Личный кабинет

Исследовательские лабораторные работы по физике

Любовь Калякина ( Пользователь )
I. Развитие личности учащегося – задача современности

В развитие всегда заложена борьба между зарождающимся новым и прочно установившимся старым. Однако, появление нового в методике физики, как и в других науках, нельзя понимать как категоричное отбрасывание старого. Новое может отрицать старые лишь в определенном отношении, сочетаясь с тем, что ранее установлено, внося в него коррективы и усовершенствование, как правило, новое не возникает на новом месте .
В связи с переходом школ к новой форме аттестации выпускников в виде ЕГЭ, назрела необходимость в изменении методики преподавания физики. В частности, речь идет о профилизации обучения. Педагогические исследования, проводимые в этой области, позволяют определить наиболее эффективные пути поэтапного перехода к профильному обучению.
Работая над проблемой: «Развитие общеучебных умений и навыков через исследовательские лабораторные работы на уроках физики», я попыталась создать новые приемы в проведении лабораторных работ школьного курса.
Считаю, что выбор данной темы удачен, а проблема актуальна.
Актуальность моего исследования очевидна. Современная школа в основном формирует умения и навыки, дает знания учащимся и не развивает (или очень слабо) при этом личность, т.е. не происходит процесса результативных качественных и количественных изменений в организме человека.
Противоречие, которое при этом возникает – это несоответствие между заказом современного общества в развитой личности и тем, что может дать школа, работая старыми методами.
Важность проводимой мною работы заключается еще и в том, что, говоря о поисках путей совершенствования процесса обучения, следует иметь в виду совершенствование не только методов сообщения новых знаний, но также и совершенствование методики формирования у учеников умений и навыков .
А в современных школах больше внимания уделяют совершенствованию методов получения знаний, а не развитию умений и навыков. В этом заключается второе противоречие.
Изучив «пирамиду познания» (см. Приложение 1) по Дж. Мартину , я пришла к выводу, что 70% объема учебного материала учащиеся усваивают, запоминают с помощью практических действий, поэтому развитие общеучебных умений и навыков, посредством лабораторных работ, тоже является актуальным.
И здесь всплывает третье противоречие между старыми формами проведения лабораторных работ и способностями учащихся выполнять эти работы.
Актуальна эта проблема лично и для меня. В связи с переходом на концентрическое обучение в 10-11 классах по программе Касьянова В.А., есть возможность выполнения лабораторных работ по тетрадям, входящим в комплект к учебнику. Учащиеся имеют разный уровень развития общеучебных умений и навыков, а вынуждены выполнять лабораторные работы по готовым разработкам, без творчества в конструировании хода работ.
Проанализировав все эти противоречия, ставлю перед собой проблему: «Для развития общеучебных умений и навыков необходимо поэтапное введение в репродуктивные формы проведения лабораторных работ и заданий исследовательского характера». Выдвигаю гипотезу для решения этой проблемы: «Такие приемы в методике проведения лабораторных работ доступны для всех учащихся и есть возможность развития учебных умений и навыков высокого уровня».
Для осуществления педагогического исследования ставлю перед собой следующие задачи:
1. Изучить периодические аспекты влияния исследовательских лабораторных работ на развитие личности учащегося.
2. Разработать приемы исследований при выполнении лабораторных работ школьного курса.
3. Осуществить диагностику обучаемости для выявления экспериментального класса.
4.Проведение различных видов анкетирования для создания наиболее благоприятных и эффективных приемов педагогических исследований.
5.Определение начального уровня (НУ), достигнутого уровня (ДУ) учащихся по исследуемым вопросам.
6.Осуществление оценки прироста развития общеучебных умений и навыков и проведение анализа результата.


II Развитие общеучебных умений и навыков через исследовательские лабораторные работы.

