Личный кабинет

Хочешь изменить общество - измени школу!

Александр Никитин ( Пользователь )
Неразделимые связи изменений в обществе и в системе образования. Происходящие изменения в поли-тике и экономике нашего государства оказывают существенное влияние на систему образования в целом. Во все времена образование влияло на развитие общества, поскольку образование способствует сохранению или потере традиций, закреплению или разрушению идей, становлению или отторжению взаимоотношений старого или нового типа и т. д. Можно сформулировать правило взаимоотношений общества и системы образования: «Хочешь изменить общество – измени образование!».
Достаточно посмотреть на различные исторические периоды у различных народов, чтобы убедиться в дей-ственности этого правила. Во времена античности: открытие государственных школ - гимнасиев несомненно способствовало развитию демократического общества. В средние века в Европе: из школ изгоняются препода-ватели-нехристиане, именно в связи с тем, что главенствуют абсолютные монархии и школы находятся в под-чинении католической церкви. Далее, во времена Реформации, например, Лютер непосредственно сам занимал-ся системой образования, обращаясь к руководству городов по поводу обучения на немецком языке. Крещение на Руси: в результате создание школы для детей бояр; шестнадцатый век в России: преобразуя систему управ-ления, Иван Грозный на Вселенском Соборе добивается изменений подходов к образованию на Руси; револю-ции начала XX века в России и последовавшие многочисленные изменения в системе образования во времена советского периода существенно повлияли на состояние общества. Это заведомо неполный список примеров, подтверждающих это правило.
О реформировании системы образования. За последние годы делались неоднократные попытки реформи-ровать систему образования. Это выразилось в закреплении вполне определенных приоритетов в Конституции РФ и различных Законах РФ.
Отдельные результаты реформирования скорее можно назвать «секвестированием», то есть урезанием (в том или ином смысле) советской системы обучения и воспитания. Это относится и к финансированию, напри-мер, жесткое разделение финансовых потоков на муниципальный, субъектный и федеральный уровни, к отде-лению воспитания от обучения и к отбрасыванию, как ненужной и несущественной, всей советской системы воспитания. К этому же можно отнести отсутствие в Конституции РФ положения о бесплатности обучения в старших классах общеобразовательной школы: бесплатность получения в рамках неполной средней школы и в рамках высшей школы на конкурсной основе зафиксирована, а вот получение бесплатного образования в рам-ках полной средней школы отсутствует.
В то же время имеется достаточное количество положительных примеров, которые позволяют с полным ос-нованием заявить, что система образования в России не стоит на месте и в ряде направлений успешно развива-ется. К этому необходимо отнести и неоднократные попытки компьютеризации системы образования, и более чем 10-летний опыт формирования системы образовательных стандартов и, наконец, попытки «вернуть» воспи-тание в систему образования, но уже на новом уровне, в соответствии со складывающимися реалиями.
Системность и научная обоснованность. Во главу угла развития системы образования должен быть поло-жен фундаментальный подход, в котором будет учитываться исторический российский и общемировой опыт, проводится текущий анализ, создан механизм реализации новых идей и развита успешно действующая система прогнозирования: было бы замечательно, хотя бы изредка вспоминать, как, отторгая формальные подходы в образовании, то есть в обучении и воспитании, «выплескивали и ребенка», то есть отбрасывали все то сущест-венное, что является несомненными достижениями человеческой культуры. Условно говоря, кроме выполнения функций по осуществлению руководства, необходимо иметь «мозговой центр», и возможно не один с опреде-ленными возможностями реализации идей, разработанных в этих центрах. По-видимому, необходимо четкое разделение функций поддержки существования и функций развития: системы, отвечающие за существование и за развитие могут быть или независимыми системами, или подсистемами в рамках единой системы. Какой ва-риант наиболее оптимален может показать только опыт и время. В частности системами, отвечающими за раз-витие образования в том или ином смысле могут быть государственные академии: РАН, РАО, РАМН, РАСХН и т. д. Но, очевидно, что наделение определенных функций должно быть вполне адекватно наделением полномо-чий и финансирования.
Вспомним, что двадцать лет назад, высший уровень руководства Академий наук (союзной и республикан-ских) входил именно в «штабы» руководства страны – в руководство партийными структурами, которые в оп-ределенном смысле выполняли роль и мозговых центров. Одним из главных недостатков была всеобщность и обязательность подчинения этим «штабам», а также подмена ими исполнительной и законодательной власти – в настоящее время можно было бы создать экономические, рыночные механизмы апробации и внедрения новых идей.
Отвлечение к истории. Система гимнасиев, возникшая в Древней Греции существовала на протяжении не-скольких столетий, система классических университетов в Европе существует немногим менее тысячелетия. Вот и отдельные наши российские университеты почти перешагивают четверть тысячелетия, а иным уже давно за сто лет. Поэтому, вряд ли стоит отбрасывать опыт, который нарабатывался веками: ведь наверняка есть при-чины, возможно, которые мы еще и не осознали, почему соответствующие системы продолжают существовать и развиваться.
