Личный кабинет

Практические вопросы информатизации образования.

ИТ в образовании, практические вопросы. Как есть, как будет.
Андрей Суздальцев ( Пользователь )
Беру для примера свой регион.
Западная Сибирь, Урал.
По разным причинам, но во многих городах сложилась ситуация когда количество должно как-то перейти в качество. Однако вектор этого процесса пока как-то слабо угадывается.
Вот я о чем. В нашем городе(аналогично могу сказать по Перми), сложилась ситуация, когда в школах имеется по 2-3, иногда и более компьютерных классов(иной раз по 5-7), имеются ввиду общеобразовательные школы, конечно.
Как видится управленцам среднего звена(директора и руководители департаментов) информатизация образования комплексно?
Складывается впечатление, что в увеличении компьютерных классов, и только. На последнем совещании директоров(в городе) докладывали о поставках новых интерактивных классов(интерактивная доска + класс ноутбуков). Мобилные классы! Хм из класса в класс переезжать что--ли?
Более 20 лет общения с компьютерами приучил меня к какой-то целесообразности процесса внедрения решений.
Уверен, что интенсивный подход себя уже исчерпал, нельзя идти по пути арифметического увеличения классов информатики!!!
Получается так, что не хватает квалифицированных кадров – ставят или студентов или учителей смежных дисциплин(физика, математика). Однако думается тут все поставлено с ног на голову. Надо бы этому физику или математику отдать класс, но не для информатики, а для ведения непосредственно своего предмета, но на ПК(естественно, подготовленному физику, с соответствующей методической базой).
Вообще решений по определению и выбору векторов движения есть несколько. Вот именно этой задачей я и собирался бы заняться в данной ветке(поискав по форуму не нашел похожего, хотя смежные есть).
Итак, попробуем сформулировать, как если не так можно поступать с поставляемой техникой!? Какие решения существуют вообще в мире. У меня, к сожалению, большой опыт общения с коллегами, только указанного региона, а в инете ничего монументального по сему вопросу не нашел. Как-то же решается этот вопрос у тех же супостатов, они ведь в этом вопросе впереди нас(ну по крайней мере Западная Европа и США).
Не беру в пример «школу будущего» – Била Гейтса(своевольно выкинул несколько предметов, оставив необходимые по своему усмотрению, хотя его карман, что хочет то и творит).
Необходимо, что-то более приземленное и хорошо бы с учетом нашей специфики. К примеру так:
1.ПК разнести по классам, объединив все в локальную сеть. Предполагается, что с компьютером должна быть интерактивная доска, или хот бы проектор.
2.ПК оставить в виде цельного класса, а дисциплины вести в них по мере необходимости тем или иным учителем.
Есть недостатки у любого из вариантов.
Думается еще лет с десяток пройдет, прежде ПК можно будет ставить в любых(разумных) количествах в школы. А этот переходный этап необходимо разумно провести.
Готов выслушать альтернативные варианты.
Вот мои мысли по обоснованию самого вектора.
Во-первых, думается, что ПК лишь инструмент в деятельности человека(с этим мало кто поспорит), а посему информатика, как дисциплина должна из своего доминирующего положения в школе в связи с ПК перейти на позиции, рядовой дисциплины.
А те, иные, дисциплины неминуемо «перетянут одеяло» на себя. И это хорошо, это правильно. Однако информатика безусловно должна оставаться, и быть чуть впереди(просто последовательность изучения ПК) иных предметов.
