Личный кабинет

Идеальная школа: где выход?

Марина Галушкина ( Пользователь )
Уважаемые коллеги!
На ветке «Главная ошибка современной школы» среди прочих обсуждался вопрос – как могут быть оформлены результаты дискуссии о современной школе. Если вопрос ставить шире, то он звучит так: каким образом можно оформлять содержательные результаты интернет-дискуссий, чтобы они не превращались в «треп по поводу». Или другой, не менее важный, вопрос: как имеет смысл обсуждать версии идеальной школы (идеальных школ), чтобы результаты этих обсуждений имели какое-то практическое применение.
В чем сложность этих вопросов? С одной стороны в языке. На каком языке говорить: языке концепций, моделей, укладов, принципов конструирования учебного пространства, конкретных проектов? О языке надо договариваться, чтобы не было ситуации «кто в лес, кто по дрова» и еще важно понять, какой язык адекватнее поставленной задаче.
С другой стороны, сложность в выборе формы результата. Что в конечном итоге должно получиться? Аналитический текст, фантазийное эссе, манифест, набор концептуальных сценариев? Это книга для массового чтения? Это рекомендации директорам школ? Это «Белый доклад» для ищущих педагогов?
И третье – кто должен стать авторами текста? То есть, кто участвует в обсуждении школьной тематики? Кого имеет смысл привлекать в дискуссии? Для этой, последней группы вопросов заведена отдельная ветка «Идеальная школа – идеальным способом», поэтому в этой ветки мы этих вопросов будем касаться только вскользь.
ВИР предложил вариант романа, я его предложила назвать «От первого лица», когда от имени разных первых лиц (директора, учителя, ученика, чиновника, политика и пр.) размещаются размышления о судьбе школы.
Возможны, конечно, и иные варианты. Для их обсуждения эта ветка и создана. Она, наверняка, будет многим не особо интересна, я даже не уверена, завяжется ли дискуссия вообще, т.к. полагаю, что здесь будут обсуждаться достаточно технические вещи – если это книга, то речь пойдет о структуре, дизайне, рубрикаторе, списке необходимых позиций, которые надо представить и т.п. А собственно, содержательные вопросы о школе обсуждаются на других форумах и могут выступать материалом для этой заявленной темы.
Тему я обозначила «Идеальная школа: где выход?», имея в виду практический выход из размышлений на тему идеальной школы, т.е. опять-таки в очень узком смысле.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(expert @ 28.08.2006, 21:41) <{POST_SNAPBACK}>
И третье – кто должен стать авторами текста? То есть, кто участвует в обсуждении школьной тематики? Кого имеет смысл привлекать в дискуссии? Для этой, последней группы вопросов заведена отдельная ветка «Идеальная школа – идеальным способом», поэтому в этой ветки мы этих вопросов будем касаться только вскользь.


Марина Васильевна, меня, как и Вас больше волнуют способы презентации идей, адекватные самой идее. Ну, не пошла повесть "О турпанах", хотя самооразвивающийся замысел её у ВИРа был, ну и Бог с ней...

Попробую еще олин способ размышления о будущем школы и образования. Может и пойдет? Через тезис...

Развитие отдельно взятого человека все более отстает от саморазвития Человечества в целом.

Это не я. Это Михаил Эпштейн...
Марина Галушкина ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 28.08.2006, 22:57) <{POST_SNAPBACK}>
Марина Васильевна, меня, как и Вас больше волнуют способы презентации идей, адекватные самой идее. Ну, не пошла повесть "О турпанах", хотя самооразвивающийся замысел её у ВИРа был, ну и Бог с ней...

Попробую еще олин способ размышления о будущем школы и образования. Может и пойдет? Через тезис...

Развитие отдельно взятого человека все более отстает от саморазвития Человечества в целом.

