Личный кабинет

А зачем нужна школа?

После прочтения темы "если школы закрыть"
Павел Максименко ( Пользователь )
Я тут читал старые топики и внимательно прочитал тему о том, если бы все школы разом закрылись- что было бы?

И внутренне вернулся к одному довольно старому для себя вопросу.

Заранее прошу прощения за многословие, но иначе тему не смогу определить.

Несколько лет назад, когда детям моим было года 3-4 я задумался над тем, в какую школу их вскоре отдавать. Размышляя и погружаясь в дебри образовательно поля МОсквы, я позвонил директору одной очень старой московской школы, которую сам оканчивал когда-то. Она к тому времени только что шла на пенсию, просдевдиректором 26 лет, а до этого лет 15 завучем там же. Собственно - вопрос к ней был прост - а что ВЫ порекомендуете? Сначала меня поразил её ответ - она предложила не узнавать какие программы в школах, и т.п., а постоять у школы утром, перед началом занятий, и вечером, и посмотреть на родителей. Просто осмотреть, быть может пообщается. но не на тему школы, а на отвлечённые... И потом прислушаться к своим ощущениям от этого "сотрения".
Вначале я не понял её совета - речь же шла вроде о школе, об образовании... а тут... смотрины какие-то smile.gif
Но постепенно, погружаясь в дебри, знакомясь с разными школами я попробовал сделать такую странную штуку - оценить ,что же именно мне лично дала школа? Подошёл к этому вопросу плотно - таблицы какие-то составлял и т.п. Вывод этого "исследования" поразил меня самого. Получилось, что из общего объёма ЗУНов (формальных) я из школы вынес максимум процента 2, да и то вряд ли. Неужели ничего не вынес? Конечно вынес - во-первых, навыки социализации и сопротивления АГРЕССИВНОЙ среде, во-вторых - одноклассников и одошкольников. Всё. Получается, что я ходил в школу не учиться, а сопротивляться и общаться. И в этом общении развивать дружеские и приятельские отношения. Может я ошибся в анализе?

В общем, продолжал искать, думать и рассуждать дальше. И пришёл к достаточно парадоксальным для себя самого выводам.

1. Лучшая школа та, которая не мешает образованию.
2. Образование получается ВНЕ школы.
3. Школа очень во многом определяет среду человека в дальнейшем, причём не в ближайшем времени после окончания школы, а намного позже, лет через 10-15 начинается это влияние. Я не знаю, как именно это случается, но, видимо, в школе закладывается та эстетика отношений, которая проявляется в приоритетах через 10-20 лет после окончания школы. Может и раньше...
4. Идеальная школа та, которая работает не над созданием программ, а над созданием среды обитания. Отсюда - самое ненужное в школе это уроки. Самое полезное - тусовки всех видов и мастей.
5. Всё вышеизлженное никакого отношения к сегодняшней школу не имеет и к выбору школы не относится 6-)

Тогда я задумался - а вообще нужно ли отдавать детей в школу? Может ну её, а? Но пришёл к выводу, что нужно - я не вижу возможностей для себя дать детям вне школы того уровня социализации, который там можно получить. При этом я для себя поставил условие - дети должны идти в школу с удовольствием и не воспринимать её ни на йоту тяготой и обязанностью.

Пропустим пункт с тем, какую школу я выбрал. ПО сути - я выбирал ту, которая не будет мешать жить... Вроде не ошибся... по крайней мере, дети ни разу пока не сказали "не хотим в школу", а ,напротив, воспринимают как неприятность, есть нужно по каким-то внешним причинам школу пропустить.

Вопрос же вот какой. Либо я в своих рассуждениях категорически и кардинально не прав - тогда помогите найти, где не прав?
Либо всё-таки школа в современном её виде действительно не нужна как образовательная структура. Тода это предмет совсем другого разговора.
Андрей Бахтин ( Пользователь )
(Павел Максименко @ 24.02.2007, 01:36) <{POST_SNAPBACK}>
... Пропустим пункт с тем, какую школу я выбрал. По сути - я выбирал ту, кторая небудем мешать жить...

Павел Юрьевич, описанная Вами ситуация знакома и мне. Мне тоже пришлось выбирать, но поскольку выбора не было, то мы с единомышленниками создали свою школу, за которой закрепилось название "Гармония" (мне вообще-то это название не нравилось, какое-то оно "слюнявое", но именно оно закрепилось в молве).