Еще обратимся к историческому опыту. Пифагор в его школе (примерно VI век до нашей эры) прежде чем допустить к обучению выдерживал учеников за ширмою, где, не видя своего учителя, ученики его слушали в течение нескольких лет и учились учиться.
В классических средневековых университетах, как правило, было 4 факультета: богословский, медицин-ский, правовой и так называемый факультет искусств (arts). Вот на этом факультете остановимся чуть подроб-нее. Всего на этом факультете изучалось семь искусств (учебных дисциплин): тривиум, состоявший из трех дисциплин, - грамматики, риторики и диалектики (то есть логики), и квадривиум, состоящий из четырех дисци-плин, - арифметики, геометрии, астрономии и теории музыки. Отметим, что эти дисциплины и традиции их изучения восходят истоками к античности. По окончании изучения тривиума студенты получали звание бака-лавра искусств и приступали к следующей ступени, по окончании которой получали звание магистра искусств. Обучение продолжалось 6-7 и более лет - и только после этого - студенты переходили на факультеты, где обу-чались богословию, медицине или праву, становясь сначала бакалаврами, а затем и магистрами соответственно богословия, медицины или права.
Одна существенная деталь: на протяжении многих и многих веков сначала изучалась логика, то есть искус-ство получать знания посредством рассуждений, другими словами изучалось, как, имея вполне определенные посылки, умея рассуждать, или другими словами, зная правила вывода, получать новое знание.
При этом изучалась риторика. Для того, чтобы оценить значение этой дисциплины, достаточно вспомнить, что М.В. Ломоносов посвятил не один труд именно риторике, которая с его точки зрения «…есть наука о вся-кой предложенной материи красно говорить и писать, то есть оную избранными речьми представлять и при-стойными словами изображать на такой конец, чтобы слушателей и читателей о справедливости ее удостове-рить….».
Изучалась также грамматика, то есть образование языков. И только после всего этого изучались дисципли-ны квадривиума, включавшие, в частности математические дисциплины.
К сожалению, с течением времени, если отсутствует развитие, то в системе начинает главенствовать форма-лизованный подход – он проще, легче реализуем, и позволяет в определенном смысле экономить усилия. Так и формализованный подход к преподаванию выхолащивал суть искусств, в результате возникло отрицание тра-диционных подходов, поэтому вместо того, чтобы найти новые приемы и отторгнуть формальный подход, про-исходил отказ от самих искусств.
Парадигмы образования. Древнегреческому мудрецу Хилону приписывают слова: «Всему – своя мера». Заметим, что в этой мудрости скрыто, по крайней мере, две мысли: 1) никогда не нужно переходить определен-ных границ (то есть мера рассматривается в смысле ограничения) и 2) все подлежит измерению, в каком-либо смысле (то есть можно найти подходящую оценку через другие понятия. И тут стоит вспомнить великого педа-гога Я.А. Коменского, который говорил, что нужно детей учить не только читать и считать, но измерять. Дру-гими словами можно сказать, что необходимо учить сравнивать величины и, следовательно, соизмерять.
Хилону также приписывают слова: «Познай самого себя». Этот тезис на многие века определил развитие не только философии и науки в целом, но создание и развитие систем образования в целом, поскольку приводит к необходимости не только задумываться над смыслом окружающей действительности, но и над необходимо-стью обучения, воспитания и образования в целом.
Об оценке деятельности учителей и школ. В нашем обществе на протяжении многих лет господствует оценка деятельности общеобразовательной школы не потому, как состоялись выпускники как личности, а сколько из них поступили в высшие учебные заведения. Это происходит и сейчас явно или неявно. Если выпу-скник поступил в вуз, то считается, что это хорошо, если у учителя ученики поступают в вузы, то учитель – хороший, если школа дает образование, позволяющее поступить в вузы, то и школа хорошая… И хотя со вре-мен советской школы прошло уже более десятилетия практические оценки не очень-то изменились! И даже новые подходы: проведение единого государственного экзамена (как будто при советской власти не было еди-ных вариантов сочинений, экзаменационных билетов, вариантов контрольных работ и т.д. и т.п.), введение го-сударственных финансовых обязательств – все это направлено в достаточной степени на развитие именно той же самой парадигмы – оценивать, но только в других оценках деятельность школ и учителей все по тому же самому критерию – с какими результатами и сколько выпускников поступило в вузы.
Учить учиться. Рассмотрим сначала две нестандартных ситуации: наши известнейшие российские четыре школы-интерната (имени академика А.Н. Колмогорова в Москве, имени академика М.А. Лаврентьева в Ново-сибирске, Санкт-Петербургскую и Екатеринбургская школы-интернаты) физико-математического и химико-биологического профиля, созданные правительством для работы с одаренными детьми, успешно функциони-руют, и, так уж получилось, что в этих школах кроме математики, физики, химии и биологии на высоком уров-не преподаются также и гуманитарные науки. То, что среди выпускников этих школ, есть кандидаты и доктора наук, члены-корреспонденты и академики в Российской академии наук и Российской академии образования, что ряд выпускников получили Государственные премии в области науки и техники, премии Президента и Правительства Российской Федерации в области образования никого особенно не удивляет. Но вот оказывает-ся, что среди выпускников есть и президенты известных российских банков, и победители телевизионного кон-курса «Выиграй миллион», и известный клоун, которому присвоено почетное звание «Заслуженный артист РФ», не говоря уже об администраторах самого высокого ранга.
