Личный кабинет

Кому в школе жить хорошо.

О денежном и не только
Владимир Погодин ( Пользователь )
Кому в школе жить хорошо

Нашу государственную школу давно уже принято ругать. За плохих учителей с нищенскими зарплатами, нерадивых учеников, которым бесплатное образование даром не нужно, ругают за низкое качество образования, даже за "глобальную бездуховность". Нормой считается, что школа у нас год от года не становится лучше, а дети выпускаются все хуже и хуже. Возникает закономерный вопрос: а что там, в этой школе, нынче происходит, как она выживает в условиях рынка и кому может быть выгодно нынешнее положение дел.

Посмотрев по телевизору, как часто школьным учителям поднимают зарплату, можно умилиться - надо же, государство печется об образовании. Умиление заканчивается, когда узнаешь, на сколько повышается зарплата. На деле зарплату повышают один-два раза в год в совокупности процентов на 15-20. Средний учитель в Москве, имеющий полную ставку (18 учебных часов в неделю), плюс проверку тетрадей, заведование кабинетом и несколько мелких доплат, получает 150-250 долларов в зависимости от квалификации. И это за труд фактически с утра до вечера: и тетради надо проверить, и к урокам подготовиться, и отчеты заполнить (а бумаг учителем заполняется с каждым годом все больше). Чтобы довести получаемые деньги до 300-400 условных единиц, нужно набирать еще полставки или больше, классное руководство, факультативные и дополнительные занятия и сидеть в школе до ночи. А чтобы выйти на достойный уровень оплаты - в свободное время (если остаются силы) заниматься репетиторством. Но это - учителя. Помимо учителей, в школе присутствует штат администрации, начиная с директора и заканчивая многочисленными заместителями, которые (внимание!) могут получать гораздо больше. За счет чего?

Подарки
Допустим, родителю кровно необходимо, чтобы его чадо закончило школу без троек. А чадо особенно не рвется учиться, да и в школу ходит от случая к случаю. В условиях стихийного рынка человек постепенно привыкает к всеобщности товарно-денежных отношений, проще говоря, к тому, что оценки можно купить. А к кому он пойдет улаживать проблемы своего ребенка? Неужели к учителю-предметнику? Случается, особенно если учитель-предметник не прочь намекнуть, что готов позаниматься за дополнительную плату. А если таковых несколько? Как правило, родитель понимает нехитрую истину: за все в школе отвечает директор, и директор всем в школе управляет. И попробуйте-ка отказаться на месте директора от "чистосердечно" преподнесенного подарка "на нужды школы". Не у каждого директора поднимется рука подписывать аттестат с кучей троек ученику с такими замечательными родителями. В результате все чаще выходит, что "чем вы можете помочь школе?" становится стандартной формулой, которой встречают родителей с детьми при приеме в школу. А подарки постепенно превращаются в поборы.

Охрана
Редко встретишь школу, где на входе вас не встречает сурового вида охранник от какого-нибудь частного охранного предприятия. Деньги на охрану - неофициально - школам разрешили собирать с родителей наличными. Типична ситуация, когда на охрану требуется одна сумма, а собирают с родителей (раз уж можно) в три-четыре раза больше. Прозрачность этих платежей очень низкая, никто родителям никаких отчетов не отдает, а оставшиеся деньги аккуратно делятся между некоторыми работниками администрации школы.

Внутреннее совмещение
Существует немало школ, где директор и его заместители кем только ни являются по совместительству - от киномеханика до дворника, от специалиста до лаборанта. На школу выделяется определенное количество ставок различного рода специалистов, и ставки эти могут назначаться одному человеку, если он выполняет соответствующие обязанности. Так и возникают завучи-уборщицы и директора-киномеханики, которые получают по двадцать-двадцать пять тысяч рублей, ведь у них очень трудная и многогранная работа. А еще удобнее для директора - договориться с посторонними людьми, которых видят в школе только при получении зарплаты (а с нынешними банковскими карточками вообще никто не видит), и которые исправно делятся с администрацией полученной трудовой копейкой. Жаль, что ставок специалистов, как правило, на учителей не хватает. Много их слишком, учителей. А специалистов - раз-два и обчелся.

