Личный кабинет

Находки, "фишки" и "приёмчики"

попробуем поделиться небольшими находками?
Иван Черепанов ( Пользователь )
На случай, если кто-нибудь из педагогов - биологов сюда всё-таки заглянет:

Предлагаю здесь обменяться своими небольшими находками из вашего опыта преподавания биологии.

Вот например, с некоторых пор я очень редко использую классический препарат кожицы лука для демонстрации растительных клеток. Гораздо лучше для этого подходят листья некоторых мхов (я использую, как правило, виды р. Mnium). Всё-таки, лишённая порядочных пластид клетка лука - не очень хороша, особенно когда на уроках эти самые пластиды обсуждаем, а потом - на тебе.
Мхи удобно и компактно хранятся в сухом виде, при размачивании быстро восстанавливают всё, что надлежит рассмотреть. Лист мха однослойный, поэтому резать ничего не надо. Препарат готовится так же быстро, как и луковый. Он ярок и привлекателен. Пластиды хорошо видны без окраски. Клеточная стенка достойной толщины. На любые простенькие окраски результат хороший - тот же иод, хотя бы.
Попробуйте.
Eлена Бегенева ( Пользователь )
Сочное описание. Даже нефилологу стало интересно.
Иван Черепанов ( Пользователь )
Спасибо на добром слове! biggrin.gif
Eлена Бегенева ( Пользователь )
(Иван Черепанов @ 10.09.2006, 00:46) <{POST_SNAPBACK}>
Спасибо на добром слове! biggrin.gif


Попробую внести свою лепту в Вашу "ветку" (это не из опыта преподавания, а из опыта школьных лет).

На зачетном уроке (по нескольким темам) обычно предлагается учителями работа с карточками. Как правило, она нудновата. Можно ее превратить в работу над ошибками- в исправление смешных казусов, например, попросить ребенка исправить термины -надписи к картинкам (их брать из некачественных учебников или из работ самих учеников).

Пример: черепная коробка -"коробка для мозгов" (видела своими глазами, была работа моего одноклассника, писал на полном серьезе). Дитя и повеселится, и терминологический аппарат повторит вдоль и поперек.
Иван Черепанов ( Пользователь )
Замечательно!

И название для соответствующего раздаточного материала - "чушелистики".

Поищу - попробую где-нибудь вывесить какие-нибудь подобные работы из моей практики. Мы об одном и том же? проверим?
Eлена Бегенева ( Пользователь )
(Иван Черепанов @ 10.09.2006, 09:57) <{POST_SNAPBACK}>
Замечательно!

И название для соответствующего раздаточного материала - "чушелистики".

Поищу - попробую где-нибудь вывесить какие-нибудь подобные работы из моей практики. Мы об одном и том же? проверим?


Именно.

А русистам такая коллекция тоже может сослужить хорошую службу: эти слова можно давать на уроках по словообразованию, все лучше, чем приевшиеся ледоколы и водовозы. Например, в прелестных "чушелистиках" две производящие основы и интерфикс.

Вот и пресловутые междисциплинарные связи... smile.gif .
Иван Черепанов ( Пользователь )
Точно! "Чушелистики" были замечательной опиской у одного из успешных, в общем, учеников. С того и повелось.
Из любимых словообразований (правда, к теме не относящихся) рекомендую "злопамятник". Тоже иногда упоминаем.
Татьяна Шулепова ( Пользователь )
(Иван Черепанов @ 07.09.2006, 23:54) <{POST_SNAPBACK}>
Лист мха однослойный, поэтому резать ничего не надо. Препарат готовится так же быстро, как и луковый. Он ярок и привлекателен. Пластиды хорошо видны без окраски. Клеточная стенка достойной толщины. На любые простенькие окраски результат хороший - тот же иод, хотя бы.
Попробуйте.

Использую мхи для демонстрации именно пластид. Нашла несколько недостатков (но меньших, чем при использовании лука):
1. Не видно движения хлоропластов (хотя, если честно признать, традиционные тычинки традесканции в нужный момент вообще найти не удается). Зато они крупные и их много.
2. Использовать стараюсь чаще не мниум (у него хоть и крупные листья, но край чаще волнистый, не всегда ребята могут правильно увидеть то, что нужно. Хорошо рассматривать бриумы, тем более, что они довольно распространены.
3. Ребята при приготовлении препарата их мха с трудом отскребают листья, тем более, что препаровальные иглы намеренно затуплены...

Интересно показывать качественно приготовленные препараты поперечных срезов листьев политрихума (ребятам нравится клетки центральной части листа). Для демонстрации хлоропластов можно показывать листья сфагнума, на окрашенных поры видны очень хорошо. Ребятам также нравится. Минус - хрупкие листья.
Татьяна Шулепова ( Пользователь )
Простенький, но действенный прием работы с терминами - применяю чаще при изучении ботаники. При обилии терминов делаю карточки с написанными терминами. На каждом уроке обязательно показываю фронтально, а дети по очереди объясняют своими словами каждый. Развивается орфографическая зоркость, умение связно говорить, видеть и представлять суть понятия.

Аналогично можно карточки, изготовленные детьми, вывешивать в виде ромашки у доски. Термины меняются по мере изучения. Термины ребята готовят те, которые не знают сами.
Олег Чебан ( Пользователь )
Татьяна Владимировна, а кто вам материал поставляет? (мох, листья..)

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+