Личный кабинет

Метод оптимизации - "под корень"

В Татарстане "оптимизируют" Институт развития образования
Андрей Бахтин ( Пользователь )
В то время как система образования России входит в инновационный режим, что очевидно требует увеличения объемов переподготовки и повышения квалификации учителей, в Татарстане собираются перепрофилировать Институт развития образования.
Из интервью, которое дал газете «Восточный экспресс» председатель Рескома профсоюзов работников образования РТ Юрий Прохоров стало известно, что ИРО станет заниматься научной деятельностью в качестве подразделения Академии наук, а переподготовкой педагогов будут заниматся вузы.

В этом есть наверное какая-то логика - по отзывам педагогов, те нечастые курсы, которые организуют Казанский госуниверситет и другие вузы Казани интереснее и полезнее "стандартных".
Да, но дальше "логика" начинает хромать на обе ноги.
Если, невысокое качество учительских курсов было связано с тем, что ИРО (он же ранее ТИУУ, ИПКРО РТ) обладал монополией на выдачу свидетельства для аттестации и повышения категории, то теперь таким правом обладают и вузы, выигравшие тендер Минобразования РТ. ИРО, таким образом, от "развития" методом "смены вывески" может перейти к нормальному развитию и совершенствованию в конкурентной среде. Скорее всего, ИРО не выдержать конкуренции с вузами в специально-научных областях, но разве это не компенсируется тем, чего не имеет ни один вуз - концентрацией внимания на специфике среднего образования, особенностях образовательной работы с учителями, наконец, на своем специфическом научном предмете - на педагогике?
Ну, допустим, что Институт и этого не потянет, но тогда непонятно, что же он станет делать в науке? - Разве что, разрабатывать образовательные технологии прошлого века...

Проблема повышения квалификации многогранна, но здесь хотелось бы обсудить, в первую очередь, такие вопросы, которые оказываются в сфере компетенции (и компетентности) профсоюзов. Возможно, главным в этом смысле является вопрос, кто должен оплачивать повышение квалификации учителей, возможно, вопрос о качестве, а возможно, просто об организационной и политической поддержке профсоюзами того мнения, которое вырабатывают учителя, методисты, директора школ - те профессионалы, организацией которых вроде бы и является профсоюз.

Вывешенное на сайте казанского образования интервью короткое, поэтому привожу его здесь.
Можно также включиться в обсуждение проблемы на казанском форуме.

«Восточный экспресс» №1-2 (493) 11 января 2007 г.
Учителя останутся без образования
Ходят слухи, что Институт развития образования РТ (педагоги знают как Институт повышения квалификации учителей) перепрофилируют в НИИ и передадут Академии наук.
- Это действительно так, - комментирует Председатель Рескома профсоюзов работников образования РТ Юрий Прохоров. – Мы очень переживаем по этому поводу. Подобное новшество означает, что курсы повышения квалификации учителей значительно подорожают. В обязанности ИРО не будет входить переподготовка преподавателей, этим теперь займутся казанские вузы. Всем понятно, что за свои услуги они заломят солидные цены. Но рассчитывать, что ради знаний учителя не пожалеют денег из своего кармана и раскошелятся на курсы сами, не приходится. С нашими-то зарплатами!.. Редкий учитель отнимет у своей семьи кусок хлеба для того, чтобы стать умнее и начитаннее.
По словам защитника татарстанских педагогов, каждый год через систему института развития образования проходило около 10 тысяч учителей. Плюс коллеги из субъектов Российской Федерации, где есть татарские школы. Теперь на этой отлаженной системе и большом опыте по переподготовке учителей, похоже, поставлен крест.
Парадокс в том, что подобная «оптимизация» проходит именно в то время, когда власти всерьез озаботились повышением качества образования. И даже создали для этого национальный проект.
Где логика?..
Андрей Лукутин ( Пользователь )
Андрей Юрьевич! Проблема, которую Вы подняли в связи вышеназванными событиями, всероссийская. У меня вопрос к Вам... Скажите, качество того образования на курсах ПК, которое было организовано головным "переподготовительным ВУЗом", действительно оставляло желать лучшего? Это связано с монополией на переподготовку и, главное, выдачей удостоверений ПК, без которых сложно пройти аттестацию?
Андрей Бахтин ( Пользователь )
(Андрей Лукутин @ 13.01.2007, 13:09) <{POST_SNAPBACK}>
Андрей Юрьевич! Проблема, которую Вы подняли в связи вышеназванными событиями, всероссийская. У меня вопрос к Вам... Скажите, качество того образования на курсах ПК, которое было организовано головным "переподготовительным ВУЗом", действительно оставляло желать лучшего? Это связано с монополией на переподготовку и, главное, выдачей удостоверений ПК, без которых сложно пройти аттестацию?

Андрей Владимирович, вопрос непростой. Для того, чтобы ответить на него однозначно, требуется как минимум, обсуждение проблемы вообще, и всестороннее "обследование" конкретного учреждения. Я могу ответить лишь в пределах собственного опыта.