Премии
Учредителем государственной школы обычно является орган управления образованием - городской, окружной или районный. В большинстве случаев школа не имеет собственных средств, даже то, что она зарабатывает "дополнительными образовательными услугами", должно идти учредителю. Зато учредитель может выделять школам, например, премиальный фонд. И вроде бы все хорошо - вот только учредителю денег зачастую жалко. Поэтому в некоторых школах существует следующая схема: чиновник из управления образования заявляет - мы вам деньги выделим, вы там оприходуйте, отчитайтесь, только, пожалуйста, часть верните нам, наличными. А не захотите, так и не надо, другие школы согласятся. И если в школе "понимающие" директор и заместители, размер премий, которые получает администрация, зависит только от аппетитов чиновников. Вроде всем хорошо - и люди деньги получили, и чиновник в обиде не остался.

Медали
Медали все еще имеют значение: и для престижа, и для более легкого поступления в ВУЗы. А все, что имеет значение в глазах потребителей, в условиях рынка обладает стоимостью. Средняя "такса" на золотую медаль в московской школе (из тех, что приторговывает медалями) - полторы-две тысячи долларов, за серебряную попросят 600-800 условных единиц. Правда, эти деньги до учителей обычно не доходят, ведь директору самого себя обижать негоже, да и заместители прикроют в случае чего, если им помочь финансово. Дело легко доходит до переписывания классных журналов за прошлые годы, когда нужно исправить несколько мешающих оценок - ведь медальные комиссии за отчетностью следят строго.

Интенсив или экстернат
Интенсив, или ускоренный курс окончания школы с получением аттестата государственного образца - нетрудно догадаться, штука достаточно привлекательная для тех родителей, дети которых по каким-то причинам в школу не вписываются (причины могут быть и вполне уважительные). И, опять же - раз привлекательно, значит, можно и денег запросить, благо здесь все заинтересованы. Часто такой курс называют экстернатом, хотя в случае с экстернатом ребенок может учиться где хочет и только экзамены приходит сдавать. Автору этих строк предлагали в 11 классе за три месяца до окончания занятий провести курс интенсива (называя его экстернатом) - 10 занятий по 250 рублей за урок, плюс принять экзамены с заранее известным результатом. Мой отказ ничего не значил - нашли другого учителя, которому нужен был заработок. А теперь - простейшая арифметика. Ученики сдавали экстернат по десятку предметов за курс старшей школы. Каждый учитель, грубо говоря, получил по две с половиной - три тысячи рублей за "занятия". Группа была собрана из двенадцати человек, а теперь внимание: самое интересное. Стоимость такого "обучения" для одного ученика составляла двадцать тысяч рублей (сведения от одного из учеников). Оказывается, очень прибыльное дело, даже с учетом того, что нужно отстегнуть немалую часть органу управлению образования, как разрешившему все это дело. Естественно, на официальном уровне все это делается бесплатно и "для блага детей".

Итог
Что же получается - кому-то не так уж плохо живется в школе? Столько путей для руководителей поддержать себе уровень жизни - а ведь перечислены, скорее всего, далеко не все. Нужда диктует необходимость выкручиваться. А если всем работникам образования сейчас поднять зарплату раза в три - неужели проблема исчезнет? Неужели тем людям, которые нечисты на руку, хватит тех денег, которые предлагает государство? Выход, если он есть, вовсе не в этом - а в изменении самой системы образования, ее управляющих органов. Системы, которая выгодна только самой системе, но от которой страдают и ученики, и учителя. В Финляндии, например, органов, аналогичных нашим управлениям образования, вовсе нет, а надо сказать, их образование, по некоторым оценкам, стоит на первом месте в мире (хотя любые сравнения здесь условны и зависят от критериев). Попытки что-то изменить делаются и у нас: с нового года финансирование общеобразовательных учреждений начинает меняться - теперь финансировать будут конкретного ученика, а руководители школ сами будет разбираться, что из этих денег выделить учителю физкультуры, а что - лаборанту и дворнику. Фактически, реформируются не органы управления, а правила распределения финансов. Интересно только, сколько будут получать учителя в сельских школах, где учеников в классах и так немного, да и вообще - останутся ли такие школы. Вопрос о том, останутся ли администрация и чиновники, можно, наверное, не поднимать. Ведь у руководства образованием гораздо больше методов выживания.

