Личный кабинет

Придумывание волшебных историй в начальной школе

Чтение "классное" и внеклассное
Игорь Сухин ( Пользователь )
В термин "классное" я здесь вкладываю производное от восклицания "Класс!!!"
С чтением многое очень индивидуально. Сколько людей - столько мнений о книге. Миллион векторов. Бесполезно убеждать кого-то либо, что, скажем, "Репка" лучше, чем "Курочка ряба". Тем не менее мне приятно, что многие из коллег тепло отозвались о "Волшебнике Изумрудного города", тем более что этой книге досталось от критиков. Да и сейчас на некоторых сайтах кое-кто с возмущением пишет о том, что это лишь плагиат. Согласен, что сюжетная почти один в один по Бауму (кстати, у Баума интереснейшая биография, почитайте!), но книги Баума я читал со скукой (быть может, потому что уже в зрелом возрасте и очень много ждал - вот сейчас перечитываю Баума вновь, с лёгкой руки Ксении, и - с интересом!). А ведь, как я мечтал в детстве прочитать Баума! Впервые прочитал его даже на английском языке (хотя мой английский - с очень толстым словарём). Сейчас наконец-то издано много серий по Бауму, я прочитал книг 5-6 и что-то больше не хочется. Не осилил я и Лофтинга - вон он на полке стоит. А вот у "Старика Хоттабыча" предшественник был неплохой, лет 10 назад я прочитал. Коллоди в детстве очень неплохо читался. Но А.Толстой повеселее будет. Кстати, знают ли учителя, что А.Толстой написал две разные книги: "Золотой ключик, или Приключения Буратино" и "Приключения Буратино, или Золотой ключик". А вот сюжет повестей Н.Носова о Незнайке полностью, к счастью, оригинален. Я никогда не мог дочитать до конца его технические описания, скажем, Циркулины и Планетарки, но его юмор меня покорил раз и навсегда. Очень интересна и биография Носова, который писал, что всегда стремился к какой-нибудь значительной деятельности, а писательство ему и казалось достаточно значительной деятельностью. Впрочем, имена Знайка и Незнайка заимствованы из комиксов начала 20 века, но это не существенно. Как я уже писал, в детстве я больше всего любил читать сказочные повести. Но за последние 15 лет я прочитал всего одну сильную книгу на эту тему (я не беру фентэзи, а только повести-сказки) - Михаэль Энде "Бесконечная книга". Особенно интересна с точки зрения сюжета её первая часть. На западе эта книга была впервые издана в 1979 году и сразу стала знаменитой. У нас она впервые вышла в 1992 году (М.:ЗнаК) и вроде как прошла незамеченной. Знают ли о ней педагоги? В списках для внеклассного чтения я её не встречал, но она этого заслуживает. Да и фильм неплохой. Нельзя пройти мимо и "Хроник Нарнии", которые сначала бродили по России в рукописных вариантах. Мне лично из них больше понравилась книга "Лев, колдунья и платяной шкаф" - она первой и увидела свет в РФ. И всё же - Энде! Сейчас стали выходить и другие книги Энде, но что-то не то. Да и читать всё это нужно впервые в соответствующем возрасте. Но в том-то и состоит трагедия чтения и литературы, что каждая книга должна прийти в ребёнку в ОПРЕДЕЛЁННОМ возрасте (причём очень жёстко - плюс минус три месяца), но для каждого ребёнка этот самый возраст различен. Тупик с точки зрения преподавания предмета. Единственный путь - отпустить детей в свободное плавание в мире литературы. Отвести их в библиотеку (лучше в личную, с улыбкой) и пусть плывут сами. Но как-то "обозначить флажками"…

А при чём здесь придумывание волшебных историй, спросите вы. Об этом - в следующий раз.
Игорь Сухин ( Пользователь )
Весьма актуален вот этот старый материал: http://www.rgdb.ru/research/readread.asp
СБОРНИК СТАТЕЙ О ДЕТСКОМ ЧТЕНИИ ПО МАТЕРИАЛАМ ИССЛЕДОВАНИЙ ДЕТСКИХ БИБЛИОТЕК РОССИИ
Авторы статей сборника - участники первого всероссийского конкурса на лучшую научно-исследовательскую работу в области детского чтения, объявленного в рамках конкурса читательских симпатий "Золотой ключик-2002". Характер конкретных исследований, объём собранного и проанализированного материала, опыт исследователей в интерпретации результатов различны. Но каждая статья - это бесценная крупица в копилке наших знаний о процессах чтения, наших представлений о современном юном читателе. Издание адресовано библиотекарям, учителям, родителям, издателям.
© Коллектив авторов, 2003

Вот фрагмент статьи: Виноградова Г.Г. (гл. библиотекарь Белгородской Государственной детской библиотеки А. Лиханова) ЧТЕНИЕ ДЕТЕЙ В МАЛЫХ ГОРОДАХ И СЁЛАХ ПО МАТЕРИАЛАМ ИЗУЧЕНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ЧИТАТЕЛЬСКИХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ И РУКОВОДИТЕЛЕЙ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ:
"Отвечая на вопрос, в котором читателей просили определить, какие книги могут войти в "Золотой фонд литературы", ребята назвали более 250 имен любимых писателей. Из множества предложений были выбраны те, которым дети отдали наибольшее число "голосов".
п/п Названное произведение Девочки, лет Мальчики, лет
10-12 13-14 10-12 13-14
1 Библия +
2 Былины +
3 Хроника человечества +
4 Адамов Г. Тайна двух океанов +
5 Беляев А. Старая крепость +
6 Беляев А. Человек-амфибия +
7 Булгаков М. Мастер и Маргарита +
8 Волков А. Волшебник Изумрудного города + +
9 Гайдар А. Тимур и его команда +
10 Горький М. Данко +
11 Грин А. Алые паруса + +
12 Драгунский В. Денискины рассказы + +
13 Каверин В. Два капитана + +
14 Крапивин В. Звезды под дождем +
15 Лагин Л. Старик Хоттабыч +
16 Лермонтов М. Стихи +
17 Лиханов А. Последние холода. Никто + + +
18 Носов Н. Незнайка на Луне. Рассказы +
19 Пантелеев Л. Честное слово +
20 Паустовский К. Теплый хлеб +
21 Пушкин А. Стихи. Сказки + + + +
22 Рыбаков А. Кортик. Бронзовая птица +
Следует отметить традиционность этого "элитного" ряда. Лидируют проверенные временем книги"


Волков и сейчас "живее всех живых" - восьмое место.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+