Личный кабинет

Шаг Второй - Главная задача современной школы!

содержание образования
Александр Сайбединов ( Пользователь )
Дорогие друзья!

Недавно в Томске на коллегии образования встретился с Игорем Георгиевичем Сухиным, мы будучи знакомыми лишь косвенно - обнялись, как давно знакомые и крепкие друзья! Виртуальное общение обогатилось реальной встречей! Встречей друзей, которые не просто разгуливают в Интернет-пространстве в поисках приключений, делясь горем или предупреждая совершенно принципиально с потрясающей "своевременностью" о состоявщихся катастрофах, а делятся тем состоявшимся положительным РЕЗУЛЬТАТОМ, с которым и приехал Сухин И.Г. в Томск, - как автор замечательных учебников по обучению шахматам в школе.
А интернет пространство для таких людей - это недостающий сосуд который автор готов наполнить живительной влагой ЗНАНИЙ, ДОБЫТЫХ ИМ ИЗ БЕЗДОННОГО ИСТОЧНИКА СОБСТВЕННОГО ИНТЕЛЕКТА НАСТРОЕННОГО НА РАДОСТНОЕ СОСТОЯНИЕ ПОИСКА ЭФФЕКТИВНЫХ ОТВЕТОВ НА ЕЩЁ НЕ ЗАДАННЫЕ ВОПРОСЫ!
И именно в этом качестве нужно и важно общаться в Интернет-ПЕДСОВЕТЕ!
И именно в этом качестве нужно вывести наши диалоги на такой уровень накала ИСТИННЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ, чтобы принять УЧАСТИЕ В ДИСКУССИИ - не только нам но и принимающим решения БЫЛО ПОЛЕЗНО, ПОЧЁТНО И ЗНАЧИМО!
Ветка "Главная ошибка современной школы" достаточно содержательно заявила о тех интелектуальных ресурсах ВИПа которые без всякого сомнения должны быть реализованны, востребованны и восприняты виртуальным педагогическим сообществом, и поэтому мне думается мы можем попробовать пойти дальше, сделать шаг ОТ ОШИБОК, К СИСТЕМНОЙ ПРОГРАММЕ ОБСУЖДЕНИЯ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. И первый посыл того что качественная дискуссия возможна, - это внимание виртуальной аудитории в завершённой дискуссии.
Первый шаг сделан - мы образно говоря обсудили, в чём "несьедобность" современного образования. Давайте попробуем сделать следующий, сварить свою - ИНУЮ пищу для подрастающего поколения "совсем уходящей цивилизации"...может тогда она передумает.
Второй шаг, на мой взгляд, может и должен нас возвратить наконец-то вперёд - к СОДЕРЖАНИЮ ОБРАЗОВАНИЯ. Попытки современой научной и около общественности поставить точку на затянувшейся дискусии последних десятилетий на Изначальном вопросе -"Чему учить?", бесславно закончились стыдливым ковырянием школьной указкой в полу с тихим предложением нового лозунга - "Кого и кому учить?", предлагая пересчитать по головам учеников в пустеющим школах и стареющих там же учителей. И дело даже не в том, что какому-то чиновнику от образования пришла в голову "светлая математическая мысль", что если детей меньше то и учителей должно быть...( хорошо не додумался что если народу в России меньше стало, то и чиновников..., а то бы сразу потерял работу), а в том что вопрос - "Чему учить" не стал менее актуальным. И поиск ответа на вопрос "Чему учить?" как-то больше стал звучать в редакции - чему не учить, такая мягкая бюроктатическая атака невежд в образовании с намерением отыскать непородистые учебные предметы и применить к ним меру высшего "экономического" наказания, под названием - экономическая целесообразность. А вопрос остался! И в связи с серьёзным нравственным и интелектуальным кризисом общества и цивилизации в целом, он является сегодня для системы образования в целом - ПЛАНЕТАРНЫМ ВОПРОСОМ!