«Не в количестве знаний заключается
образование, а в полном понимании
и искусном применении того, что знаешь.
А.Дистервег.
В связи с реформированием общества, актуальной является в настоящее время главная цель образования – развитие личности. Развитие – процесс количественных и качественных изменений в организм человека. Результат развития – становление человека как биологического вида, как социального существа. Если человек достигает такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Я согласна с утверждением И. П. Подласыя о возможности стать личностью только в деятельности, на практике проявив, раскрыв свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием.
А так как, «движущей силой» развития является борьба противоречий, то на мой взгляд, в настоящее время одним из противоречий является противоречие между созданием конкурентно способной личности и тем опытом, который человек накапливает в жизни.
Особую часть общечеловеческого опыта представляет сам процесс, способ деятельности. Он частично может быть описан с помощью языка. Воспроизвести его можно только в самой деятельности, поэтому владение им характеризуется особым качеством личности - умениями и навыками.
Умение - способность личности к эффективному выполнению определенной деятельности на основе приобретенных знаний в новых условиях.
Умения характеризуются, прежде всего, способностью с помощью знаний осмыслить имеющуюся информацию, составить план достижения целей, регулировать и контролировать процесс деятельности.
В процессе частого выполнения простые умения могут автоматизироваться, т.е. переходить в навыки - способность выполнять какие-то действия без поэтапного контроля.
Развитие учебных умений для познания личностью окружающего мира в настоящее время весьма актуально, т.к. они являются общими для любого вида деятельности, т.е. могут быть использованы на любом этапе жизни человека.
Селевко Г.К. выделил следующие общеучебные умения и навыки :
1.Учения к навыкам планирования учебной деятельности;
2. Умения и навыки организации своей работы;
3. Умения и навыки восприятия информации (работа с различными источниками);
4. Умения и навыки мыслительной деятельности;
5. Умения и навыки оценки и осмысления результатов своих действий.
Процессу развития общеучебных умений и навыков предшествует процесс их формирования. Одна из методик формирования общеучебных умений и навыков – это методика, предложенная Усовой А.В. – формирование умений и навыков по обобщённым планам, которые можно использовать на любом этапе развития личности в школе, по любому предмету. Широко используя в процессе своей работы обобщённые планы, я стараюсь не забывать, что успешное формирование умений и навыков зависит:
1) от осознанности учащимися значения овладения умениями выполнять данное действие;
2) от наличия определённой цели действия;
3) то уяснения научных основ действия;
4) от определения основных структурных компонентов действия (такие структурные компоненты играют роль опорных пунктов действия);
5) от определения наиболее рациональной последовательности выполнения операций, т.е., от построения модели (алгоритма) действия (путём коллективных или самостоятельных поисков);
6) от организации небольшого количества устранений, в которых действия подлежат контролю со стороны учителя;
7) от наличия различных форм обучения учащихся методом самоконтроля;
8) от наличия организации упражнений, требующих от учащихся самостоятельного выполнения данного действия, если условия меняются;
9) от эффективности использования определенного умения при выполнении действия для овладения новыми, более сложными умениями, в более сложных видах деятельности.
На мой взгляд, последние 4 пункта свидетельствуют не только о формировании умений и навыков, но и об их развитии.
Одной из возможностей формирования и дальнейшего развития учебных умений и навыков, на уроке физики, является использование лабораторного метода обучения.
Причем этот метод является наиболее эффективным для развития умений и навыков. К этому выводу я пришла, изучив таблицу «Сравнительная эффективность методов обучения». Так, лабораторный метод лучше других методов (см. Приложение 2) способствует развитию практических трудовых умений; умений добывать, систематизировать и применять знания; навыков упрочнения знаний и умений. Кроме этого, лабораторный метод пригоден, в равной степени, для развития таких качеств личности, как мышление, познавательный интерес, активность память, волю, способность выражать свои мысли, а также эмоции.
Убеждаясь в своей практической деятельности в справедливости этих утверждений, я использую лабораторный метод обучения для развития общеучебных умений и навыков на уроках физики. И как частный случай – через исследовательские лабораторные работы.
Сущность исследовательского метода обучения заключается в том, что он предусматривает творчество в деятельности учащихся. Элементы исследования в проведении лабораторных работ развивают учебные умения и навыки с учетом индивидуальных способностей учащихся достигать различные этапы творчества.
Исследовательские лабораторные работы, проводимые как индивидуально, так и в группах, могут проходить по следующему плану:
1. Учитель сообщает проблему, для решения которой проводится лабораторная работа.
2. Знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно их получают в процессе исследования. Средства для достижения результатов учащиеся выбирают сами, т.е. становятся активными исследователями.
3. Учитель управляет процессом исследований.
Лабораторный исследовательский метод проведения занятий по физике помогает учащимся развить следующие общеучебные умения и навыки:
1) Познавательные умения и навыки :
• анализа и синтеза;
• описания наблюдаемых явлений;
• формулировка целей и задач;
• выдвижение гипотезы и предсказание результата;
• использование математических символов;
• установление причинно-следственных связей.
2) Организационные умения и навыки:
• планирование эксперимента;
• рациональное использование времени;
• правильная организация рабочего места при выполнении лабораторных работ.
3) Технические умения и навыки:
• пользование измерительными приборами и измерение физических величин;
• математическая обработка результата;
• подбор материала к лабораторным работам;
• сборка установки, схема эксперимента;
• использование учебной и технической литературы;
• учет правил ТБ;
• расчет погрешности вычисления;
• оформление результатов (схемы, таблицы, графики).
4) Умения и навыки сотрудничества:
• обсуждение задания и распределение обязанностей;
• взаимопомощь и взаимоконтроль (самоконтроль);
• обсуждение результатов и формулировка вывода.
Проделав работу по отбору материала для темы моего исследования, я пришла к выводу: «Нет главных и несущественных методов обучения, но, в зависимости от целей, задач и образовательных требований общества, нужно использовать те, которые являются наиболее актуальными в данный момент, по данной теме, в данном классе, для данной личности».
В настоящее время развитие учебных умений и навыков личности – наиболее актуальная задача образования, т.е. в меняющихся жизненных ситуациях только человек, умеющий переносить ЗУН в новую ситуацию, может быть конкурентоспособным.

