Личный кабинет

Школа без стресса!

Все мы мечтаем, чтобы школа была комфортным развивающим пространством.
Сергей Малых ( Пользователь )
Уважаемые коллеги!

Для того, чтобы наш диалог сегодня был более конструктивным и Вы смогли более глубоко пообщаться с нашей командой психологов – предлагаю познакомиться с подробным описанием основных моделей психологических служб, которые сегодня существуют в разных странах мира.

Впервые термин “школьная психология” прозвучал в 1910 году в немецкоязычной психологической литературе (в статье Уильяма Штерна “Сверхнормальный ребенок”). Перевод статьи был опубликован в 1911 году в “Journal of Educational Psychology”, благодаря чему концепция Штерна получила известность в широких психологических кругах. В этой статье он выражает уверенность, что школьная психология в недалеком будущем придет в школы и завоюет там прочные позиции. Штерн пишет: “Создание постоянной психологической службы в образовании … вскоре будет осознано как насущное требование, что приведет к появлению в школах особых специалистов и к созданию соответствующих учреждений”, обеспечивающих развитие школьной психологии. В эти же годы активно развивалась психология в России, тем не менее несмотря на богатую и долгую историю отечественная система практической психологии в системе образования активно развивается лишь в последние 20 лет. К сожалению, после печально знаменитого постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпроса», развитие школьной психологии было приостановлено.

Сравнительный анализ организации и развития школьной психологической службы в разных странах позволяет выделить 3 основные модели, которые можно рассматривать и как стадии развития службы практической психологии образования.

С введением всеобщего среднего образования и последующей за этим дифференциацией учебных программ (а также типов школ) в системе образования появляется необходимость для отсутствовавшего прежде звена оценки и отсева учеников, которые так или иначе не вписываются в стандарт (неадаптивны). Психология, разработавшая к тому времени или же специально для такого случая соответствующий инструментарий, выполняет функции фильтрующего пункта в системе образования. За образец берется медицинская модель. Главная роль психолога – "измерительный инструмент" для достоверной оценки возможностей ребенка по отношению к требованиям сложившейся системы образования [(предполагается, что психологические тесты дают более достоверный результат, позволяющий обнаружить источник академической неуспеваемости – основной проблемы, на решении которой фокусируется школьный психолог)]. Итак,

МОДЕЛЬ 1.

основная роль психолога – "измерительный инструмент", "пункт фильтрации",
цели и задачи психолога в системе образования – выявление детей с трудностями в обучении, определение возможностей коррекции, ее организация и проведение;
конкретные виды деятельности, на которые распределяется время психолога – диагностика, написание заключений и рекомендаций, коррекционная работа, консультирование ("психотерапия");
методы работы, основной инструментарий и ПВК – психометрические тесты, диагностические методики, "приемы" и методы психотерапии и консультирования, организационное воздействие (перевод ребенка из класса в класс), наблюдения за учащимися;
"предмет" работы психолога – данные диагностических методик, данные наблюдений о поведении учащихся и всевозможная информация, ценная для принятия решений;
источник заказа на психологическую работу – школьная администрация, система образования, педагоги, реже – родители, еще реже - учащиеся;
вопросы научной обоснованности психологической практики – "научная обоснованность" сводится к использованию в большей или меньшей степени апробированных и стандартизированных методов диагностики, за которым может и не стоять никакой "теории"; [наличие "научной базы" в принципе не требуется, если психолог решает задачи, поставленные перед ним школьным руководством – успешно сортирует детей и осуществляет коррекцию; при этом психологом может декларироваться научная обоснованность его работы, но руководству в большей или меньшей степени все равно, какая она];
критерии эффективности работы психолога – определяются администрацией и работниками образовательного учреждения; только количественные (объем проведенных работ);
вопросы взаимовлияния между психологической службой и системой образования (насколько психолог может воздействовать на последнюю) – система образования и порядки образовательного учреждения существуют как относительно неизменная данность, психолог подстраивается под нужды системы и удовлетворяет ее запросы, влияние на нее минимально;


Целью психолога во второй модели является участие в формировании оптимальной образовательной среды, он тоже осуществляет психодиагностику, но в данном случае его интересуют не только отклонения и трудности в обучении, но также индивидуальные различия между детьми по личностным параметрам, статус ребенка в группе сверстников, особенности взаимодействия учителей с учениками и влияние этого взаимодействия на эффективность образовательного процесса. Поэтому помимо диагностики психолог осуществляет множество других психологических вмешательств, как то – индивидуальное консультирование, работа с детьми в группе, консультирование учителей, тренинги с учителями и повышение их психологической квалификации.