Другой пример. Опыт в США: Академия Филлипса – школа, которую в 1942 году окончил Джордж Буш (старший), который позднее (будучи еще только директорм ЦРУ) был в течение ряда лет председателем попе-чительского совета этой школы, в которой президент Джордж Вашингтон во время ее образования так же был председателем попечительского совета, в которой работал обыкновенным преподавателем изобратетель особой азбуки – Морзе. Это одна из лучших школ США, если не сказать - лучшая. Ее выпускники, где только ни рабо-тают, и многие достигли высочайших вершин в своей деятельности.
Естественный вопрос, в чем главная особенность этих школ, вообще-то говоря очень разных, находящихся в разных полушариях? Ответ неожиданно прост: в этих школах учат учиться, и это является основным багажом на всю оставшуюся жизнь.
Если проанализировать деятельность выдающихся ученых, политиков, бизнесменов (безотносительно к тем школам, которые были выбраны в качестве примеров), то основная черта в деятельности каждого из них: это мгновенная реакция на изменяющиеся условия и умение предвидеть ситуацию. Умение анализировать пра-вильно ситуацию, делать логичные выводы, верные заключения - это и есть способность обучаться.
Можно сказать, что в России проведен почти вековой эксперимент по исключению логики из школьной программы. В действительности получили ситуацию, когда не просто логика исключена из программы образо-вания, но в определенном смысле логичность исключена из системы школьного образования. Это приводит к возможности предположения, что делать можно все что угодно и как угодно. Именно поэтому, мы иногда ре-шали проблемы то «согласно классового революционного чутью», то «согласно законам военного времени», то делали так, «потому что народ иначе нас не поймет» и т. д.
Заметим, что когда пришел руководитель, смотря на которого, мы видим, что он постоянно думает и рассу-ждает, тщательно проверяет обоснования и следит за логикой рассуждений как своих, так и собеседников, то многие из нас вздохнули с облегчением, - ну, наконец-то! Все это создает предпосылки ощущения, что сейчас наступил решительный момент, когда необходимо задуматься над путями развития образования.
Одним из недостатков отсутствия логического образования является традиционный подход рассмотрения решения проблемы или вопроса только с положительной стороны. Известно из истории, что только примерно в третьем веке до нашей эры философы стали рассматривать проблемы как с положительной, так и с отрицатель-ной сторон, то есть рассматривать аргументы, которые не укладываются в систему, подтверждающую рассмат-риваемую точку зрения. Такой подход на заре развития человечества следовал логике развития знания. Однако в наши дни, не слышать аргументов оппонентов - это значит идти против потока знания. Аргументы, что неко-гда нам всем отвечать, нужно дело делать - могут привести и часто приводят к противоположным результатам.
Еще один аспект. В логике есть закон: из лжи можно вывести все, что угодно, поэтому прежде всего нужно заботиться о правдивости посылок. И в этом нам и помогает системный подход.
Для чего, в конечном счете, все мы учимся, ведь не ради самой учебы, как таковой, а для того, чтобы ус-пешно реализоваться в своей жизни. А чтобы быть успешными, необходимо уметь вписываться в действующую общественную систему, быть адекватными возникающим ситуациям, уметь реализовывать все свои человече-ские качества. Именно поэтому в условиях постоянно изменяющегося мира, следовательно, необходимо уметь постоянно учиться. Известно, что человек – это существо, которое обладает удивительной способностью к приспособлению (в самых различных смыслах), именно потому, что он мыслящее существо. Но если он живет только на основание застывших знаний, практических навыков, умений, то рано или поздно наступает момент, когда все эти знания, навыки и умения устаревают. И с течением времени процесс старения знаний, умений и навыков ускоряется благодаря, как сказали бы много лет назад, «ускорению научно-технического прогресса». Поэтому есть два выхода: либо ограничить себя и уйти из общества – в монастырь, отшельником, замкнуться в себе, сосредоточиться на одной или нескольких проблемах и ничего более не видеть, не замечать. И второй способ – победить себя, победить в себе желание «быть Обломовым», научиться анализировать, сопоставлять, делать выводы и действовать - научиться учиться.
Научиться учиться необходимо, можно и должно каждому.