III Изучение коллективных явлений при проведении педагогического исследования
Школы района, к сожалению, ещё не являются профильными, а учащиеся имеют разный уровень сформированности умений и навыков в классах школ. Поэтому любой педагогический эксперимент должен быть поставлен с учётом особенностей каждой школы, моего класса в особенности.
Главная цель моего педагогического эксперимента – развить умения и навыки учащихся, но не во вред здоровью учащегося, сделав его деятельность посильной, приносимой удовлетворение, а не усталость.
Поэтому и начинаю я с того, что изучила особенности класса. Для этого использовала различные методы изучения коллективных явлений.
1. Метод устного опроса – это произвольная беседа, интервью. В результате устной беседы с учащимися я узнала, что физика, как наука, вызывает у них интерес, но учащиеся (50% и более) испытывают затруднения при решении задач и выполнении лабораторных работ с учётом расчёта погрешностей. « Мы порой не понимаем, что делаем, заполняя пустые клеточки в готовых тетрадях для лабораторных работ». – (Издательство Касьянов В.А. 2003 год.) главная мысль учащихся.
2. Для того чтобы выявить объективную сторону отношения учащихся к уроку физики, к лабораторным работам, к их форме проведения, мною была проведена анонимная анкета « Моё отношение к уроку физики» (Приложение №3).
При анализе результатов этого анкетирования было выявлено, что учащимся (50%) нравятся уроки физики, но интересы на уроке все разные: так 70% учащихся довольны нетрадиционными формами уроков, зачётов, лабораторных работ и лишь 15% затрагивают самостоятельные работы на уроке, решения задач.
На вопрос: «Нравится ли вам выполнять лабораторные работы?» учащиеся ответили, что с обычными заданиями, как у всех, выполнять лабораторные работы легче, но не всегда интересно.
65%учащихся заявили, что хотели бы иметь задания к лабораторным работам индивидуального характера, с учётом их особенностей развития общеучебных умений и навыков.
Для осуществления работы по проведению моего исследования была проведена анкета совместной деятельности учителя и ученика, по выявлению состояния и характера взаимодействий учителя и ученика в процессе учебно-познавательной деятельности. (Приложение №4).

”1” – нет, ”2” – частично, ”3” – да.

При анализе графика совместной деятельности видно, что учащиеся доброжелательно настроены на урок и охотно работают на уроке, но частично участвуют в выработке цели занятия, а также испытывают неудовлетворение от отсутствия условий для реализации самооценки при осуществлении той или иной деятельности.
Видимо, поэтому у учителя нет уверенности в том, что урок достиг цели полностью.
В конечном результате делаю вывод о необходимости нововведения в проведении урока и, в частности, в методике конструирования лабораторных работ, способных развить индивидуальные достижения учащихся с последующим самоанализом их результатов.