Модель 2.

Предлагаемая "модель 2" рассматривается нами как промежуточный этап становления интегральной системы психологической службы в образовании и основывается на анализе данных по современным психологическим службам в ряде стран. Поэтому, ввиду общей эклектичности устройства современной психологической службы, возникают сложности с очерчиванием четких границ переходной модели. Все же, мы пришли к выводу, что в настоящее время можно выделить достаточно устойчивое "агрегатное состояние", в котором пребывает психологическая служба в системе образования.
основная роль психолога – к модели 1 добавляются новые роли, которые могут входить в противоречие.
цели и задачи психолога в системе образования – могут сильно различаться в зависимости от запросов учреждения. Основную цель работы можно объединить под понятием "адаптации" учащихся к условиям образовательного процесса различными способами; в дополнение к сортировке и отсеву появляется необходимость включения учащихся с особыми возможностями (в частности, с ограниченными возможностями адаптации) в систему общего образования, также из-за высокой специализации образования возникает необходимость в специальной профориентационной работе ("маршрутизация" – одна из главных целей психологической службы в Германии). Увеличивается вклад психолога в форме активных воздействий на "поведение" и "личность" различных участников образовательного процесса (по заказу учащихся, учителей и администрации проводятся тренинги и другие формы групповой работы), в качестве одной из целей такой работы выступает "развитие личности" и "раскрытие потенциала", создание оптимальной «образовательной среды».
конкретные виды деятельности, на которые распределяется время психолога – диагностика, коррекция, профориентация, обучающие тренинги и "личностного роста", индивидуальное консультирование учащихся и их родителей, просветительская деятельность с учителями и администрацией, проведение уроков психологии;
методы работы, основной инструментарий и ПВК – широкий круг методов оценки (диагностики), коррекции и развития, навыки консультирования и групповой работы;
"предмет" работы психолога – "психологический климат" в ученическом коллективе, коллективе преподавателей, в коллективе школы в целом, поведение учащихся, личность учащихся и оптимизация взаимодействие между ними, проблемы обучения.
источник заказа на психологическую работу – администрация, учителя, родители, учащиеся;
"мишень" – основная категория клиентов психолога – с одной стороны все так же администрация учреждения и учителя, с другой стороны – учащиеся с их нуждами и индивидуальным развитием, в качестве принципа принимается примат интересов ребенка.
вопросы научной обоснованности психологической практики – любая легитимная научно-методическая основа, в целом декларируются гуманистические принципы, также от психолога обычно требуется хорошая подготовка в области психологии развития, клинической и педагогической психологии;
условия и порядок работы психолога – зависит от структуры, количества и профессиональной дифференциации работников службы сопровождения учащихся ;
критерии эффективности работы психолога – "здравый смысл", чаще всего косвенные - удовлетворенность администрации, признание со стороны учителей и успешное "видимое" воздействие на учащихся;
вопросы взаимовлияния между психологической службой и системой образования (насколько психолог может воздействовать на последнюю) – возможно локальное влияние как результат сотрудничества психолога с администрацией и педагогами, например, в форме психологических мероприятий в школе; как эффект просветительской и консультационной работы с учителями, возможно "личностное" воздействие, вследствие чего у кого-то изменится стиль преподавания или даже картина мира, что отразится на учащихся и психологическом климате в учреждении в целом. Большую роль играют личностные качества психолога и такие его характеристики как возраст и педагогический стаж


Мы можем рассмотреть устройство психологической службы в системе образования по "модели 3" на одном из наиболее организационно развитом на настоящий момент примере – школьная психология Новой Зеландии.
Психологи образования Новой Зеландии работают в первую очередь в "контекстуальной" или "экологической" модели решения проблем, которая требует совместной разработки выходов из сложившихся ситуаций. Психология образования, будучи сформированной в значительной степени под влиянием теории экологических систем Бронфенбреннера и социального интеракционизма (напр. Выготский), работает в рамках мультисистемной парадигмы. Сильное влияние на эффективность психологии образования оказывает именно теория экологических систем. Человеческое поведение в ней считается функцией взаимодействия людей между собой и с разными средами. Таким образом, происходит переход от индивидуально-центрированных подходов к подходам, созвучным работе с сообществом в целом.
Большинство психологов образования строит свою практику на основе экологических моделей. Психология образования в Новой Зеландии является теоретически обоснованной, это практика взаимодействий в контексте, взаимодействий со средой как социальной, так и физической, как основы для обучения и формирования поведения. Такая трансформация психологии образования возникла вследствие ожиданий сообщества, что психолог будет работать не только внутри школы, однако, некоторые аспекты этого экологического подхода оказалось трудно внедрить в практику. Основная сложность заключается в том, что методы, применяемые в традиционной школьной психологии, не подходят к работе одновременно со школой, расширенной семьей и сообществом. Экологический подход к пониманию человеческого развития подразумевает, что реальностью для человека является его собственное восприятие ситуации, и, тем самым, в одной и той же ситуации реальность для ее участников может быть различной.

