Личный кабинет

Самостоятельная деятельность детей - плохо?

А если не плохо, то когда и как?
Сергей Возчиков ( Пользователь )
(Татьяна Жилина @ 27.02.2007, 03:31) <{POST_SNAPBACK}>
Примитивная функция – подбор материала, по-моему – это и есть «деятельность, пущенная на самотек»…
Татьяна Ефимовна, уж извините, но почти ничего не понял из Вашего поста. Поэтому отнесусь только к тому, что хоть как-то понял sorry.gif al.gif

Почему Вы считаете, что подбор материала для предметной развивающей среды - примитивная функция?
Если просто по каталогу понакупить на все деньги, да расставить покрасивше - тогда это примитивная функция. Но эта, по формальным признакам предметная (состоящая из предметов tongue.gif ), среда никогда не станет развивающей.
Еще раз сошлюсь на замечательную "формулу Черепанова" ok.gif :
Чётко понимать, что в этой среде будет происходить и почему - абсолютно обязательно

Если педагог знает, какие ступени развития предстоит пройти детям.
Если видит "образ результата" и оптимальный путь к нему.
Если методически точно обеспечивает этот путь "роялями в кустах", то есть предметами, опираясь на которые ребенок самостоятельно (+ "Помоги мне это сделать самому") достигает результата.
Если ведет мониторинг движения/развития детей в среде и вовремя модифицирует "набор роялей".
Если формирует у детей (в совместной работе) нормы работы в среде и в дальнейшем поддержание норм осуществляется самими детьми.

Вот только тогда предметная среда станет (и останется) развивающей. И я, наверно, еще и не все условия перечислил sorry.gif
Неужели такой набор "если..." можно обеспечить без творческого подхода?
Eлена Бегенева ( Пользователь )
(Galagan Sergei Igorevich @ 26.02.2007, 21:48) <{POST_SNAPBACK}>
(ЕлИл @ 26.02.2007, 18:53) <{POST_SNAPBACK}>

Себя похвалила, а то идут по пути наименьшего сопротивления - обидно!!!

Все правильно, на творчество нужно вывести, что Вы и сделали на уроке. Директивами, будь то домаш. зад. или экзам. работа, творчество не стимулируется.


Вывести мало, самое сложное - удержать. Во многом творчество намного более интенсивный ТРУД, в том числе и рутинный...
Большинство потенциальных программистов среди детей отпадают именно на этапе рутинного решения нужных задач и освоения нужных приемов...


В творчестве удерживать не нужно, на то оно и творчество-оно захватывает и не отпускает само.

Рутинные операции, их освоение-обязательные этапы подхода к творчеству, творить-это ломать стандарт и рутину. А для того, чтобы их сломать, их надо узнать хотя бы для начала, не говоря уж про "освоить".



А цитатку подправьте, Сергей Игоревич, -я себя не похвалила smile.gif , просто среагировала на реплику, а без контекста вышло ах!
Eлена Бегенева ( Пользователь )
(sermivoz @ 27.02.2007, 01:04) <{POST_SNAPBACK}>
Всякая ли самостоятельная деятельность – это
деятельность, пущенная на самотек?
По-моему, нет.


Может, и не самотек, а уж что трата времени-точно. Сколько учеников десятилетиями пишут сочинения, не зная элементарного алгоритма работы, и получают тройки-тройки-тройки. Дай им малюсенькую подсказочку-всего-то 6 действий стартовых-и проблема решена на диво быстро и эффективно. Дальше -технические мелочи.

Вопрос, что они делали десятилетиями - экспериментировали? жонглировали собственными неудачами и раздражались на себя и учителя? Это, кстати, и вопрос любви и симпатии к предмету-удача, пусть маленькая, пусть с незаметной подсказочкой, окрыляет, дает веру в себя. А вот уж дальше-место творчеству.
Для творчества должна быть БАЗА. "Среду" базой не считаю. Это просто комфортные условия работы.
Если она осуществляется на основе некоторого кодекса типа «Так, так и так – нельзя, а остальное – можно», то самотек ли это?

