Личный кабинет

Cекреты обучения взрослых

Что нужно знать, чтобы быть успешным "тренером учителей"
Людмила Рождественская ( Пользователь )
Эти секреты ни для кого, вроде бы, секретами не являются.... Но как часто на курсах повышения квалификации, наблюдая за лектором, преподавателем, тренером, ловишь себя на мысли, что, предлагаемая им "информация" имела бы больше шансов стать для участников "личностным знанием", будь она "преподнесена" более выразительно или с меньшим апломбом, или, напротив, иногда, чего-то такого, "авторитарного", лектору не хватает. Где тут золотая середина? Как стать успешным "учителем взрослых"?

Ниже я изложу с небольшими добавлениями первые, пришедшие мне в голову "секреты", которые я написала вчера, в качестве комментария, в один ЖЖ для знакомого молодого тренера, занимающегося обучением персонала в большой IT - компании. Естественно, это была реакция на запрос о секретах тренерской работы и представляет из себя смесь из ценностных установок и чисто психологических приемов, которые нужно и можно различать. Но, поскольку интереснее послушать мнение участников ВИПа, я решила выложить их сюда в качестве "затравки" к возможному разговору, чтобы потом иметь возможность обобщить и использовать самой в своей работе "тренера, обучателя, наставника учителей". Может быть, еще кому-то из участников ВИПа подобный свод "секретов" пригодится в работе?

Главные секреты этой, "тренерско-учительской работы" в современном ее понимании, чтобы она была успешной и приносила не только деньги, но и удовлетворение, вот какие, на мой взгляд:

- понимать, что эта работа очень сильно отличается от чисто "учительской" работы в школе и на уроке, что это совсем не педагогическая деятельность, ни в коем случае никого не учить, не воспитывать и не развивать. В работе со взрослыми это правило №1 и его никогда нельзя нарушать ничем - ни взглядом, ни словом.

- быть хорошим организатором процесса. Это не присказка, действительно, люди признают за тобой право им что-то "втюхивать", если ты не просто можешь на какое-то время завладеть их вниманием, дабы сообщить "нечто", но и способен внушить мысль о несомненной ценности этого "нечта" для большей части аудитории.

- понимая всю условную и для сидящих в аудитории вовсе неабсолютную ценность сообщаемого тобой "знания", все же самому играть в эту игру совсей серьезностью и любить то, о чем ты рассказываешь, сколько бы ты раз ты это в своей жизни не рассказывал, и как бы самому тебе это не надоело!

- обладать эмпатией, то есть способностью увидеть мотив или, наоборот, отсутствие мотива у ученика, дать понять ему, что ты настолько толерантен, что и это учитываешь в своем стиле преподавания.

- обращаться не к "аудитории", но к каждому, различать учеников,то есть видеть и учитывать их различие и уметь просигналить им об этом, используя язык жестов/взгляд.

- обязательно использовать на занятиях обратную связь, какой бы монотонной лекцией не был заданный формат твоего обучения. Без этого вообще невозможно кого-либо чему-либо научить.

- обладать арсеналом приемов и средств (заранее заготовленные вопросы, остановки в лекции, запланированные "ошибки" и проч.), которые в ходе лекции акцентируют внимание на скучных или трудных для понимания местах лекции, активизируют внимание присутствующих

- не быть монотонным, грамотно работать голосом, интонацией, использовать эмоции, уметь "удивиться" вопросу, поощрять взглядом и жестом понимающих и включенных слушателей... Обязательно иметь в своем арсенале еще такой "приглашающий" взгляд/жест для любителей проверить мыло во время твоей лекции...

- ну и всяко, хорошо выглядеть, быть позитивным, пытаться установить эмоциональный контакт с аудиторией, говорить с хорошей дикцией, внятно, но не очень громко, особенно, когда в аудитории шумно, держать паузу, но не демонстративно, а как бы обдумывая следующую фразу.


Спасибо всем, кто откликнется! smile.gif
Юлия Полищук ( Пользователь )
Людмила Викторовна, идеи полезные, тем более тем, что изложены кратко smile.gif
Вопрос такой: а как работать со взрослыми на курсах ФПК, если у них практически нет мотива (большинство приходит "для галочки", втягиваются в работу только те, кто более-менее умеет обращаться с ПК, если нет - труба...). Веду небольшой кусок курса на ФПК по информационным технологиям в строительстве, учу работать с несколькими конкретными программами. Что делать с мотивацией, если ее нет?
Александр Городинский ( Пользователь )
(Ljudmilla @ 18.01.2007, 11:35) <{POST_SNAPBACK}>
Эти секреты ни для кого, вроде бы, секретами не являются....

Спасибо всем, кто откликнется! smile.gif


Уважаемая, Людмила Викторовна, спасибо Вам за открытие столь важной темы. Это, на мой взгляд, то с чего надо начинать любое преобразование в образовании. Обучение директоров, помощников директоров и учителей - это первый шаг на пути к преобразованию...