Это не я. Это Михаил Эпштейн...
О способах презентации я бы начала размышлять с момента: а кому мы адресуем результаты наших размышлений. Вот на материнской ветке "Главная ошибка современной школы" несколько сетований появилось на тему: сейчас губернаторы бюджеты строят, и мучаются дескать сколько и куда денег направить, в частности, сколько и на что конкретно в образовательной сфере. Друзья мои, если вас ДЕЙСТВИТЕЛЬНО этот вопрос волнует, так все же просто: нужно сделать серьезный, аналитический, программный текст про то, как и куда имеет смысл направлять бюджетные деньги. Своего рода рекомендации, но на серьезном уровне, чтобы к ним прислушивались и этот текст каждому губернатору преподнесть. Сделать PR хороший, исключительно в целях того, что бы к нему прислушивались. и все!!! А страдать по поводу недалекости губернаторов - зачем же время тратить? Помочь им надо, опять же если люди ДЕЙСТВИТЕЛЬНО озадачены неэффективностью бюджетной политики.
Что нашей темы касается, то здесь сложнее - адресная группа пока непонятна. Я уже высказывала соображение, что разумнее делать не узкую группу адресатов, а напротив весьма широкую. Ест-но, включающую педагогов тоже. Основание у меня простое: внешнее воздействие сильнее нежели внутреннее. И когда такую книгу будут читать и родители, и учителя, и журналисты, и политики, и домохозяйки, то аккумулированный эффект будет весомее. Так мне видится. А Вы как думаете?


(Редюхин Владислав Иванович @ 28.08.2006, 22:57) <{POST_SNAPBACK}>
Марина Васильевна, меня, как и Вас больше волнуют способы презентации идей, адекватные самой идее. Ну, не пошла повесть "О турпанах", хотя самооразвивающийся замысел её у ВИРа был, ну и Бог с ней...

Попробую еще олин способ размышления о будущем школы и образования. Может и пойдет? Через тезис...

Развитие отдельно взятого человека все более отстает от саморазвития Человечества в целом.

Это не я. Это Михаил Эпштейн...
Про предлагаемый тезис не очень поняла. вы намекаете, что школа должна сосредоточиться на концепте индивидуальности?
А про "Турпанов" - надеюсь, повесть не из-за моей неадекватности не пошла. Кстати, про то, что "не пошла" тоже не сильно уверена. Но вы молодец, попоробовали действием. я же как редкостный рационалист, всегда сначала ищу формат подходящий для действия, а уж потом действую. Иногда такая тактика мешает, а иногда, напроти, очень помогает.
( Пользователь )
(expert @ 28.08.2006, 23:36) <{POST_SNAPBACK}>
О способах презентации я бы начала размышлять с момента: а кому мы адресуем результаты наших размышлений. Вот на материнской ветке "Главная ошибка современной школы" несколько сетований появилось на тему: сейчас губернаторы бюджеты строят,...

Простите, что вмешиваюсь, но мне кажется, что "бюджеты строят" не губернаторы, а думы. Поправьте, svp, если это не так.
Марина Галушкина ( Пользователь )
(Любовь Михайловна Михайлова @ 28.08.2006, 23:56) <{POST_SNAPBACK}>
Простите, что вмешиваюсь, но мне кажется, что "бюджеты строят" не губернаторы, а думы. Поправьте, svp, если это не так.
Любовь Михайловна, конечно, думы, вы правы. Я просто цитировала изречения с "материнского" форума. Но в контексте нашего разговора эта неточность не особо важна. Важно другое - хотите помочь тем, кто, на ваш взгляд, не очень эффективно формирует бюджет, так помогите им реально, а не разводите разговоры на эту тему. Никто же не поднимает вопроса как оказать поддержку думам региональным в этом вопросе.
А как реально презентировать педагогические идеи про школы - вот про это на нашей ветке имеет смысл высказываться.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(expert @ 28.08.2006, 23:36) <{POST_SNAPBACK}>
Так мне видится. А Вы как думаете?


Я думаю, что информационный взрыв породил утрату целосттности видения мира человеком. Мир перестал "умещаться" в сознании отдельно взятого человека. Исчез из общественного сознания образв семого СЕБЯ, а, значит, и образ ДРУГОГО.

Каждый кулик свое болото хвалит - ВИР не исключение. Я смотрю на все происходящее со школой и с образованием с точки управления и самоуправения, саморегуляции и самоорганизации. Самоподобия.

От человеко-машинного характера западно-европеской цивилизации, к которой мы исторически принадлежим, никуда не денешься - язык, традиции и менталитет не дадут выскочить за рамки. Поэтому придется смириться и проскочить очередной цивилризационный кризис, связанный с переизбытком (а не с недостотком!) ресуррсов с наимеьшими потерями. А они неизбежны.... Красная книга будет пополняться и пополняться.. Не только списком флоры и фауны, но и человеческих характеристик.

