Личный кабинет

Развитие творческих способностей учащихся : идея, сомнения, опыт

Рауфя Хайдарова ( Пользователь )
Развитие творческих способностей учащихся

Перед современной школой всегда стояла двойственная цель: с одной стороны, сформировать личность, способную к творчеству, а с другой – подготовить людей, способных обслуживать современное производство. Одна из основных задач школы – разработка и использование технологии обучения, способствующей развитию творческих способностей школьников.

Еще в начале XX века проводились эксперименты по целенаправленному формированию способностей. Результаты их говорят о том, что в любой деятельности способности можно формировать целенаправленно, для этого необходимо лишь создать условия и сориентировать школьника.

Не зря наша школа последние годы работает над методической темой: «Разностороннее развитие личности учащихся на основе индивидуально -дифференцированного подхода».
Формированию способностей могут помочь различные упражнения. Чтобы быть эффективными, они должны удовлетворять ряду требований. Многие из них давно известны, некоторые же удалось уточнить в процессе нашей работы: упражнения должны быть систематическими, сознательными, постепенно усложняющимися, достаточно трудными, но посильными; они должны быть связаны со стремлением, опирающимся на потребность получить лучшие результаты и устранить ошибочные действия, выявление в анализе промежуточных результатов.

Из сказанного четко видна связь целенаправленного формирования способностей с формированием личностных качеств школьника. Организуя учебный процесс так, чтобы он удовлетворял всем предложенным требованиям, мы сформируем в ученике не только определенные умения, знания, навыки, но и разовьем волевые способности, потребность в новых знаниях, стремление к самоутверждению.

Процесс формирования личности ребенка и ее способностей может осуществляться лишь в обучении. Но начинается оно задолго до школьного возраста, практически с первого дня жизни ребенка.
При рождении каждый ребенок обладает определенными задатками для развития способностей и личностных качеств, которые окончательно формируются в процессе индивидуального развития и обучения. Но чтобы способности получили развитие, мало дать ребенку знания, умения и навыки. Очень важно сформировать такие личностные качества, которые стали бы движущей силой всей его учебной деятельности, а также определяли бы дальнейшую судьбу полученных знаний: останутся ли они мертвым грузом или будут творчески реализованы. Каждый индивид рождается с биологическими предпосылками к поисковой активности, что проявляется уже у новорожденных. Но оформиться окончательно реализоваться это качество может только в процессе индивидуального развития и обучения. Потребность в поисковой активности – одно из условий, которое заставит ребенка влиться в творческий процесс обучения и воспитает в нем жажду знаний, стремление к открытиям, к активному умственному труду. Это требует организовать само преподавание не как трансляцию информации, а как активизацию и стимуляцию процессов осмысленного учения, «добывания знаний».

Одна из наиболее серьезных проблем педагогики связана с низкой успеваемостью учеников. Отставание в учебе может происходить по разным причинам: вследствие умственной отсталости, обусловленной дефектами раннего воспитания или заболевания мозга; из-за отсутствия интереса к учебе в связи с неправильным формированием личности или плохо поставленным преподаванием; из-за несоответствия методов преподавания особенностям мышления школьника. Независимо от того, по какой причине ухудшается успеваемость у школьника, решающую роль играет позиция преподавателя – она либо преодолевает, либо закрепляет отставание.

Нередко формируется порочный круг, когда отрицательные оценки, следуя одна за другой не только не стимулируют ученика к более интенсивному обучению, но окончательно подрывают его веру в свои возможности, убивают надежду на лучшее и в конечном счете интерес к учебе.

Особенно вредное действие оказывает сопоставление ученика с его одноклассниками, а также отношение учителя к нему, как к безнадежно отстающему. Некоторые учителя позволяют себе реплики типа: «Ты все равно никогда не научишься» или «Ты у меня никогда не будешь иметь хороших оценок», что развивает в детях не способности, а беспомощность. Для подростка или ребенка, столь зависимого в своей самооценке от мнения окружающих, особенно тех, кого он уважает, такого отношения может быть достаточно для окончательной утраты веры в себя. Поэтому трудности многих неуспевающих детей – не следствие их умственной или физической неполноценности, а скорее, результат их представления о себе как о неспособных к серьезному учению. Можно сказать, что успехи в школе, на работе и в жизни в целом зависят от представления человека о своих способностях ничуть не меньше, чем от самих способностей. Когда ученик говорит: «Я никогда не осилю», это гораздо больше говорит о нем самом, чем об изучаемом предмете. Такой ребенок действительно потерпит неудачу, главным образом потому, что не чувствует уверенности в своих силах.