Поэтому, неудивительно, что для осуществления педагогического исследования я использовала и тестирование. На первом этапе подготовительной работы - это были тесты обучаемости. Обучаемость - индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком знаний, умений и навыков в процессе обучения. В основе обучаемости лежит уровень развития познавательных процессов, мотивационно-волевой и эмоциональной сторон личности, а также развития производных от них компонентов учебной деятельности.
Благодаря определению уровня обучаемости, я могла составить задания исследовательского характера для лабораторных работ с учетом индивидуальных особенностей развития умений и навыков учащихся.
По предложенному заданию (Приложение №5) я определила, что на все 5 заданий ответили 15% учащихся, т.е. имеют высокий уровень обучаемости, 60% - справились с четырьмя заданиями, т.е. имеют средний и высокий уровень обучаемости, и 25% - справились с тремя заданиями, т.е. имеют средний и низкий уровни обучаемости. Именно эти результаты нужно было использовать при подготовке диагностических материалов.



IV Диагностическая часть исследования

Диагностика (от греческого) - общий способ получения опережающей информации об изучаемом объекте или процессе.
Диагностика - прояснение всех обстоятельств протекания дидактического процесса, точное определение результатов последнего. Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом.
Диагностика бывает трех видов:
1) учебная;
2) психологическая;
3) проблемная.
По типу контроля диагностика делится на: текущую, тематическую, итоговую. Диагностирование включает в себя: контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, прогнозирование дальнейшего результата.
В процессе своей работы я проводила учебную, тематическую диагностику; основным параметром, по которому была осуществлена оценка результатов практической деятельности по теме моего исследования, в моей работе является степень обученности учащегося. (по методике Симонова В.П)
В настоящее время многие ученые отмечают значение параметра - степень обученности учащегося, т.е. объем реально усвоенных знаний, умений и навыков. Для меня степень обученности является показателем результативности приемов проведения лабораторных работ исследовательского характера для учащихся с разным уровнем развития общеучебных умений и навыков.
Диагностику, контроль, проверку и оценку результативности моего исследования я проводила в следующей последовательности:
1) Предварительное выявление уровня ЗУН обучаемых;
2) Текущая проверка, главная функция которой - обучаемая;
3) Повторная проверка уровня ЗУН - повторение ранее изученного;
4) Периодическая проверка, цель которой диагностирование качества усвоения;
5) Итоговая проверка.
Опираясь на работу Симонова В.П. можно выделить следующие условия эффективности проверки обученности учащихся:
1) всесторонний характер проверки;
2) систематичность;
3) Объективность и доброжелательность;
4) Индивидуальность.
В итоге, делаю вывод о том, что обученность - это характеристика, в первую очередь, учебно-познавательной деятельности.
Для выявления уровня развития общеучебных умений и навыков, учащихся в процессе моего эксперимента можно, опираясь на работы ученых , выделить следующие уровни:
I уровень – репродуктивный.
1. Учащиеся умеют применять понятия, законы, принципы, правила выполнения типовой лабораторной работы;
2. Умеют решать, подсчитывать, объяснять;
3. Полнота действий; обобщение, точность восприятия;
4. Умение работать с литературой.
II уровень – репродуктивно – исследовательский.
1. Умение применять знания физических законов, понятий, правила выполнения типовой лабораторной работы;
2. Умение решать, подсчитывать, объяснять полученные результаты;
3. Полнота, обобщенность действий при выполнении заданий с элементами исследовательного характера;
4. Умение рассчитывать погрешность и анализировать результат.
III уровень – исследовательский.
1. Умение учащихся предсказывать результаты, оценивать получение значения в лабораторной работе, применять законы для выполнения лабораторной работы;
2. Умение переносить, трансформировать знания, прогнозировать результат, критически его оценивать, доказывать его справедливость.
При предварительном выявлении уровня развития общеучебных умений и навыков я провела для своего класса лабораторную работу I уровня (см. тетрадь для л/р Касьянов ВА).
Оценив скорость выполнения лабораторной работы учащимися, сделала вывод о необходимости применения новых приемов в проведении лабораторных работ с учетом творческих способностей учащихся (см. анализ результатов исследования). В связи с этим я разработала поэтапное введение приемов исследования при проведении лабораторных работ (II и III уровня).
При осуществлении текущей, периодической и итоговой диагностики развития У и Н, сравнивала СОУ на каждом этапе проверки, сочла оценить результативность тех приемов исследования, которые я использовала для решения своей проблемы.
Для осуществления оценки результатов практической деятельности по теме педагогического исследования я использовала следующие образцы диагностических материалов по теме «Диагностика»:
1. Карточки – напоминания (I и II уровень лабораторной работы); (Приложение №6, №7).
2. Описание лабораторной работы в учебнике Саенко ПГ, М: Просвещение,1990.
3. Задания к лабораторным работам с элементами исследовательного характера с приложенным планом оформления результата (Приложение №8)
4. Итоговое тестирование по теме «Динамика» (Приложение №9).