Так как образование как определённое состояние необходимое для того чтобы выжить или просто жить в современном мире сейчас в принципе не нужно (уровень сервиса перерос необходимость наличия маломальских знаний, чтобы ей пользоваться, сейчас даже неандертальцы смогли бы использовать современную технику, всё делается для того чтобы человек не считал, не писал, не читал...) Цивилизации перешла ту критическую отметку, где от образования конкретного человека зависело его благосостояние, сегодня, для того чтобы ему быть сытым – совсем необязательно быть грамотным. А это серьёзная угроза для самой цивилизации, так как общество незаметно для себя скатывается от обслуживания его потребностей с помощью техники – к обслуживанию потребностей самой техники. За которым кроется явная угроза для человечества перейти из состояния хозяев цивилизации, в состояние её рабов. Вот казалось бы маленькая цена неответа на маленький вопрос СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Сегодня он КРАЕУГОЛЬНЫЙ! И он не может основываться на местных, частных интересах, социальных или политических коньюктурах, он должен основываться только на общечеловеческих интересах сохранения и развития человечества, обеспечения сегодняшней и будущей созидательной жизни человека. Поэтому наступило время осмысленного развития темпов начно-технического прогресса, бережного и осмысленного пользования его достижениями, а это возможно лишь в случае СИСТЕМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НРАВСТВЕННОЙ, ВЫСОКОДУХОВНОЙ, ИНТЕЛЕКТУАЛЬНО ВСЕСТОРОННЕ РАЗВИТОЙ ЛИЧНОСТИ. Которую и должна взращивать современная школа. Поэтому я это говорю сегодня, когда ещё нет очевидных вопросов - Как?, потому когда они появяться, а в этом не приходиться сомневаться, ЦЕНА ОТВЕТА БУДЕТ ДРУГАЯ! Каким должно быть СО, - а таким как в Губернатоском Светленском лицее, где наряду с математикой преподают практическую философию и где учителей ИЗО столько же сколько и руссковедов. И я не хочу опять возвращаться к представлению нашего опыта, он достаточно подробно на разных ветках представлен на ВИПе, я хочу предложить обсуждение этой важной проблемы с обсуждения состоявщихся но ещё не осмысленных образованием путей ответа на этот вопрос.Ну вот! Скажут коллеги, так складно говорил... а закончил, Я ЗНАЮ, У МЕНЯ ЛУЧШЕ ВСЕХ. ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЗНАЮ, иначе бы не тратил время, как и многие другие на ВИПе, безнравственно что-либо обсуждать не предлагая!
Итак, давайте попробуем сделать следующий шаг - ПРЕДЛОЖИМ ОБРАЗОВАНИЮ ИНОЕ СОДЕРЖАНИЕ! Это сегодня ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ!
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(А.Сайбединов @ 28.11.2006, 21:35) <{POST_SNAPBACK}>
Дорогие друзья!
Итак, давайте попробуем сделать следующий шаг - ПРЕДЛОЖИМ ОБРАЗОВАНИЮ ИНОЕ СОДЕРЖАНИЕ! Это сегодня ГЛАВНАЯ ЗАДАЧА СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ!