(Павел Максименко @ 24.02.2007, 01:36) <{POST_SNAPBACK}>
... Вопрос же вот какой. Либо я в своих рассуждеинях категорически и кардинально не прав - тогда помогите найти, где не прав? ...

На мой взгляд, обсуждая поставленные Вами (сущностные!) вопросы, надо различить по крайней мере две стороны единой школьной реальности - ОБРАЗОВАНИЕ и СОЦИАЛИЗАЦИЮ.
В "нулевом приближении", они различаются в том, что социализация - это про актуальный опыт для актуальной жизни, а образование - про то, что не схватывается непосредственным опытом, про то, что нельзя попробовать "на зуб". Социализация - про "плаванье в бассейне с водой", образование - про "созерцание плаванья в бассейне без воды".

Роднит эти две стороны то, что и та, и другая происходят "поверх" школьной жизни. Не ВНЕ, а ПОВЕРХ.
Это значит, что школа, вся школьная жизнь, с ее предметами, уроками, общением, конфликтами и т.д. - вся является тем необходимым субстратом, организованностью, материалом, из которого и "поверх" которого лепятся учителями и растут сами "образованность" и "социализированность".

С учетом такого различения я мог бы включиться в обсуждение о необходимости школы вообще, и о ее необходимых параметрах.

(Павел Максименко @ 24.02.2007, 01:36) <{POST_SNAPBACK}>
... Либо всё-таки школа в современом её виде действительно не нужна как образовательная структура. Тогда это предмет совсем другого разговора.

Школа в современном виде уже довольно разнообразна, но это разнообразие пока не осмыслено и не описано, а поэтому и кажется вся серой и единообразной. Да, в части управления (единые программы, госэкзамен, администрирование, классно-урочная организация, и т.п.) все школы находятся примерно в равных отвратительных условиях. Но где Вы видели школу, которая во всем неукоснительно следовала бы предписаниям?.. smile.gif (для полемики, я бы сказал, что "современная школа" вообще никак не управляется).
В этом смысле, Ваш проект (дело) описания школ кажется мне задачей, достойной объединенных усилий всего педагогического сообщества. Родители это уже начинают делать. Это понятно - они имеют ИНТЕРЕС. Но без профессионального педагогического (и методического) взгляда родители склонны впадать в крайности (это и так понятно, но я еще и собственный опыт имею). Мне думается, родители могли бы играть роль движущей силы и ресурса для такого проекта, обязательно вовлекая в это профессионалов образования. Подчеркну, - свободных профессионалов, вне их [социальной] зависимости от места работы, находя их, в частности, в виртуальном свободном пространстве, - тех, кто "тусуется" на таких форумах как ВИП или ГУру.
Павел Максименко ( Пользователь )
Павел Юрьевич, описанная Вами ситуация знакома и мне. Мне тоже пришлось выбирать, но поскольку выбора не было, то мы с единомышленниками создали свою школу, за которой закрепилось название "Гармония" (мне вообще-то это название не нравилось, какое-то оно "слюнявое", но именно оно закрепилось в молве).

Я тоже в те годы подумывал о создании собственной школы. Но не стал этого делать потмоу, что создать то, что я действительно хотел бы у меня не хватил бы сил, рессурсов, связей, возможностей, да и, признаюсь честно, не уверен, что я бы набрал туда ещё кого-то :-)
Но к тем, кто создаёт от нуля сам школы под собственные идеи я всегда отношусь с глубочайшим почтеним и восхищением.

На мой взгляд, обсуждая поставленные Вами (сущностные!) вопросы, надо различить по крайней мере две стороны единой школьной реальности - ОБРАЗОВАНИЕ и СОЦИАЛИЗАЦИЮ.
В "нулевом приближении", они различаются в том, что социализация - это про актуальный опыт для актуальной жизни, а образование - про то, что не схватывается непосредственным опытом, про то, что нельзя попробовать "на зуб". Социализация - про "плаванье в бассейне с водой", образование - про "созерцание плаванья в бассейне без воды".

Роднит эти две стороны то, что и та, и другая происходят "поверх" школьной жизни. Не ВНЕ, а ПОВЕРХ.
Это значит, что школа, вся школьная жизнь, с ее предметами, уроками, общением, конфликтами и т.д. - вся является тем необходимым субстратом, организованностью, материалом, из которого и "поверх" которого лепятся учителями и растут сами "образованность" и "социализированность".

