Личный кабинет

Рекомендации по преподаванию информатики в университетах

Роман Еннер ( Пользователь )
На сайте Кафедры Системного Программирования СПбГУ есть перевод документа с рекомендациями по преподаванию информатики "Computing Curricula 2001: Computer Science" (CC2001) от объединенного комитета по образованию профессиональных обществ ACM и IEEE Computer Society
Татьяна Дедюлькина ( Пользователь )
(Roman Enner @ 07.02.2007, 00:08) <{POST_SNAPBACK}>
На сайте Кафедры Системного Программирования СПбГУ есть перевод документа с рекомендациями по преподаванию информатики "Computing Curricula 2001: Computer Science" (CC2001) от объединенного комитета по образованию профессиональных обществ ACM и IEEE Computer Society

Роман Александрович, спасибо за ссылку. Хотелось бы знать, что является точкой отсчёта в составлении вузовской программы, то есть что должны знать выпускники школ. Я это не уловила, мне показалось, что начинают чуть ли не с нуля al.gif
Роман Еннер ( Пользователь )
(Татьяна @ 07.02.2007, 08:35) <{POST_SNAPBACK}>
Роман Александрович, спасибо за ссылку. Хотелось бы знать, что является точкой отсчёта в составлении вузовской программы, то есть что должны знать выпускники школ. Я это не уловила, мне показалось, что начинают чуть ли не с нуля al.gif

Откуда мне знать? al.gif
Я же школьный учитель, а не вузовский...
Но знать бы хотелось...
Может есть кто сведущий?!
Борис Рюмшин ( Пользователь )
(Татьяна @ 07.02.2007, 09:35) <{POST_SNAPBACK}>
Роман Александрович, спасибо за ссылку. Хотелось бы знать, что является точкой отсчёта в составлении вузовской программы, то есть что должны знать выпускники школ. Я это не уловила, мне показалось, что начинают чуть ли не с нуля al.gif

Сложно сказать, что является основанием. Все программы составляются в соотвествии со государственным стандартом на специальность.

Другое дело, что требуется от абитуриента при поступлении. Как представитель физико-математическоскго факультета могу сказать - ситуация кошмарная по всем физмат дисциплинам. Доходит до того, что теперь организуются коррекционные курсы по математике для 1-го курса. Базы никакой нам сейчас школа не даёт. Только спецшколы марку немного держат.

Теперь уже речь пошла о таких же курсах по информатике. Причём проблема не в обучению всяческой офисной шелухе, а в отсутсвии знаний по программированию. Поэтому всё приходится проходить с нуля. И всё равно не помогает. Почему? В вузе уже некогда УЧИТЬ ДУМАТЬ. А школа сейчас этому не учит.

Вот вам и универсальное требование: УЧИТЕ МЫСЛИТЬ!
Виталий Потопахин ( Пользователь )
(Roman Enner @ 07.02.2007, 09:56) <{POST_SNAPBACK}>
Откуда мне знать? al.gif
Я же школьный учитель, а не вузовский...
Но знать бы хотелось...
Может есть кто сведущий?!


Я немного сведущ. Мне приходилось преподавать математику в двух ВУЗах. Один педагогический, второй технический. Работал в основном с первыми двумя курсами и эта проблема, как составляются ВУЗовские программы меня коснулась основательно. Вот что я понял:

1) Как и в школе существуют достаточно жесткие требования изложенные в виде государственного стандарта по специальности. Причем, как мне показалось эти требования расписаны значительно подробнее и грамотнее чем школьный стандарт.

2) Теоретически предполагается, что школьные знания являются базой для ВУЗа и должны быть отправной точкой для разработки программ. Но слава богу ВУЗовский народ смотрит на ситуацию реально и в действительности на школьную базу почти никто не расчитывает (а может быть и никто) и действительно ситуация такова, что реально программы первого курса разрабатываются в расчете на почти нулевой уровень, с надеждой на постепенное поттягивание к нужному.

3) Принципиальна разница в подходах. В школе хороший ученик тот, кто может продемонстрировать знания. В ВУЗе более значимо способность оперировать этими знаниями, поэтому одна и та же фраза "Что требуется от учащегося " в исполнении школьного учителя имеет качественно иной смысл, нежели в исполнении ВУЗовского преподавателя. Вот это качественное отличие ведет к полному непониманию между этими людьми.
Федор Ткачев ( Пользователь )
Посты все подробно прочесть не успел -- просто заявляю острый интерес к теме:
поскольку Информатика-21 ставит задачу создания единой системы вводных курсов, то вопрос о сопряжении школа-университет там подразумевается -- и является одним из главных.