Развитие поисковой активности и познавательного интереса – это главное условие уверенности в себе. Организуя учебный процесс, мы должны обязательно учитывать все те условия, при которых формируются поисковая активность и познавательный интерес. Тогда можно гарантировать, что в школьнике развивается уверенность в себе, а значит, сформируется личность, обладающая необходимыми качествами. Но, чтобы формирование личности было завершенным, необходимо еще, чтобы у нее были сформированные определенные способности.

Исходной предпосылкой для развития способностей служат те врожденные задатки, с которыми ребенок появляется на свет. При наличии прочих задатков способности могут развиваться очень быстро даже при неблагоприятных обстоятельств. Однако прекрасные задатки сами по себе автоматически не обеспечивают высоких достижений. С другой стороны, и при отсутствии задатков, (но не при полном) человек может при определенных условиях добиться значительных успехов в соответствующей деятельности. Для ученика вся деятельность заключается в том, чтобы учиться, усваивать определенный набор знаний, умений и навыков по различным предметам. И поэтому задача педагогов – создать для каждого ребенка такие условия, чтобы он все это смог усвоить максимально, настолько это возможно. При этом углубляются и расширяются учебные программы, появляются новые образовательные технологии, которые иногда приводят к негативным последствиям, в частности, подрыву здоровья, безрезультатности усвоения детьми сложного материала, их негативному отношению к учебе.

Имеется несколько препятствий, стоящих на пути развития творческого потенциала в наших школах.
-- Первое – это отсутствие единства мнений по поводу того, что такое творчество и чем оно отличается от интеллекта.
-- Второе заключается в отсутствии учебных пособий, материалов, упражнений и заданий в этой области.
-- Третье препятствие на пути творчества заключается в непонимании его сущности многими учителями, и это иногда приводит не только к задержке развития творческого мышления учащихся, но даже к дискриминации учащихся, проявляющих творчество в своих действиях и поведении.

На практике выделяется четыре уровня углубления познания и соответствующие им уровни развития творческой активности:

Уровни углубления познания
1. Выделение существенных признаков и отличие их от несущественных.
2. Выводы и обобщение.
3. Широкий перенос знаний и способ действий.
4. Уровень развития творческой активности.

Уровни развития творческой активности
1. Ситуативно неустойчивая активность.
2. Воспроизводящая активность.
3. Потенциально-творческая активность.
4. Творчески преобразующая активность.

Существуют программы, опирающиеся на модель интеллекта, разработанную Гилфордом, которые в большей степени, чем традиционное обучение, развивают творческое мышление.

Другое направление творческой активности опирается на критерии, предложенные Гилфордом, который выделил творческие мыслительные способности – беглость, гибкость, разработанность, оригинальность.

Эпицентром личностно-ориентированного образования является ученик: его развитие, удовлетворение образовательных потребностей, интересов, творческих возможностей. Модель творчески активной личности представляется нам в виде учащегося:
· с высоким и средним уровнем интеллекта, с развитыми познавательными способностями и навыками;
· с развитым социальным интеллектом;
· с познавательной Я – концепцией;
· с формированной мотивацией достижения и развитой внутренней мотивацией учения;
· обладающего коммуникативными навыками, открытого и доброжелательного, с чувством юмора;
· Умеющего работать в коллективе и одновременно иметь независимость в мышлении, настойчивого в выполнении заданий и с соревновательностью;
· умеющего рисковать;
· с развитым дивергентным мышлением;
· способного высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое;
· с богатым воображением;
· с развитой интуицией;
· воспринимающего неоднозначность вещей;
· с высокими эстетическими ценностями.

А какой, в связи с этим, видится модель учителя, развивающего творческую активность учащихся? Мне представляется, что такой учитель:
1. Доброжелателен и чуток.
2. Разбирается в психологии детей, в том числе одаренных.
3. Имеет высокий уровень интеллекта.
4. Имеет еще одно, кроме педагогического, образование или хобби.
5. Широкий круг интересов и умений.
6. Имеет живой и активный характер.
7. Обладает чувством юмора, без склонности к сарказму.
8. Проявляет гибкость. Готов к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.
9. Имеет творческое мировоззрение.
10. Обладает жизнестойкостью.
11. Имеет позитивную Я – концепцию.
12. Обладает целеустремленностью и настойчивостью.
13. Обладает зрелостью – четким осознанием своих целей и задач для полного раскрытия своих способностей.
14. Эмоциональная стабильность.
15. Коммуникабельность.
16. Владеет передовыми технологиями обучения и воспитания, в том числе, связанными с развитием творческой активности.