О системе воспитания. Мы отказались в свое время от пионерской и комсомольской организации в школах и вузах, на предприятиях и в организациях и учреждениях, в большей степени из опасения, что эти организации могут стать средствами манипуляции общественным сознанием, но мы при этом «вместе с водой выплеснули и ребенка». Процесс воспитания, как таковой, независимый от партийной принадлежности, от идеологических установок, все равно важен и необходим. Человек живет в обществе, и, следовательно, нуждается в воспитании. Именно поэтому возникли школы различного типа. И вполне возможно было бы формирование Единой феде-ральной детской организации с подразделениями в субъектах, муниципальных образованиях и школах, целью которых было бы организация воспитательной работы. Эта организация могла бы действовать на демократиче-ских принципах: можно было бы иметь членство и выборность, учет инициативы ее тех или иных органов и членов. При этом можно учесть и опыт скаутских и других детских и студенческих организаций. Могли бы быть организации разного типа: условно говоря, например, первой, второй, третьей и других ступеней. Точные ориентиры, формулируемые на государственном уровне, постоянные коррективы в соответствии с реалиями, открытость системы позволят помочь образовательным учреждениям в проведении воспитательной работы. Поддерживающая детей, а не наказательная система - воспитывающая с позиции добра и поддержки, участия и внимания, правдивости и разумности, развития и сохранения «вечных истин» безусловно изменит состояние общества.
Хотим мы того или не хотим, ребенок «тянется» к обществу. И вот именно прагматический подход диктует – при достаточно широком спектре направлений, при достаточно глубоких процессах развития демократизма, именно требуется поддержка государства в процессе воспитания – необходимо именно научить воспитываться. В конечном итоге и пионерская и комсомольская и в какой-то степени партийная системы постоянно занима-лись в определенном смысле воспитанием. Было бы совершенно неразумно возвращение к старой системе, но «если звезды зажигаются, значит, это кому-то нужно». Очевидно, что общество нуждается как в системе обще-ственного обучения, так и в системе общественного воспитания. Но в этом смысле необходимо в новых усло-виях «учить воспитываться». Этот подход является естественным продолжением подхода «учить учиться».
К вопросу о лидерстве. Несколько десятилетий назад два американских автора У. Беннис и В. Нанус напи-сали книгу о трансформационной теории лидерства в наши дни. Суть всей теории можно кратко сформулиро-вать так: на вызовы сегодняшнего дня необходимо отвечать разработкой предвидения развития ситуации. Дру-гими словами на основе исходных данных необходимо научиться выстраивать картину, которая будет иметь место через определенное время.
В качестве примера можно привести пример с размножением кувшинок на озере: если их количество каж-дый день удваивается, то можно ли догадаться, «увидеть» за сутки, когда поверхность озера покрыта на поло-вину кувшинками, что на завтра будет закрыто все озеро. Ответ-то на самом деле и прост и сложен. Если мы только увидели это озеро на миг, то можно лишь предполагать, но если мы в течение нескольких дней видели удвоение, то предположение перерастает практически в почти полную уверенность.
Умение построения предвидения с учетом различных факторов, является приобретаемым навыком, и если не в абсолютном смысле, то, хотя бы в некотором относительном, является навыком, которому можно нау-читься. Не все могут стать гроссмейстерами в игре в шахматы или стать лидерами мирового тенниса, однако можно каждого научить этим играм на достаточно серьезном уровне, так что будет ясна логика, стратегия и тактика игры. Кстати и в той и в другой игре, несмотря на их различие, например, необходимо предвидение ситуации, то есть возможных вариантов (пусть и не всех) действий противника.
С формированием предвидения тесно связан следующий девиз: «Чтобы руководить - умей подчиняться». Это девиз успешно реализуется в лучших частных английских школах. И он абсолютно верен, поскольку уме-ние подчиняться – это не реализация лишь диктаторского подхода, когда все определяется только на верху, но также и умение действовать сообразно обстоятельствам, то есть принимать решения, брать ответственность на себя, умение видеть ситуацию и т.д. в соответствии с ожиданиями и возможностями, то есть подчиняться скла-дывающимся условиям.
Таким образом, мы пришли к тезису: «Научиться предвидеть!».
Об общенациональной идее. Заметим, что еще Беннис и Нанус, отметили, что для США вопрос о лидерст-ве вполне мог бы стать национальной идеей.
Эти и приведенные выше соображения приводят к естественной мысли, что умение формировать предвиде-ния, вполне может стать одной из важнейших составляющих нашей национальной идеи.
Соображения о необходимости учить учиться и воспитываться естественным образом дополняются воспри-ятием существенности умения формировать разумные предвидения.
В результате мы приходим к естественному тезису, который мог бы быть взят в качестве российской обще-национальной идеи: «Научить учиться, воспитываться и предвидеть!».
Эта идея находится вне рамок любой социальной группы, поэтому она может объединить представителей самых различных слоев и групп.
О развитии образования. Сейчас очень модным является тезис, что компьютеры нам помогут. Да, но… Опыт развития промышленности в советские времена показал, что если не вложить в компьютер «мозги», то это лишь «необыкновенная» игрушка. Компьютерные программы могут делать очень многое и здесь мы не будем останавливаться на этом. Но компьютеры нуждаются в людях, «начинке» и починке.
