Личный кабинет

ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА: ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

На каком этапе находится информатизация образовательного процесса? Как
Фёдор Ваховский ( Пользователь )
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:
ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ



Широкое развитие информационных технологий и их проникновение во все сферы жизни общества является тенденцией мирового развития. Этот процесс требует не только подготовки достаточного количества квалифицированных специалистов, но и повышения общего уровня компьютерной грамотности. Успешное решение данной задачи связано с совершенствованием и структурным изменением системы образования и подготовки специалистов, обеспечением современного материально-технического оснащения учебного процесса.
Использование современных технологий в образовательных программах предоставляет более широкие и доступные пути получения образования, повышает эффективность обучения и в конечном итоге способствует расширению возможностей повышения квалификации учителей. Реализация программ компьютеризации в сфере образования позволит:
• эффективно использовать интеллектуальный и кадровый потенциал для ускоренного развития и внедрения информационных технологий во все стороны жизни общества;
• обеспечить равноправный доступ всех граждан в глобальное информационное сообщество на основе соблюдения прав человека, а также права на обеспечение конфиденциальности любой охраняемой законом информации, имеющейся в информационных системах.Очевидно, что эффективная интеграция информационных технологий в образование является ключом к решению проблем, связанных с переходом к новой парадигме в системе образования, ключом, который требует соблюдения четкого баланса между лучшими методами традиционного обучения и новым пониманием самого процесса обучения. Такая интеграция зависит от использования информационных технологий для продвижения и углубления коммуникаций, а также для обеспечения нового уровня образования.
Необходимо со всей серьезностью относиться к тем неизбежным проблемам, которые возникают на пути внедрения информационных технологий. Они затрагивают основные элементы школьной информационной системы:
• методическое обеспечение;
• подготовку преподавателей и администрации;
• аппаратный комплекс (компьютеры, локальную сеть, доступ к Интернету);
• базовую программную платформу (операционную систему и пакет офисных программ);
• прикладное программное обеспечение (энциклопедии, медиаресурсы, моделирование, управление административно-хозяйственным комплексом).
Для определения проблем и перспектив информатизации системы образования города Краснодара информационный научно-методический центр по заказу управления образования провел выборочный методический аудит по вышеперечисленным направлениям. В ходе аудита методисты отдела развития образования посетили 32 краснодарских образовательных учреждения:
• все четыре окружных информационно-методических кабинета;
• детско-юношеский центр;
• центр образования Карасунского округа;
• межшкольный учебно-производственный комбинат Прикубанского округа;
• центр профессиональной подготовки школьников «Старт»;
• 9 гимназий, 1 лицей;
• 14 общеобразовательных школ.
Анализ материалов аудита проводился по основным видам школьной деятельности, среди которых можно выделить следующие:
• организация учебного процесса (управление школой);
• преподавание (использование компьютеров учителями);
• обучение (использование компьютеров учащимися);
• досуг (организация свободного времени школьников).

Организация учебного процесса:
управление школой

Значительное число образовательных учреждений (41%) имеют по одному компьютерному классу, 31% учреждений имеют по два класса, а в центре «Старт» и в центре образования Карасунского округа – по три класса. Средняя обеспеченность компьютерами составляет 55 учащихся на одно рабочее место.
Только в девятнадцати образовательных учреждениях компьютер установлен в кабинете руководителя. Мало компьютеров в кабинетах заместителей директора. Не компьютеризированными оказались завучи семи учреждений.
В учительской или в методическом кабинете компьютер оказался только в гимназии № 23, лицее № 90, ЦППШ «Старт», СОШ №40. Компьютер в библиотеке можно увидеть в школах №№ 2, 24, 56, 77, гимназии № 71; в кабинете психологической службы – в гимназиях №№ 23, 92 и в ИМК КВО. Еще очень небольшим остается число компьютеров в кабинетах учителей-предметников.
Уровень автоматизации труда администраторов и педагогов, очень низок и, зачастую, ограничивается стандартным офисным пакетом. Автоматизированные рабочие места имеются только в четырех образовательных учреждениях.
Возможности информационных технологий в управлении школой используются далеко не полностью. Наиболее распространенное направление – ведение баз данных по учащимся и педагогам. В отдельных образовательных учреждениях автоматизированы составление расписания, тарификации, контроль успеваемости и посещаемости.
Все образовательные учреждения города Краснодара подключены к Интернету. Широкополосный доступ в Интернет имеют 3 гимназии, лицей, информационно-методические кабинеты двух округов, детско-юношеский центр, центр «Старт».