Постскриптум
Что остается нам, родителям, дедушкам и бабушкам, ведущим своих детей и внуков в современные школы? Не выходы, а всего лишь варианты. Первый вариант - искать чуда. Его не так уж мало вокруг нас, немало еще осталось учителей, работающих за мизерную зарплату, но ради детей, и обладающих при этом необходимой квалификацией. И можно только молиться за тех директоров, которые заботятся об учителях, изыскивая дополнительные средства не вымогательством из родителей и не нарушением закона, которые работают для детей, а не для себя. Слава богу, пока они есть. С каждым годом их остается все меньше. Второй вариант - по Жванецкому. "Заплатить, если вас интересует результат". Платить можно по-всякому - и в школу, и за репетиторов. Результат в виде качества образования вовсе не гарантирован, но не всякому важно качество, кому-то нужен только аттестат и относительное спокойствие. Третий вариант - найти частную школу. Заплатить здесь придется больше, иногда в несколько раз, и пока родитель платит, к нему демонстрируется очень уважительное отношение. Насчет результатов образовательного процесса - тут уж как повезет. А если нет денег и чуда не нашлось, есть еще и четвертый вариант. Учить своих детей самим. Потому что "у нищих слуг нет".
Татьяна Падалко ( Пользователь )
(Владимир Погодин @ 27.10.2006, 18:15) <{POST_SNAPBACK}>
Кому в школе жить хорошо

[i]Нашу государственную школу давно уже принято ругать. ...
Учить своих детей самим. Потому что "у нищих слуг нет".



Спасибо, Владимир Николаевич, за текст.
Школа - это такая "маленькая матрешка", находящаяся и точно воспроизводящая "большую матрешку" - страну-государство. Где и что из этого "курица", а что - "яйцо" - разбираться бесполезно.
У меня часто возникает желание отказаться от каких бы то ни было государственных "у-слуг".
Татьяна Дедюлькина ( Пользователь )
(Владимир Погодин @ 27.10.2006, 19:15) <{POST_SNAPBACK}>
Кому в школе жить хорошо

Охрана
Редко встретишь школу, где на входе вас не встречает сурового вида охранник от какого-нибудь частного охранного предприятия. Деньги на охрану - неофициально - школам разрешили собирать с родителей наличными. Типична ситуация, когда на охрану требуется одна сумма, а собирают с родителей (раз уж можно) в три-четыре раза больше. Прозрачность этих платежей очень низкая, никто родителям никаких отчетов не отдает, а оставшиеся деньги аккуратно делятся между некоторыми работниками администрации школы.

А у меня -учителя информатики совсем другая точка зрения. Я бы узаконила то, что Вы называете поборами.
У нас с этого учебного года нет ведомственной охраны- не оказывают родители благотоворительную помощь и платить не чем, а бабульки и дедульки сидящие на вахте , у меня так как я боюсь, естественно за кабинеты информатики, вызывают такие эмоции, о которых нельзя вслух sad.gif . Почему , ну почему мы не имеем права собирать с родителей деньги на охрану, ведь проекторы в классах, всё время интернет, ведь район не самый спокойный?
Владимир Погодин ( Пользователь )
(Татьяна @ 27.10.2006, 20:01) <{POST_SNAPBACK}>
Почему , ну почему мы не имеем права собирать с родителей деньги на охрану, ведь проекторы в классах, всё время интернет, ведь район не самый спокойный?