Но уверен, что учить всех языкам программирования, просто лишне, есть много чего в ней и без оных. Т.е. информатике просто необходимо самой реорганизоваться.
С дугой стороны иные дисциплины поднимутся на новые высоты используя такой прекрасный инструмент как ПК.
И вот тут встает вопрос по кардинальному изменению всего процесса преподавания.
Ведь тому же обучению письму, или азам математики, возможно, проводить с помощью ПК. Т.е. азы работы с таким инструментом как ПК обязано прививаться наряду с использованием иных инструментов – карандаш, ручка, линейка. На своем, уровне, но обязательно.
А затем по мере необходимости и в системе с примененными методиками использовать их, на иных, более продвинутых уровнях. Таким образом, нынешняя информатика раствориться в прочих дисциплинах, впрочем, непременно оставаясь отдельной, но на качественно ином уровне дисциплиной.
Но это дело будущего, а вот как сейчас решить вопросы «переходного» периода тут много неясного.
Впрочем есть такое мнение, подкрепленное цифрами(из монографии 2006г. «Отношение участников образовательного процесса к информационно-коммуникационным технологиям») говорящими о том, что полный переход в информатизации образования возможен после смены поколений.
Это не цинизм, я являюсь свидетелем того, как на курсах по ИТ бывают бабушки по 60, а один раз была 72года(и она еще фору даст молодым по напористости). Однако это единицы, а правило говорит об обратном, это просто факты.
Впрочем никто и не думает. что конкретная МарИванна окажется ненужной, отнюдь. Сам процесс протекать будет годы. И эволюционирует безболезненно.
Но это справедливо для учителей, т.к. как вести урок(выбор методик) это дело учителя. Возможно, некоторые прекрасно обойдутся и без такого инструмента как ПК. И результаты будут лучше, чем у средне статистического учителя с ПК, но применение ПК просто необходимость и необходимость объективная.
А вот что касается руководителей, то тут вопрос решается однозначно.
А вот тут-то у нас и наблюдается, пока что, как бы помягче сказать – казус.
Тех же директоров если и вообще учат, то в форме семинаров, мастер-классов. Короче, минимизированные одноразовые акции. Видимо предполагается, что чиновнику это и не надо. Однако это не так хотя бы потому, что незнание ИТ влечет за собой неверные выводы-шаги(решения) которые влияют на общее направление работы конкретной школы, или УО в целом.
Самое поразительное, что целостного подхода я не встретил.
Если ошибаюсь, поправьте. Укажите то счастливое место, где все это воплощено в жизнь. Как это у них построено, хотелось бы знать.
Даже у нас(в городе), при огромном вливании в образование, построении межшкольной(корпоративной) сети и интересных решениях на местах, целостного подхода нет.
Есть конечно перекосы иного плана.
Все слова сказанные не о таких случаях, для простоты можно принять что все чиновники радеют за судьбу России и не щадя живота своего работают на наше общее благо, но даже в таком(искусственно - идеальном варианте) решения все равно не видно.
Сергей Галаган ( Пользователь )
Практический вопрос, скажите, кто и как применяет "смарт "доски чтобы они оправдали свои деньги в старшей школе?
Желательны ссылки на видео, лучше раз увидеть...
Имеем много штук, а работает...