Как осуществляется формирование творческой активности учащихся в условиях средней школы?
Когда мы говорим о воспитании креативности, то имеем в виду развитие способности и предрасположенности к таким занятиями, в результате которых будет получен творческий продукт. В таком случае уместно задать вопрос: «Какие же конкретно формы деятельности должны прививать учителя своим ученикам?». Этот вопрос вызывает еще один: «Установлены ли такие виды и формы деятельности, которые способствуют созданию «продукта» признаваемого «творческим»?

Педагоги признают, что лучший способ воспитывать творчество в детях – это самому быть творческой личностью. Насколько педагоги творческие люди? Вопрос риторический.

Ребенок устроен тонко и сложно, а помещен в школу, где все устроено просто и грубо.

Вы никогда не задумывались, коллеги, что классическое школьное «формировать» (знания, умения, убеждения) сродни другим понятиям – «формировать», «лепить»? Вас никогда не обижало, что сжатая пружина, представляющая собой программу личностного развития, с которой ребенок появляется на свет и которая первые 6 лет раскручивается по своим естественным внутренним законам, в школе начинает подвергаться всякого рода деформациям?

Завершая свое выступление, хочу сказать. Разрешение противоречий возможно только при реализации индивидуального и дифференциального подхода в обучении и воспитании, интеграции содержания и подходов, использование новых технологий развивающего обучения, специальной подготовке учителей в теоретическом и практическом направлении, создании постоянных и проблемных творческих групп (лабораторий) для получения практических навыков и развития собственного творческого потенциала педагогов.

Весьма желательно, чтобы усилия школы, направленные на повышение творческого уровня учебного процесса, были поддержаны учреждениями дополнительного образования и родительским корпусом.
Елена Коннова ( Пользователь )
(Рауфя @ 02.10.2006, 13:47) <{POST_SNAPBACK}>
Перед современной школой всегда стояла двойственная цель: с одной стороны, сформировать личность, способную к творчеству, а с другой – подготовить людей, способных обслуживать современное производство.
представляется, что такой учитель:
1. Доброжелателен и чуток.
2. Разбирается в психологии детей, в том числе одаренных.
3. Имеет высокий уровень интеллекта.
4. Имеет еще одно, кроме педагогического, образование или хобби.
5. Широкий круг интересов и умений.
6. Имеет живой и активный характер.
7. Обладает чувством юмора, без склонности к сарказму.
8. Проявляет гибкость. Готов к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию.
9. Имеет творческое мировоззрение.
10. Обладает жизнестойкостью.
11. Имеет позитивную Я – концепцию.
12. Обладает целеустремленностью и настойчивостью.
13. Обладает зрелостью – четким осознанием своих целей и задач для полного раскрытия своих способностей.
14. Эмоциональная стабильность.
15. Коммуникабельность.
16. Владеет передовыми технологиями обучения и воспитания, в том числе, связанными с развитием творческой активности.
Как осуществляется формирование творческой активности учащихся в условиях средней школы?


Мы поняли, что нужно. Может, поделитесь, как это делают в Вашей школе, где не один год "работают над " над методической темой: «Разностороннее развитие личности учащихся на основе индивидуально -дифференцированного подхода». Было бы очень интересно.

Список качеств учителя большой. Вряд ли много людей обладают всеми этими качествами. Вы их формируете? О них мечтаете? Или увольняете тех, кто не соответствует? smile.gif
Азат Хисаметдинов ( Пользователь )
(Коннова Елена @ 02.10.2006, 17:26) <{POST_SNAPBACK}>
Мы поняли, что нужно. Может, поделитесь, как это делают в Вашей школе, где не один год "работают над " над методической темой: «Разностороннее развитие личности учащихся на основе индивидуально -дифференцированного подхода». Было бы очень интересно. smile.gif

Например так
Индивидуально-дифференцированный подход осуществляется посредством
а) комплектования классов
б) введения дополнительного образования, кружков по интересам, творческих лабораторий и т.п. где собственно и можно подойти индивидуально к каждому.
в) несколько преподов по одному предмету
В общем как везде наверное an.gif
(Коннова Елена @ 02.10.2006, 17:26) <{POST_SNAPBACK}>
Список качеств учителя большой. Вряд ли много людей обладают всеми этими качествами. Вы их формируете? О них мечтаете? Или увольняете тех, кто не соответствует? smile.gif