V Анализ результатов исследования и прогнозирования дальнейшей деятельности

В начале педагогического исследования я прогнозировала следующие результаты:
1. С лабораторными работами I уровня должны справиться 100% всех учащихся.
2. Лабораторные работы II уровня успешно будут выполнять 50% и более всех учащихся.
3. Должен быть осуществлен рост учащихся выполняющих лабораторные работы III уровня.
При оценке результативности практической деятельности по теме педагогического исследования «Развитие общеучебных умений и навыков через исследовательские лабораторные работы» я получила следующие результаты:
1. Результат предварительного выявления уровня У и Н (по оценке скорости и полноте выполнения лабораторной работы репродуктивного характера):
 16% учащихся выполнили работу за меньшее время и полностью;
 44% учащихся справились с предложенной лабораторной работой полностью за урок;
 32% справились с работой частично, не рассчитав погрешность и не проанализировав результат;
 8% - не справились с работой.
При этом СОУ = 45% (низкий уровень).
Оценив этот результат, пришла к выводу о необходимости развивать У и Н не только репродуктивным методом, но и репродуктивно – исследовательским и исследовательским методами с учетом индивидуальных качеств личности.

II Дополнив, при проведении текущей проверки развития У и H, к описанию лабораторных работ, карточек – напоминаний (I и II уровень) и задания исследовательского характера (см. Приложение № 6, 7, 8), получили результаты, которые я изобразила в виде диаграммы.
23%- справились только с заданиями I уровня
51%- справились с заданиями II уровня
18%- справились с заданиями III уровня, только 2 человека не справились с лабораторной работой.
СОУ = 51% (допустимый уровень)


Это доказывает, что исследовательский характер проведения лабораторных работ по разделу «Динамика» является способом развития общеучебных умений и навыков с учетом творческих способностей учащихся.
Итоговая работа по теме моего исследования может быть выделено в виде диаграммы.

СОУ ↑ с 51% до 55%
Анализируя итоги моей практической деятельности по теме моего исследования, прихожу к выводу, что в результате проведенной мною работы были получены позитивные результаты.
Из диаграммы видно, что процент учащихся, имеющих I и II уровень развития общеучебных умений и навыков, хотя и остался неизменным, но из 83% учащихся увеличился процент учащихся, овладевших У и H. II уровня с 48% до 50 %. Это означает, что учащиеся развили следующие умения:
1) применять знания понятий, законов, явлений для выполнения лабораторных работ, (наблюдать, ставить опыты, проводить эксперимент, осуществлять измерения);
2) решать, подсчитывать, объяснять полученные результаты;
3) точно, полно умеют воспроизводить предложенные действия;
4) умеют обобщать знания, анализировать полученный результат;
5) умеют обобщать знания, анализировать полученный результат;
6) решать исследовательские задачи теоретически (т.е. предлагать способ);
7) умения работать со справочной литературой при анализе результатов.
При дальнейшем анализе диаграммы прихожу к выводу, что % учащихся имеющих высокий (III уровень) развития У и Н не сильно возрос, только на 1%, но и это свидетельствует о том, что около 17 % учащихся умеют:
1) прогнозировать результат;
2) овладевать приемами анализа и синтеза;
3) обобщать знания, полученными ранее, и переносить их в новую ситуацию для решения задач исследовательского характера;
4) могут предложить модель эксперимента, теоретически обосновать справедливость такой модели;
5) используя математический аппарат, получить результат и его обработать с критической точки зрения.
Исходя из этих результатов, делаю вывод, что исследовательские приемы проведения лабораторных работ развивают общеучебные умения и навыки.
Видя положительные результаты своей работы, прогнозирую свою деятельность продолжить по следующему плану:
1) Уточнить, как влияет новый прием в выполнении лабораторной работы на развитие творческих способностей личности.
2) Выяснить влияние нового метода на качество практических У и Н в классах разного уровня.
3) Расширить задачу исследования - начать использовать задания исследовательского характера с 7 класса.
Приложение №1- Пирамида познания.
Приложение №2 - Таблица сравнения эффективных методов обучения.
Приложение №3 - Анкета «Мое отношению к уроку физики».
Приложение №4 - Анкета «Взаимодействие учителя и ученика в процессе учебно-познавательной деятельности».
Приложение №5 -Примерная письменная работа для выяснений степени обучаемости учащихся.
Приложение №6 - Карточки-напоминания к лабораторным работам I уровня.
Приложение №7 - Карточки-напоминания к лабораторным работам II уровня.
Приложение №8 - Задания исследовательского характера к лабораторным работам, с выбором формы отчета.
Приложение №9 - Итоговое тестирование по теме «Динамика».