Желательны ссылки только на те материалы, где новая доска дидактически более эффективна чем учитель за, а не под проектором с мышкой.
Александр Бондаренко ( Пользователь )
1
Андрей Суздальцев ( Пользователь )
(Galagan Sergei Igorevich @ 20.01.2007, 20:09) <{POST_SNAPBACK}>
Практический вопрос, скажите, кто и как применяет "смарт "доски чтобы они оправдали свои деньги в старшей школе?
Желательны ссылки на видео, лучше раз увидеть...
Имеем много штук, а работает...

Желательны ссылки только на те материалы, где новая доска дидактически более эффективна чем учитель за, а не под проектором с мышкой.


Хм, вопрос хороший.
Ответ, вот только никудышный будет, к сожалению.
Интерактивные доски применяются фрагментарно, целостных методик нет, и думаю не будет еще достаточно долго. Долго настолько, что ваши доски успеют морально устареть(повезло если 600-я серия смарт досок, а если 500, то уж точно).
А теперь поподробнее об этом всем.
Под фрагментарными методиками я подразумеваю то, что далее мастер-класса, конкурсов ничего не продвигается. ( http://infojournal.ru/electron.htm, или http://pedsovet.org/content/view/638/242/ )
А в поддержку нет, вторят http://smartboard.com.ua/forum/read.php?8,5 , ваши вопросы, да и мой опыт.
Мои друзья, знакомые имеют аналогичный опыт. Более того, по их рассказам, в некоторых школах они просто пылятся на складе у завхоза. Показателен в этом отношении один рассказ – «в школу № пришло 2 класса ПК, один установили, а второй год пролежал на складе. Когда пришла его очередь, то оказалось штук пять мониторов нерабочие, но гарантия то прошла…»
Это все камни в огород неразумности подходов к поставке техники. Вот и у вас тоже доски не в полную мощь работают(в лучшем случае). Нет, по моему мнению целостного подхода, стратегии по информатизации(т.е. есть конечно, но как всегда у нас на Руси почем-то не работают, а думается потому, что ответственные за применение стратегии люди заняты чем-то иным, иначе не объяснить). А при отсутствии стратегии получается кто во, что горазд. Пока, что это и видим.
Что необходимо?
1.Организация(развитие) обратной связи. Как пример – ИТО(http://ito.edu.ru/)
Часто ведь там наверху, бывает, не разумеют, что рядовым нужно.
2.Разработка методик, не кто во что горазд, а на уровне учебников, коллективы должны трудиться.

Несколько слов сверх того.
В прошлом году проходил курсы Microsoft, воочию убедился, что прекрасной альтернативой интерактивным доскам может служить класс программ - NetOp School.
Причем по некоторым параметрам превосходит интерактивные доски.
И вот тогда меня посетила обескураживающее простая мысль.
И ПК, и доски и проч, проч, все суть инструменты, а те методики(более ранние) коими владеют учителя вполне переложимы на иной инструментарий.
Если вел учитель истории уроки с применением диапроекторов, то ему только в помощь новый инструментарий.
Если вел учитель литературы уроки с применением видео-аудио для воспроизведения какого либо из недавно живших классиков, то и тут у него мало возникнет проблем с переходом.
Основная проблема – научить пользоваться.
А масса ПО, которое идет в придачу к доскам, тематические шаблоны и проч. помогут ему с адаптацией по свою конкретику(должно, но как убедимся далее не все так гладко).
Так, что по идее процесс адаптации методик, до создания полновесных методических трудов, должен бы протекать активнее, чем есть на самом деле.
В чем же дело?
А дело в практической реализации.
С ПО(NetOp School) непонятно почему вообще не внедряется массово! Первое разумное объяснение – цена. Но кто у нас его(ПО) покупает!? Это последнее время стали, централизованно закупать, а ранее? Нет денег – один ответ. Второе объяснение – специалисты. Учитель не внедрит, ему просто не до того. И я с такой постановкой согласен, но не согласно штатное расписание. Хороший специалист ИТ разве пойдет в бюджет? Когда рядом на предприятиях платят в 2-3 раза больше, за аналогичную работу.
С досками тоже вопрос достаточно прозрачный, при ближайшем рассмотрении.
В школу № ставят несколько досок, но вот недоразумение – комплектуют обычным USB кабелем(при большой длине дает непредсказуемые помехи, что чревато просто отсутствием связи)! И вот тут начинается чехарда. Поставщики из другого города, не дозовешься. Местные, не семи пядей, пока суть да дело, время-то идет, железо простаивает. И это при активном использовании, а в сельской школе кто-то будет этим заниматься? Почему не продумать, бепроводные технологии, к примеру. Ну или хотя бы кабель экранированный.
Но это полбеды, доски не укомплектованы шаблонами по предметам. Софт конечно есть, но минимум, для того, чтобы работало и все. Может просто у нас в регионах так, не везет.
И дело не в том, что кто-то где-то, что-то с этого «поимел», думаю да же и не так все обстоит. Дело в том, что не работает обратная связь, да в комплексе с отсутствием специалистов которые сказали бы, что нужно для школ вот это и это, и получается приходит железо не совсем то, которое необходимо в школу.
Вроде и начинание хорошее, и помыслы у всех правильные, а как до дела, то получается – черте что(как тут Черномырдина не вспомнить).
Александр Бондаренко ( Пользователь )
(r u s @ 22.01.2007, 22:54) <{POST_SNAPBACK}>
(Galagan Sergei Igorevich @ 20.01.2007, 20:09) <{POST_SNAPBACK}>
Практический вопрос, скажите, кто и как применяет "смарт "доски чтобы они оправдали свои деньги в старшей школе?
Желательны ссылки на видео, лучше раз увидеть...
Имеем много штук, а работает...
Хм, вопрос хороший.
Ответ, вот только никудышный будет, к сожалению.
Аналогичное мнение сложилось. Использование пока на уровне "распальцовок" перед соседями без доски.