Александр Геннадьевич, вслед за Вами двумя руками голосую за приоритет нового СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Только вот откуда оно иторически возникало в школе? Навскид...

Тригонометрия появилась в учебниках - из необходимости массово и точно прокладывать курс военного корабля в море... Или крутить лимбы настройки артилерийского орудия для точного поражения....

Высокая степень владения физико-математическими дисциплинами в бывшем СССР диктовалось потребностями аэрокомическойй и атомной промышленности и гонкой вооружений. Даже в самой педагогической психолологии теория поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина возникла как ответ на заказ на массовое обучение новобранцев в условиях усложнения военной техники в 50-х. Достаточно успешно распространяющаяся сегодня системо-мыследеятельностная методология (СМД) Г.П.Щедровицкого возникла в это же время как ментальное личное оружие - "мыследеятельностное карате" и именовалась в анналах КГБ как "средство локального перехвата управления и власти"

Я не знаю исторических примеров того, чтобы содержание образование формировалось "в мирных целях". Пока гром не грянет, мужик не перекрестится. А Вы, абсолютно справедливо, говорите о преподавании философской практики, я - о логике мышления, кто-то - об общечеловеческих ценнностях... Кому это сегодня нужно... Кем реально востребовано и зачем? Не останется ли наш призыв "гласом вопиющего"" в социальной и педагогической пустыне?
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Сомнения сомнениями, а надежда на то, что "вода дырочку найдет" остается... На мой вхгляд, возможные подходы к новому содержанию образования могут быть связаны с общей тенденденцией к "разгадыванию" и "разоблачению" мнимой загадочности процессов мышления. Мышления понимаемого как осознание собствественного сознания. Это лежит в русле нашей инженерно-технической западно-европейской цивилизации "тэхне", но с поворотом её в сторону "экологического" сетевого мышления..

Как отмечают некоторые авторы (Pagels, 1988), интерес к новым инициативам в этой области частично связан с реакцией против Ньютоновской физики. Эта концепция господствовала в науке на протяжении трехсот лет. Ньютон нарисовал картину мира, согласно которой Вселенная напоминала часовой механизм. Сегодня многие ученые склонны рассматривать Вселенную скорее как экологическую систему. Идеи экологии, этнологии, эволюции проникают через границы различных дисциплин и воздействуют на экономику, инженерию и антропологию .

Несмотря на растущий интерес в научном сообществе, экологические стратегии не находят отражения в курсе школьного образования. Очень редко экологические стратегии используются даже на уроках биологии для объяснения таких биологических феноменов, как образование муравейников или стайные перелеты птиц, и еще более редко - на уроках, которые не связаны с биологией.

Хотя образовательная реформа и обратила внимание на важность обучения "решению проблем", экологические идеи крайне редко используются как основа для экологического подхода к решению проблем. Некоторые подходы "системного мышления" в духе Питера Сенжа (Senge, 1990) используют экологические стратегии, но очень немногие школы включают эти стратегии в свой курс.

Частично эта проблема связана с тем, что людям свойственен централизованный подход, предполагающий центральное и единственное решение и объяснение. Когда люди видят стаю птиц, они предполагают, что летящая впереди птица является вожаком. Когда люди создают новую организацию, то они предполагают, что должен быть иерархический контроль.

Людям также свойственно противиться стратегиям и объяснениям, в основании которых лежат вероятностные рассуждения - см. Виленский (Wilensky, 1993).

Применение экологических стратегий в обучении предполагает не только изменения учебных планов, но и изменения в сознании учителей, студентов и разработчиков учебных курсов. Для того чтобы помочь людям стать "экологическими мыслителями", необходимы новые подходы.


Особое знаение в инженерно-экологическом подходе придается экспертному знанию, оценке, в том числе и оценке рисков принимаемого ответственного управленческого решения.

Работа эксперта и инженера над прояснением и развитием системы связана со взаимным обучением. Наиболее важным в этом процессе является освоение экспертом приемов структурирования домена знаний, определения и формализации основных концепций домена, что ведет к выражению скрытой структуры искомого экспертного знания. Различные техники извлечения из словесного материала внутренних когнитивных процессов разрабатываются в рамках клинической психологии.


Личное знание, получаемое из информации в результате коммуникации, связано с индивидуальными особенностями устройства сознания каждого человека, обладающего свободой воли. Конструкты сознания, в которые упаковывается содержание образования, сегодня активно исследуются психологами.

Экспертные системы, построенные с использованием принципов психологии персональных конструктов приведены в обзоре Гейнса и Шоу (Gaines, Show, 1995). Использование Техники персональных конструктов позволяет расширить границы когнитивного пространства, в рамках которого живут и эксперт и инженер, что в результате приводит к увеличению вероятности пересечения большей части индивидуальных когнитивных пространств участников процесса и возможности работать в общем когнитивном поле; появлению возможности у эксперта использовать новые инструменты рефлексии для расширения границ своего профессионального знания; снижению личного участия и ответственности инженера за процесс репрезентации структуры профессионального и как следствие снижению искажения этой модели при преломлении ее сквозь систему конструктов инженер.