Приложение 2

Сравнительная таблица эффективности методов обучения


Метод Формирование
Кругозор теоретические знания Практические трудовые умения Умение добывать, систематически и применять знания Умение учиться, навыки самообразования Навыки упрочения знаний и умений Условные обозначения
Рассказ +! + ─ + ─ + +! – лучше всего подходит

+ -пригоден
- непригоден
Беседа +! +! ─ + + ─
Работа с книгой + +! + + + +!
Демонстрации + + ─ + + +
Лабораторный ─ + +! +! + +!
Познавательная игра + +! +! + ─ +!
Упражнения + +! +! +! +! +!


Метод

Развитие
Мышление Познавательный интерес Активность Память Воля Способность выражать мысли Эмоции
Рассказ + + ─ + + ─ +
Беседа +! +! +! + + + +!
Работа с книгой +! +! +! + + +! +
Демонстрации + +! + + + + +
Лабораторный + + + + + - +
Познавательная игра +! +! +! +! +! +! +!


Приложение 3
Анкета «Мое отношение к уроку физики»
1. Нравится ли вам урок физики?
2. Чем вас заинтересовывает урок физики?
а) решением задач;
б) объяснением новой темы;
в) лабораторными работами;
г) самостоятельной работой на уроке;
д) нетрадиционными формами проведения урока.
3. Нравится ли вам выполнять лабораторные работы?
а) с индивидуальным заданием;
б) с общими заданиями, как у всех.
4. Учит ли вас урок физики?
а) мыслить;
б) познавать новое;
в) анализировать опыты;
г) понять окружающий мир.
5. Появляется ли у вас желание в изучении дополнительной литературы
после уроков физики?
6. Используете ли вы знания, полученные на уроке физики, на других уроках?
7. Не считаете ли вы физику «сухой», сложной наукой?
Варианты ответов:
Да – 2 балла.
Иногда – 1 балл.
Нет – 0 бал.




Приложение 4
Анкета для учителя и ученика для выявления состояния и характера
взаимодействия их в процессе учебно-познавательной деятельности.

Учитель
1. Меня ученики встречают доброжелательно. 2. Ученики настроены на мой урок.
3. Я стремлюсь довести до учащихся цели учебной деятельности.
4. Я привлекаю учащихся к формулировке цели занятия.
5. Я создаю условия для реализации элементов «САМО».
6. Я формирую у учащихся навыки:
а) выявления главного;
б) проведения анализа, обобщения материала.
в) составления плана;
г) подготовки докладов, рефератов.
7. 7. Я отношусь к ученику с уважением.
8. Я учитываю реальные возможности
в учёбе учащихся.
9. Я включаю в занятие задания творческого характера.
10. Я достигаю цели урока.
Ученик
1. 1.Я встречаю учителя доброжелательно.
2.Я охотно работаю на уроке.
3. Я участвую в выработке цели занятия.
4. Мне понятны цели моей деятельности.
5. Я умею оценивать свою работу и работу своих товарищей.
6. Меня учители учит:
а) составлению опорного конспекта;
б) составлению таблиц;
в) составлению плана;
г) работе с дополнительной литературой.
7. Уважительно ли учитель относится к вам?
8. Я понимаю объяснения учителя.
9. Предлагает ли учитель на занятиях задания, требующие сообразительности?
10. Удовлетворяют ли тебя знания, приобретенные на уроке?