(r u s @ 22.01.2007, 22:54) <{POST_SNAPBACK}>
Что необходимо?
1.Организация(развитие) обратной связи. Как пример – ИТО(http://ito.edu.ru/)
Часто ведь там наверху, бывает, не разумеют, что рядовым нужно.
2.Разработка методик, не кто во что горазд, а на уровне учебников, коллективы должны трудиться.
Эх. Эти бы слова да чиновникам в уши :)

(r u s @ 22.01.2007, 22:54) <{POST_SNAPBACK}>
В прошлом году проходил курсы Microsoft, воочию убедился, что прекрасной альтернативой интерактивным доскам может служить класс программ - NetOp School.
Самый главный минус - привязанность к определённой операционной среде :(
Для этих же целей можно использовать VNC - есть практически под все платформы. Сравнение VNC и NetOp (взято из описания NetOp):
* Демонстрация изображения любого из компьютеров класса всем студентам
ЕСТЬ
* Широкие возможности проведения демонстраций студентам и удаленного оказания помощи
ЕСТЬ
* Возможность легко демострировать текст или аудио-записи
ЧАСТИЧНО
* Студенты могут запрашивать помощь у преподавателя нажатием нескольких кнопок
РЕШАЕТСЯ использованием других средств
* Организация обучения в отсутствии реального компьютерного класса (удаленное обучение)
ЕСТЬ
* Интуитивно-понятный интерфейс
ЕСТЬ (хотя что понимать под ИПИ :)
* Не требует дополнительных вложений в аппаратное обеспечение
ЕСТЬ
Олег Чебан ( Пользователь )
Ничего не понял, вы что предлагаете купить программу-эмулятор за 567$?
Про большое количество классов, у вас в Перьми, похоже, дела обстоят горадо лучше чем в у нас. Я не знаю ни одной школы (по близости), где бы было более одного компьютерного класса. Про смарт-доски, вообще впервые слышу..
Методика использования нескольких классов проста: 1 класс - только информатику, 2 - межпредметный, учитель подготовил занятие, взял ключ от кабинета и провел - элементарно.
Про использование всевозможных досок, программ-эмуляторов, в win есть NetMeeting - пользуйся не хочу. С другой стороны - эффект, да действительно можно посмотреть рабочий стол ученика - поправить, но это не выход. Мы, например, пытаемся приучить учеников писать эл. письма учителю. не кричать с места, а писать, т.е. ФОРМУЛИРОВАТЬ МЫСЛИ, ставить правильные вопросы. Срабатывает, попробуйте.

p.s. кстати, Западная Сибирь - это мы, а вы Урал smile.gif
Андрей Суздальцев ( Пользователь )
(oleg @ 23.01.2007, 20:31) <{POST_SNAPBACK}>
Ничего не понял, вы что предлагаете купить программу-эмулятор за 567$?
Про большое количество классов, у вас в Перьми, похоже, дела обстоят горадо лучше чем в у нас. Я не знаю ни одной школы (по близости), где бы было более одного компьютерного класса. Про смарт-доски, вообще впервые слышу..
Методика использования нескольких классов проста: 1 класс - только информатику, 2 - межпредметный, учитель подготовил занятие, взял ключ от кабинета и провел - элементарно.
Про использование всевозможных досок, программ-эмуляторов, в win есть NetMeeting - пользуйся не хочу. С другой стороны - эффект, да действительно можно посмотреть рабочий стол ученика - поправить, но это не выход. Мы, например, пытаемся приучить учеников писать эл. письма учителю. не кричать с места, а писать, т.е. ФОРМУЛИРОВАТЬ МЫСЛИ, ставить правильные вопросы. Срабатывает, попробуйте.