Исходя из теории персональных конструктов, в этом мире мы всегда пользуемся категориями, которые помогают нам его упрощать, укладывать его в определенную, понятную нам систему. Отдельные категории, как прутья, складываются в индивидуальные, групповые и профессиональные структуры, которые могут иметь разные названия - иерархии категорий и ценностей, когнитивные модели, парадигмы или системы конструктов и пр., но всегда имеют утилитарные назначение, которые и позволяют называть их решетками.

Сквозь них мы всегда смотрим на окружающий мир оцениваем поступки и результаты деятельности других людей. Исходя из них, мы строим свое собственное поведение и готовим свои научные, художественные или прочие произведения


Таковы, на мой взгляд, возможные современные подходы к описанию нового содержания образования - не только информация, .не только логические понятия, необъодимые для действия, но и топологическая структура размещения значений и смыслов в пространстве сознания.
Roman Gataullin ( Пользователь )
(А.Сайбединов @ 28.11.2006, 21:35) <{POST_SNAPBACK}>
Дорогие друзья!
....Цивилизации перешла ту критическую отметку, где от образования конкретного человека зависело его благосостояние, сегодня, для того чтобы ему быть сытым – совсем необязательно быть грамотным.

?!
.... А это серьёзная угроза для самой цивилизации, так как общество незаметно для себя скатывается от обслуживания его потребностей с помощью техники – к обслуживанию потребностей самой техники.(?!) За которым кроется явная угроза для человечества перейти из состояния хозяев цивилизации, в состояние её рабов(?!). Вот казалось бы маленькая цена неответа на маленький вопрос СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Сегодня он КРАЕУГОЛЬНЫЙ!

Перечитал много раз мысль, искренне пытался понять. увы....
Насколько я понимаю человечество развивалось и продолжает развиваться в сторону создания определенного комфорта (удобств), что в последнее время принято называть качеством жизни. Одним из "мотиваторов" этого самого стремления является банальная человеческая лень, как ни странно это звучит. Человек всегда пытался создать, изобрести, приспособить окружающие предметы главным образом для того, чтобы создать некие цивильные условия существования, создав их нужно было защищать,т.е. учиться оборонять, далее захватывать (нападать) с целью прибрать к рукам созданное другими.
Мы же знаем, что человечество развалось и развивается разными темпами, и те очаги высокой развитости (цивильности) на определенном этапе рушились по простой причине, - неадекватности темпов развития "цивилизации" и системы управления процессами развития. Переход из состояния "хозяев" цивилизации в состояние ее "рабов" это из голливудских фильмов.
Теперь о содержании (контенте, наполнении и пр.) образования. Содержание должно (могло бы) быть
- адекватным потребностям общества на данном этапе развития,
- динамичным в развитии, с расчетом на просчитываему перспективу,
- жестко привязанным к экономике,
- стандартизированным, максимально интегрированным и в определенной степени унифицированным,
- привязанным к мировой экономике и культуре,
- и т.д.
Так что если мы хотим жить в современном. цивилизованном обществе с интегрированной в мировую экономикой, школа должна помочь (упаси бог, только не учить!) молодому поколению освоить технологии "обслуживания потребностей самой техники".
Можно еще проще. Российской школе нужно такое Содержание Образования, которое в максимально короткие сроки поможет Правительству максимально переориентировать экономику страны из сырьевого экспортера в экспортера высококачественных, конкурентноспособных товаров и услуг. Возможно ? Думаю да, и могу предположить что без "ломки" школе не обойтись....
Александр Сайбединов ( Пользователь )
Уважаемый Roman Nikolayevich Gataullin (не смею интерпритировать обращение к Вам иначе...).

Перечитал много раз мысль, искренне пытался понять. увы....


Сочувствую, но я даже в растерянности чем я могу Вам помочь...
Можно еще проще. Российской школе нужно такое Содержание Образования, которое в максимально короткие сроки поможет Правительству максимально переориентировать экономику страны из сырьевого экспортера в экспортера высококачественных, конкурентноспособных товаров и услуг. Возможно ? Думаю да, и могу предположить что без "ломки" школе не обойтись....