Так это Вы алгоритм привели с самостоятельным завершением действия. Кто-то, ведь, говорит, что можно, что нельзя? Кто? Учитель. Так какая самостоятельная деятельность здесь? Просто умно выстроенная учебная деятельность под активным руководством учителя. Почему-то принято видеть учителя с хлыстом в руке и бьющим этим хлыстом по рукам ученика.
Eлена Бегенева ( Пользователь )
(sermivoz @ 27.02.2007, 09:10) <{POST_SNAPBACK}>
Если методически точно обеспечивает этот путь "роялями в кустах", то есть предметами, опираясь на которые ребенок самостоятельно (+ "Помоги мне это сделать самому") достигает результата.


Самостоятельно, это когда ученик решает проблему с "роялями", подброшенными жизнью, а не учителем, решает без никого. А если учитель подбрасывает, значит руководит обучением. Просто делать это можно в командно-приказном тоне, а можно - незаметными подсказками. В том и вся разница.
Сергей Возчиков ( Пользователь )
(ЕлИл @ 27.02.2007, 09:46) <{POST_SNAPBACK}>
Кто-то, ведь, говорит, что можно, что нельзя? Кто? Учитель. Так какая самостоятельная деятельность здесь? Просто умно выстроенная учебная деятельность под активным руководством учителя.
А если нет? Если "кодекс поведения" не проговаривается каждый раз к ситуации, а вырабатывается совместно один раз, и принимается как руководство/ограничение к последующим самостоятельным действиям. "Активное воздействие", и то в неявной форме, происходит на этом этапе.

Конкретный пример. Есть такой Монтессори-материал - "Блоки цилиндров". Есть несколько презентаций этого материала, и более сотни упражнений с этим материалом. Многие из которых создали сами дети в процессе самостоятельной работы с этим материалом.
Презентации провел воспитатель (по просьбе ребенка, кстати), дальше человек реализует свой интерес сам. При этом действуя в рамках "кодекса поведения". Подчеркиваю - его ведет собственный интерес, а огранчивают - им же принятые рамки. Та самая "осознанная необходимость", однако.
Eлена Бегенева ( Пользователь )
(sermivoz @ 27.02.2007, 11:24) <{POST_SNAPBACK}>
(ЕлИл @ 27.02.2007, 09:46) <{POST_SNAPBACK}>
Кто-то, ведь, говорит, что можно, что нельзя? Кто? Учитель. Так какая самостоятельная деятельность здесь? Просто умно выстроенная учебная деятельность под активным руководством учителя.
А если нет? Если "кодекс поведения" не проговаривается каждый раз к ситуации, а вырабатывается совместно один раз, и принимается как руководство/ограничение к последующим самостоятельным действиям. "Активное воздействие", и то в неявной форме, происходит на этом этапе.

Это вопрос отдаленности "инструктажа" от момента реализации на практике. Не вопрос наличия-отсутствия учителя.

И сомнительно, что есть единый "кодекс" выполнения различного вида работ. Смена деятельности-залог неугасания интереса к предмету. А смена деятельности-смена инструктажа. У каждого вида работы свои условия эффективного пути к результату.Выходит, учитель всегда зримо или незримо присутствует в каждом виде работы (хотя бы в форме "посланного им инструктажа").
Конкретный пример. Есть такой Монтессори-материал - "Блоки цилиндров". Есть несколько презентаций этого материала, и более сотни упражнений с этим материалом. Многие из которых создали сами дети в процессе самостоятельной работы с этим материалом.
Презентации провел воспитатель (по просьбе ребенка, кстати), дальше человек реализует свой интерес сам. При этом действуя в рамках "кодекса поведения". Подчеркиваю - его ведет собственный интерес, а огранчивают - им же принятые рамки. Та самая "осознанная необходимость", однако.