Сейчас планируется переход к профильному образованию. Есть несколько различных подходов к этому, по-говорим об этом позднее, но вот что реально может помочь сделать компьютеризация – это обеспечить равную доступность до источников информации. А это означает, что при наличии компьютера (спутниковых систем и т. д.), учащиеся самых отдаленных (в различных смыслах) школ, смогут иметь практически равный доступ к информационным ресурсам. Если в эти информационные ресурсы включить подходящие системы обучения, или их фрагменты: телевизионные программы образовательной направленности, заочные школы с организаци-ей обратной связи различного типа и т. д., а также сделать возможным каждому учащемуся аттестоваться по приобретенным знаниям (например, с получением оценки в аттестат зрелости, или в приложение к диплому в подходящем учреждении, имеющем право на эту аттестацию), то в результате сможет возникнуть реальное единое образовательное пространство на всей нашей территории. И, возможно, что это и будет прообразом той системы непрерывного образования, о которой говорили еще пятнадцать лет назад.
О профильном образовании. При подготовке материалов Госсовета РФ о наукоемких производствах и критических технологиях президент Российской академии наук академик Ю.С. Осипов неоднократно обращал внимание на острую необходимость сохранения и развития положительного опыта элементов качественного образования в России. Элементами такого опыта несомненно являются примеры проведения различного типа олимпиад и обучения в профильных специализированных учебно-научных центрах ведущих вузов страны.
Понятие «профильное образование» традиционно понималось (по крайней мере, последние сорок лет) как образование, при котором одни из школьных дисциплин изучаются на более высоком уровне, нежели другие. Об этом можно судить, например, по постановлениям правительства об организации специализированных школ физико-математического и химико-биологического профиля при ряде государственных университетов страны. При этом подразумевалось, что в этих школах оставшиеся вне профиля предметы будут и изучаются на преж-нем общем для всех уровне, а, возможно, также и на более высоком уровне, если учащиеся имеют такое жела-ние. Это один подход и он традиционен.
Однако в последнее время начинает обсуждаться и в некотором смысле реализовываться противоположный подход: профильные предметы оставляем на прежнем общем уровне, непрофильные предметы, если и не уби-раем из учебного плана, то сокращаем до такого минимума, что говорить о качественном преподавании гово-рить просто не приходиться. Тем более, что и переход на систему тестов (вообще говоря, если этой системой пользуется значительная часть мирового сообщества, то, очевидно, что в ней «что-то есть» и было бы, по край-ней мере, странно отрицать, что эта система в определенных условиях работает и весьма успешно) значительно упрощается. Однако, сразу необходимо констатировать, что общий уровень образования при такой подходе к «профилизации» образования несомненно понизиться. И если сейчас говориться, что наша страна находится на каком-то очень низком месте среди прочих стран, то в случае такой «профилизации» наш рейтинг очевидно упадет еще ниже. Конечно, при таком способе «профилизации» мы решим и проблему кадров для малоком-плектных школ, потому что достаточно будет иметь преподавателя по профильному предмету, а остальному итак научим, и оценки в приложении к аттестату вообще-то перестанут играть роль, разве что только по про-фильным предметам.
И вот тут опять вспоминается Пифагор, как писал о нем известный философ Порфирий: «Разговаривая с со-беседниками, он (Пифагор) поучал их или описательно, или символично. Ибо у него было два способа препода-вания, одни ученики назывались «математиками», то есть познавателями, а другие «акусматиками», то есть слушателями: математиками – те, кто изучали всю суть науки и полнее и подробнее, акусматиками – те, кто прослушали обобщенный свод знаний без подробного изложения… ». Следует отметить, что в начале двадца-тых годов уже нечто подобное в российских школах было, одни получали аттестат зрелости, в которых стояли оценки, а другие получали запись – курс – прослушал. Впрочем и сейчас такую справку администрация учебно-го заведения вправе выдать учащемуся, если отдельные курсы прослушаны, а в целом учебный план не выпол-нен. Таким образом, налицо сознательное уменьшение общего уровня образования. При этом делается ссылка на то, что в результате всеобщности образования необходимо понижать уровень требований. Это утверждение было бы верным, будь оно сформулировано лет так двадцать или тридцать назад. Сейчас, когда всеобщее сред-нее образование имеет место быть уже несколько десятилетий такой аргумент очень странно слышать, так как за эти годы и программы существенно изменились, и учебные планы тоже.
Реальнее сказать, что планируется и наступает очередной секвестр среднего, а затем, как следствие, и дру-гих видов образования. Хотя при этом расходы на образование должны вырасти, так как развитие новых теле-коммуникационных технологий пока еще требует финансовых средств.
Совершенно иной вариант профильности вытекает из предложения, недавно сформулированного вице-президентом РАН академиком Н.Л. Добрецовым: предлагается на базе научных центров Сибирского отделения Российской академии наук организовать филиалы Новосибирской физико-математической школы-интерната. Эту идею можно было бы существенно развить, используя опыт действующих специализированных школ и подготовительных отделений вузов.
Еще один вариант профильности образования мог бы реализоваться в связи с развитием новых информаци-онных технологий через развитие сети заочных, дистанционных школ и создание единой системы профильного образования. которые могли бы успешно дополнять друг друга. Главное в этом подходе – дать возможность практически каждому ребенку попробовать и максимально реализовать себя в тех или иных профилях, исполь-зуя для этого возможности новых технологий.
Об образовательных стандартах. Общеизвестно, что в США нет единых общефедеральных образователь-ных стандартов. И специалисты на протяжении многих десятилетий пытаются их разработать, но пока и «света в окне тоннеля не видно».