p.s. кстати, Западная Сибирь - это мы, а вы Урал smile.gif


А что легче купить интерактивную доску за 2-3т.$ или ПО за 500(точнее NetOp School стоит на 15чел. 826$)? И программа специально разработана под определенную конкретность -> много специфики.
Но это частности.
Главное то не в этом, а в эффективности использования классов.
Пока должен сказать, что бывает и до эффекта микроскопа в руках кузнеца.

С методикой просто, пока до дела не доходит, а доходит, то классы используют бывает по разному, порой эффект – 0(для основной задачи – воспитании учеников).
Причин много.

А я не из Перми, хоть и бываю там часто, из ХМАО, Нижневартовск.
Андрей Суздальцев ( Пользователь )
(PapaSasha @ 23.01.2007, 16:25) <{POST_SNAPBACK}>
Самый главный минус - привязанность к определённой операционной среде sad.gif
Для этих же целей можно использовать VNC - есть практически под все платформы. Сравнение VNC и NetOp (взято из описания NetOp):


У большинства в работе windows sad.gif
И воевать, практически бесполезно, для этого нужна централизация, сообщества, а ничего подобного нет, "кто ж выстоит против целого стада буйволов"(Маугли).
Но даже с NetOp School, не так просто.
Учителям ведь нужно все оптимизировать до легкости использования авторучки.
Сергей Галаган ( Пользователь )
(r u s @ 22.01.2007, 22:54) <{POST_SNAPBACK}>
(Galagan Sergei Igorevich @ 20.01.2007, 20:09) <{POST_SNAPBACK}>

Практический вопрос, скажите, кто и как применяет "смарт "доски чтобы они оправдали свои деньги в старшей школе?
Желательны ссылки на видео, лучше раз увидеть...
Имеем много штук, а работает...

Желательны ссылки только на те материалы, где новая доска дидактически более эффективна чем учитель за, а не под проектором с мышкой.


вопрос хороший.
...
Под фрагментарными методиками я подразумеваю то, что далее мастер-класса, конкурсов ничего не продвигается. ( http://infojournal.ru/electron.htm, или http://pedsovet.org/content/view/638/242/ )
А в поддержку нет, вторят http://smartboard.com.ua/forum/read.php?8,5 , ваши вопросы, да и мой опыт.
...
Вроде и начинание хорошее, и помыслы у всех правильные, а как до дела, то получается – черте что(как тут Черномырдина не вспомнить).



Спасибо за честный ответ.
Завтра на базе одной из школ специалиста по интерактивным доскам будут принимать, попробуем записать, может что добавит...
Олег Чебан ( Пользователь )
(r u s @ 24.01.2007, 01:48) <{POST_SNAPBACK}>
[А что легче купить интерактивную доску за 2-3т.$ или ПО за 500(точнее NetOp School стоит на 15чел. 826$)? И программа специально разработана под определенную конкретность -> много специфики.
Но это частности.
Главное то не в этом, а в эффективности использования классов.
Пока должен сказать, что бывает и до эффекта микроскопа в руках кузнеца.

С методикой просто, пока до дела не доходит, а доходит, то классы используют бывает по разному, порой эффект – 0(для основной задачи – воспитании учеников).
Причин много.

А я не из Перми, хоть и бываю там часто, из ХМАО, Нижневартовск.

Кстати, сегодня размечтался, почему-то, о такой доске smile.gif
Был практикум по сквозному ведению бухучета, там много всяких проводок, заполнений справочников.. Нудная работа, а так раз и вынес на доску для обзора, да если еще и компьютеры развернуть к доске, вообще, будет замечательно. Наверное sad.gif

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+