Личный кабинет

МАНИПУЛЯЦИЯ в школе, дома и на улице

"Манипулировать" - это хорошо или плохо?
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Общепринята точка зрения, что "манипулировать" сознанием отдельного человека, - это аморально. А манипулировать сознанием массы людей? А подготавливать массовое сознание к "успешному" восприятию массовых манируляций, - это нравственно? Фактически в этом обвиняет школу и образование автор статьи "Манипуляция и образование".

...будет внедрена обкатанная на западе «мозаичная» система образования с узкой профессиональной специализацией, «кристаллизацией» интеллекта и так далее. Это гораздо безопаснее для действующей элиты, ибо практически исключает любую осмысленную оценку ее действий со стороны общества.

Истины ради хочется заметить, что и в бытность Союза ССР можно отследить отдельные попытки реализовать нечто подобное. Можно, например, вспомнить хрущевскую реформу образования, когда из учебных программ был изъят такой предмет как логика. Или реформу школьной программы в семидесятые годы прошлого века. С определенной точки зрения это явно подрывные акции. В момент внедрения упомянутой «новой программы» лично я учился в выпускных классах физико-математической школы.

По общему мнению, преподавателей этой школы, законное место новых учебников было на помойке. Нас продолжали учить по антикварным учебникам конца пятидесятых годов. Учителя считали, что свёрнутые мозги и практическая невозможность свести получаемые знания в единую систему являются слишком высокой ценой за «новизну». Так что мне видимо повезло. Другим, наверное, повезло меньше, и именно эти молодые люди приняли активное участие в Перестройке на стороне «демократов».
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Вот интересно, - трое суток висит актуальная, на мой взгляд, тема про манипуляции, четыре десятка человек посмотрели, но ни один ни откликнулся. А в библиотеке ВИПа тема манипуляций и технологий противостояния им, - одна из популярных.

К чему бы это?
Николай Родичев ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 20.09.2006, 21:02) <{POST_SNAPBACK}>
Вот интересно, - трое суток висит актуальная, на мой взгляд, тема про манипуляции, четыре десятка человек посмотрели, но ни один ни откликнулся. А в библиотеке ВИПа тема манипуляций и технологий противостояния им, - одна из популярных.

К чему бы это?


Текст тот я распечатывал, показывал коллегам.

А постановка вопроса смущает - "Манипулировать" - это хорошо или плохо?
Ученый-педагог Корнетов технологию Балабана тоже отнес к манипуляции.
А ведь и правда, удивился я. Благодатный Скачок вперед, прорыв в завтра, но ведь манипуляция...
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(N.Rodichev @ 20.09.2006, 22:58) <{POST_SNAPBACK}>
А постановка вопроса смущает - "Манипулировать" - это хорошо или плохо?
Ученый-педагог Корнетов технологию Балабана тоже отнес к манипуляции.
А ведь и правда, удивился я. Благодатный Скачок вперед, прорыв в завтра, но ведь манипуляция...


Потому и смущает, Николай Федороич, что мы с 80-х с Григорием Борисовичкс Корнетовым относим "манипуляцию" к более широкому контексту смыслов, чем межлиностные отношения. В.В.Налимов в своем вероятностном подходе к языку и речи утверждает, что мы не можем знать ВСЕ значения слова, так как обязательно существует контекст, в котором это слово может приобретать совершенно новые смыслы. С "манипуояцией" это тот же самый вариант.

Ребенок играет с предметом, "манипуляруя" с ним, постигая тем самым его свойства. Шарик катится, а кубик только скользит по поверхности.

Если в качестве "предмета" выступает другой человек, то тут тоже альтернатиива - "игра" одного человека с другим происходит сознательно или бессознательно. Далее... Если сознательно, то осознанно ОБОИМИ или только одним.

Далее... Этот один преследует личные цели или общественные? Он имеет личную выгоду с результатов манипуляции или нет? И т.д. Вы сам можете помстроить собственный граф "вилок" при подъоде к манипуляции.

Для меня важнее рассмотрение самого этого многоуровневого графа выборов. Он задает то, что мы с Андреем Юрьевичем стали урорно на ВИПе называть АРНОСТЬЮ. В данном случае БИнарностью, так как есть две альтернативы (нерядоположенности, взаимоисключенности) - 1) выбирать уровень рассмотрения манипуляций в графе или 2) выбирать на этом уровне одно из двух.

Если один человек удерживает две возможности, а другой только одну, то "двухарное" (дважды бинарное) сознание может с монаоарным (линейным) или ноль-арным или осознанносделать, все что оно захочем, или невзначай "пользу нанести", так что мало не покажется.

Физический пример.... Для "плоскатиков" - фантастических людей, живущих на плосксти, прохождение трехмерного шара через плоскость представляется в виде возникающих и исчезающих концентрических кругов. А появление внутри замкнутого на плоскости контура точки, наносимой ручкойй из трехмерного прострнтва, выглядит чудом. Кака дляя нас, трехмерных, исчезновение предмета из сейфа из четвертого измерения.

Можно ли назвать манипуляциейй действияя ВИРа, лпубликовавшего текст про манипуляцию, в надержде, что появится возможность пообсуждать АРНОСТЬ? Или надо было в доб спрашивать?

В педагогике Френе есть правило, - сеначала сделай, а потом на этом сделанном и полученном опыте и обсуждай. Но ведь может кто-то и згает уже заранее чем дело кончится.... И молчит об этом... В этом отношении Балабан - манипулятор? Тогда и ВИР тоже...