Указанный документ подробно читал, правда, уже давно. Он очень разумный, но немножко туманный (что, опять же, разумно), и искомого разбиения там нет.

Считаю наиболее разумным формулировать требования прямо в терминах Компонентного Паскаля/Оберона там, где речь идет о вещах, связанных с языком программирования. По опыту убедился, что в школе нужна простота и конкретность.

Немножко трудно дать конкретный подробный окончательный список того, что хочется ожидать от школьников, пришедших на (будем конкретны) физфак МГУ. Вот для затравки:

Разумеется, никаких блок-схем, и даже времени не тратить на это -- не просто ненужная вещь, а просто вредная -- отвлекает внимание учащегося от действительно важных вещей. Говорю, исходя из опыта работы со студентами.

В центре требований, как ориентир для всего, я бы поставил четкое умение писать цикл WHILE -- для полного прохода по данным и для линейного поиска, включая обработку окончания цикла. Это подразумевает уже немало -- владение логическими выражениями по кр. мере с двумя сложными операндами, умение строить отрицание, понимание сокращенной схемы (когда второй операнд не вычисляется, если результат определен по первому).
"Ходить" можно по массивам и по числам во входном потоке.

Это подразумевает понимание IF c логическим условием того же уровня сложности.

Умение писать процедуры вычисления квадратного корня и определения простоты целого числа. Простейшая сортировка (вставки). Все это опирается на WHILE. (Возможно, тут уже чуть-чуть перебор. Но уж если говорить конкретно о физфаке МГУ...)

Прочная привычка писать ASSERT'ы -- предусловия в процедуре, проверки после каждого считывания данных из входного потока (In.Open; In.Int( r ); ..).

Насчет файлов я бы не упорствовал: ввод из входного потока (кусок текста, отмеченный мышкой -- см. школьный Блэкбокс), вывод в Рабочий Журнал (Log). Что-то простое есть в пакетах Информатики-21. больше не надо. (Хотя завести папочку и типа копировать файлы надо уметь, конечно.)

Насчет базовых типов -- INTEGER, CHAR, BOOLEAN -- знать достаточно четко. REAL -- не знаю, насколько глубоко тут имеет смысл уходить.

Двоичная система -- ну, пусть. Все равно всюду обсуждается. Хотя без нее можно спокойно обойтись. Как ни странно, прихожу к выводу, что это может и не входить в общий базовый уровень.

Честно говоря, я бы спокойно пожертвовал двоичной системой (дамп памяти в Блэкбоксе выдается в нормальном человеческом виде) в пользу *списков" -- простые списки -- вот тема, пригодная для работы на доске (вместо -- не устану повторять -- дурацких блок-схем), доступная (в Блэкбоксе, где не надо думать об освобождении памяти) уже для 8-9-классников, когда очень трудно осмысленные задачки придумывать. Кстати, опыт показывает, что гораздо больше пользы тут от работы на доске, чем за компьютерами. Это, мне кажется, касается и многих других разделов -- едва ли не всех. За компами все внимание уходит куда-то не туда...

Вообще не нужно никаких "олимпиадных" сложностей -- как и в случае с математикой и физикой. Нужно прочное владение базовым материалом.
(Самые серьезные задачи решаются не в стрсессово-олимпиадном стиле комбинаторной атаки, а в рефлексивно-философском... "пристальное разглядывание", "освободиться от догм" и т.п.).

Зато очень важна предельная аккуратность в оформлении программы (Блэкбокс сам раскрывает IF, WHILE и т.д. с правильной структурой отступов -- см. информацию на Информатике-21).

Например, у Угриновича, мне кажется, слишком много "технических" знаний. Не нужно это. Учебник Шауцуковой мне больше нравится (у нас нейтринная обсерватория в Баксанском ущелье, ехать можно через Нальчик, но как-то не получилось до сих пор с ней встретиться).

Разумеется, никаких схоластических глупостей вроде "Курсор -- это световое пятно, которое...". Ребенок умеет прострое редактирование делать с мышкой -- значит, знает, где курсор и как его двигать.

Да, из "информационных технологий":

Уметь напечатать текст, сделать там курсив, жирный, отступы. Это можно понять прямо в Блэкбоксе по пути с оформлением программ. Достаточно потом показать, что примерно так же все делается и в Блокноте, и в Ворде.

Иметь опыт самого примитивного рисования -- лучше в паре программ, чтобы знали, что все примерно одинаково всюду, и не боялись.