Увольнять надо. ak.gif
Правда IQ неуклонно снижается! что делать? jokingly.gif
Ольга Анисимова ( Пользователь )
(Mr.Teacher @ 02.10.2006, 15:02) <{POST_SNAPBACK}>
Правда IQ неуклонно снижается! что делать? jokingly.gif

Чей? Учеников или учителей?
Хохма с курсов по психологии: учитель, отработавший год в классе выравнивания, теряет примерно 5%. За 20 лет - дойдем до 0?
Елена Коннова ( Пользователь )
(Mr.Teacher @ 02.10.2006, 16:02) <{POST_SNAPBACK}>
Например так
Индивидуально-дифференцированный подход осуществляется посредством
а) комплектования классов
б) введения дополнительного образования, кружков по интересам, творческих лабораторий и т.п. где собственно и можно подойти индивидуально к каждому.
в) несколько преподов по одному предмету
В общем как везде наверное an.gif

Нам большинство кружков по сравнению с тем что было лет 5 назад закрыли,
несколько преподов это в одном классе? противоречит штатному расписанию,
классы укрупняют с переходом на подушевое финансирование...
это у нас только, или как везде?
(Mr.Teacher @ 02.10.2006, 16:02) <{POST_SNAPBACK}>
Увольнять надо. ak.gif
Правда IQ неуклонно снижается! что делать? jokingly.gif


Если требовать весь набор качеств по списку(прочитайте), в школах никого не останется, всех уволят. Кто это у вас IQ проверял? Откуда выводы? Не люблю таких утверждений без проверки, но впрочем еще лет 10, и я знаю кто придет работать в школу. Кто сейчас в педвузах. Увы-увы, на энтуазизме молодые, здоровые и умные работать не хотят.
Ольга Анисимова ( Пользователь )
(Mr.Teacher @ 02.10.2006, 15:02) <{POST_SNAPBACK}>
Индивидуально-дифференцированный подход осуществляется посредством
а) комплектования классов
б) введения дополнительного образования, кружков по интересам, творческих лабораторий и т.п. где собственно и можно подойти индивидуально к каждому.
в) несколько преподов по одному предмету

а) а потом в любом классе начинается расслоение, в соответствии с нормальным распределениемsmile.gif. И... тройка в отобранном классе- это лучше, чем 5 в слабом. И как их отличить в аттестате?
б) это по-моему призваны решать элективы и профильное обучение?
Кстати, а какие нормы наполняемости? Сколько человек должно быть в кружке, чтобы его не закрыли?
в) Этот метод пытаются реализовать у нас: бесклассовое обучение по русскому, иностранному, математике. Когда на параллели работают несколько учителей и формируются уровневые группы по предмету. Вполне реализуемо на практике...
Минус: для учителя увеличивается время подготовки к урокам...
Азат Хисаметдинов ( Пользователь )
(Коннова Елена @ 02.10.2006, 18:16) <{POST_SNAPBACK}>
Если требовать весь набор качеств по списку(прочитайте), в школах никого не останется, всех уволят. Кто это у вас IQ проверял? Откуда выводы? Не люблю таких утверждений без проверки, но впрочем еще лет 10, и я знаю кто придет работать в школу. Кто сейчас в педвузах. Увы-увы, на энтуазизме молодые, здоровые и умные работать не хотят.

А кто спорит!
IQ сам у себя по компьютеру лет 10 назад и сейчас.....Снизился thumbs.gif jokingly.gif
Любой может сделать такой анализ сейчас и потом.

А то что всех уволят- точно. Критерии таковы что многие и не подпадут под них (вот вам и гл. ошибка совр. школы с рассмотрения под этим углом)

(anisol @ 02.10.2006, 18:04) <{POST_SNAPBACK}>
Чей? Учеников или учителей?
Хохма с курсов по психологии: учитель, отработавший год в классе выравнивания, теряет примерно 5%. За 20 лет - дойдем до 0?

Это не хохма, к сожалению ak.gif
Юрий Богомолов ( Пользователь )
(anisol @ 02.10.2006, 16:04) <{POST_SNAPBACK}>
Хохма с курсов по психологии: учитель, отработавший год в классе выравнивания, теряет примерно 5%. За 20 лет - дойдем до 0?