Преподавание:
использование компьютеров учителями в учебной и методической работе

Опыт применения ИКТ изучается и обобщается, но пока только на уровне методических кабинетов округов. Как показали результаты аудита, учителей интересуют самые разные направления применения ИКТ в учебном процессе – от использования в работе готовых решений до разработки собственных, от поиска информации в Интернете и до организации самостоятельных сетевых проектов.
Все активней используются образовательными учреждениями ресурсы сервисы Интернета: во всемирной паутине у педагогов и администраторов школ уже появились определенные предпочтения. Это официальные сайты, образовательные и методические ресурсы, педагогическая Интернет-периодика, сайты посвященные определенным предметным областям, Интернет-энциклопедии, электронные представительства учреждений культуры, профессионального образования и другие. Все более важное место в общении педагогов, в обмене идеями, методическими находками занимают Интернет-сообщества. Свои каталоги Интернет-ресурсов имеют детско-юношеский центр, гимназии №№ 18, 23, 25, СОШ № 77. В СОШ № 40 создан тематический каталог по истории Кубани.
Краснодарские педагоги постоянно принимают участие в международных, общероссийских и региональных Интернет-проектах. ДЮЦ участвовал в проекте «Толерантность и права человека»; ИМК Западного округа – «Кубышка медиауроков», «Альманах»; гимназия № 23 – «Путешествие в мир туризма», «Золотое и каменное сердце», «С чего начинается Родина», газета «KnowHow» и других; гимназия № 25 – «Международная математическая олимпиада»; гимназия № 87 – «Шнурки в стакане», «Ну-ка, все вместе, уши развесьте», «Жемчужина Кавказа», «Электронные учебники по информатике»; лицей № 90 – «Виртуальное путешествие», «Интеллектуальный марафон», «Кубышка медиауроков»; СОШ № 52 – «Заявка на успех»; гимназия № 69 – «e-pals Project», «Итальяно-русская газета», «Лучший читатель России»; СОШ № 77 – «Безопасность на дорогах», «Ратные страницы истории», «Дистанционный учитель года»; гимназия № 18 – «23 регион – природные ресурсы». Кроме этого учителя и их воспитанники принимают участие в online-конференциях «Project Harmony», «Критическое мышление в век электроники», «Дистанционное образование»; многие школы города участвуют и в @ИП.
Свои веб-сайты имеют 12 ОУ. По результатам конкурса лучшим школьным сайтом города был признан сайт гимназии № 87 (http://school87.kubannet.ru/).
Интересен опыт СОШ № 40, где психологом разработана программа по изучению особенностей электронно-информационного оперирования учащихся в Интернете.

Обучение:
использование компьютеров учащимися под контролем преподавателей

В компьютерных классах многих школ проходят не только уроки информатики. Возможность превращения дисплейного класса в лингафонный кабинет используют в школах с ранним изучением иностранных языков, в лабораторно-демонстрационный комплекс класс превращается на уроках физики и химии, в творческую лабораторию – на уроках искусства.
Так, в гимназии № 23 в компьютерных классах проводятся уроки английского, химии, математики; в СОШ № 2 – уроки английского и русского языка; в гимназии № 92 – уроки английского, химии, МХК; в СОШ № 40 уроки английского и французского языков, истории; в СОШ № 77 – уроки географии, биологии, физики, математики. Центр «Старт» на базе компьютерных классов проводит подготовку операторов ПК, секретарей-референтов, бухгалтеров, экономистов. Раннее изучение ИКТ осуществляется в гимназии № 23, а в СОШ № 2 введен пропедевтический курс по информационным технологиям в начальной школе.

Досуг:
организация свободного времени школьников, общение со сверстниками

Во внеурочное время двери компьютерных классов продолжают оставаться открытыми. Школьников ждут в СОШ № 77 в клубе «Мой компьютер»; Интернет-клубы работают в центре «Старт», гимназии № 69; СОШ № 52.
Использование компьютерного класса для дополнительного образования детей осуществляется в гимназии № 23 (школа дополнительного образования), в гимназии № 87 (факультативы, кружки), в лицее № 90 (кабинет здоровья, факультативы с учетом профиля классов, тестирование), в ЦППШ «Старт» (кружки по интересам), в гимназии № 36 (кружок по ИТ), в гимназии № 92 (психологическая служба), СОШ № 52 (занятия групп продленного дня, факультативы), СОШ № 40 (часы работы в Интернет), СОШ № 80 (школьный учебно-производственный комбинат).