Вообще важно, чтобы знали, что самые базовые вещи примерно одинаково делаются в разных программах. Т.е. чем делать профессиональную машинистку на Ворде, лучше научить набивать простой текст в паре разных редакторов. Именно чтобы не боялись.

Работа зовет, поэтому последный важный пункт:
вот на что бы я не пожалел время, так это на обучение печати десятью пальцами, вслепую. Может даже важнее самого программирования -- на всю жизнь... (Люди любят думать о сложных вещах, а о примитивных, но важных забывают..)

Предыдущие посты еще внимательно прочитаю и сообщу, если будет что...
Михаил Густокашин ( Пользователь )
(info21 @ 21.05.2007, 18:12) <{POST_SNAPBACK}>
Вообще не нужно никаких "олимпиадных" сложностей -- как и в случае с математикой и физикой. Нужно прочное владение базовым материалом.
(Самые серьезные задачи решаются не в стрсессово-олимпиадном стиле комбинаторной атаки, а в рефлексивно-философском... "пристальное разглядывание", "освободиться от догм" и т.п.).

В том же самом МГУ за олимпиаду по информатике берут без экзаменов на ВМК и мехмат (на физфак, вроде бы, тоже берут) - эти места умеют ценить имя и выбирают с умом. Крупные корпорации берут победителей студенческих олимпиад на хорошую работу, а корпорации денежки считать умеют и если тратят несколько миллионов на организацию олимпиады, то получают от этого больше.
Так что администрация МГУ имеет насчет олимпиад отличное от Вашего мнение. Конечно, даже на ВМК берут не 100% победителей олимпиад по информатике, на физфак тем более, но берут и с радостью.
Татьяна Дедюлькина ( Пользователь )
(Михаил Густокашин @ 21.05.2007, 21:45) <{POST_SNAPBACK}>
В том же самом МГУ за олимпиаду по информатике берут без экзаменов на ВМК и мехмат (на физфак, вроде бы, тоже берут) - эти места умеют ценить имя и выбирают с умом. Крупные корпорации берут победителей студенческих олимпиад на хорошую работу, а корпорации денежки считать умеют и если тратят несколько миллионов на организацию олимпиады, то получают от этого больше.
Так что администрация МГУ имеет насчет олимпиад отличное от Вашего мнение. Конечно, даже на ВМК берут не 100% победителей олимпиад по информатике, на физфак тем более, но берут и с радостью.

Коллеги, а Вы уверены, что кроме программирования на информатике учить нечему? А визуализации информации, а грамотный поиск и сохранение, а реферирование, а грамотное создание презентаций, а работа в телеконференциях? А цивилизованная работа с электронной почтой? Разве ЭТОМУ УЧИТЬ НЕ НАДО?
Вот сейчас(с 10.00 до 13.00) у нас в ростовской области проходит межпредметная Интернет-олимпиада , учащиеся нашей гимназии (10 человек) сидят и спокойно отвечают по всем предметам, кроме информатики, используя вместо шпор ресурсы интернет. Время на поиск в интернете и оформление, у них тратится по минимому, в кабинете кроме меня сидят уже двое проверяющих (слишком здорово отвечают), а просто наши дети на "ТЫ" с информационными технологиями, разве не так?
Михаил Густокашин ( Пользователь )
Обычно во всяких университетах на такой вопрос отвечают: "считается, что это студенты в состоянии освоить самостоятельно".
Борис Рюмшин ( Пользователь )
(Татьяна @ 22.05.2007, 11:59) <{POST_SNAPBACK}>
Коллеги, а Вы уверены, что кроме программирования на информатике учить нечему? А визуализации информации, а грамотный поиск и сохранение, а реферирование, а грамотное создание презентаций, а работа в телеконференциях? А цивилизованная работа с электронной почтой? Разве ЭТОМУ УЧИТЬ НЕ НАДО?
Вот сейчас(с 10.00 до 13.00) у нас в ростовской области проходит межпредметная Интернет-олимпиада , учащиеся нашей гимназии (10 человек) сидят и спокойно отвечают по всем предметам, кроме информатики, используя вместо шпор ресурсы интернет. Время на поиск в интернете и оформление, у них тратится по минимому, в кабинете кроме меня сидят уже двое проверяющих (слишком здорово отвечают), а просто наши дети на "ТЫ" с информационными технологиями, разве не так?

Учить - нужно. Но гробить на это такую кучу часов как сейчас - нельзя.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+