...про максимально короткие сроки, я уже где-то слышал, ...про догоним и перегоним тоже, и "ломка" Ваших размышлений об Образовании мне совершенно понятна и Ваша глубокая педагогическая позиция также. Я не знаю работаете вы в школе или нет..., но очень надеюсь что Ваша Правильная позиция выделит вас из серой массы учителей и Вы скоро покинете школу и пойдёте на повышение...
И просто к слову - НЕ ЭКСПОРТЁРОВ МЫ В ШКОЛЕ ГОТОВИМ...
И очень надеясь не превратить изначально дискуссию учителей в перепалку работников образования, обращусь к Вам уважаемый Roman как русский человек на "чисто английском" - rasgovor o soderjanii obrasovaniia - rasgovor o jisni ludei... . Извините...но время дорого.
Roman Gataullin ( Пользователь )
Александр Геннадьевич, дорогой, я не за сочувствием здесь. Меня несколько озадачили ваши высказывания, человека, к мнению которого прислушиваются учителя и работники просвещения. Все что вы выразили в предыдущем посте звучит красиво, а с красотой не спорят, ею любуются. Зачем это вам?
...про максимально короткие сроки, я уже где-то слышал, ...про догоним и перегоним тоже, и "ломка" Ваших размышлений об Образовании мне совершенно понятна и Ваша глубокая педагогическая позиция также. Я не знаю работаете вы в школе или нет..., но очень надеюсь что Ваша Правильная позиция выделит вас из серой массы учителей и Вы скоро покинете школу и пойдёте на повышение...

Глубокой педагогической позиции у меня честно скажу нет и мне думается не было вообще. Однако отсутствие этой самой педагогической позиции ни коим образом не сказывалось на качестве моей работы в школе как учителя, как завуча и директора.
Теперь о "ломке" и серости. Здесь хотелось бы обратить внимание на следующее.
У нашей школы два возможных пути развития.
Первый, эволюционный путь развития, при этом следует понимать что
а) школа будет реагировать на социальные запросы общества и рискует оставаться "инертной", точнее реактивной(Reactive), неспособной моментально реагировать на запросы. Школа будет запаздывать, к ней будут постоянно предъявлять претензии и ей придется искать оправдания какждый раз, что собственно и происходит сейчас.
б) школа не сможет эффективно развивать систему генерирования креатива, инноваций и образовательных технологий, поскольку все силы будут уходить на "латание дыр" внутри самой системы и находиться в постоянном ожиждании поддержки извне. Рано или поздно станет очевидным для всего общества, не только для Правительства, что школа не успевает решать проблемы, которые сама же когда то и создала.
Второй, неэволюционный, при этом следует решиться на следующее (кому и как, думаю можно догадаться)
в) .....

простите, должен покинуть, вренусь - допишу.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Во как бывает... Два очень уважаемых и любимых мною директора (быший и действующий) про одно и то же, важное, на мой взгляд, говорят, но по разному друг друга интерпретируют... А третьего бывшего директора, - ВИРа, вообще игнорируют, из разговора выталкивают.... Типичная модель реальности...

Попробую из "третьего пространства" (боюсь слова-знаки как клише употреблять, но назвал же это пространство чуть выше оксюмороном "инженерно-экологическим") ситуацию разговора как я её вижу описать. Может втроем и двинеся как-то к новому содержанию образования... Ну, а если уж нет, то нет...

Роман Николаевич, на мой взгляд, Александр Геннадьевич высказывает очень разумные опасенияя о сдвижке, как говорят психологи "цели на средства". Когда инженерно техническая цивилизация озабочена сохранением не природной, и даже не соцциальной среды, а технической, - создающей её удобства и комфорт, о которых Вы пишете.

Александр Геннадьевич, на мой взгляд, Роман Николаевич очень точно задает управленческий фокус рассмотрения, утверждая, что "от сардинки апельсинки не появятся" - для изменения содержания образования нужны разного рода (экономические, производственные, политические...) предпоосылки . Рыба гниет с головы управления... Но вся...

Можно ли надеяться,что Вы оба всеже найдете общую точку (не обязательно ту, с логики мышления, которую ВИР задает) зрения на рассмотрение содержания образования, а не разбежитесь по своим профессиональныым позициям (как много раз на ВИПЕ бывало)?