Просто опыт у нас у всех разный... Нужно ли обо всем своем опыте заявлять заранее?
Юрий Богомолов ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 17.09.2006, 05:31) <{POST_SNAPBACK}>
Общепринята точка зрения, что "манипулировать" сознанием отдельного человека, - это аморально. А манипулировать сознанием массы людей?

Понятно, что все зависит от того, какой смысл мы вкладываем в манипуляцию сознанием. Если просто речь идет о воздействии извне (пусть даже целенаправленном), то "оптом" на этот вопрос никто не ответит. Манипуляция сознанием в этом понимании - естественный и неизбежный процесс. Примерно с тем же успехом можно спрашивать, хорош или плох закон всемирного тяготения.
Николай Родичев ( Пользователь )
Владислав Иванович, а как соотносятся умомянутый Вами в профориентационной теме "педагогический мифодизайн" и описанные Вами манипуляции в образовании? В какой степени это синонимы?
Михаил Кушнир ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 21.09.2006, 03:52) <{POST_SNAPBACK}>
Ребенок играет с предметом, "манипуляруя" с ним, постигая тем самым его свойства. Шарик катится, а кубик только скользит по поверхности.

Если в качестве "предмета" выступает другой человек, то тут тоже альтернатиива - "игра" одного человека с другим происходит сознательно или бессознательно. Далее... Если сознательно, то осознанно ОБОИМИ или только одним.

Далее... Этот один преследует личные цели или общественные? Он имеет личную выгоду с результатов манипуляции или нет? И т.д. Вы сам можете помстроить собственный граф "вилок" при подъоде к манипуляции.

Извините, позволю себе грубую аналогию (не ради грубости, а наглядности для):
- под юбку заглядывать хорошо или плохо?
- как это зависит от знания факта одним или обоими?
- гинеколог и всякие знахари смотрят туда регулярно - это хорошо или плохо?
- а если ее ветром неожиданно подняло, а я был рядом и увидел - это хорошо или плохо?

Если рассматривать манипуляцию как способ управления поведением человека помимо его осознанного желания, большой разницы я не вижу.
Учитывая возрастающее влияние манипуляций (в том числе, массовых), одной из ключевых задач школы должна бы стать наука распознавать манипуляции и противодействовать им. Однако, к сожалению, это невозможно для практически всех школ, кроме доказывающих свою исключительность:
- это противоречит интересам многих как в школе, так и вне ее
- нет кадров (этим лучше не заниматься, чем заниматься плохо)
Николай Родичев ( Пользователь )
Поскольку Владислав Иванович говорит "мы с Григорием Борисовичем", то сошлюсь снова на него...

Существуют три парадигмы (авторитета, манипуляции, поддержки), соответствующие основным базовым образовательным моделям , имевшим место в истории человечества.

В реальной жизни элементы педагогики авторитета, педагогики манипуляции и педагогики, как правило, сочетаются в рамках конкретных технологий образования, и говорить можно лишь о превалировании той или иной парадигмы. Все три педагогические парадигм не исключают, а дополняют друг друга, являясь необходимыми для полноценного целостного развития человека, который в ходе своего становления предстает в единстве трех ипостасей, как индивид, являясь таковым от рождения, как личность и как индивидуальность

Личностью то есть исполнителем тех ролей и функций, предписанных обществом, в системе социальных отношений и институтов человек становится в процессе социализации. На создание условий для становления личности ориентирована педагогика авторитета.

Индивидуальность – это уникальное неповторимое качество человека, его самобытная экзистенция и связанный с ней лишь ему одному присущий жизненный путь. В ходе индивидуализации человек осознает самого себя, свое отличие от других, свой потенциал и его уникальность, смысл своего существования, простраивает свою неповторимую жизненную траекторию. Помочь человеку в его самоидентификации, самоопределении, самореализации, в его индивидуализации призвана педагогика поддержки

.Педагогика манипуляции в силу своего промежуточного положения является паллиативом, тяготеющим к решению обеих групп задач, поскольку процессы социализации и индивидуализации переплетены между собой, как переплетены способствующие им педагогические механизмы образования.
Татьяна Таперо ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 20.09.2006, 21:02) <{POST_SNAPBACK}>
Вот интересно, - трое суток висит актуальная, на мой взгляд, тема про манипуляции, четыре десятка человек посмотрели, но ни один ни откликнулся. А в библиотеке ВИПа тема манипуляций и технологий противостояния им, - одна из популярных.

К чему бы это?

Манипуляция понятие широкое. Приходят дети на контрольную работу и пытаются уговорить учителя перенести контрольную на следующий день мотивируя это усталостью, только что прошедшей физкультурой и т.д. Они пытаются манипулировать учителем. Учитель в ответ предлагает детям некоторые условия и дети безропотно идут писать контрольную. Учитель манипулирует детьми. Без таких "игр" в школе нельзя.
Какие манипуляции Вы хотите обсудить?
Игорь Сухин ( Пользователь )
О том, как противостоять манипуляторам, - серия книг В.Зеланда "Трансерфинг реальности". Интервью с автором - http://transurfing.newmail.ru/r_int1.htm
Я пока не могу однозначно оценить творчество Зеланда, но кое-что в этих книгах - очень любопытно. Вопрос в том - истинно ли?!

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+