Ваши "секреты", несомненно, содержательно очень интересны и, непременно, важны. Уверен, будет интересное обсуждение.

Юлия Дмитреевна задает интересный вопрос о мотивации, что является важным элементов общей системы.

Подготовка учителей, как и всё в образовании, есть системая деятельность. Как вы думаете, какова структура этой работы? Какие элементы входят в эту структуру?

С уважением
А.Г.
Людмила Рождественская ( Пользователь )
(Полищук Ю.Д. @ 01.02.2007, 04:18) <{POST_SNAPBACK}>
Людмила Викторовна, идеи полезные, тем более тем, что изложены кратко smile.gif
Вопрос такой: а как работать со взрослыми на курсах ФПК, если у них практически нет мотива (большинство приходит "для галочки", втягиваются в работу только те, кто более-менее умеет обращаться с ПК, если нет - труба...). Веду небольшой кусок курса на ФПК по информационным технологиям в строительстве, учу работать с несколькими конкретными программами. Что делать с мотивацией, если ее нет?


Уважаемая Юлия Дмитриевна!
Спасибо Вам и за отклик, и за вопросы! Признаться, я уж думала, что мой список "рекомендаций" так и сгинет в недрах ВИПа, не найдя поддержки со стороны заинтересованных в этой теме форумчан. Оказывается, похожие проблемы из серии "как эффективно обучать взрослых?" "И можно ли их вообще "ОБучить"? "есть и у других, интересны и другим...
Что сказать про мотивацию взрослых, если такого слова и описываемого им состояния они не познали еще со школы? Видимо, оттуда все тянется, откуда же еще?
Если людям, которым должно быть НУЖНО получаемое на курсах знание, чтобы быть успешным в своей профессии, оно на самом деле не нужно...
Вариантов ответов может быть много, попробую ответить, исходя из общих оснований, без учета специфики преподаваемого Вами курса, а так ли она важна, если задуматься?

- Возможно, участники курсов не видят той перспективы, которую открывает им новое знание в рамках выполняемого ими функционала
- Возможно, они никогда не учились САМИ, а их только учил кто-то
- Возможно, им не нужна сама профессия, в которой они сейчас...
- Возможно, им вообще ничего не нужно и они готовы приумножать своим пофигизмом (извините мне это слово) общий уровень бессмысленности всего, в том числе, и образования?
- Возможно....

Вот, нашла, благодаря Вашему в ней комментарию, "поднявшему" старую (2005г) и совершенно заброшенную тему, похожую на эту. Перечитала текст, выложенный там в качестве авторского комментария. Ужасно интересный текст, и ведь в нем тоже об этом:

Всякая ситуация альтернативна: учиться или не учиться, собирать людей вокруг своего дела или не собирать. Эту скрытую, но вездесущую дилемму взрослый часто по инерции детского или студенческого сознания подменяет рутинной проблемой обучения, в которой он продолжает быть зажатым. Тем самым он жизнь подменяет полумертвым состоянием, при котором образование невозможно.


Юлия Дмитриевна, видите, сколько всего у меня получилось "возможно"?
Вопрос: а кто за это ответственен, за то, чтобы ТАКОЕ стало "возможно"? И что с этим делать теперь?
У Вас есть ответы?
Людмила Рождественская ( Пользователь )
(Александр Городинский @ 01.02.2007, 08:52) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемая, Людмила Викторовна, спасибо Вам за открытие столь важной темы. Это, на мой взгляд, то с чего надо начинать любое преобразование в образовании. Обучение директоров, помощников директоров и учителей - это первый шаг на пути к преобразованию...

Уважаемый Александр Яковлевич!
Тема эта действительно мне интересна. Коротко о своем небольшом опыте: сейчас нахожусь в том самом рабочем состоянии - начала новый курс в качестве тренера учителей. Работаю в рамках проекта DIGITIIGER по разработанной коллективом авторов программе, по готовым "дидактическим" материалам, полученных участниками курса как в виде хорошо оформленных и иллюстрированных книг (они же рабочие тетради для записей), так и в виде файлов разного формата, загруженных в специальную закрытую обучающую среду IVA. Это, если очень коротко! Но важно отметить вот что: это НЕ "компьютерный курс", не курс по обучению работе с компьютерными программами и интернет-сайтами, а курс по обучению учителей педагогическим технологиям. Звучит громко, но это так, по замыслу авторов и разработчиков.
Понятно, что такого содержания курс совершенно необходим в сегодняшней школе! Но реально ли передать "педагогические технологии" за 40+20 часов "любому" учителю? И как это сделать, чтобы курс стал хотя бы точкой опоры для того учителя, который понял что профессии надо учиться заново и учиться самому? Вот какие вопросы меня сейчас занимают...