МЫ - РАЗНЫЕ.... А вот альтернативны мы друг другу или нет, это на мой взгляд, нужно решать... Все в языке кроется... На Ваш взгляд, уважаемые коллеги, - "альтернатива" - она одна или их много? Про себя бы мне чего-ничего понять, а не с другими разбираться.... Какие слова мне найти, чтобы быть Вами обоими одновременно понятым? Вот эта у меня проблема контента... Тоже модель...
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 29.11.2006, 00:55) <{POST_SNAPBACK}>
Я не знаю исторических примеров того, чтобы содержание образование формировалось "в мирных целях". Пока гром не грянет, мужик не перекрестится.


Зашел по обыкновению вслед за гостем и обнаружил интересное подтверждение этому своему тезису

(Galagan Sergei Igorevich @ 30.03.2006, 22:31) <{POST_SNAPBACK}>
"Искусство войны". Сунь-цзы. 5.Пустота и полнота
Сунь-цзы сказал:
"Тому, кто первым приходит на поле сражения и ожидает врага, будет легко; тот, кто приходит после и должен спешить в бой, будет утомлён. Поэтому тот, кто преуспел в войне, подчиняет других и не даёт подчинить себя.
Для того, чтобы заставить врага выступить против его воли, завлекай его какой-либо ясной выгодой. Для того, чтобы предотвратить выступление врага, покажи ему возможный вред этого.
.... Поэтому, оценивают противника, чтобы рассчитать успех и потери. Подталкивают его, чтобы знать его передвижения и остановки. Определяют его расположение сил, чтобы знать смертельные и надежные территории. Испытывают его, чтобы знать, где у него избыток, а где - недостаток. Поэтому, военное развертывание в наивысшей точке приближается к бесформенному. Если оно бесформенно, то даже самый тайный шпион не сможет распознать его, мудрый не сможет составить план против него.
В соответствии с формой врага, мы устанавливаем победные цели для войска, но оно не в состоянии постичь их. Все воины знают форму сил, благодаря которой мы добиваемся победы, но никто не знает той формы сил, с помощью которой мы управляем победой. Поэтому победоносная боевая стратегия не повторяется, формы ответа врагу - неисчислимы.
Форма сил армии подобна воде. Форма воды - избежать высот и стремиться вниз. Форма сил армии - избегать полноты и наносить удар по пустоте. Вода оформляет поток в соответствии с местностью, армия идёт к победе в соответствии с врагом. Поэтому у армии нет какого-нибудь постоянного стратегического расположения сил; у воды нет постоянной формы.
Тот, кто способен изменяться и преобразовываться в соответствии с врагом и вырывать победу, зовётся возвышенным! Поэтому ни один из пяти циклов не господствует постоянно; четыре времени года не сохраняют постоянно своё место; солнце светит более продолжительное и более короткое время; луна убывает и прибывает."...


Зачем и кому нужно отчетливое и внятное содержание образования, когда война и бои постоянно идут - поэтому у образовательной армии нет какого-нибудь постоянного стратегического расположения сил; как у воды нет постоянной формы. Завтра в бой?! Между собой?
Roman Gataullin ( Пользователь )
....Теперь о "ломке" и серости. Здесь хотелось бы обратить внимание на следующее.
У нашей школы два возможных пути развития.
Первый, эволюционный путь развития, при этом следует понимать что
а) школа будет реагировать на социальные запросы общества и рискует оставаться "инертной", точнее реактивной(Reactive), неспособной моментально реагировать на запросы. Школа будет запаздывать, к ней будут постоянно предъявлять претензии и ей придется искать оправдания какждый раз, что собственно и происходит сейчас.
б) школа не сможет эффективно развивать систему генерирования креатива, инноваций и образовательных технологий, поскольку все силы будут уходить на "латание дыр" внутри самой системы и находиться в постоянном ожиждании поддержки извне. Рано или поздно станет очевидным для всего общества, не только для Правительства, что школа не успевает решать проблемы, которые сама же когда то и создала.
Второй, неэволюционный, при этом следует решиться на следующее (кому и как, думаю можно догадаться)
в) .....