С учетом такого различения я мог бы включиться в обсуждение о необходимости школы вообще, и о ее необходимых параметрах.


В сущности я с этим согласен. Другое дело - и что же в этом бассейне без воды происходит? Кто лавает-то там, кого созерцать?

Школа в современном виде уже довольно разнообразна, но это разнообразие пока не осмыслено и не описано, а поэтому и кажется вся серой и единообразной. Да, в части управления (единые программы, госэкзамен, администрирование, классно-урочная организация, и т.п.) все школы находятся примерно в равных отвратительных условиях. Но где Вы видели школу, которая во всем неукоснительно следовала бы предписаниям?.. smile.gif


Мне кажется, что это разнообразие тоже достаточно эфемерно. То есть разнообразие есть, но оно в школах, а в отношеии педсостава к школе, где они работают, к детям. Скажем так (примитивизируя) - в любой школе есть расписание, так? А разе не может быть школы БЕЗ распиания? И так далее...

В этом смысле, Ваш проект (дело) описания школ кажется мне задачей, достойной объединенных усилий всего педагогического сообщества. Родители это уже начинают делать. Это понятно - они имеют ИНТЕРЕС. Но без профессионального педагогического (и методического) взгляда родители склонны впадать в крайности (это и так понятно, но я еще и собственный опыт имею). Мне думается, родители могли бы играть роль движущей силы и ресурса для такого проекта, обязательно вовлекая в это профессионалов образования. Подчеркну, - свободных профессионалов, вне их [социальной] зависимости от места работы, находя их, в частности, в виртуальном свободном пространстве, - тех, кто "тусуется" на таких форумах как ВИП или ГУру.

Безусловно. ТОлько описывать школы можно совершенно по разному. У "Солинга" есть большой опыт по описанию школ - причём опыт достаточно эффеквтиный. Он они, пр ивсём моём уважении, опсывают школы так, как этотого требует запрос родителя - того или иного. А вот ,скажем, ВЫ встречали такой вопрос родителя о школе - "сколько человек из педсостава регклярно ходят туда-то (название любого заведения - от питейно-развлекательно до хоть Консерватории)? Я не встречал...
Я бы начинал классификаци школ с описания педсостава - причё не принято-формально, а с эдкого неформально-бытового. ПОнимаю -задача граничащая с абсурдностью... но всё же.
Александр Городинский ( Пользователь )
...Павел Юрьевич, Андрей Юрьевич, у вас как будьто одни отцы... так здорово вы высказались... У меня совершенно аналогиченый опыт... что тоже привело к созданию авторской школы... Тема очень интересная и актуальная. Особенно на Западе... В частности, в США, последние годы из года в год ростет процент детей, которые обучаются на дому... И это касается не только богатых, но в одинаковой степени и бедных... Я сам работаю уже много лет, как частный учитель. Зарплата на много больше, уважение предельное, условия для творчества идеальные...

Более того, в элитарные школы и во многие частные принимают ученика только с условием, если у этого ученика есть свой частный учитель...

И на закуску: мы, где-то в середине 80-х совместно с "высокими учениыми" из ЮНЕСКО проводили исследование... Обследовано по специальной методике было около 5000 учащихся общеобразовательных школ... (потом мы повторили это неоднократно у себя в школе и цифры были схожие...). Так вот, примерно 85% знаний умений и навыков учащиеся приобретают вне школы...

Сегодня школа (общеобразовательная, не элитарная...) нужна даже не столько для социализации... Сколько для подготовки законопослушных покупателей... Меня кое-кто обругал (правда, ласково и нежно...) уже на этом форуме за эти слова. Мне это тоже может быть не нравится, но опыт многолетней работы на ЗАпаде говорит именно так... Да, и никто не скрывает это здесь... Уже давно ясно всем дается понять: хочешь быть как все, - иди в общеобразовательную школу, а хочешь чего-то другого, - иди в специальную...
А.Г.
Павел Максименко ( Пользователь )
Более того, в элитарные школы и во многие частные принимают ученика только с условием, если у этого ученика есть свой частный учитель...

О - вто эта идея фильтрации мне ажется во многмо здравой

примерно 85% знаний умений и навыков учащиеся приобретают вне школы...

Отлично! ТСало быть в общем и целом заний школа не даёт, так?

Сегодня школа (общеобразовательная, не элитарная...) нужна даже не столько для социализации... Сколько для подготовки законопослушных покупателей...

