Личный кабинет

Формирование активной роли учащихся с отклонениями в развитии в процессе адаптации детей для дальнейшей интеграции в современное общество.

СКОУ № 20 Сызрань СКОУ № 20 Сызрань ( Пользователь )
Формирование активной роли учащихся и воспитанников
с отклонениями в развитии в процессе адаптации и
социализации детей для дальнейшей интеграции
в современное общество.
[size=2]
Л.Д. Зубова, заместитель директора по воспитательной работе
специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат №20 г.Сызрань

Гуманизация общественных отношений предполагает наличие особого внимания к наименее защищенным членам общества, среди которых особое место занимают дети с отклонениями в развитии. Большинство людей воспринимают таких детей, ориентируясь на утвердившийся стереотип, общественное мнение им автоматически приписывает статус людей «второго сорта». Как следствие, дети, и так имеющие сложные отношения с «обычными» сверстниками и взрослыми, часто вырастают с обидой на отторгающий их окружающий мир. Перед педагогами, работающими в системе коррекционного образования, стоит нелёгкая задача изменения существующей ситуации.
Наиболее распространённой формой оказания коррекционной помощи детям с отклонениями в развитии является их воспитание и обучение в специальных учреждениях. Основные направления воспитательной работы нашей специальной (коррекционной) школы - интерната №20 г. Сызрани заданы спецификой учреждения. Однако способы реализации и конкретное содержание программ -поле для проявления индивидуальности. В нашем случае системообразующей стала идея активной роли детей с отклонениями в развитии в процессе адаптации и социализации, или иначе - их активная социальная адаптация. Это означает изменение позиции воспитанника: из пассивного объекта воспитательного воздействия со стороны педагогов и родителей он становится активным субъектом - преобразователем социальной среды (микросреды школы - интерната). Таким образом, Основное положение - ребёнок как субъект воспитательной системы -заложено в самой цели программы активной социализации: создание условий для развития личностных качеств ребёнка, обеспечивающей ему успешную социализацию и интеграцию в социуме на основе принципиального изменения
его пассивной жизненной позиции на активную. Речь идёт о ситуации, когда ребёнок из пассивного «потребителя», «получающего», объекта специальной (коррекционной) опеки становится активным «проводником», «субъектом», способным воздействовать на окружающее его пространство и на организацию своей жизни.
При создании воспитательной системы, ориентированной на заданную цель, мы исходим из убеждения в том, что замена человеком «стремления к своему благу стремлением к благу других существ» помогает ему увидеть, что это и есть «движение человечества вперёд» (Л.Н. Толстой, трактат «О жизни»). Забота о ближнем изменяет отношение ребёнка к себе, к своим проблемам, «зацикленности» замкнутости на них. Дети, сами, оказывая помощь более в ней нуждающимся, через эту заботу проявляют лучшие свои качества и активизируют своё стремление быть лучше. Коллективно-творческое дело «Мы с вами!» (в рамках которого проходят встречи детей с инвалидами, с пожилыми людьми в домах престарелых, благотворительные концерты для ветеранов, для представителей малоимущих слоев населения, т.д.) демонстрирует уровень осознанности детьми своей активной социальной роли и эмоционально настраивает их на дальнейшую работу над собой и для других. Именно в этих ситуациях идёт работа над решением проблемы поиска компромисса между своими индивидуальными потребностями и общественными. Системообразующими компонентами воспитательной системы становятся: Коллективно-творческие дела (КТД). Разновозрастные отряды ДЮП, «Юный эколог», ЮИД. Тематические дни («День Знаний», «День встречи с выпускниками», «День Матери», «День России», «День Учителя», «День именинника», «Мы с вами!» и др.)
С учётом специфики учащихся нашей школы (коррекционное учреждение V, VIII вида), акцент делается на достижении осознанности ребёнком уникальности каждого человека, и, соответственно, самого себя (формирование индивидуальности, самоутверждение через деятельность) в сочетании с усвоением принципов коллективизма, ощущением своей принадлежности к сообществу (коммуникативные способности, интеграция в социум). Здесь успешным воспитательным элементом становится школьное coy правление. Его цель: интеграция ребёнка в социокультурную среду через участие в общественной
жизни школы; приобщение личности к общечеловеческим ценностям. В
повседневной деятельности соуправление проявляется в планировании деятельности коллектива, в её организации, в анализе своей работы, подведении итогов сделанного и в принятии решений. Главным органом школьного соуправления являются: школьное объединение «Плеяда» (со своим уставом, девизом, гимном и флагом), которое состоит из Совета Мудрейших (в лице директора школы, заместителя директора школы по УВР, старшего воспитателя и др.); совет школьного объединения из 10 учащихся. Принимая участие в этих органах, дети приобретают опыт общения и практических действий в планировании, организации и анализе деятельности.
Активно используются воспитательные возможности искусства, народной культуры (особенно фольклора как средства развития речи и создания положительного эмоционального фона), игровые формы деятельности, принцип наглядности. По мере перехода воспитанников из класса в класс содержание воспитательных программ углубляется и расширяется. Системный подход, лежащий в основе программы предполагает создание единого педагогического пространства, интегрирующего все его элементы: учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы. В качестве задач, позволяющих достигнуть цели, мы определили:
1) формирование гуманистического отношения к окружающему миру, приобщение к общечеловеческим ценностям и их освоение;
2) формирование самосознания, становление активной жизненной позиции, потребности к самосовершенствованию и саморазвитию, способности успешно адаптироваться в окружающем мире, побуждение учащихся к рефлексии, к постоянному самонаблюдению и самоизучению с целью выработки социально приемлемых и значимых ориентиров своего поведения;