простите, должен покинуть, вренусь - допишу.

в) у российской школы есть т.н. "институциональная память", которая в значительной степени могла бы в кратчайшие сроки превратить ее (школу) из Реактивной в Проактивную (Proactive). Для этого,
г) школе нужна административная реформа, без нее нет смысла что то затевать, все вернется к Первому пути.
д) школа должна в равной степени опираться на поддержку как государства, так и гражданские институты на местах, что собственно и предлагает правительство.
е) школа должна стать исполнителем социального заказа, гражданские институты заказчиком, а государство, - дороном (не спонсором).
Александр Сайбединов ( Пользователь )
У нашей школы два возможных пути развития.
Первый, эволюционный путь развития, при этом следует понимать что
а) школа будет реагировать на социальные запросы общества и рискует оставаться "инертной", точнее реактивной(Reactive), неспособной моментально реагировать на запросы. Школа будет запаздывать, к ней будут постоянно предъявлять претензии и ей придется искать оправдания какждый раз, что собственно и происходит сейчас.
б) школа не сможет эффективно развивать систему генерирования креатива, инноваций и образовательных технологий, поскольку все силы будут уходить на "латание дыр" внутри самой системы и находиться в постоянном ожиждании поддержки извне. Рано или поздно станет очевидным для всего общества, не только для Правительства, что школа не успевает решать проблемы, которые сама же когда то и создала.



Дорогой Роман Николаевич!

Спасибо, за чистый и прозрачный русский!
Я рад, что мы просто по российски поприветствовали друг друга - похлопывая по приятельски друг друга по плечу!
Просто бессмысленные полемики часто перерастают в ненужные споры, а мы с Вами изначально желаем вести содержательный разговор. Мне очень приятно беспокойство Владислава Ивановича которого я не только не игнорирую в дискуссии но напротив жду его сообщений, и пока не ответил только потому, что ответить желаю по существу.
Итак вернёмся к нашим....
Вопрос содержания О. является сегодня краеугольным камнем и одновременно единственной точкой отсчёта ПОЗИТИВНОГО СИСТЕМНОГО ИЗМЕНЕНИЯ В ОБРАЗОВАНИИ А СЛЕДОВАТЕЛЬНО И В ОБЩЕСТВЕ, поэтому естественный эволюционный процесс развития школы (с чем я полностью с Вами согласен)должен естественно привести и к ЭВОЛЮЦИОННОМУ ИЗМЕНЕНИЮ его СОДЕРЖАНИЯ - но это не относиться к сожалению к современной ситуации революционного искажения процесса развития школы , а следовательно и СО. И именно поэтому СТАЛО БОЛЕЗНЕННО ВАЖНЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И ЗАЩИТА ОТ РЕВОЛЮЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ "ЛОМКИ" СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ. Боливар двоих не вывезет... Поэтому мне думается, что в момент прыжка переходящего в состояние произвольного падения (можете назвать это полётом) нецелесообразно и крайне опасно думать о качестве и содержании воздуха в том месте где тебе не придётся им дышать, важно позаботиться и подумать о самом моменте приземления... - иначе проблемы качества воздуха больше волновать вас не будут. Мы можем поехать в противоположную от всех сторону, ТОЛЬКО НЕ НУЖНО ДЛЯ ЭТОГО ЕХАТЬ ЗАДОМ! Если уж едем не зная куда, то давайте хотя бы машину развернём нормально.
А сегодня цивилизация развивается не в результате, А ВОПРЕКИ, - т.е. по принципу НАОБОРОТ. Создали чтобы РЕЗАТЬ - ОТРЕЗАЮТ, создали чтобы СТРЕЛЯТЬ-РАСТРЕЛИВАЮТ и т.д. Невозможно и ненужно мешать развитию, только двигаться при этом нужно ВПЕРЁД, а не НАЗАД. Где "вперёд"? Равно В ДРУГОМ НАПРАВЛЕНИИИ ОТ НАЗАД!

Там и содержание образования!

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+