(Александр Городинский @ 01.02.2007, 08:52) <{POST_SNAPBACK}>
Юлия Дмитреевна задает интересный вопрос о мотивации, что является важным элементов общей системы.

Подготовка учителей, как и всё в образовании, есть системая деятельность. Как вы думаете, какова структура этой работы? Какие элементы входят в эту структуру?


Про системную деятельность, если подразумевать под ней переподготовку и самообучение учителей (я бы все-таки, подумав, именно так, а не "повышением квалификации" назвала этот процесс) я сейчас пока говорить не могу, его "системности" мне пока не осмыслить... Возможно, помогут другие участники?

Вы спрашиваете про элементы?
Из важных элементов, которые я вижу, назвала бы именно это:
САМООБУЧЕНИЕ И САМОРАЗВИТИЕ
и еще
ЭКСПЕРИМЕНТ.
Людмила Рождественская ( Пользователь )
Анализируя соотношение количества популярных тем на ВИПе и количество пишущих в них авторов, понимаю, что шансов у данной темы получить развитие в режиме диалога, видимо, не так много. Поэтому продолжу в режиме "размышления"...

Интересный был выше задан вопрос, второй день над его формой думаю:
"Что делать с мотивацией, если ее нет?"

Что, вообще, можно сделать с ТЕМ, чего НЕТ? Возможно ли это? Скорее всего нет...

В отсутствие культурных привычек, к которым относится привычка учиться, сделать ничего ИЗВНЕ с образованием взрослых невозможно. Поэтому, пока не поздно, все эти темы обсуждения надо "спускать" в образование детей, что и делают коллеги на теме "Мотиваторы учебного труда". Ушла перечитывать эту тему: учитывая авторитет на ВИПе пишущих на ней авторов, и испытывая отгромное к ним уважение, надеюсь найти там что-то "системное", с тем, чтобы переосмыслив, принести сюда...
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Полищук Ю.Д. @ 01.02.2007, 01:48) <{POST_SNAPBACK}>
Что делать с мотивацией, если ее нет?


надеюсь найти там что-то "системное", с тем, чтобы переосмыслив, принести сюда...


Согласен, Людмила Викторовна, проблема есть, хоть с образованием детей, хоть взрослых, и решать нё возожно только системно.

Что есть её, сходное с "мотивацией", но не "мотивация"? Может сначала все ниточки стимулирования образования нащупать и перечислить надо, а потом уже "тянуть" за ту, которая окажется эффективнее в даннй момент?
Людмила Рождественская ( Пользователь )
Владислав Иванович, я ведь все внимательно читаю, что Вы и другие уважаемые участники ВИПа системно и систематически пишут об образовании. Со многим соглашаюсь, с чем то внутренне не согласна, не все и всегда в написанном мне понятно, но я ищу ответы на тем вопросы, на которые сама и в одиночку на своем рабочем месте, в своей должностной позиции ответить не могу. Вопрос с мотивацией хоть учеников, хоть учителей сейчас выходит на первое место...
Без нее завтра будет караул! В наличном в школе "обучении без мотива" профанации подверглось абсолютно все: и ценности страдают первыми... Без личного смысла, без личного ответа на вопрос: "А зачем мне это все, изучаемое, надо?" все основные мотивы учеников "перетекли" во внеучебную сферу: игры, общение в интернете, зарабатывание денег, что-то еще...

Мотив - быть успешным в школе заново заработает, если ценность образования выйдет на первые места в рейтингах личных ценностей, а школа станет этим самым - местом самообразовывания. Тут одно без другого не бывает - мотивация к учебе массово в "плохой" школе не появится... Ломоносовых, которые готовы за знаниями далеко ходить, нынче немного..
(Редюхин Владислав Иванович @ 03.02.2007, 22:28) <{POST_SNAPBACK}>
Что есть её, сходное с "мотивацией", но не "мотивация"? Может сначала все ниточки стимулирования образования нащупать и перечислить надо, а потом уже "тянуть" за ту, которая окажется эффективнее в даннй момент?

Что есть сходное с мотивацией? Возможно, это - культурные привычки, установки, потребности? За их формирование, а не за "знания" должна бы отвечать школа... но не отвечает пока...

Мне кажется, что надо постепенно снимать со школы, хотя бы с основной и начальной, это "знаниевое" бремя.. Перестать спрашивать с учителей за "знаниевые" показатели результативности, вводить новые, другие... Понимаю, что это рискованный шаг, но иначе, с тем "запасом", что есть в виде сформировавшихся установок у учительства, перехода массовой школы от "школы знаний" к "школе развития" не произойдет никогда. Да, в эпоху ЕГЭ, звучит странно, и все же без этого решение не найти...
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Ljudmilla @ 03.02.2007, 23:25) <{POST_SNAPBACK}>
Без личного смысла, без личного ответа на вопрос: "А зачем мне это все, изучаемое, надо?" все основные мотивы учеников "перетекли" во внеучебную сферу: игры, общение в интернете, зарабатывание денег, что-то еще...