Да- 3 балла. Частично- 2 балла. Нет- 1 балл.

Приложение 5
Задание для самостоятельной работы по выявлению уровня обучаемости по теме «Три закона Ньютона».
1. Напишите, что вы узнали нового на уроке.
2. Почему тело движется с ускорением? Равномерно прямолинейно!
3. Движением по инерции называют движение с постоянной по модулю и направлением скоростью. Почему же 1 закон Ньютона называют законом инерции?
4. Если мяч ударить ногой, то он изменит свою скорость. Почему же он не меняет своей скорости, когда на него действует земля и стол, на котором он покоится?
5. Любому действию есть противодействие. Почему же лошадь везет телегу, а не наоборот?


Приложение № 6
Карточки напоминания к лабораторной работе I уровня
(для учащихся с низким уровнем сформированности практических умений и навыков).
1) Оформи в тетради план работы:
1. Название (учебник ст.164. Пр. № 3)
2. Цель: «Научиться»….
3. Приборы (учебник ст.164. Пр. №3)
4. Ход работы оформи в виде таблицы.
№ Р, (Н) Fтр, (Н) μ = Fтр / Р Μср=(μ1+μ2 +μ3) / Р
1
2
3

а) вес бруска найди с помощью динамометра (см. рисунок)
б) найди силу трения, передвигая брусок с помощью динамометра равномерно по деревянной линейке (см. рисунок)
в) проделай опыт 3 раза, меняя массу бруска с помощью набора грузов по 100г.
2) Найдите коэффициент трения для каждого опыта и найдите среднее значение и сравните с табличным.
3) Сделайте вывод о коэффициенте трения.


Приложение № 7
Карточки-напоминания к лабораторным работам II уровня
(для учащихся со средним уровнем сформированности умений и навыков).
1. Оформи в тетради работу по известному плану:
1)Название.
2)Цель.
3)Приборы.
4)Таблицы и все расчеты.
5)График.
6)Вывод.
Пояснение: подсказка
1) Коэффициент решения можно найти, зная, что Fтр = μ N
1. Подумай! Чему будет равен N, если тело движется со скоростью V-const, тогда μ = Fтр / Р
2) Вес и силу трения можно найти с помощью динамометра, но помни, что V-const.
3) График построить не трудно: на одной оси значение Fтр, на другой Р (сделай не меньше 3х опытов). Учитывай погрешность.
4) Из графика найди μ. Сравни с табличным, сделай вывод.


Приложение № 8
Задание к лабораторной работе: « Определение коэффициента трения скольжения» исследовательского характера:
1.Выясни, как зависит сила трения от способа обработки трущихся поверхностей ( используй различные из предложенных поверхностей).
2. Выясни, как зависит сила трения от площади и массы соприкасающихся поверхностей.
Отчет ( предложенный вариант)
1.Я предполагаю, что ………………..
2.Я основываюсь на том, что ……………
3.Рассуждения, на основе которых выдвинута гипотеза ………………
4. Что я предполагаю сделать для проверки предложения ……………..
5.Мне необходимы приборы………………
6.План моих действий …………………..
7.Анализ плана:
 Что я измеряю? Например: 1)Площадь поверхности; 2) Массу грузов;
 Чем я измеряю? Например: 1) линейкой, 2) весами;
 Что будет постоянно? Например:1) скорость движения бруска по поверхности.
Сделай вывод о значении коэффициента трения.
Азат Хисаметдинов ( Пользователь )
Любовь Николаевна!
Ваших приложений то нету!
Когда пишете сообщение внизу есть поле присоединить файлы - обзор цепляете файл с приложением и загрузить.
Виктор Устинов ( Пользователь )
(Люба К. @ 13.02.2007, 13:46) <{POST_SNAPBACK}>
I. Развитие личности учащегося – задача современности