Вот это - абсолютно верно.
Я даже где-то высказл мысль, что ЕГЭ - это экзамен на адекватность СИСТЕМЕ и ПОСЛУШАНИЮ.
Александр Городинский ( Пользователь )
(Павел Максименко @ 24.02.2007, 03:04) <{POST_SNAPBACK}>
Я даже где-то высказл мысль, что ЕГЭ - это экзамен на адекватность СИСТЕМЕ и ПОСЛУШАНИЮ.


Согласен с вами. Если мне память не изменяет, то со следующего года Россия будет единственной страной в мире (кроме некоторых, мало известных...) где будет введен ЕГЭ. На Западе это было очень важно, эфективно и объяснимо 400 лет назад... В России это было важно в период становления в 20-х и последующих лет...
Сегодя мне кажется это не просто шаг назад, это нечто более фундаментально строго организованное... Или я что-то не понял в ЕГЭ..
А.Г.
Андрей Бахтин ( Пользователь )
(Павел Максименко @ 24.02.2007, 02:45) <{POST_SNAPBACK}>
... Но не стал этого делать потмоу, что создать то, что я действительно хотел бы у меня не хватил бы сил, рессурсов, связей, возможностей, ...

В нашем случае, главным оказалось личное самоопределение. Мне пришлось сменить профессию.

(Павел Максименко @ 24.02.2007, 02:45) <{POST_SNAPBACK}>
В сущности я с этим <различением образования и социализации> согласен. Другое дело - и что же в этом бассейне без воды происходит? Кто плавает-то там, кого созерцать?

А вот мы все тут и плаваем smile.gif
Но раз с "нулевым" различением согласны, то дальше Ваш вопрос выводит на теснейшую связь того и другого. Мало способности профантазировать кто там и что в бассейне без воды делает (это, кстати говоря, может послужить в обсуждении моделью школы smile.gif), для нормальной жизни нужна способность ПОМЫСЛИТЬ нечто новое так, чтобы было возможно РЕАЛИЗОВАТЬ это. Ну не нужен Вам бассейн без воды, ну и ладно. Но ведь что-то же нужно Вам, чего сегодня нет, что-то же Вы ищете (или создаете)? Пусть Вашим "бассейном" будет газета тиражом в 60 или хотя бы тридцать тысяч экземпляров. Но ведь ее надо сначала помыслить, а только потом реализовать замысел.
Допускаю, что можно делать большие дела и без глубокого промысливания, "в импульсе". Может получиться, а может не получиться. Но одно дело, импульс предпринимателя средней руки, а другое - импульс министра образования или, страшно сказать, Президента...

(Павел Максименко @ 24.02.2007, 02:45) <{POST_SNAPBACK}>
... Но где Вы видели школу, которая во всем неукоснительно следовала бы предписаниям?.. smile.gif
Мне кажется, что это разнообразие тоже достаточно эфемерно. То есть разнообразие есть, но оно в школах, а в отношеии педсостава к школе, где они работают, к детям. Скажем так (примитивизируя) - в любой школе есть расписание, так? А разе не может быть школы БЕЗ расписания? И так далее...

Наша школа работала без расписания. Формально, оно конечно было, но звонков типа "сирена" не было. Если урок "зацепил", он мог продлиться до своего "совершения". Я прикрепляю старую газетную статью одной нашей учительницы (Юмакулова Валентина Владимировна), написанную в разгар "борьбы за жизнь" школы (которая, по сути, никогда и не прекращалась).[attachment=1750:attachment]
(Павел Максименко @ 24.02.2007, 02:45) <{POST_SNAPBACK}>
... описывать школы можно совершенно по разному. У "Солинга" есть большой опыт ... Но они, при всём моём уважении, описывают школы так, как этотого требует запрос родителя - того или иного. А вот ,скажем, ВЫ встречали такой вопрос родителя о школе - "сколько человек из педсостава регулярно ходят туда-то (название любого заведения - от питейно-развлекательно до хоть Консерватории)? Я не встречал...
Я бы начинал классификацию школ с описания педсостава - причём не принято-формально, а с эдакого неформально-бытового. Понимаю -задача граничащая с абсурдностью... но всё же.