Отношение к образовательным стандартам в России в наиболее приемлемом виде было высказано практиче-ски несколько лет назад президентом Российской академии образования академиком РАО Н.Д. Никандровым, подготовившим с коллегами из Академии общий соответствующий проект учебных планов и программ по всем разделам школьной программы. Этот проект безусловно мог бы служить первоосновой для учебных программ по всем школьным дисциплинам, независимо от того будут или не будут в ближайшие годы выработаны еди-ные российские образовательные стандарты.
Об учебниках. Наша страна проходила различные этапы в использовании учебников. Были времена, когда учебники не менялись десятилетиями, было время, когда учебников стало столько, что глаза разбегались, сей-час мы вступили в пору, когда число учебников строго лимитировано, в результате чего под видом ликвидации многообразия пришли к монополизации. Новому, даже пусть и хорошему учебнику трудно пробиться, посколь-ку рынок уже распределен. Выходом из этой ситуации могла бы быть ликвидация монополии Министерства образования на присвоение грифов учебников, оказание большего доверия Российской академии наук, Россий-ской академии образования и их отраслевым и региональным отделениям, а также ведущим вузам страны, по-скольку их высокий научно-педагогический потенциал и их уровень ответственности не вызывает никакого сомнения.
Об ответственности высших учебных заведений за обучение на более низких ступенях. Несколько лет назад в России была распространена практика заключения договоров высших учебных заведений со средними школами на подготовку абитуриентов. Сейчас эта практика осуждена. Но, с другой стороны, общеизвестно, что повсеместно процветает репетиторство. Кстати, оно появилось не сейчас, репетиторство было и в дореволюци-онные времена, потом оно жестко осуждалось, а в последние годы снова расцвело пышным цветом. Люди, за-нимающиеся репетиторством, от налогов, как правило, уходят, но может быть нужно просто все упорядочить: например, налоги с этих видов заработка не брать, но и в пенсию эти доходы не учитывать; либо установить систему лицензирования, как определенного вида предпринимательской деятельности. Еще один путь сделать систему под крылом вуза – официально, расширив систему подготовительных отделений (не подготовительных курсов, а именно отделений, выпускники которых имеют право на льготное зачисление в вуз) при вузе, тем са-мым сделать ответственным за прием в вуз сам вуз.
Эти подготовительные отделения могли бы быть в какой-то степени на бесплатной конкурсной основе, а в какой-то степени на – платной - хозрасчетной основе. Обучение в течение 2-3-4 лет на подготовительном отде-лении могло бы стать нормой, слушатели (хотя им можно было придать статус студентов именно этих подгото-вительных отделений, а возможно и подготовительных факультетов) подготовительных отделений готовились бы к этому конкретному вузу и в результате исчезла бы ответственность общеобразовательной школы за по-ступление в вуз.
С другой стороны еще в XIX веке Н.И. Пирогов говорил, что университет должен быть – центром образова-ния и должен отвечать за обучение в гимназии. В качестве одной из форм воздействия он предлагал, чтобы ди-ректора гимназий назначались именно университетами, и, следовательно, университеты же осуществляли бы подбор преподавателей. Реализация этой идеи актуальна и в наши дни, хотя решение вопроса и не так-то про-сто.
О финансировании образования. Расходы на образование растут и будут постоянно расти. Но в действи-тельности, необходимо увеличение расходов на образование в несколько десятков раз. Приведем несколько исторических примеров.
В XIX веке в своем труде о путешествии по Швейцарии К.Д. Ушинский писал: «…Забота правительств должна состоять в том, чтобы подымать уровень народ¬ного образования, сообразно с движением науки вперед, и распространять его как можно далее и как можно глубже в массе народа. С поднятием уровня народного об-разования и с его распространением появятся в народе и двигатели науки вперед; дело правительств в отноше-нии этих двигателей состоит только в том, чтобы заметить их и оказать помощь их единичным усилиям там, где это окажется необходимым. Правительства не могут двигать вперед ни поэзии, ни науки, ни искусства; их движет свободный гений человека;…
… Если бы бернское правительство не сосредоточило всего своего внимания и всех своих сил на устройстве первоначальных школ, то никогда не достигло бы тех ре¬зультатов, какие мы теперь видим.
Прежде всего, оно озаботилось приготовлением учителей, понимая очень хорошо, что прежде всего нужны люди, а потом уже можно писать для них программы и определять курс… Для молодых учителей, уже опреде-ленных к местам, устро¬ены были особые педагогические курсы; старым, ко¬торых нельзя уже было направить на новую дорогу, дана возможность выйти в отставку; финансовые средства народного образования увеличены почти в сорок раз… кроме того, берн¬ское правительство устроило школьные синоды, орга¬низовало учительское сословие, дало ему возможность самостоятельного развития и открыло ему правильное влияние на школьное законодательст-во и управле¬ние. Мудрено ли, что после таких мер народное обра¬зование действительно стало на ноги и идет те-перь вперед? В настоящее время издержки на народное образование с каждым годом значительно возрастают…
…Но не мешает припомнить, что в Бернском кантоне …значительная часть населения кантона, особенно живу-щая в горах, очень бедная… Бернский кантон употребляет почти пятую часть своего государственного дохода на народное образование. …К сожалению, я нигде не мог узнать цифры, во что, вообще, обходятся Бернскому канто-ну его учебные заведения; но приблизительно можно положить, что казна покрывает никак не более одной трети всей суммы этих издержек.
