Личный кабинет

Образовательная Википедия на ВИПе

Как и где создавать педагогический тезаурус?
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Борис Бим-Бад @ 21.10.2006, 20:28) <{POST_SNAPBACK}>
Думается, что это действенная идея. Эссе дает простор для "яканья", т. е. для Личностного, а комменты и ответы на них обеспечивают обкатку мыслей. Что и вдохновляет. ok.gif


Борис Михайлович, я попытаюсь возвратиться к идее создания педагогического тезауруса. Локального... Это параллельно с тем, что очень важное обсуждает Людмила Викторовна, но тоже сетевым образом с идеей блогов как общей сборки индивидуальных точек зрения..

Понятно, что базовые педагогические понятия у всех нас разные. Еще более понятно, что их содержательное наполнение, тем более,- разное. Но как непротиворечиво собрать эти представления в некую целостность?

Я предлагаю оттолкнуться от того, что в естественном языке ограниченное число общих вопросительных слов - что? как? куда? зачем? и т.д. Гипотеза в том, что свободный человек со свободной волей выстраивает их структуру произвольным образом. А вот человек, ограничивший свою свободу своей волей к действию, вынужден подчиниться проектной логике преемственности - ценности, цели, задачи, мероприятия, результат, продукт (за названия я не держусь).

Так вот, если создать на ВИПе сайт, на котором каждый участник (как в блоге) может заявить значимый для него образовательный ТЕРМИН, а другие (или он сам) могут прокомментировать свою интерпретацию этого термина в проектной логике (как на рисунке [attachment=1492:attachment]).

С одной стороны будем иметь сетевой саморазвивающийся набор терминов. С другой, - их содержательное наполнение (превращение в понятия), которое будет специфично для участников ЭТОГО форума. Не пройдет и года... ar.gif

Например, термин ОБРАЗОВАНИЕ.... Для кого как..?. Зачем и кем вводится? Почему, на каких основаниях? Где и как применяется? Как используется? Каковы результаты и продукты? Ну, и оценка с её показателями... Комментариев может быть много, но их в этой системе можно СОПОСТАВИТЬ. Чтобы САМОопределиться. Профессионально. И так по другим выбираемым терминам. Вот такой динамический педагогический тезаурус. Коллективный теорминимум....
Приглашаю всех к обсуждению.
Людмила Рождественская ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 22.10.2006, 04:24) <{POST_SNAPBACK}>
Так вот, если создать на ВИПе сайт, на котором каждый участник (как в блоге) может заявить значимый для него образовательный ТЕРМИН, а другие (или он сам) могут прокомментировать свою интерпретацию этого термина в проектной логике (как на рисунке [attachment=1492:attachment]).

С одной стороны будем иметь сетевой саморазвивающийся набор терминов. С другой, - их содержательное наполнение (превращение в понятия), которое будет специфично для участников ЭТОГО форума. Не пройдет и года... ar.gif

Например, термин ОБРАЗОВАНИЕ.... Для кого как..?. Зачем и кем вводится? Почему, на каких основаниях? Где и как применяется? Как используется? Каковы результаты и продукты? Ну, и оценка с её показателями... Комментариев может быть много, но их в этой системе можно СОПОСТАВИТЬ. Чтобы САМОопределиться. Профессионально. И так по другим выбираемым терминам. Вот такой динамический педагогический тезаурус. Коллективный теорминимум....
Приглашаю всех к обсуждению.


Это замечательная идея! Возможно, это - просто интерактивный словарь, возможно, - педагогическая Википедия... Просто замечательная идея, но, вопрос: кто ее на себе "удержит"? Ни для группы людей, ни для , тем более, одного "блогера" эта задача непосильна. Какие принципы положить в основу создания такого словаря - таким он и окажется.

Для того, например, чтобы представить, какой может быть модель свободной педагогической Википедии, хорошо бы ознакомиться с системой 10 шагов, заложенной в основу проекта "свободной многоязычной энциклопедии". Возможно, они покажутся кому-то очень формализованными, но иначе "комменты" к каждому термину будут напоминать скорее дискуссионный клуб или просто любую тему форума ВИП.
Возможно, я в чем-то не права, перенося эту существующую уже модель на то, что тут у нас прорисовывается....

