Личный кабинет

Влияние информационных технологий на эффективность управления в сфере образования

Нина Пустоваченко ( Пользователь )
ВЛИЯНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Тезисы.
Информатизация образования предъявляет новые требования к профессиональным качествам и уровню подготовки руководителей, требует существенной перестройки в их работе.
Изменяется роль руководителя, основная задача которого - аналитическая деятельность, что в условиях информационного общества невозможно без применения информационных технологий.
Проанализировав опыт внедрения ИТ в управление образовательными структурами, было установлено, что вопросы влияния ИТ на эффективность управления в сфере образования в настоящее время является недостаточно разработанными; использование ИТ в управлении применяется не так активно, как этого требует информатизация образования.
Исходя из задач информатизации образования в целом, информатизации управления в частности, понятий «информационная культура», «информационное обеспечение», уровней применения ИТ в управлении образовательными системами и понимания эффективности как соотношения результатов и затрат деятельности организации, осмелимся предположить, что информационные технологии положительно влияют на показатели, характеризующие труд в сфере управления:
 экономия затрат труда и времени;
 повышение информированности о состоянии управляемой системы;
 оперативность принятия управленческих решений;
 адекватность и продуктивность управленческих решений;
 оптимизация и автоматизация информационных процессов;
 повышение интеллектуального потенциала.
Современный руководитель образования XXI века осуществляет эффективно свою деятельность в том случае, если применяет информационные технологии и обладает информационной культурой.
Нами предпринята попытка провести комплексное исследование влияния информационных технологий на управление в сфере образования Мурманской области на различных уровнях: школьном, муниципальном, региональном.
Для этого мы работали в образовательных учреждениях г. Мурманска (№28, №43, №53), провели анализ тезисов выступлений руководителей образования г. Мурманска на ежегодной научно-практической конференции «Информатика-1999» - «Информатика-2004» (секция «ИТ в управлении образовательными структурами») и отчетов пилотных школ г. Мурманска по внедрению информационных технологий в управленческую деятельность (2002-2003, 2003-2004 учебный год), описали опыт руководителя городского методического центра информационных технологий, наблюдали за деятельностью работников комитетов по образованию г. Мурманска и Мурманской области, провели анкетирование руководителей ОУ, обучающихся на курсах ФПК и ППРО МГПУ (январь-февраль 2005 г.), изучили техническое задание российско-финского проекта «Совершенствование системы информатизации управления образованием в Мурманской области», изучили возможности специального программного обеспечения для руководителей в сфере образования.
Проведя исследование влияния информационных технологий в сфере образования Мурманской области можно сделать следующие выводы:
1. Внедрение информационных технологий в систему управления образованием является одним из важнейших факторов повышения эффективности управленческой деятельности.
2. Цель внедрения ИТ в процесс управления:
 повысить качество, обоснованность и оперативность принимаемых управленческих решений;
 обеспечить эффективность труда управленца;
 перейти на безбумажную технологию работы.
3. Внедрение информационных систем в образовательных учреждениях позволяет:
• повысить производительность труда за счет автоматизации деятельности руководителя образования;
• иметь оперативную информацию о всех участниках образовательного процесса;
• экономить время для принятия управленческих решений;
• экономить ресурсы (финансовые, кадровые и др.);
• оперативно и своевременно отвечать на запросы вышестоящих органов (трудозатраты снижаются в 6-8 раз);
• эффективно планировать работу образовательного учреждения, исходя из результатов анализа;
• освободить руководителя от монотонной работы по механическому подсчитыванию, а также предупредить возможность возникновения арифметических ошибок;
• повысить качество образования на основе объективной и оперативной информации;
• использовать большие объемы статистической информации управленцами для анализа и принятия правильного управленческого решения.
4. Структура основополагающих информационных систем в сфере образования:
• сведения, отражающие материальные и социальные параметры деятельности образовательного учреждения;
• материалы, определяющие деятельность образовательного учреждения, в частности, законодательные и иные нормативные правовые акты и т.д.;
• сведения о количественном и качественном составе, уровне подготовки и квалификационном росте персонала образовательного учреждения, совокупность всех данных, характеризующих человеческий потенциал, т.е. другими словами - базы данных об учащихся и сотрудниках;
• данные об успеваемости учащихся и их посещаемости - электронный школьный журнал;
• сведения об учебно-методическом и техническом обеспечении образовательного учреждения;
• сведения об инновационной деятельности образовательного учреждения;
• электронное расписание;
• электронный каталог школьной библиотеки.
5. Руководитель должен обладать информационной культурой.