Не буду кривить душой, не знаю такого материала. Как посмотреть? Где? Думаю, другим тоже интересно.
Сергей Возчиков ( Пользователь )
(ЕлИл @ 27.02.2007, 12:50) <{POST_SNAPBACK}>
Это вопрос отдаленности "инструктажа" от момента реализации на практике. Не вопрос наличия-отсутствия учителя.
Елена Ильинична, у меня ощущение, что разговор как-то слишком заторопился. Непонятно, куда… Лично я притормаживаю smile.gif

Я начал этот разговор из позиции принципиально непедагогической – «Я ничего не знаю про педагогику, расскажите мне…»
Если в педагогике под самостоятельной (свободной) работой детей понимается что-то вроде «запереть их в комнате, а через некоторое время посмотреть, что и от кого осталось», или то же самое, выраженное длинными и умными словами, то так мне, пожалуйста, и скажите. И мы вместе воскликнем, что это чушь ерундовская, и детей от этого надо держать подальше.

Я же в результате своего многолетнего (ой, уже 10 лет от первого контакта rolleyes.gif ) общения с Монтессори-педагогикой и Монтессори-педагогами составил себе представление совершенно другое.
Не идет речи о полном отсутствии педагога/воспитателя при самостоятельной работе ребенка. Речь идет о существенно иной организации образовательного пространства, и о существенно иной позиции педагога – по сравнению с традиционными массовыми детскими садами и школами, разумеется.

Не буду кривить душой, не знаю такого материала. Как посмотреть? Где? Думаю, другим тоже интересно.
Описание этого материала и работу с ним я прикреплю на ветке по адресу http://pedsovet.org/forum/index.php?showto...amp;#entry17412 , где в апреле-мае прошлого года мы чуть-чуть поговорили об этой педагогике.
Татьяна Жилина ( Пользователь )
Сергей Михайлович Возчиков

\\ Цитата(Татьяна Жилина @ 27.02.2007, 03:31) Примитивная функция – подбор материала, по-моему – это и есть «деятельность, пущенная на самотек»… \\Татьяна Ефимовна, уж извините, но почти ничего не понял из Вашего поста. Поэтому отнесусь только к тому, что хоть как-то понял Почему Вы считаете, что подбор материала для предметной развивающей среды - примитивная функция?

Сначала хочу извиниться: не блок Б, а блок 6.3.
На развитие темы я смотрю с позиции текста блока 6.3, там написано, что функция воспитателя – подбор материала, и никакого творчества. Самостоятельная деятельность детей, на чем основана? – не понятно.

\\Еще раз сошлюсь на замечательную "формулу Черепанова":\\Чётко понимать, что в этой среде будет происходить и почему - абсолютно обязательно.

\\ Если педагог знает, какие ступени развития предстоит пройти детям. Если видит "образ результата" и оптимальный путь к нему. Если методически точно обеспечивает этот путь "роялями в кустах", то есть предметами, опираясь на которые ребенок самостоятельно (+ "Помоги мне это сделать самому") достигает результата. Если ведет мониторинг движения/развития детей в среде и вовремя модифицирует "набор роялей". Если формирует у детей (в совместной работе) нормы работы в среде и в дальнейшем поддержание норм осуществляется самими детьми. \\Вот только тогда предметная среда станет (и останется) развивающей. И я, наверно, еще и не все условия перечислил Неужели такой набор "если..." можно обеспечить без творческого подхода?

Сергей Михайлович, в блоке 6.3 речь идет о технологии, где нет места творчеству воспитателя. Я так поняла блок…
Тема Вами, от какой ситуации названа? Если бы не было текста блока, разве есть сомнение в самостоятельной деятельности детей?

Все, что Вы перечислили – я согласна.