Походила... и еще одна мысль пришла о том, на какой энергии может удерживаться написание статей=комментов к каждому такому разделу, посвященному какому-либо термину из педагогического тезауруса, потому что в условиях полной свободы=безответственности такая "узкотематическая" энциклопедия сразу развиваться, пополняться не может... Очень хорошо было видно на примере комментариев к эссе "Школа - дом, в котором..." , они ведь если и писались, то в сам момент проведения конкурса, были острыми, эмоциональными, живыми. К моменту подведен ия итогов поток комментариев иссяк и вряд ли когда-то можно рассчитывать на появление новых...

Вот и подумалось: А что если соединить две идеи - педагогической энциклопедии и целой системы дистантных олимпиад/конкурсов учительских эссе, которые и будут составлять статьи этой энциклопедии? Конкурс/олимпиада, не важно, потому что здесь важна не столько соревновательность, сколько обеспечение в свободном, по определению, виртуале хоть каких-то механизмов осуществления обратной связи, эффекта присутствия. Кроме того, это все-таки пиар самой идеи.

Объявляется конкурс (с обязательными временными ограничениями)на написание статей к одному термину, важно, что это на первых порах очень мощные такие термины... Вот, если теперь на примере термина "ОБРАЗОВАНИЯ", чтобы ярче было видно рассмотреть механизм и процедуру появления статей, да не простых, словарных, а именно от самоопределившихся участников. Про то, кто обеспечивает поддержку такого конкурса, это все отдельно надо обсуждать... Для этого и ВИП...
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Ljudmilla @ 22.10.2006, 09:54) <{POST_SNAPBACK}>
какой может быть модель свободной педагогической Википедии, хорошо бы ознакомиться с системой 10 шагов, .


Да, Людмила Викторовна, и диалог комментов может состояться, и, именно, Википедию я имел в виду как прототип. Только в основу структуризации тезауруса, структурирующей сознание пользователя там положен алфавит. На ВИПе структура (исподволь формирующаяя сознание) задается тем, как мы видим образовательную систему. В единой библиотечной универсальной десятичной классификации - нумерологией используемых терминов.

Я же предлагаю в основу типологии и структуры становящегося педагогического тезауруса сразу же заложить ПРОЕКТНУЮ логику (для ДЕЙСТВИЙ) и "размыть" её общими ВОПРОСИТЕЛЬНЫМИ словами.

Интернациональность тоже будет соблюдена. Если не считать того, что в английском вроде бы не аналога вопроса ЗАЧЕМ?
Алексей Бутузов ( Пользователь )
Попробую вернуться к идее педагогической Википедии (Тезауруса)
- принцип Википедии - саморастущая народная энциклопедия, куда могут любые желающие (минимум регистрации) добавлять, редактировать тексты (статьи). Это – площадка коллективной работы
- работает от желания самовыражения
- задается структура (он уже предложил, вполне разумно)
Но нужна мощная поисковая машина - поиск, когда упоминаются ссылками все смежные понятия (статьи) - чтобы не в ручную их вводить, а автоматически указывались. Создать это можно ("машинка" бесплатная), но очень трудозатратно.

С другой стороны, подобный сервис на Педсовете - это "отказ от ответственности "! – возникает вопрос о возможности гарантировать качество содержания Педагогической энциклопедии. Антон писал, что услуга отбора и предоставления качественного содержания - очень дорогая - это проблема!! Какие могут быть варианты "выхода":
-- Пустить в «свободное» плавание – теряется качество материала. (Педсовет не гарантирует истинность - статьи можно редактировать, что и сделает нашедший ошибку - а критиковать и не надо. Бери и исправляй!!) НО это может ударить по имени Педсовета, вызвать обвинения непрофессионализме!
-- обеспечить качество чисткой мусора – трудоемко
-- разрешить писать лишь зарегистрированным – исчезает принцип «народной» энциклопедии
-- википедия может быть одним из сервисов при условии, что будет параллельный более качественный - библиотека, куда будут попадать качественные материалы википедии. то есть википедиа будет чем-то вроде черновика. это аналогия с вип-журналом и лидерами образования.
Антон Огородников ( Пользователь )
К тезисам Алексея для размышления добавлю, что, на мой взгляд, википедия представляет собой, мягко говоря, не такую уж простую для освоения систему. Особенно если усреднить компьютерные познания учителей в целом.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Антон Огородников @ 07.11.2006, 18:03) <{POST_SNAPBACK}>
К тезисам Алексея для размышления добавлю, что, на мой взгляд, википедия представляет собой, мягко говоря, не такую уж простую для освоения систему. Особенно если усреднить компьютерные познания учителей в целом.


