Личный кабинет

Учить активному познанию

Ирина Новожилова ( Пользователь )
Учить активному познанию
Как привить учащимся интерес к биологии? Как организовать их познавательную деятельность на уроке и за его пределами? Как сделать процесс обучения наиболее результативным?
Практика нас убедила, что разумное решение поставленных вопросов – это творческий подход учителя к своей работе. Нельзя учить творчеству, не будучи творческим человеком. Для этого важно продумать мыслительную деятельность, в которую предстоит вовлечь учащихся, определить, какие творческие задачи им будут поставлены, и с какой степенью помощи со стороны учителя они будут решаться.
Да, сегодня есть из чего выбирать лучшее для себя и своих учеников. И все-таки есть нечто такое, что можно считать универсальным. Это – развитие познавательной самостоятельности учащихся. Она, самостоятельность, приучает школьников к стремлению заниматься учебным трудом без принуждения. У ребят возникает познавательная потребность к знаниям, их мыслительная деятельность направляется на более глубокое изучение биологических дисциплин, самостоятельно приобретенные знания способствуют формированию практических навыков, связывают учебу с жизнью в единое целое.
А как научить самостоятельности? Путей в педагогическом арсенале много. Рождены и проверены они опытом, учительским чутьем, творчеством.
Существуют разнообразные приемы, формы учебной деятельности, помогающие учить ребят самостоятельности, творческому учебному труду.
В своей практической деятельности нами накоплен определенный материал по организации творческой самостоятельной деятельности по биологии, некоторыми из них мы хотим поделиться с коллегами.

[attachment=1769:attachment]
Авторы статьи:
Посохова Наталья Ивановна и Артемьева Наталья Валерьевна
учителя биологии МОУ Средняя общеобразовательная школа №16
Иван Черепанов ( Пользователь )
можно логично и последовательно подвести школьников к мысли о том, что осуществление любого экологического исследования не требует от ученого хорошего знания не только биологии, но также химии, физики, географии, математики.
blush.gif - правда???
Алексей Бутузов ( Пользователь )
(Ирина Львовна @ 30.09.2006, 14:33) <{POST_SNAPBACK}>
Учить активному познанию
...
Спасибо за доклад, доклад, содержащий не только теоретические постулаты, но и конкретный практический опыт - это ценно. за описанными элементами работы чувствуется система! smile.gif
Думаю, у многих учителей в "запасниках" найдется много интересного и достойного для того, чтобы поделиться с другими. Жаль, не всегда руки доходят до обобщения опыта.

В докладе не нашел о рефлексивной работе учеников. Наверняка она проводится! Какое ей отводится место и как она организована - можете рассказать об этом?

Спасибо!
С уважением,
Алексей Бутузов
Иван Черепанов ( Пользователь )
А если честно - посмотрите, например, на http://www.ecocoop.ru
На тамошней конференции наждый год - десятки исследовательских работ школьников, и многие из них делаются на базе школ, серьёзно. И вот на тех-то руководителей и нужно выходить за опытом. Ну и в системе доп. образования много хорошего накоплено.

В докладе же описывается работа учеников над темами, в которых всё настолько решено, что Герт уже скоро как 100 лет назад такие опыты предлагал для демонстраций в школьных кружках. Для ученика, который (как и требуют авторы) знаком хоть как-то с литературой, в таком опыте ничего творческого нет. Ну неужто менее решённых тем не подыскать?
Алексей Бутузов ( Пользователь )
(Иван Черепанов @ 04.10.2006, 04:06) <{POST_SNAPBACK}>
А если честно - посмотрите, например, на http://www.ecocoop.ru
На тамошней конференции наждый год - десятки исследовательских работ школьников, и многие из них делаются на базе школ, серьёзно. И вот на тех-то руководителей и нужно выходить за опытом. Ну и в системе доп. образования много хорошего накоплено.

В докладе же описывается работа учеников над темами, в которых всё настолько решено, что Герт уже скоро как 100 лет назад такие опыты предлагал для демонстраций в школьных кружках. Для ученика, который (как и требуют авторы) знаком хоть как-то с литературой, в таком опыте ничего творческого нет. Ну неужто менее решённых тем не подыскать?
Спасибо! Красиво и интересно. Биологи вполне могут использовать.
Жаль только, что нет методки и технологии организации этой работы. К сожалению обещающие это ссылки выдают лишь эл.адреса участников-организаторов или не работают (ссылки на конференции)

Сами проекты можно подготовить с детьми. Но для многих учителей главное понять как это делать, с чего начать и где грабли лежат, содерательная и организационная часть деятельности учителя и учеников... думаю, что это полезнее. Но не много такого атериала найти можно. Есть что-нибудь еще на примете!

Еще раз спасибо за ссылочку. Покажу своим биологам smile.gif
Иван Черепанов ( Пользователь )
Вправду, компактно эти методики не знаю, где и изложены.

(С осторожностью)

В интернет - угодьях нашей лаборатории [кто туда уже ходил - не удивляйтесь - там уже (всего?) месяц как всё иначе] так вот, есть там немножечко об этом в нашей обрПрограмме, которая там лежит целиком (чуток недопричёсанная, пока работаем.)
Это - здесь: http://www.youngbotany.spb.ru (по ссылке "материалы")

Ещё там (только об этом - совсем шёпотом) осторожно пробуем вести работы совсем в прозрачном "застекольном" режиме. (То есть, там в реальном времени выкладываются все материалы, черновики со всеми их грамматическими ошибками и даже перепалка соавторов). Это - в страничках под названием "мастерская".

Ещё форум есть у нас, в нём эти проблемы всё время всплывают. Будем рады вопросам и суждениям там. (это, соответственно, http://www.youngbotany.spb.ru/forum . Там кроме нас, ботаников, ещё несколько детских лабораторий обитают).

Кстати, примеры тем, на которые ответ сразу не дашь. Годятся в школярские исследования:
1) мухи, комары и прочие бабочки садясь на потолок делают полубочку или полупетлю?
2) среди тех же, любимых авторами доклада рыб есть ли левши и правши (трудно, но интересно).

Дело в том, что, если честно, я убеждаюсь, что самый ценный этап в работе - ДО работы. Вот тогда, когда обдумывается-планируется исследование. Вот там творчество и активность. А дальше, конечно, тоже важно и интересно. Но это - в основном аккуратность. А хочется чего-то и ещё.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+