У меня, как-то нет ассоциаций к тому, что естественно и не вызывает проблем. smile.gif
Мне стал интересен текст блока своей некомпетентностью….
Сергей Возчиков ( Пользователь )
(Татьяна Жилина @ 27.02.2007, 14:20) <{POST_SNAPBACK}>
На развитие темы я смотрю с позиции текста блока 6.3, там написано, что функция воспитателя – подбор материала, и никакого творчества. ...в блоке 6.3 речь идет о технологии, где нет места творчеству воспитателя.
Я предъявил этот блок с целью понять - такова ли общепринятая позиция сегодняшней российской педагогики.
И стал задавать вопросы...
Ответы пока говорят о том, что позиции многих и многих педагогов хорошо согласуются с позицией автора этих методрекомендаций ak.gif

Тем не менее, я все еще надеюсь получить доказательные ответы на прямые вопросы:
1. Что именно понимается в современной российской педагогике под термином самостоятельная (свободная) деятельность детей (СДД)?
2. Каким образом происходит исчезновение систематичности обрпроцесса при СДД? Всегда ли это происходит?
3. Каков тот обрпроцесс, систематичность которого исчезает?
4. Почему СДД резко снижает культурные горизонты ребенка?
5. Почему при создании предметной развивающей среды и организации в ней СДД от взрослого не требуется творческих усилий?
Татьяна Жилина ( Пользователь )
Сергей Михайлович Возчиков

\\Я предъявил этот блок с целью понять - такова ли общепринятая позиция сегодняшней российской педагогики. И стал задавать вопросы... Ответы пока говорят о том, что позиции многих и многих педагогов хорошо согласуются с позицией автора этих методрекомендаций


Взять готовую методику, подобрать по ней материал – действительно, много ума не надо, а о творчестве здесь вообще говорить не приходится. Методрекомендатель сработал под исполнителя-клерка – отнеси-принеси. И таких педагогов много.

\\Тем не менее, я все еще надеюсь получить доказательные ответы на прямые вопросы: 1. Что именно понимается в современной российской педагогике под термином самостоятельная (свободная) деятельность детей (СДД)?

Думаю, что методики, которые подразумеваются, представляют технологии, включающие «самостоятельную (свободная) деятельность детей», поэтому конструктивно можно говорить, только по конкретной технологии (методике), в чем там момент самостоятельности. Я так думаю.

Говорить в общем – не эффективно…
Разве есть сомнение, что любая учебная деятельность ребенка должна быть направлена на его самостоятельность, как результат?

\\2. Каким образом происходит исчезновение систематичности обрпроцесса при СДД? Всегда ли это происходит?

И это можно рассматривать, только в конкретной методике. В одной может происходить, в другой нет. Супер методика не всем детям может подойти, так как дети разные, поэтому и должен быть и обязательно творческий потенциал воспитателя, чтобы уметь манипулировать методикой в интересах всех детей.

\\3. Каков тот обрпроцесс, систематичность которого исчезает?

Понимаю так: весь обрпроцесс – это система, если исчезает система, то нет образовательного процесса… smile.gif Посиделки…
Думаю, что этот вопрос с иронией. smile.gif

\\4. Почему СДД резко снижает культурные горизонты ребенка?

Кстати, разве можно горизонты снизить? Сузить/расширить - я понимаю…
Был пример про детский дом. Думаю, что именно такая СДД сужает, если вообще ребенок их видит – горизонты.

\\5. Почему при создании предметной развивающей среды и организации в ней СДД от взрослого не требуется творческих усилий?

Зачем воспитателю-клерку, работающему строго по какой-то технологии творчество? По-моему, методрекомендатель предусматривал, что в отсутствии воспитателя нянечка сможет справиться с СДД.

Сергей Михайлович, рассматривать Ваши вопросы можно с разных позиций:
- позиции воспитателя, как творческой личности, которая в поиске, использует всевозможные методики и т.д. Это классическая позиция.
- позиции нехватки воспитателей. Кто рядом с ребенком?
- позиции определенной методики (технологии).
- позиции психологии ребенка и методики – совместимость
- и т.д.

Есть дети, которые хорошо развиваются дома, а есть такие, которым нужно общество. Если таких детей посадить в одном пространстве, то им будет некомфортно, конфликтно. Никакая методика СДД не поможет.

Так я думаю. smile.gif

footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+