Личный кабинет

тимология биологических терминов

Татьяна Кашкина ( Пользователь )
Изучение этимологии биологических терминов как способ повышения познавательной активности учащихся

Термины, то есть слова (или словосочетания), служащие обозначением логически сформулированных понятий и тем самым несущие логическую информацию большого объема (Л.Г.Барлас), являются важнейшим компонентом лексики.
Роль терминологической лексики в общей лексической системе языка неуклонно повышается. Научно-техническая революция вызывает перестройку понятийного аппарата многих наук и возникновение новых отраслей, что порождает новые терминологические системы и вносит существенные изменения в уже существующие. В развитых языках около 90% лексики представлено научными и техническими терминами. Каждая отрасль науки и техники обладает определенным набором специальных терминов, смысл которых не всегда понятен непосвященному человеку.
Таким образом, одним из условий успешного изучения любой науки является освоение ее терминологии. Биологическая лексика содержит массу иноязычных слов, чаще – латинских или греческих. Поэтому целесообразно с первых уроков знакомства с биологией как наукой особое внимание уделять этимологии употребляемых терминов, обращая внимание учащихся на то, что многие общеупотребительные слова или специальные понятия других областей науки имеют общее с биологическими терминами происхождение, являются однокоренными. Осознание этого позволяет учащимся легче и прочнее запомнить толкование слов, и, соответственно, определения понятий. Не следует забывать о том, что многие термины образованы в результате слияния двух или даже трех слов, то есть являются сложными словами, в которых часто употребляются соединительные гласные О или Е.
С первых уроков биологии в 6 классе ведется словарная работа. Так, давая объяснение понятию "биология", сравниваем его со словом "биография". На доске записываем оба слова, выделяя в них общий корень, поясняя, что понятия эти имеют греческое происхождение:
БИОлогия logos - слово; учение
bios - жизнь
БИОграфия graph – пишу

Подобным образом рассматриваем этимологию других терминов по мере того, как возникает необходимость в их использовании:
АВТОтрофы ↔ АВТОграф: autos (греч.) – сам, trofe (греч) – пища
МОРФология ↔ аМОРФный: morfе (греч) – форма, приставка "а-" - частица отрицания: "без", "не";
ПОПУЛяция ↔ ПОПУЛярный: populus (лат.) – народ;
КРЕАЦионизм ↔ КРЕАтивность: creation (лат.) – созидание, сотворение.

Вещества:
гидро- hydro (греч.) - вода
ФИЛьные: phileo (греч.) – любовь ФОБные: phobos (греч.) – страх, боязнь
↨ ↨
ФИЛология ФОБОС (спутник Марса)
ФИЛософия: sophia (греч.) - мудрость андроФОБия: andros (греч.) - мужчина
ФИЛантроп: anthropos (греч.) - человек клаустроФОБия и прочие -ФОБии

филАНТРОП ↔ АНТРОПология

Интересная цепочка слов, связывающих понятия биологии, литературы, истории, криминалистики была выстроена при толковании термина "амфибия":
АМФИбия ↔ АМФИбрахий ↔ АМФИтеатр
амфиБРАХИй ↔ БРАХИдактилия
брахиДАКТИЛия ↔ ДАКТИЛь ↔ ДАКТИЛоскопия

amphi (с греч.) – вокруг, с обеих сторон; двоякий
brachys (с греч.) - короткий
dactyls (с греч.) - палец
scope (с греч.) - смотрю

Работа над поиском родственных слов является увлекательным занятием; учащиеся с удовольствием работают со словарями, консультируются с учителями- словесниками. Как оказалось, подобного рода упражнения включают в олимпиадные задания по русскому языку. Благодаря изучению этимологии специальных слов обогащается словарный запас учащихся, развивается логическое мышление и возрастает познавательный интерес к предмету.


Литература

1. Барлас Л.Г. Русский язык. Стилистика. Пособие для учителей. М., "Просвещение", 1978
2. Краткий этимолого-орфографический словарь/ Сост. З.С.Патралова, Т.А. Бочкарева, Н.В.Павлова. – Саратов:"Лицей", 2001
3. Словарь иностранных слов и выражений / Авт.-сост. Е.С.Зенович. – М.:ООО "Издательство Астрель": ООО "Издательство АСТ", 2004.


ПРИЛОЖЕНИЕ
Значение терминов, встречающихся в тексте

Автограф – 1) собственноручная надпись, подпись; 2) собственноручный авторский рукописный текст.
Автотрофы – организмы, источником питания которых служат неорганические вещества; способные из неорганических веществ создавать органические.
Амфибия – 1) земноводное растение или животное; 2) техническое средство, способное передвигаться как по суше, так и по воде.
Амфибрахий – стихотворный размер, образуемый трехсложными стопами* с ударением на втором слоге.
Амфитеатр – 1) античное сооружение для зрелищ – овальная арена, вокруг которой уступами располагались места для зрителей; 2) места в зрительном зале или в аудитории, расположенные уступами.
Андрофобия – букв. боязнь мужчин, мужененавистничество.
Антропология – наука о происхождении и эволюции человека, об образовании человеческих рас и о нормальных вариациях строения человеческого тела.
Биография – жизнеописание, история жизни.
Биология – наука о живой природе.
Брахидактилия – короткопалость
Гидрофильность – способность вещества (материала) смачиваться водой, растворяться в воде.
Гидрофобность - неспособность вещества (материала) смачиваться водой, растворяться в воде.
Дактилоскопия – раздел криминалистики, изучающий кожные узоры подушечек пальцев рук для идентификации личности.
Дактиль – стихотворный размер, образуемый трехсложными стопами с ударением на первом слоге стопы*.
Клаустрофобия – боязнь замкнутого пространства.
Креативность – творческая, созидательная, новаторская деятельность.
Креационизм – религиозное учение о сотворении мира Богом из ничего.
Филантроп – человек, любящий людей; тот, кто помогает нуждающимся, занимается благотворительностью.
Филология – совокупность научных гуманитарных дисциплин, изучающих культуру народа, нации, общества и т.д., отраженную в языке и литературном творчестве.
Философия – 1) форма общественного сознания, мировоззрение, система идей, взглядов на мир и место в нем человека; 2) методологические принципы, лежащие в основе какой-либо науки; 3) отвлеченные, не касающиеся дел рассуждения.
________________________________________________
*стоп (англ. stop< to stop останавливать, останавливаться) – как повтор в плане постановки ударения на часть строки.
Иван Черепанов ( Пользователь )
Да, это - важный момент. Кроме прочего, это позволяет немного лучше находить контакт со "словесниками" среди учеников.

И кроме прямой этимологии - рады родственных слов и корней и из современных языков. Только сегодня говорили о конденсации (dense, density, конденсор с конденсатором и конденсатом)

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+