За 20 лет дойдем примерно до 36% от первоначального уровня wink.gif
Алексей Бутузов ( Пользователь )
(Рауфя @ 02.10.2006, 13:47) <{POST_SNAPBACK}>
Развитие творческих способностей учащихся
Перед современной школой всегда стояла двойственная цель: ...
... Из сказанного четко видна связь целенаправленного формирования способностей с формированием личностных качеств школьника. Организуя учебный процесс так, чтобы он удовлетворял всем предложенным требованиям, мы сформируем...
...
Имеется несколько препятствий, стоящих на пути развития творческого потенциала в наших школах.
-- Первое – это отсутствие единства мнений по поводу того, что такое творчество и чем оно отличается от интеллекта.
-- Второе заключается в отсутствии учебных пособий, материалов, упражнений и заданий в этой области.
-- Третье препятствие на пути творчества заключается в непонимании его сущности многими учителями, и это иногда приводит не только к задержке развития творческого мышления учащихся, но даже к дискриминации учащихся, проявляющих творчество в своих действиях и поведении.
...
Существуют программы, опирающиеся на модель интеллекта, разработанную Гилфордом, которые в большей степени, чем традиционное обучение, развивают творческое мышление.
... Модель творчески активной личности представляется нам в виде учащегося:
... модель учителя, развивающего творческую активность учащихся...

Как осуществляется формирование творческой активности учащихся в условиях средней школы? Когда мы говорим о воспитании креативности, то имеем в виду... В таком случае уместно задать вопрос: «Какие же конкретно формы деятельности должны прививать учителя своим ученикам?». Этот вопрос вызывает еще один: «Установлены ли такие виды и формы деятельности, которые способствуют созданию «продукта» признаваемого «творческим»?
...
Завершая свое выступление, хочу сказать. Разрешение противоречий возможно только при реализации индивидуального и дифференциального подхода в обучении и воспитании... создании постоянных и проблемных творческих групп (лабораторий) для получения практических навыков и развития собственного творческого потенциала педагогов. ...
(Коннова Елена @ 02.10.2006, 15:26) <{POST_SNAPBACK}>
Мы поняли, что нужно. Может, поделитесь, как это делают в Вашей школе, где не один год "работают над " над методической темой: «Разностороннее развитие личности учащихся на основе индивидуально -дифференцированного подхода». Было бы очень интересно.
Список качеств учителя большой. Вряд ли много людей обладают всеми этими качествами. Вы их формируете? О них мечтаете? Или увольняете тех, кто не соответствует? smile.gif
Не беда докладчиков, что многие из читающих согласны с большинствои из тезисов его выступления, а желают видеть примеры конкретного опыта его работы. Как век старый и потерявший "звучание" смысла "индивидуально-дифференцированный подход" не наполнился в докладе конкретным содержанием. Доклад-то сам установочный, напоминает введение к описанию технологии, но это не сама технология - лишь подход, достаточно эклектичный.

Постулируется природосообразность очень, которая в реальности негладко стыкуется с "моделированием" - формированием по образу и подобию. Заданные параметры - ограничение свободы развития и выбора направлений обогащения личного опыта. Но это беда опять не докладчика, а системы, в которой приходится работать. Из сознания, организационных механизмов работы школ, содержания взаимодействия с управленцами от Обра и т.п. - отовсюду вытравить "заданность параметров", централизованность, планируемость, дидактикоцентризм сразу нельзя! Нужно много времени и ресурсов, много борьбы!
Да и нужно ли вытравливать?
- к такой системе привыкли
- так проще управлять системой образования, школами через нормативно-правовые механизмы
- не надо учиться и выстраивать реально работающее межличностно-коммуникативное зваимодействие
- не надо думать чему учить - сверху определят
и т.п.
Плюсы для массовой школы очевидны. А для системы в целом? al.gif
Сергей Галаган ( Пользователь )
(Алексей Бутузов @ 02.10.2006, 19:03) <{POST_SNAPBACK}>
...эклектичный...
- не надо думать чему учить - сверху определят
и т.п.
Плюсы для массовой школы очевидны. А для системы в целом? al.gif

http://www.situation.ru/app/j_art_1145.htm - не аналог ли в другой области...
Интересно, в качестве официально рекомендованых приориттных тем для проектных работ в этом году перечислены выделенные жирным в статье al.gif

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+