Я тоже не встречал таких вопросов от родителей. Чаще всего их вопросы поверхностны. Об этом и говорю, что необходима кооперация родителей со "свободными профессионалами", которые и описать школу могли бы профессионально, и объяснить родителям, почему то или иное важнее того или другого.
К Вашему "абсурдному" вопросу добавил бы и я свой аналогичный вопрос - как часто педсостав собирается вместе и что и как учителя делают или обсуждают, принимают ли участие родители в таких собраниях? В упомянутой мной школе действовал постоянный педагогический семинар (можно назвать и педсоветом, но мы называли семинаром) с участием желающих родителей. Каждую субботу без исключений.
Павел Максименко ( Пользователь )
(Александр Городинский @ 24.02.2007, 03:24) <{POST_SNAPBACK}>
(Павел Максименко @ 24.02.2007, 03:04) <{POST_SNAPBACK}>


Я даже где-то высказл мысль, что ЕГЭ - это экзамен на адекватность СИСТЕМЕ и ПОСЛУШАНИЮ.


Согласен с вами. Если мне память не изменяет, то со следующего года Россия будет единственной страной в мире (кроме некоторых, мало известных...) где будет введен ЕГЭ. На Западе это было очень важно, эфективно и объяснимо 400 лет назад... В России это было важно в период становления в 20-х и последующих лет...
Сегодя мне кажется это не просто шаг назад, это нечто более фундаментально строго организованное... Или я что-то не понял в ЕГЭ..
А.Г.


Согласен на 100% .
Именно - фундаментальное. Задача ЕГЭ - ранжирование послушания и адекватности сисстеме. К заннаиям и уже тем более талантам и способностям это н имеет отношения. Но есл завра школа нчнёт строится под ЕГЭ - значит и она начнёт работать ан послушаие. Или ,как ВЫ точно выразились, на создание покупателя
Павел Максименко ( Пользователь )
Допускаю, что можно делать большие дела и без глубокого промысливания, "в импульсе". Может получиться, а может не получиться. Но одно дело, импульс предпринимателя средней руки, а другое - импульс министра образования или, страшно сказать, Президента...

ИМенно - может плучиться, а может и нет. Но ведь может и получиться!

Формально, оно конечно было

Вот... всё-таки было. Путсь и формально. Но любая формальность так или иначе отражается на самом процессе. Причм невеломым образом и незаметно. Это не умаляет Ваших заслуг... просто я всегда люблю формальности оценивать.

К Вашему "абсурдному" вопросу добавил бы и я свой аналогичный вопрос - как часто педсостав собирается вместе и что и как учителя делают или обсуждают, принимают ли участие родители в таких собраниях? В упомянутой мной школе действовал постоянный педагогический семинар (можно назвать и педсоветом, но мы называли семинаром) с участием желающих родителей. Каждую субботу без исключений.

Понятен вопрос, хотя Ваш пример не редкость как раз. НЕ то, чтоб прям везде. но есть школы, где такое встречается. Но, заметьте, у нас с Вами вопросы разного плана - мой вопрос о жизни человека ВНЕ школы, Ваш - ВНУТРИ школы. Это принципиально для меня.
Андрей Бахтин ( Пользователь )
(Павел Максименко @ 24.02.2007, 03:40) <{POST_SNAPBACK}>
Именно - может плучиться, а может и нет. Но ведь может и получиться!

Опыт показывает, что при масштабных импульсах получается, извините, "как всегда".

(Павел Максименко @ 24.02.2007, 03:40) <{POST_SNAPBACK}>
Формально, оно конечно было
- Вот... всё-таки было. Пусть и формально. Но любая формальность так или иначе отражается на самом процессе. Причем неведомым образом и незаметно.

У меня другое мнение. Во-первых, формальная организация необходима (иначе и "нарушать" нечего будет smile.gif). Во-вторых, на процессе отражается не сама формальность, а "отношение" к формальности. В-третьих, при наличии мышления (связанного, в том числе, с обсуждением), связь формального и содержательного, отражение одного на другом, вполне вЕдомо и даже ведОмо.

(Павел Максименко @ 24.02.2007, 03:40) <{POST_SNAPBACK}>
... хотя Ваш пример не редкость как раз. НЕ то, чтоб прям везде, но есть школы, где такое встречается.
Но, заметьте, у нас с Вами вопросы разного плана - мой вопрос о жизни человека ВНЕ школы, Ваш - ВНУТРИ школы. Это принципиально для меня.

Если бы НИГДЕ такое не встречалось, то и вопрос для ОПИСАНИЯ ШКОЛЫ был бы бесполезен.
То же касается и разного плана вопросов - из двух вопросов ОДНОГО ПЛАНА один бесполезен для описания школы.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+