Модель 3.

основная роль психолога - социальный конструктор, анализатор ситуации в разных контекстах,
цели и задачи психолога в системе образования – способствовать оптимальной коммуникации и со-развитию всех членов сообщества, самого сообщества и системы образования в частности.
конкретные деятельности, на которые распределяется время психолога –
Работа по запросу: сбор информации, картирование и анализ проблемной ситуации, консультативно-терапевтическая работа с людьми, вовлеченными в ситуацию;
Мониторинг системы образования: наблюдение, анализ, рекомендации;
Научно-методическая работа: психолого-педагогические консилиумы, разработка и апробация новых форм осуществления образования: школы приглашают психологов для проведения реформы образовательного учреждения;
Психологическое просвещение в форме мероприятий по обучению коммуникации, приемам самостоятельного совладания с трудными ситуациями, воспитание толерантности к представителям иных культур.
методы работы, основной инструментарий – любые модели в экологической парадигме, ситуационный анализ + сбор как объективных, так и субъективных данных, с использованием ряда средств, таких как наблюдение, интервью, тестирование (вспомогательный, добавочный метод) и анализ школьных записей (см. еще дальше), принцип "экстернализации", от тестов как основного метода многие отказываются; преобладают качественные методы сбора информации
"предмет" работы психолога – "контекстуализированная" система взаимодействий, взаимоотношения участников образовательного процесса ;
источник заказа на психологическую работу – министерство образования, учебный персонал, локальные сообщества (семья или клан), учащиеся;
"мишень" – основная категория клиентов психолога – "сообщество", которое существенно шире, чем школа, учащиеся и их расширенные семьи;
вопросы научной обоснованности психологической практики – социальный конструктивизм, теория экологических систем, "контекстная" модель, требующая совместных усилий различных участников ситуации;
условия и порядок работы психолога –психологи образования в Новой Зеландии располагаются в местных офисах и работают вместе с другими профессионалами в области здоровья в интердисциплинарных командах, каждый психолог приписан к определенному участку;

критерии эффективности работы психолога – запрос исходит от общества – разрешение проблемных ситуаций, повышение эффективности коммуникации и взаимодействия между людьми оно и судит работу психологов;
вопросы взаимовлияния между психологической службой и системой образования – разработана система обратной связи от психологов "с мест" за счет того, что инфраструктура психологической службы в системе образования Новой Зеландии подразумевает непосредственный контакт школьных психологов с Министерством Образования;

Таковы, на наш взгляд, основные модели организации службы практической психологии в мире. И выбор той или иной модели, обусловлен целым рядом факторов: социально-экономической ситуации, идеологией, целями и задачами, которое ставит перед собой образование и т.д. В настоящее время в России идет выбор формы организации службы практической психологии и адаптация к требованиям предъявляемым обществом, т.е. выбор идеальной службы для отечественной системы образования. Конечно, наиболее интересной и оптимальной моделью может быть только та, которая работает с сообществом в целом.
Тамара Малых ( Пользователь )
Уважаемые коллеги!

Команда психолого-практиков, реализующих проект "Школа без стресса" выйдет в интернет-эфир с 13 часов!
Сергей Малых ( Пользователь )
А пока команда психологов из разных городов собирается - хочу рассказать об интересном проекте ПИ РАО для школы.

Под редакцией академика РАО И.В.Дубровиной был создан цикл учебников для школьников по курсу "Психология" ( с 4 до 11 класс. Авторы (А.Д.Андреева, И.В.Дубровина, Д.В.Лубовский , А.М.Прихожан, Е.Е.Данилова, Н.Н.Толстых)

В комплект входят методические книги для учителя. Этот курс был успешно апробирован в рамках регионального компонента. В том числе, в Южном округе Москвы.
Людмила Демина ( Пользователь )
Уважаемые коллеги!
Считаем актуальной идею "Школы без стресса". В чем Вы видите суть проекта?
Ekaterina Burmistrova ( Пользователь )
Суть проекта - в создании комфортных и здоровьесберегающих условий для всех участников образовательного процесса: учащихся, учителей, школьных администраторов, родителей.

В настоящее время сотрудниками нашего Центра поддерживается работа на нескольких школьных экспериментальных площадках для активизации ресурсов по созданию и поддержанию психологической безопасности образовательной среды.