3) создание условий для успешного самоутверэмдения учеников в формах общественно полезной деятельностихи поведения, как следствие - обретение необходимого статуса среди сверстников; предоставление возможности реализоваться в соответствии со своими склонностями и интересами, приобщение к плодотворным способам организации свободного времени;
4) развитие физического и психического здоровья школьников, желания,
способностей и умений поддерживать в порядке свой организм, осознание ими здоровья как одной из главных жизненных ценностей;
5) стимулирование прагматико-ориентированного отношения учеников к выбору профессиональной деятельности в соответствии с современными социально-экономическими условиями, формировать устойчивые профессиональные интересы и склонности;
6) создание условий для повышения профессиональной компетентности педагога как воспитателя;
7) обучение родителей детей с ограниченными возможностями для повышения их компетентности в вопросах реабилитации.
Цель и поставленные задачи осуществляются через организацию деятельности учащихся по комплексной программе «Я и мир вокруг меня». Программа состоит из нескольких разделов, каждый из которых направлен на формирование: позитивных моделей поведения в природе и обществе; позитивного и ответственного отношения к себе и окружающим, к природе; определённых личностных качеств; коммуникативной компетентности.
Систему школьного воспитания мы делим на три этапа: 1) раскрытие личности (1-4 кл.); 2) развитие личности (5-7 кл.); 3) становление и самоактуализация личности (8-9 кл.). Каждому этапу соответствуют цели и задачи, в зависимости от возраста подопечных, специфики классного коллектива, особенностей отдельных учащихся: 1-4 кл.: умение быть самим собой; осознание своего «Я»; желание учиться; 5-7 кл.: осознание цели и жизни; искусство общения со сверстниками; внутренние потребности к самовоспитанию; 8-9 кл.: умение ставить цели и достигать их; умение верить в собственные силы; становление самостоятельной практической личности; подготовка к семейной жизни.
В рамках воспитательной системы реализуются целевые программы. Учащиеся начальных классов работают по программе «В мир русской народной культуры». Цель: создание условий для вхождения ребёнка в мир русской народной культуры, формирование у него нравственных ценностей русского народа через воспитание у детей уважительного и бережного отношения к своему прошлому, к истории и культуре своего народа. Программа воплощается через формы, адекватные возрастным особенностям младшего школьника: игры, песни, сказки, костюмы,
домашнюю утварь.
«Восхождение к истокам» - программа для учащихся 5-9 классов. Цель: формирование нравственных качеств личности на основе национальных традиций. Целью программы «Здоровый образ жизни» (реализуется во внеурочное время) является формирование здорового образа жизни, пропаганда его через расширение сети спортивных секций и кружков. Спортивно-оздоровительной работой охвачено 79,6%. В программе «Маленький принц Земли» мы попытались решить задачу целенаправленного формирования у детей позитивного опыта взаимодействия со своей «планетой», с ближайшим окружением. На базе школы также работают кружки (76% учащихся) и студии по интересам (47,5%), согласно направлениям: декоративно-прикладное; эстетическое; информационное; спортивно-оздоровительное.
Таким образом, перспективу нашей работы в рамках воспитательной системы мы видим в направленности на:
1) поэтапное освоение составляющих идеальной модели выпускника через конкретизацию их на каждом из этапов достигнутого в реальности (реальной модели выпускника);
2) повышение уровня осознанной ответственности взрослых (педагогов, родителей, представителей социума) за результат воспитания;
3) изменение пассивной и потребительской позиции наших воспитанников на активную социальную роль людей, обладающих уверенностью в своих возможностях воздействия на социум и на свою судьбу.
Поскольку мы стремимся к формированию у наших детей качеств личности, которые способствовали бы повышению степени их свободы по отношению к окружающему миру, укреплению веры в свои силы, по адаптации в социум, диагностическая работа занимает особое место. Специфичным для воспитательной деятельности школы является удалённость во времени результатов воспитания, поэтому есть стремление рассматривать выпускников как критерий их качества (критерий - соответствие релевантных характеристик выпускника модельным представлениям (идеальная модель) о нём) и организовать периодический сбор информации о них. Более того, эта деятельность планируется как часть воспитательного процесса за счёт вовлечения в неё школьников, начиная с младших
классов. Организационная цель такой «эстафеты поколений» - создание Музея выпускников.
Отдельным и чрезвычайно важным направлением нашей работы мы считаем создание имиджа учебного заведения, который способствовал бы максимальному раскрытию потенциала школы - интерната и позволил бы в будущем выйти на уровень повышения своего статуса до научно-методического консультационного Центра для педагогических коллективов специальных образовательных учреждений (соединение науки и практики в нашей деятельности).
Елена Иващенко ( Пользователь )
Вот это я понимаю концептуальный подход! Практически готовая программа развития коррекционной школы - подгоняй под местные условия и пользуйся! Какие же вы там в Сызрани молодцы! Скажите, а органы управления образованием вами интересуются и ценят ваше новаторство?
Марина Кривобокова ( Пользователь )
Для педагогов работающих в нашей школе подобный подход не новый: рабочие программы адаптированы под контингент детей с ЗПР, и воспитательная работа ведётся похожими способами,... Только отдачи от детей что-то особенно не видно: большинство выпускников растёт обыкновенными потребителями общества, не желая ничего вносить полезного в развитие этого общества. Хотелось бы узнать: у Вас существует подобная проблема? Если имеется, то как Вы её решаете?

