif
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Galagan Sergei Igorevich @ 03.03.2007, 18:29) <{POST_SNAPBACK}>
Получается я за партнерскую, если есть такая возможность, а вовсе не за самостоятельную как высшую, ведь так высшая после партнерской.


Кому нужен "партнер", если он не самостоятелен? Он же тогда безответственен, так как него нет ничего собственного".

Нет партнерства в иерархии "вертикали подчинения" или даже в устаканенной "системе отношений. Как и в мифологии здравого смысла -там сплошные иллюзии. Как и в свободном пространстве непрекращающегося творчества, партнерства быть принипиальгно быть не может.

Партнерство возможно только в открытой для изменений СЕТИ... Где каждый узел самостоятелен и уникален, но все они "повязаны" взаимными, сообща принятыми обязательстами с наличием механизмов взаимной ответственности за риски принимаемых решений.
Сергей Возчиков ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 04.03.2007, 13:08) <{POST_SNAPBACK}>
Партнерство возможно только в открытой для изменений СЕТИ... Где каждый узел самостоятелен и уникален, но все они "повязаны" взаимными, сообща принятыми обязательстами с наличием механизмов взаимной ответственности за риски принимаемых решений.
Ну, Владислав Иванович thumbs.gif , Вы прямо нормы индивидуальной и групповой работы в специально подготовленной предметной развивающей среде описываете ar.gif bravo.gif
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(sermivoz @ 05.03.2007, 01:24) <{POST_SNAPBACK}>
Ну, Владислав Иванович thumbs.gif , Вы прямо нормы индивидуальной и групповой работы в специально подготовленной предметной развивающей среде описываете ar.gif bravo.gif


Так люди - это тоже сетевая среда. А предметы (коммуникации) - они же тоже"живые", меняющиея и самоорганизующиеся. Если человек это видит... Себя. Нейронные сети...

footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+