В развитие всегда заложена борьба между зарождающимся новым и прочно установившимся старым. Однако, появление нового в методике физики, как и в других науках, нельзя понимать как категоричное отбрасывание старого. Новое может отрицать старые лишь в определенном отношении, сочетаясь с тем, что ранее установлено, внося в него коррективы и усовершенствование, как правило, новое не возникает на новом месте .
В связи с переходом школ к новой форме аттестации выпускников в виде ЕГЭ, назрела необходимость в изменении методики преподавания физики. В частности, речь идет о профилизации обучения. Педагогические исследования, проводимые в этой области, позволяют определить наиболее эффективные пути поэтапного перехода к профильному обучению.
Работая над проблемой: «Развитие общеучебных умений и навыков через исследовательские лабораторные работы на уроках физики», я попыталась создать новые приемы в проведении лабораторных работ школьного курса.
Считаю, что выбор данной темы удачен, а проблема актуальна.

ar.gif Уважаемая Любовь Николаевна, в нашей школе мы тоже часто на уроках организуем исследовательские прктические работы, но при этом стараемся избегать длинных инструкций. На наш взгляд задание должно быть кратким и чётким, вот некоторые задания:
В 7 классе
Измерьте толщину листа бумаги, из которой сделан учебник.
Определите плотность картофеля
Выясните, от чего зависит сила трения
Изготовьте из блоков устройство, дающее выигрыш в силе в 6 раз
Исследуйте, от чего зависит выталкивающая сила Архимеда
В 8 классе
Определите длину проволоки, из которой изготовлен реостат
Исследуйте зависимость силы тока от напряжения и сопротивления
В 9 классе
Исследуйте зависимость КПД наклонной плоскости от угла наклона
Исследуйте зависимость долности полёта тела брошенного под углом к горизонту от угла бросания
При помощи старого бабушкиного лаптя и новых дедушкиных ходиков определите объём комнаты
При помощи ученической линейки определите скорость реакции соседа по парте.
В 10 классе
Исследуйте зависимость КПД источника тока от сопротивления нагрузки
В 11 классе
Исследуйте зависимость силы тока в колебательном контуре от частоты внешних колебаний
Ещё очень много, просто написал темы которые сейчас вспомнил.
Виталий Бормотов ( Пользователь )
При помощи старого бабушкиного лаптя и новых дедушкиных ходиков определите объём комнаты

А лапоть, он что, со шнурками? wink.gif
Виктор Устинов ( Пользователь )
(Виталий Бормотов @ 02.10.2008, 13:54) <{POST_SNAPBACK}>
А лапоть, он что, со шнурками? wink.gif

ar.gif Да, Виталий, в лапоть вдёрнута (как в трусы резинка) верёвка, которой он приматывается к ноге.
Надежда Пшонкина ( Участник )
Цитата (Виктор Устинов, 02.10.2008, 14:44) <{POST_SNAPBACK}>
:ar: Да, Виталий, в лапоть вдёрнута (как в трусы резинка) верёвка, которой он приматывается к ноге.

Я ж говорю учителя физики -классные юмористы!
Изобретательности не занимать!
Сейчас из пластиковых бутылок половину всех практических можно придумать!!!
Мне ребята телефон сконструировали из таких бутылок и верёвок..., шипит, пищит, но слышно и свой из подручных средств :ar:
Виктор Устинов ( Пользователь )
Печальный дядя Боря несет из магазина домой авоську с мелкими кури­ными яйцами. Через рав­ные промежутки времени яйца из авоськи выпадают на землю и разбиваются. Можно ли сказать, что пе­чальный дядя Боря движет­ся равномерно, если коты, бегущие за дядей Борей, находят разбитые яйца на равных расстояниях одно от другого?
http://fizika7.26317lvschooll1.edusite.ru/p58aa1.html
Галина Николаева ( Пользователь )
Краткость - сестра таланта. Поэтому при выполнении работы исследовательского характера, учащиеся должны сами составлять план и этапы выполнения эксперимента, определять необходимое оборудование для выполнения работы, ставить задачи и находить пути их решения, делать выводы.Тогда это и будет - исследовательская работа.
Лариса Дубовец ( Пользователь )
А если учащиеся не умеют или не могут самостоятельно составлять план и этапы выполнения эксперимента, определять необходимое оборудование для выполнения работы, ставить задачи и находить пути их решения, делать выводы. Не наша ли задача научить их делать все это?
Елена Шильникова ( Пользователь )
На мой взгляд исследование интереснее проводить на компьютере, например с помощью интерактивного курса "Открытая физика". Кто- проводит?

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+