Более детальная информация возможна при непосредственном общении.
Эльвира Самарина ( Пользователь )
Уважаемые коллеги!
В этом учебном году Центром практической психологии РГУ имени С.А. Есенина совместно с Управлением образования, науки и молодежи г. Рязани на базе ряда образовательных учреждений города планируется организация городской экспериментальной площадки "Организация школьных антикризисных подразделений как важной составляющей психологически безопасного образовательного пространства" в партнерстве с Центром экстренной психологической помощи МГППУ ( рук. к.п.н. Бурмистрова Е.Н.). Одной из важных задач проекта является совершенствование форм, методов и средств выявления, оценки и прогнозирования угроз предотвращения психологической и информационной безопасности образовательной среды. Приглашаем заинтересованных в реализации этого проекта к сотрудничеству.
Тамара Малых ( Пользователь )
(Самарина Эльвира @ 29.08.2006, 15:19) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемые коллеги!
В этом учебном году Центром практической психологии РГУ имени С.А. Есенина совместно с Управлением образования, науки и молодежи г. Рязани на базе ряда образовательных учреждений города планируется организация городской экспериментальной площадки "Организация школьных антикризисных подразделений как важной составляющей психологически безопасного образовательного пространства" в партнерстве с Центром экстренной психологической помощи МГППУ ( рук. к.п.н. Бурмистрова Е.Н.). Одной из важных задач проекта является совершенствование форм, методов и средств выявления, оценки и прогнозирования угроз предотвращения психологической и информационной безопасности образовательной среды. Приглашаем заинтересованных в реализации этого проекта к сотрудничеству.


Уважаемая Эльвира! Вы можете приложить к письму файлик, подробнее рассказывающий о программе. Уверена, что коллеги обязательно заинтересуютсяsmile.gif))

На каких сайтах можно посмотреть что-то по вашей программе?
Александр Михалев ( Пользователь )
(burmistrova @ 29.08.2006, 15:15) <{POST_SNAPBACK}>
Суть проекта в создании условий в современной школе комфортных и здоровьесберегающих условий для всех участников образовательного процесса: учащихся, учителей, школьных администраторов, родителей.
Это может достигаться различными
способами. В том числе и черех активизацию работы школьных психологов, и через создание школьных антикризисных бригад.

В настоящее время сотрудниками нашего Центра ведется работа на нескольких эксперементальных площадках Москвы для активизации ресурсов (как собственно школьных, так и родительских) с целью уменьшения стресогенных факторов в каждой конкретной школьной среде.


Журналист Марина Лемуткина - спрашивает, действительно ли возможнашкола без стрессовsmile.gif)) ?
Ekaterina Burmistrova ( Пользователь )
Материалы, связанные с этой программой (и в частности, с деятельностью психологов ЦЭПП МГППУ и их партнеров), можно посмотреть на следующих сайтах:

1. Сайт Центра развития русского языка (региональный общественный фонд) - www.ruscenter.ru
Программа началась с визита немецких специалистов в Москву и осуществлялась при непосредственной поддержке Людмилы Путиной и специалистов Центра русского языка (апрель 2005 года) при активном участии ведущих специалистов МГППУ.
2. Сайт Департамента образования г. Москвы.
www.educom.ru -
Регулярные отчеты о проведенных городских круглых столах по теме "Школа без стресса и насилия".
3. Сайт МГППУ www.mgppu.ru -
Регулярная информация, связанная с реализацией программы + доклад ректора
МГППУ В.В.Рубцова "Школа и стрессы: современное состояние проблемы".
3. Публикации по данной проблематике в "Российской газете" - www.rg.ru
4. Материалы российско - немецкого информационного агентства о совместной работе российских и немецких психологов - www.ornis.ru
5. Cайт РПГУ им. Герцена (Петербург). Специалисты этого университета (в частности, сотрудники научно-практической лаборатории "Психологическая безопасность и культура в образовании" (руководитель - доктор психологических наук- И.А.Баева) активно занимаются данной проблемой.
6. Сайт ЦЭПП - www.cemph.narod.ru
7. Cайт Федерации психологов образования России.
Ekaterina Burmistrova ( Пользователь )
Уважаемые Александр и Марина!

На наш взгляд, любая деятельность, сязанная с освоением нового материала, - без стресса невозможна.
В то же время возможно создание комфортной познавательной среды.

Существуют различные технологии создания психологической безопасности в образовательной среде. Мы открыты для обозначения своей позиции по данной проблематике.



www.cemph.narod.ru
eph2@yandex.ru

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+