С уважением Марина Васильевна Кривобокова, Тамбовская область.
Елена Королева ( Пользователь )
Уважаемые коллеги! В нашем образовательном учреждении для детей с отклоннениями в развитии тоже ведется большая работа по формированию активной жизненной позиции наших воспитанников. Я работаю учителем русского языка и социально-бытовой ориентировки. Много времени уделяю и внеклассной работе. Заметила, что дети проявляют большой интерес и активность при проведении школьных мероприятий. Особой популярностью у них пользуются предметные недели, книжные фестивали, викторины, встречи с писателями и поэтами Тамбовщины. У нас разработано много программ по дополнительному образованию и других методических материалов, которые реализуются нашими педагогами и ориентированы на адаптацию детей и их дальнейшую интеграцию в общество.

Марина Кузнецова ( Пользователь )
Программ, планов и методических материалов в каждом учебном заведении сейчас достаточно, но и проблем с подростками становится все больше. Болезни современного общества порождает множества проблем, связанных с социальной дезаптацией молодежи. В среде несовершеннолетних, как в специальных школах, так и в общеобразовательных учебных заведениях беспрепятственно распространяются стереотипы поведения, связанные с уклонением от учебы, агрессией, насилием по отношению к слабым. Для снижения остроты проблемы отклоняющегося поведения детей и подростков с ОВЗ необходимо оздоровление их социальной и духовной жизни. В нашей школе-интернате достаточно педагогов, которые не формально, а используя, весь свой профессиональный и духовный потенциал помогают детям войти в этот сложный взрослый мир.
С уважением Марина Кузнецова ( воспитатель ТОГБОУ школы-интерната г.Котовска).

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+