Точно могу подтвердить, что по физике, математике, информатике ИРО значительно отстает от ведущих казанских вузов. Вероятнее всего, и по другим "наукоемким" направлениям тоже. Однако, гуманитарные направления по части методики, в частности, с учетом факторов психологии, я думаю, вряд ли кто даст лучше. К тому же, кто-то должен заниматься учетно-организационными вопросами переподготовки, и тут лучше ИРО вряд ли кто справится. Я так понимаю, что эта функция при перепрофилировании должна отойти непосредственно Министерству, но это плохой выход, ведь чиновник обязан действовать не более чем формально, и не может иметь необходимых познаний по всем педагогическим направлениям.

Что касается влияния монополии сертификации курсов на снижение качества, то я в разное время неоднократно испытал это "на собственной шкуре". И все же, на мой взгляд, устраняя монополию, нельзя лишать шанса коллектив, работающий на этом поприще десятки лет. Главное, пожалуй, то, что учителя знают туда дорогу, а новые "тропинки" пока не протоптаны. В любом случае, лишать "современное" образование организационно-методического сопровождения по крайней мере преждевременно.
Стоит ли избавляться от головной боли путем отсечения головы...
Сергей Галаган ( Пользователь )
(Бахтин Андрей Юрьевич @ 13.01.2007, 14:23) <{POST_SNAPBACK}>
Стоит ли избавляться от головной боли путем отсечения головы...

И, скорей всего, залезанием в карман учителям вынужденым адмнистративно подучиваться под аттестацию...
Сергей Возчиков ( Пользователь )
(Бахтин Андрей Юрьевич @ 13.01.2007, 14:23) <{POST_SNAPBACK}>
...вопрос непростой.
Пока я увидел два момента, которые хотелось бы не упустить при обсуждении:
1. Приведенная заметка и опыт Андрея Юрьевича показывают две (их больше, но эти бросаются в глаза) части проблемы - "общий" и регионально-национальный компоненты работы ИРО. Про общий компонент (кроме гуманитарной части) было сказано вполне определенно "значительно отстает". А по национальному?
2. О "предоставлении шанса". Кто-нибудь может представить здесь общую картину проходящей реорганизации системы повышения квалификацуии?
Создали ФИРО, что дальше и что еще? М.б., при взгляде на общую картину окажется, что непредоставление шанса в Казани - это особенности региональной реализации.
Андрей Бахтин ( Пользователь )
(Galagan Sergei Igorevich @ 13.01.2007, 23:00) <{POST_SNAPBACK}>
И, скорей всего, залезанием в карман учителям вынужденым адмнистративно подучиваться под аттестацию...

А это, уж точно, должно бы находиться в самом центре внимания профсоюзов.
Молчит профсоюз.
Наверное, пора отправляться на поиски мест, где есть жизнь и "движение" профсоюзное...
Андрей Бахтин ( Пользователь )
(sermivoz @ 14.01.2007, 13:34) <{POST_SNAPBACK}>
...две ... части проблемы - "общий" и регионально-национальный компоненты работы ИРО. Про общий компонент (кроме гуманитарной части) было сказано вполне определенно "значительно отстает". А по национальному?

Сергей Михайлович, поясните (уточните), пожалуйста, что Вы понимаете под регионально-национальной компонентой работы ИРО? Я теряюсь в догадках... sad.gif
Сергей Возчиков ( Пользователь )
(Бахтин Андрей Юрьевич @ 17.01.2007, 05:42) <{POST_SNAPBACK}>
что Вы понимаете под регионально-национальной компонентой работы ИРО? Я теряюсь в догадках... sad.gif
Уточняю. Цитирую исходную заметку:
Плюс коллеги из субъектов Российской Федерации, где есть татарские школы.
Я имел в виду курсы, связанные с татарским языком, историей, культурой. К нам, как и к другим, приходил запрос - есть ли на Чукотке школы с изучением татарского языка, не нужно ли повысить квалификацию учителей...
Я предположил, что работа ИРО в этой области - отдельный большой сегмент его работы, где замена ИРО вузами может оказаться наиболее болезненной.

По поводу молчания профсоюзов... Раз в 5 лет, что необходимо для прохождения аттестации, курсы повышения квалификации оплачивает работодатель, так что залезания в карман по административной необходимости вроде бы нет.
Кстати, на Ваш взгляд, какова должна быть стоимость курсов повышения квалификации?
Андрей Бахтин ( Пользователь )
(sermivoz @ 17.01.2007, 06:20) <{POST_SNAPBACK}>
(Бахтин Андрей Юрьевич @ 17.01.2007, 05:42) <{POST_SNAPBACK}>
что Вы понимаете под регионально-национальной компонентой работы ИРО?
...Я имел в виду курсы, связанные с татарским языком, историей, культурой....
Я предположил, что работа ИРО в этой области - отдельный большой сегмент его работы, где замена ИРО вузами может оказаться наиболее болезненной.