Да, согласеен, Антон Викторович. Если учесть сакральное отношение учителя к каждой публикации как к истине в последней инстанции, то есть опасность,что кто-то начнет воплощать написанное в реальность. А нас всех обвинят в непрофессионализме и в профанации..
Алексей Бутузов ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 07.11.2006, 22:43) <{POST_SNAPBACK}>
Да, согласеен, Антон Викторович. Если учесть сакральное отношение учителяя к каждой публикации как к истине в последней инстанции, то есть опасность,что кто-то начнет воплощать написанное в реальность. А нас всех обвинят в непрофессионализме и в профанации..
Добавлю до правды, что тезисы совместные Антона и мои, рожденные из сообщений коллег на этой ветке, телефонных разговорров и переписки в ICQ.
Это непростой сервис и родиться он должен ко времени - не раньше и не позже.
Согласен, что сложность не только в техническом воплощении но и во взрослении аудитории...

А отсюда тем более важными кажутся уточнения Людмилы Викторовны!! См. выше
Антон Огородников ( Пользователь )
Все верно, Алексей, и я откопал еще несколько дополнений.

http://www.kinnet.ru/cterra/609/233483.html
Автор: Тим О'Рейли
"Wikipedia, онлайновая энциклопедия, построенная вокруг неправдоподобной идеи, что энциклопедическая статья может быть добавлена любым пользователем и отредактирована другим. Радикальный эксперимент в области доверия, на практике применивший афоризм Эрика Реймонда (Eric Raymond) "у семи тысяч нянек - дитя в шоколаде"[Фраза была сказана в контексте open source проектов] для создания контента. Wikipedia уже сейчас находится в первой сотне вебсайтов, и многие думают, что вскоре она окажется и в первой десятке. Чрезвычайное изменение в динамике создания контента!"


http://letopisi.ru/index.php/Letopisi.Ru:General_disclaimer
"отказ от ответственности"
"Нельзя сказать, что на веб-сайте www.letopisi.ru не так уж много полезной и точной информации, однако вы должны сознавать, что веб-сайт www.letopisi.ru НЕ МОЖЕТ никаким способом гарантировать правильность приведённых в нем данных. Во время прочтения они могли быть только что изменены, испорчены, либо написаны тем, чьё мнение отличается от общепринятого в области знаний, интересующей вас."

Эта цитата представляется мне весьма важной.


Как и следующее:

Википедия может быть черновиком, площадкой для совместной коллективной работы. Для качественных, оформленных, законченных (возможно ли такое?) материалов может существовать другое хранилище (условно), например, библиотека.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Антон Огородников @ 08.11.2006, 00:14) <{POST_SNAPBACK}>
Википедия может быть черновиком, площадкой для совместной коллективной работы. Для качественных, оформленных, законченных (возможно ли такое?) материалов может существовать другое хранилище (условно), например, библиотека.


Википедия - черновик для "разборки понятий", для становленияя тезауруса.... А чем фактически сегодняя выступает ВИП как не черновиком становления коллективного СПРАВОЧНИКА - "Спрашивай-не спрашивай - отвечаем!".Но за истинность "справок" отвечать не можем. И не будем....Так что ВИП круче Википедии по жанру. Но уже еёё по ограниченности педагогическим контентом.

Но зато у нас есть идея как структурировать этот контент педагогической (образовательной) Википедии в соответствии с вопросительными словами естественного языка... Одно понятие другое цеплять будет естественным образом.
Антон Огородников ( Пользователь )
Коллеги, мы несколько отвлеклись от темы. Предлагаю модератору выделить обсуждение педагогической википедии отдельно. Возвращаясь к теме - не помню, была ли ссылка на этот материал.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+