Что же делать? хорошее народное образование обходится недешево! Но следует еще сообразить: что обхо¬дится народу дороже, образование или невежество?». Слова, написанные полтора столетия назад, но остаются справед-ливыми и сейчас.
И в нашей новейшей истории России можно привести отдельные замечательные примеры: в Республике Саха (Яку-тия) более двадцати процентов бюджета направляется на образование - это записано в Конституции Республики и це-левая установка руководства Республики , что каждый проживающий в республике должен иметь качественное обра-зование вызывает только восхищение. Так что не только Япония желает, чтобы все ее граждане в недалеком будущем имели высшее образование.
В нашей стране развитие образования и развитие науки неразрывны. Существующие в настоящее время препоны, размежевывающие науку и образование, рано или поздно будут преодолены. Если мы действительно хотим стать мощно развивающимся государством, то необходимо в несколько десятков раз увеличивать расхо-ды на образование и науку (причем не только в абсолютных цифрах – все уже побывали миллионерами), а в относительных, то есть в процентах от общего объема бюджета. Если мы действительно хотим удвоить вало-вый внутренний продукт (не только в абсолютных цифрах, но и в относительных), то необходимо развитие об-разования и науки в различных направлениях: это и изменения в подходах к формированию бюджетов разных уровней, это и изменения в статусе работников образования и науки, это и изменения в законодательной сфере.
Изменения в финансовой сфере. Остановимся на одном примере изменения в законодательной сфере, ко-торое могло бы повысить заинтересованность граждан, например, в спонсорстве образовательных учреждений. Пример, конечно, весьма условен, так как размеры публикации не позволяют привести все необходимые вы-кладки, учитывающие инфляцию и т.д., но позволяет наметить определенные направления на пути совершенст-вования налогового законодательства.
Пример. Если разрешить осуществлять вложения на депозит образовательного учреждения суммы в 100 млн. рублей из заработанных средств, например на 4 года, с условием, что образовательное учреждение полу-чает разницу между процентом по депозиту (например, 7%) и 6 % от суммы, то за четыре года будет выплачен налог на прибыль с этой суммы – 24 %, образовательное учреждение получит 4 %, то есть 4 млн. рублей, и го-сударство в абсолютных цифрах также получит 24 млн. рублей. Если, при этом, эти деньги находятся на депо-зите в банке, в котором положивший их участвует в руководстве, то для него нахождение в составе попечитель-ского совета означает выполнение контроля и за своими деньгами тоже. Находясь в банке, деньги уже через банковскую систему продолжают работать. Понятно, что деньги за четыре года обесцениваются, но зато появ-ляется заинтересованность вкладывать их в образование, при этом федеральный бюджет получает определен-ный процент, образовательное учреждение получает определенный процент, в выгоде оказывается человек, осуществляющий вложение, и деньги продолжают работать.
Кстати, все эти средства при расчете соответствующего бюджета на новый финансовый год вполне можно учитывать, поскольку можно, например, производить регистрацию таких вложений, например, через централь-ный банк России, Сбербанк или другие уполномоченные банки. Можно было бы предусмотреть другие фис-кальные или контрольные меры за отслеживанием соответствующих финансовых потоков.
Этот условный пример показывает, что возможно создание финансовой системы, в работе которой будут иметь заинтересованность все стороны. В определенной степени этот подход позволит проводить планирование в той или иной степени расходов и доходов образовательных учреждений. Заметим, что аналоги этого подхода в бюджетной и налоговой политике успешно реализуются в США в течение десятилетий.
Подход с учетом математических моделей. В этой связи вспоминается график, который построил акаде-мик Г.И. Марчук, анализируя течение хронических заболеваний. Условно течение этого графика можно опи-сать так: для того, чтобы вылечить хроническое заболевание сначала нужно, чтобы болезнь спрогрессировала, затем нужно пройти точку кризиса, и только после этого может произойти выздоровление.
Применяя рассуждения Гурия Ивановича к обществу, как к живому организму, можно заметить, что его вы-воды остаются справедливыми и по отношению к различным застарелым (хроническим) болезням сообщества.
Особенности текущего момента. Одной из существенных особенностей нашего времени является много-вариантность (в различных смыслах) нашего дальнейшего существования и развития общества, обусловленное традиционными подходами и появлением новых идей, разнообразием примеров развития государств Запада и Востока, влияние десятилетних попыток реформирования. Иногда эта многовариантность воспринимается как следование противоположными курсами. В результате происходит расщепление сознания, сокращение пози-тивности восприятия, и, как следствие, неоднозначность оценок происходящего.