Результаты аудита использованы для контроля исполнения Программы развития образования города Краснодара на 2001-2005 годы, в том числе муниципальной целевой программы «Интернет – школам». Выявленные проблемы позволят наметить положения вновь разрабатываемой городской Программы развития образования, а обобщенный опыт найдет отражение в методических рекомендациях. В дальнейшем в программу аудита планируется включить анализ состояния самостоятельного освоения навыков в области ИТ, в том числе дистанционное заочное обучение.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
2. Извозчиков В.А., Тумалева Е.А. Школа информационной цивилизации «Интеллект». – М.: Просвещение, 2002.
3. Колин К.К. Социальная информатика. – М.: Академический Проект; Фонд «Мир», 2003.
4. Образование, наука и развитие кадрового потенциала: Часть 1: Информационные технологии в школьном образовании. – Информационный бюллетень Microsoft: Выпуск 16, 2002.
Наталья Нагайченко ( Пользователь )
(Краснодарский ГИНМЦ @ Sep 29 2005, 11:57 AM) <{POST_SNAPBACK}>
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА:
ПРОБЛЕМЫ И РЕШЕНИЯ

Использование современных технологий в образовательных программах предоставляет более широкие и доступные пути получения образования, повышает эффективность обучения и в конечном итоге способствует расширению возможностей повышения квалификации учителей.


А много учителей в обычной школе(даже в лицеях и гимназиях) регулярно применяют информационные технологии для проведения своих уроков?
Фёдор Ваховский ( Пользователь )
(Nagai @ Sep 29 2005, 08:25 PM) <{POST_SNAPBACK}>
А много учителей в обычной школе (даже в лицеях и гимназиях) регулярно применяют информационные технологии для проведения своих уроков?


Вы правы, количество педагогов, реально применяющих ИКТ на уроках еще крайне мало. Однако опыт тех передовых школ, в котороых менеджеры образования обращают внимание на эту, безусловно разностороннюю проблему, показывает что все больше педагогов стремятся использовать современные образовательные (в том числе информационные) технологии в практической деятельности. Убедится в этом можно посетив сайты школ, учреждений дополнительного образования детей, ознакомившись с занятостью кабинетов информатики, содержанием и состоянием школьной медиатеки.
А вообще, хочется верить, что это впрос не количества, а качества.
Приглашаю продолжить дискуссию.

С уважением,
Алексей Оробец
завсектором информатизации
Андрей Лукутин ( Пользователь )
Использование ИТ в преподавании школьных дисциплин дело нужное. В нашей стране оно находится в зачаточном состоянии по сравнению, например, со скандинавскими странами.
Из форм использования НИТ в учебном процессе выделяются:
1.Репродуктивные презентации в РР (картинки, текст)
2.Обучающие программы без методического обеспечения процесса преподавания
3.Защита проектов учащимися
и еще несколько других.
А далее.
Где Вы видели использование ИТ в ВУЗе (говорю про гуманитарные ВУЗы).
Может быть стоит направить инорматизацию вперед, а не назад?
Андрей Калеников ( Пользователь )
Уважаемые, а вы не заметили, что тема "Информационные технологии в управлении", а не в образовательном процессе?..

Тут надо обсудить, что да как информатизировано в среде управленцев: делопроизводство, учет кадров, организация учебного процесса (составление расписание, управление заменами), бухгалтерия...
Александр Шкатов ( Пользователь )
Информатизация образования находится на таком уровне, который мы видим на ЭТОМ ПЕДСОВЕТЕ. Вы видите как "МНОГО" здесь народу. Как много информатиков, Как много представителей сельской местности. Организаторам неплохо бы сводную таблицу с цифирью выдать. А ведь деньги ВБУХАНЫЫЫЫ!
Татьяна Власенко ( Пользователь )
Чем больший опыт информатизации имеет образовательное учреждение, в котором я работаю, тем чаще задаюсь вопросом: а не перебарщиваем ли мы порой? Ведь компьютер – всего лишь средство!!! Удобное, замечательное, но всего лишь средство. Где-то прочитала, что какую бы технологию не применял учитель, средневзвешенный результат всегда будет примерно одинаковым, т.к. всегда найдутся дети, которым не надо, не интересно... К тому же, многое зависит от личности самого учителя и от того, КАК он использует компьютер, ведь если урок неинтересен, не достиг цели, никакие компьютеры не помогут. Да и не секрет, что администрация школ не очень озабочена критериями эффективности уроков с применением ИКТ и в период всеобщего стремления к информатизации любое использование компьютера воспринимает на ура.
Виктория Горбунова ( Пользователь )
(Aron @ Sep 30 2005, 04:35 AM) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемые, а вы не заметили, что тема "Информационные технологии в управлении", а не в образовательном процессе?..

Тут надо обсудить, что да как информатизировано в среде управленцев: делопроизводство, учет кадров, организация учебного процесса (составление расписание, управление заменами), бухгалтерия...