Но собирать с родителей деньги за охрану можно. Если родители не против. Я-то не веду речь о том, что делать этого не нужно, но в идеале такие сборы должны быть прозрачными - есть конкретное охранное предприятие, есть список его сотрудников, есть расценки на предоставляемые услуги - и соответственно этому родители вносят деньги в инициативную группу, которая и имеет дело с этим охранным предприятием. Отчетность инициативной группы в любой момент должна быть доступна любому родителю. Тогда вопросов не будет никаких. А так - попробуйте-ка спросить у директора школы "с охраной", где финансовые документы smile.gif
Анна Борисова ( Пользователь )
(Татьяна @ 27.10.2006, 20:01) <{POST_SNAPBACK}>
А у меня -учителя информатики совсем другая точка зрения. Я бы узаконила то, что Вы называете поборами.
У нас с этого учебного года нет ведомственной охраны- не оказывают родители благотоворительную помощь и платить не чем, а бабульки и дедульки сидящие на вахте , у меня так как я боюсь, естественно за кабинеты информатики, вызывают такие эмоции, о которых нельзя вслух sad.gif . Почему , ну почему мы не имеем права собирать с родителей деньги на охрану, ведь проекторы в классах, всё время интернет, ведь район не самый спокойный?



Наверное есть этому алтернатива - управляющие советы. идея замечательная. Если бы ее воплоить в жизнь, то как раз бы именно родители решали все эти вопросы и брали бы на себя ответственость за многие вещи. которые с настоящее время вынуждены тянуть на себе учителя. yes.gif
Татьяна Дедюлькина ( Пользователь )
(Владимир Погодин @ 28.10.2006, 00:05) <{POST_SNAPBACK}>
Но собирать с родителей деньги за охрану можно. Если родители не против. Я-то не веду речь о том, что делать этого не нужно, но в идеале такие сборы должны быть прозрачными - есть конкретное охранное предприятие, есть список его сотрудников, есть расценки на предоставляемые услуги - и соответственно этому родители вносят деньги в инициативную группу, которая и имеет дело с этим охранным предприятием. Отчетность инициативной группы в любой момент должна быть доступна любому родителю. Тогда вопросов не будет никаких. А так - попробуйте-ка спросить у директора школы "с охраной", где финансовые документы smile.gif

Да с финансовыми документами всё в порядке , плохо с деньгами-чего-то никто не спешит с благотворительными взносами sad.gif
Сергей Галаган ( Пользователь )
(Владимир Погодин @ 28.10.2006, 00:05) <{POST_SNAPBACK}>
Но собирать с родителей деньги за охрану можно. Если родители не против. Я-то не веду речь о том, что делать этого не нужно, но в идеале такие сборы должны быть прозрачными - есть конкретное охранное предприятие, есть список его сотрудников, есть расценки на предоставляемые услуги - и соответственно этому родители вносят деньги в инициативную группу, которая и имеет дело с этим охранным предприятием. Отчетность инициативной группы в любой момент должна быть доступна любому родителю. Тогда вопросов не будет никаких. А так - попробуйте-ка спросить у директора школы "с охраной", где финансовые документы smile.gif


Попробуйте спросить в любой организации, работая или взаимодействуя с ней, где финансовые документы? blush.gif tongue.gif sarcastic.gif

Таково общество.
Владимир Погодин ( Пользователь )
(Galagan Sergei Igorevich @ 29.10.2006, 18:40) <{POST_SNAPBACK}>
Попробуйте спросить в любой организации, работая или взаимодействуя с ней, где финансовые документы? blush.gif tongue.gif sarcastic.gif

Таково общество.


Хм, здесь есть небольшая тонкость. Если я, допустим, родитель - то деньги-то на охрану мои в том числе smile.gif В таком случае далеко ходить за организациями не надо - мне же выдают товарный чек или накладную, когда я что-то покупаю. Если я покупаю, среди прочих родителей, услуги охраны - почему бы мне не выдать накладную? smile.gif Как там было в анекдоте... "Где я могу получить свою долю"? smile.gif
Надежда Малкова ( Пользователь )
(Galagan Sergei Igorevich @ 29.10.2006, 18:40) <{POST_SNAPBACK}>

Попробуйте спросить в любой организации, работая или взаимодействуя с ней, где финансовые документы? blush.gif tongue.gif sarcastic.gif

Таково общество
.

смайлики прелесть и самое главное говорящие.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+