Да,я ровно про это, Людмила Викторовна.... На одних наших любимых ЦЕННОСТЯХ сегодня далеко не уедешь. Как бы мы их сами (и ведь справедливо!) на самый верх не ставил... Я это понял, когда в школу пошел работать. Дети очень и очень изменились с тех пор как я ушел из школы... Итак, на какие рычаги "давить" tongue.gif надо... Все в целом это для меня выступает как ПОБУЖДЕНИЕ (пробуждение от сна разума, который чудовищ и рождает tongue.gif )

МОТИВЫ - самые устойчивые психологические устремления... Они сами "ведут" человека, и он им не в силах противиться... Их невозможно "формировать"... Их можно только долго и нудно "взращивать"... Доверие, дарение, благодарение... Взаимное...

ЖЕЛАНИЕ - мимолетные мотивы... Хочется - потом перехочется... И наоборот... Вот эти навыки управления своими желаниями можно и нужно тренировать.Через переключение, например.

ПОТРЕБНОСТИ - это встреча с предметом потребности. Потребности можно формировать. Мой любимый пример... "Как, вы еще не пользуетесь машинкой для жужжания в носу?" Мода, СМИ, привычки, традиции, (если нет, то новые НОРМЫ создавать совместно надо) все это инструменты формирования потребностей.

ИНТЕРЕСЫ - это "морковка", подвешенная перед человеком и связанная с достижением пока неизвестного, но важного почему-то. "Вырастешь, Ваня, узнаешь...." - "Нет, нет, я хочу сегодня!" Эффект Зейгарник основан на специальном пропуске логических шагов в изложении. Но не просто с бухты-барахты... Целая теория.

НУЖДЫ - кто-то вынудил... принудил... вот он и пришел... Нужды надо облегчать... У меня с физикой для тех, кто в гуманитарии собрался, такая проблема. На прошлом уроке в 11 классе бегущую волну из самих себя пытались классом сделать...прямо как в рекламе на ТВ tongue.gif . Только вот получалась не "бегущая", а "стоящая" стоящая... С "узлами" и "пучностями" На мобильник засняли и там это "обнаружили"... На различении их в собственной телесности этот урок и строил...

ОПАСНОСТИ, УГРОЗЫ, РИСКИ - для меня это один из главных инструментов побуждения... Потому что на взвешивании принятия управленческого решения относительно СЕБЯ построен..На рефлексивном самоопределении. На конфликте и риске утраты собственности, На ФИО... Ну, это понятно, - про это я много здесь пишу..

Угрозы - в коммуникации проявляются (вербально-визуальные), опасности - это удержание угроз в собственном сознании. Ну, а риски - это принятие ответственного решения с учетом и угроз, и состояния своего сознания... Опасность неосознания своего сознания....

То есть, в этом случае, и сам инструмент, и его изучение выступает как побуждение, возможно становящееся мотивацией.

Ну это конечно, неназойливо, на примерах,и без "втюхиваия"... Как и здесь... Обмен опытом... Различения и интерпретации. Это же ВИРа мысли собственные, чтобы пользоваться, а не из энциклопедии, чтобы другим пересказывать... sarcastic.gif
Людмила Рождественская ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 04.02.2007, 05:06) <{POST_SNAPBACK}>
ОПАСНОСТИ, УГРОЗЫ, РИСКИ - для меня это один из главных иструментов побуждения... Потому что на взавешивании принятия управленчнеского решения относительно СЕБЯ построен..На рефлексивном самоопределении. На конфликте и риске утраты собствености, На ФИО... Ну, это понятно, - про это я много здесь пишу..

Про потребности все у Вас прочитала: в теории вроде бы все понятно, но где в школьной практике такие слова-понятия? И чем измерить можно будет показатели сформированности этих потребностей, если их, например, начать вводить как результаты обучения-воспитания? Или Вы не об этом?
Но ведь помнится, Вы писали где-то, что есть такой эффект в работе школы: что спрашивают, на то и "учим".. Может, надо начать "спрашивать" со школы "сформированность учебных потребностей"? Как это может выглядеть и какие тут могут быть опасности?

Разрыв, сейчас существуюший, огромен. В программе обучения ясно написано - цель обучения и воспитания - развитие личности и ее способностей-компетенций, а спрашивают "на выходе" совсем другое. Никакие присвоенные "способности" не проверяют, все больше "знания" требуют.

При таком разрыве никаких рисков учитель не несет, он просто их с себя снимает, и какие риски могут быть у учителя без самоопределения - "взращивать потребности"?

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+