Абсолютно согласна с Раилом Гатауллиным (хотя его сообщение относится к другой ветви форума wink.gif , но начинать-таки надо с головы, а не хвоста. И в этом смысле ИКТ-компетентность управленцев, их заинтересованность в процессе информатизации учреждения (не люблю этот термин, но куда деваться), их ответственность за этот процесс - тот самый краеугольгный камень. У меня просто есть с чем сравнивать. Работаю в городском методическом центре, обладаю информацией о том, как происходит данный процесс практически во всех городских школах (их у нас 18). Школа может принять некую программу информатизации, назначить зам. директора по информатизации, даже время от времени принимать участие в мероприятиях по использованию ИКТ (семинары. мастер-классы и проч.), но далее чем декларирование "У нас ОНО, это самое есть!" дело не сдвинется, если сами администраторы воспринимают данные процессы как ненужные дополнительные хлопоты.
Мы проводили в прошлом году обучающие семинары для администраторов школ по автоматизации процессов составления расписания, управления заменами. Обучали абсолютно бесплатно, предлагали ПО. КПД данного мероприятия 0,3. В лучшем случае, на учителя информатики навесили еще одну дополнительную нагрузку - диспетчер расписания. На мой взгляд, при аттестации административных работников образования необходимо учитывать их ИКТ-компетентность. Это относится не только к школе, но и к методическим центрам, и к управлениям образования тем более. И еще, скажите пожалуйста, коллеги, у кого в городе, в управлении образования есть СПЕЦИАЛИСТ по информатизации? И нужна ли такая должность, на Ваш взгляд?
Александр Шкатов ( Пользователь )
Помните, даже тьютеров учили за гос.деньги в первопрестольной (за наши!). Где они эти тьюторы. Где-то на каком совещании я слышал, что в 2006 году будут выданы вся техника которая еще не выдана. И опять на склад. А у меня класс где большая часть были 486 года выпуска 1995! Память 1 – 4 МБ! Кто такие помнит? Повибрировал я перед учебным годом и пошел в др. школу. Устал в кишках ЭВМ копаться, то байт застрянет, то бит заклинит. Теперь на олимпиаде придется со своими учениками «биться», которые остались в прежней школе.
Фёдор Ваховский ( Пользователь )
(VGorbunova @ Sep 30 2005, 11:41 AM) <{POST_SNAPBACK}>
дело не сдвинется, если сами администраторы воспринимают данные процессы как ненужные дополнительные хлопоты...

Доброго времени суток, Виктория Анатольевна!

Что касается администраторов, то те, кто воспринимает информатизацию, как ненужные хлопоты, скорее всего и к другим проблемам относятся также. Это общая болезнь менеджмента государственных/муниципальных структур. Нежелание осваиваить новые технологии (не только информационные) у многих администраторов связано вынужденным выполнением не всегда оправданного объема работ, т.е. с "ненужными дополнительными хлопотами": директорам и замам приходится участвовать в многочисленных совещаниях, семинарах, конкурсах... составлять справки и отчеты (а низкая информационная компетентность увеличивает временные затраты - замкнутый круг!), принимать участие (не всегда добровольно) в разного рода экспериментах (ЕГЭ, профильное обучение, совершенствование содержания образования и т.п.). И если эффективность ваших семинаров составляет 0,3 - то Вас можно поздравить!
Менталитет управленцев меняется медленно (а сильно ли изменились мы сами?). Видимо должно пройти определенное время, чтобы менеджеры перестали записывать свои проекты на бумаге и испытывали потребность иметь везде и всегда при себе мобильный компьютер.

(VGorbunova @ Sep 30 2005, 11:41 AM) <{POST_SNAPBACK}>
И еще, скажите пожалуйста, коллеги, у кого в городе, в управлении образования есть СПЕЦИАЛИСТ по информатизации? И нужна ли такая должность, на Ваш взгляд?

Нужен ли специалист по информатизации в органах управления образованием? Конечно! И, желательно, не один. Именно этот специалист/группа специалистов должны формировать заказ методической службе (нам с Вами) на разработку и проведение мероприятий по развитию ИКТ-компетенций педагогических и руководящих работников (конечно, не с потолка, а на основе анализа реальной ситуации в ОУ), на организацию методического сопровождения информатизации. Специалист-управленец может/должен участвовать лично в повышении квалификации/переподгототвке работников образования (а как без него дать представление о состоянии, проблемах и путях развития единого информационного пространства города/населенного пункта?). Именно СПЕЦИАЛИСТ должен планировать, контролировать и нести ответственность за обеспечение образовательных учреждений аппаратными комплексами, базовыми программными платформами, прикладным программным обеспечением.
Оптимальный вариант организации управления процессами информатизации, в любом случае дожен вырабатываться в тесном сотрудничестве управленцев, территориальных методических служб, администраторов и методических служб образовательных учреждений. А формы могут быть разные.

Спасибо за внимание к теме, оставайтесь с нами!
С наступающим днем учителя Вас и Ваших коллег!

С уважением,
Алексей Оробец,
завсектором информатизации

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+