Кризис образования в разных видах имеет место в разных странах, но у нас «лечение» (в смысле преды-дущего пункта) системы образования идет ускоренно и в некотором смысле вполне успешно. Ощущение того, что самая критическая точка пройдена, безусловно имеется – разрушения системы не произошло, видны раз-личные варианты развития. Но период ключевой и очень короткий. Была проведена большая работа в поисках выхода из ситуации, однако наблюдается управленческий кризис. Изменилось информационное пространство и способы работы. Меняются дети, причем скорее, чем взрослые. Иногда происходят задержки с осознанием ди-намики и масштабов происходящего, поэтому нужно ставить глобальные задачи с опережением, а не только решать локальные задачи.
В действительности именно развитие предполагает рассмотрение вопросов с различных позиций и пред-полагает поиск (не всегда простой и самоочевидный, но это относится именно к поиску) решения, которое было бы оптимальным, естественным, и потому было бы понятным, по крайней мере, для большинства. Необходимо научить и понимать проблемы и находить решения, понятные для других - все это и значит научить учиться, воспитываться и предвидеть.
Одним из вариантов выхода могло бы быть осуществление (в подходящей форме) глобального стратеги-ческого планирования, например, через Администрацию Президента РФ совместно с Российской академией наук, Российской академией образования и другими государственными академиями, а также ведущими универ-ситетами страны, как постоянно действующими стратегическими центрами, определяющими развитие системы образования в регионах и в стране в целом, а управление существующей системой образования Министерством образования РФ, как исполнительным органом, позволит ему решать именно текущие задачи.
В результате идея «Научить учиться, воспитываться и предвидеть» вне всякого сомнения успешно реа-лизуется и положительные последствия не замедлят сказаться на позитивном развитии всего общества в целом.
Тамара Малых ( Пользователь )
(Александр Александрович Никитин @ 01.09.2006, 13:35) <{POST_SNAPBACK}>
Одним из недостатков отсутствия логического образования является традиционный подход рассмотрения решения проблемы или вопроса только с положительной стороны. Известно из истории, что только примерно в третьем веке до нашей эры философы стали рассматривать проблемы как с положительной, так и с отрицатель-ной сторон, то есть рассматривать аргументы, которые не укладываются в систему, подтверждающую рассмат-риваемую точку зрения. Такой подход на заре развития человечества следовал логике развития знания. Однако в наши дни, не слышать аргументов оппонентов - это значит идти против потока знания. Аргументы, что неко-гда нам всем отвечать, нужно дело делать - могут привести и часто приводят к противоположным результатам.
Еще один аспект. В логике есть закон: из лжи можно вывести все, что угодно, поэтому прежде всего нужно заботиться о правдивости посылок. И в этом нам и помогает системный подход.
Для чего, в конечном счете, все мы учимся, ведь не ради самой учебы, как таковой, а для того, чтобы ус-пешно реализоваться в своей жизни. А чтобы быть успешными, необходимо уметь вписываться в действующую общественную систему, быть адекватными возникающим ситуациям, уметь реализовывать все свои человече-ские качества. Именно поэтому в условиях постоянно изменяющегося мира, следовательно, необходимо уметь постоянно учиться. Известно, что человек – это существо, которое обладает удивительной способностью к приспособлению (в самых различных смыслах), именно потому, что он мыслящее существо. Но если он живет только на основание застывших знаний, практических навыков, умений, то рано или поздно наступает момент, когда все эти знания, навыки и умения устаревают. И с течением времени процесс старения знаний, умений и навыков ускоряется благодаря, как сказали бы много лет назад, «ускорению научно-технического прогресса». Поэтому есть два выхода: либо ограничить себя и уйти из общества – в монастырь, отшельником, замкнуться в себе, сосредоточиться на одной или нескольких проблемах и ничего более не видеть, не замечать. И второй способ – победить себя, победить в себе желание «быть Обломовым», научиться анализировать, сопоставлять, делать выводы и действовать - научиться учиться.
Умение построения предвидения с учетом различных факторов, является приобретаемым навыком, и если не в абсолютном смысле, то, хотя бы в некотором относительном, является навыком, которому можно нау-читься. Не все могут стать гроссмейстерами в игре в шахматы или стать лидерами мирового тенниса, однако можно каждого научить этим играм на достаточно серьезном уровне, так что будет ясна логика, стратегия и тактика игры. Кстати и в той и в другой игре, несмотря на их различие, например, необходимо предвидение ситуации, то есть возможных вариантов (пусть и не всех) действий противника.
----------------------------

В результате идея «Научить учиться, воспитываться и предвидеть» вне всякого сомнения успешно реа-лизуется и положительные последствия не замедлят сказаться на позитивном развитии всего общества в целом.



Наконец, удалось прочесть эту статью целиком, Александр Александрович!

Особенно хочется поддержать тезис о необходимости логического образования. Без этих знаний, мне кажется, невозможно анализировать информацию в нашем перегруженным информацией мире. Мы обучаем поиску информации, а как отобрать нужное из большого списка, как найти первоисточникsmile.gif)) Как разобраться с аргументированностью и адекватностью. Продвижение информационной культуры без логической культуры - это фикция. Это такой же необходимый навык выживания в инфосфере - как навык работы в поисковых системах.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+