6. Составлен перечень программного обеспечения для директора и для заместителя директора.
7. Рекомендации руководителю по внедрению информационных технологий для управления:
 составить перспективный план информатизации школы не менее чем на 3 года;
 обеспечить административно-управленческий аппарат современной компьютерной техникой, сетевым оборудованием, создать школьную локальную сеть с административным сегментом;
 обеспечить доступ к глобальным информационным ресурсам (Интернет);
 обучить административно-управленческий аппарат использованию ИТ;
 приобрести специализированное программное обеспечение для административно-управленческого аппарата;
 ввести в штатное расписание школы должность заместителя директора по информатизации образования (Письмо МО РФ "Об организации использования информацион-ных и коммуникационных ресурсов в общеобразовательных учреждениях" от 13.08.2002 за N 01-51-088ин, должностные обязанности представлены в приложении №5);
 создать систематизированный каталог официальных документов (приказов, справок и т.п.);
 создать и вести базы данных по ученикам, родителям, сотрудникам, всеобучу;
 использовать юридическую базу данных с нормативной документацией;
 внедрить систему мониторинга результатов текущей учебной деятельности с оперативным анализом;
 основные типовые отчеты о деятельности школы должны генерироваться автоматически;
 учебное планирование и распределение нагрузки вести на компьютере;
 расписание составлять с помощью специальной компьютерной программы;
 создать гибкую систему поощрения АУП, реализующих новые идеи по внедрению ИТ;
 создать условия для внедрения ИТ в работу социально-психологической службы, школьной библиотеки, методической службы, преподавание общеобразовательных предметов, в организацию воспитательной работы.
В работе исследовалось влияние информационных технологий на эффективность управленческой деятельности в сфере образования.
Установлено, что:
1. Эффективность управленческой деятельности определяется тем, насколько рационально удается организовывать труд руководителя.
2. Повышение рациональности организационного управления целесообразно начинать с создания или преобразования системы информационного обеспечения.
3. Задачи информационной системы в «управленческой» части:
• создание единой информационной базы данных образования, включая сведения об участниках образовательного процесса;
• обеспечение оперативности сбора, упорядочивания и публикации управленческой информации;
• автоматизация документооборота всех участников информационной среды;
• автоматизация финансовой деятельности образовательных учреждений;
• автоматизация учета кадров;
• сбор и обработка данных о состоянии педагогического процесса в ОУ;
• обеспечение контроля качества образования, информатизации образования.
4. Руководители должны иметь адекватную и оперативную информацию о состоянии и динамике процессов в системе образования.
5. Информационные системы в совокупности с оперативным доступом к распределенным базам данных позволят оперативно проводить многомерный анализ информации, формировать отчеты и рассчитывать ключевые показатели. Их внедрение, позволит в 4-6 раз снизить затраты времени.
6. Использование возможностей информационных технологий быстро обрабатывать большие объемы информации, производить подсчеты, хранить в структурированном виде большие информационные массивы, быстро осуществлять поиск необходимых данных, представлять информацию в удобно оформленном виде позволит сократить временные затраты на информационные процессы в ОУ.
7. На наш взгляд, использование информационных технологий в управлении позволит проводить мониторинг и принимать решения не на интуитивном, а на диагностическом уровне, с выделением первоочередных задач и вариантов технологических решений.
8. Определены цели использования ИТ в управлении:
 повысить качество, обоснованность и оперативность принимаемых управленческих решений;
 обеспечить эффективность труда управленца;
 сокращение затрат на управление;
 перейти на безбумажную технологию работы;
 усиление прозрачности и контролируемости процессов управления.
9. Существуют объективные и субъективные причины низкого темпа внедрения ИТ в управленческую деятельность.
Объективные причины:
 информатизация управления - финансовоёмкое направление (нужна современная компьютерная техника, сетевое оборудование, подготовка кадров);
 отсутствует единый стандарт программного обеспечения для указанных целей;
 нет стабильного контингента работников ОУ, проводящих информатизацию (большая текучесть кадров в этой сфере).
Субъективные факторы:
 неготовность многих руководителей к системной работе по информатизации управления ОУ (нежелание и непонимание необходимости нововведений);
 нежелание завучей тратить время и силы на освоение новых технологий;
 отсутствие гибкой системы поощрения сотрудников, реализующих новые идеи по внедрению НИТ.
В работе сформулированы рекомендации руководителю ОУ по внедрению информационных технологий в управление, разработаны должностные обязанности заместителя директора по информатизации образовательного процесса, составлен перечень специального программного обеспечения.


Доклад и список литературы находится в прикрепленном файле.
Равиль Яфизов ( Пользователь )
Спасибо за полезную информацию! biggrin.gif

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+