Спасибо, понял. Вообще-то я отнес бы это к организационно-методической работе, в которой никакой вуз не сможет заменить ИРО, как я уже говорил. А что касается научного и практического содержания национального (регионально-национального) "компонента", то этим занимается Академия наук РТ, Госуниверситет, другие вузы, просто граждане, патриоты татарской культуры (так, например, на татарский язык недавно был переведен с арабского оригинала Коран, который до этого был вторичным переводом с русского). Я бы сказал, пожалуй, что национально-культурная деятельность в Татарстане происходит "сетевым образом". Например, многие школьные компьютеры оснащены клавиатурой (и прогр. обеспеч.), поддерживающей татарский язык, которая разработана в Техническом университете (авиационном институте). Кто разработал учебник "Казаневедение", даже не знаю, к своему стыду... Так что ИРО и тут вряд ли играет ведущую роль, хотя соответствующая кафедра конечно есть. Если нужна более точная и подробная информация, я подготовлю. [Да, как же я забыл - надо обязательно упомянуть и нашу сотрудницу, Фариду Кутдусовну Гайнуллину, работающую в контакте с музеями, институтами, архивами, старожилами и всеми, с кем только возможно - она сделала уже два великолепных СД-диска о Казани, сейчас у нее в работе огромный проект для DVD]

(sermivoz @ 17.01.2007, 06:20) <{POST_SNAPBACK}>
По поводу молчания профсоюзов... Раз в 5 лет, что необходимо для прохождения аттестации, курсы повышения квалификации оплачивает работодатель, так что залезания в карман по административной необходимости вроде бы нет.
Кстати, на Ваш взгляд, какова должна быть стоимость курсов повышения квалификации?

Насчет "залезания в карман" я не знаю больше того, что сказал профсоюзный лидер.
О стоимости курсов... Деньги - не мой вопрос. Почти не мой. Как-то мне пришлось делать расчеты для курсов по "компьютерной грамотности" в связи с "соревнованием" с одним из вузов. Наши курсы обходились более, чем в два раза дешевле при том же качестве (практически, те же преподаватели с той же зарплатой, объем, и схожая программа). Мы экономили за счет более эффективного использования компьютерного парка и помещения школ (не требуется аренда и пр.), да к тому же максимально приближали место проведения курсов к учителям (это в городе, в сельской местности наверное не так просто). В рублях не помню, сколько это было.
Сергей Михайлович, вопрос ведь не в сумме, а в оптимальной организации, в минимизации этой суммы. Привлечение специалистов вузов к нам стоит существенно меньше, чем направление учителей в вуз, это точно. [Даже при том, что почасовая оплата выше оплаты штатного преподавателя]
Андрей Бахтин ( Пользователь )
Принципиальное решение о способе реорганизации ТатИРО принято президентом Татарстана М.Шаймиевым.

ТатИРО станет подразделением Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета (ТГГПУ).
Можно было бы и ухмыльнуться - учителей возвращают в альма-матер для устранения его же "недоделок". Но на мой взгляд, это мудрое стратегическое решение. Не сомневаюсь, что на первых порах, все ограничится бюрократическими играми с кадрами и финансами, и отрицательно скажется на учебной работе.

Однако, потенциал решения таков, что со временем может быть выстроена красивая и эффективная система непрерывного (продолженного и т.п.) образования в течение всей профессиональной жизни учителя ("домашний" вуз-?).
Но может быть и не выстроена ("как всегда..."). Принятая стратегия очень рискованна уж очень зависят ее результаты от оперативно-тактической реализации, от того, кто возглавляет (или будет возглавлять) ТГГПУ, и на каких целях - развития или выживания - будет сконцентрирована деятельность его нового "второгодного" подразделения.

В идеале, сам стратег и должен бы возглавить...

(по слухам, это место готовит для себя нынешний Министр образования на случай отставки...)
(достоверно, но из неофициальных источников - в день оглашения решения действующий ректор ТатИРО встречался с начальником Управления образования Казани и выглядел весьма невесело)

Из официального источника:

«Вечерняя Казань» №5 (3363) [17.01.2007]
ТГГПУ проглотил РИРО

Слухи по поводу закрытия Республиканского института развития образования (бывший институт усовершенствования учителей) оказались не сильно преувеличенными. Вчера сотрудники института прочитали указ президента Шаймиева о передаче РИРО в состав ТГГПУ.

Несмотря на то, что слухи о реорганизации РИРО и передаче его функций по переподготовке учителей вузам (вместе с бюджетными деньгами) муссировались уже довольно давно, в самом институте в них, похоже, не очень-то верили. Осенью ректор РИРО Ильсур Хадиуллин заверил корреспондента "ВК", что "в Татарстане такого не будет". Дескать, другие регионы уже прошли этот путь - разрушили систему повышения квалификации учителей, а потом пришлось создавать ее заново. Зачем же республике наступать на те же грабли?

Вчера корреспонденту "ВК" не удалось взять комментарии у ректора РИРО, поскольку его не оказалось на месте. Но сотрудники говорят, что президентский указ о передаче РИРО в состав Татарского гуманитарно-педагогического университета оказался для всего коллектива тем самым снегом на голову. Как будет проходить "передача", в институте пока не представляют, ждут дополнительных документов.

Ольга МАЧНЕВА

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+