Все нарастающее нынешнее излишнее многообразие, перерастающее в беспредел, настолько же опасно, насколько и удручающее прошлое советское однообразие... Сцилла и Харибда... Как найти меру между ними, если мера неизвестна? Методом проб и ошибок?

Вот это я имел в виду про тезис:

Развитие отдельно взятого человека все более отстает от саморазвития Человечества в целом

(expert @ 28.08.2006, 23:36) <{POST_SNAPBACK}>
Про предлагаемый тезис не очень поняла. вы намекаете, что школа должна сосредоточиться на концепте индивидуальности?


Нет, Марина Васильевна, не в ту степь... Уклон в индивидуализацию это ответ на принуждение к коллективизации. Это пройдет... Интересно, что социологические опросы сегодня показывают, что люди в большей мере чем финансово-экономическими проблемами будущего озабочены изменяющимися вв мсторону голой прагматики и все ухудшающимися ЧЕЛОВЕЧЕСКМИ ОТНОШЕНИЯМИ.

При всем инженерно-техническом, рационалистическом окрасе нынешней цивилизации Человек преобладает над Машиной. Хоть материальной, хоть социальной, хоть идеально-духовной. Человек, обладающий свободой Воли. Воли как воления к самоопределению и самоограничению.. Воли как самопринуждения жить не только по средствами, но и по ценногстям. Свободы воли как дДобровольного отказа от перехлестывающих через край ресуросов. Ресурсов мгновенного влияния изх своей квартиры на правительство и население Занзибара al.gif

Где-то там кроется идеал-модель выпуксника школы. А она первична к идеал-модели самой школы. Не то обсуждаем, на мой взгляд... Другая должна быть постановка вопроса: не "Какая школя МНЕ нужна", а "Каков Я, востребованный общим будущим?" "Я вам такой нужен?

На два дня покину обсуждение ВИПа - провожу семинар в подмосковье.
Сергей Возчиков ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 29.08.2006, 05:53) <{POST_SNAPBACK}>
Уклон в индивидуализацию это ответ на принуждение к коллективизации. Это пройдет...


Согласен, но здесь и сейчас это актуальный ответ, и он адекватен сегодняшней ситуации. На мой, конечно, взгляд. Уж слишком далеко зашло "принуждение к коллективизации"
Анна Борисова ( Пользователь )
(sermivoz @ 29.08.2006, 07:17) <{POST_SNAPBACK}>
Согласен, но здесь и сейчас это актуальный ответ, и он адекватен сегодняшней ситуации. На мой, конечно, взгляд. Уж слишком далеко зашло "принуждение к коллективизации"


А чем же лучше полная индивидуализация, когда каждый живет по своим законам, так как ему ужобно и плюет на остальных?
Сергей Возчиков ( Пользователь )
(annita @ 29.08.2006, 07:52) <{POST_SNAPBACK}>
А чем же лучше полная индивидуализация, когда каждый живет по своим законам, так как ему ужобно и плюет на остальных?


Анна Владимировна, да кто же говорит о полной al.gif , только об исправлении крена. Крайние положения "оба хуже", стоит ли об этом говорить...
Марина Галушкина ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 29.08.2006, 05:53) <{POST_SNAPBACK}>
Где-то там кроется идеал-модель выпуксника школы. А она первична к идеал-модели самой школы. Не то обсуждаем, на мой взгляд... Другая должна быть постановка вопроса: не "Какая школя МНЕ нужна", а "Каков Я, востребованный общим будущим?" "Я вам такой нужен?
Вы навели на следующие соображения (правда все в том же прагматическом ключе, на который вы сетуете.)
Продукт конечный мне все же видится в виде книги, Просто это понятно как сделать, в отличие, например, от фильма. Например это могут быть беседы. Аналог - беседы Тойнби-Икеды. Примерную предметность можно задать, это и определит структуру книги. Например: философские основания, социо-культурная ситуация, общественные настроения, духпрофсообщества и пр. При этом, пары беседующих могут быть разные по каждой тематике.
Другие вариант, условное название "Мостки". Действительно ведь, институт школы никак нельзя считать самодостаточным, он всегда на что-то работает, то активно улавливая эти внешние сигналы, то на какое-то время впадает в спячку, закукливается, автономизируется и выдает на-гора то, что может, не реагируя на внешний мир. Кроме того, для меня очевидно, что школы - одна из форм работы с будущим, по крайней мере к ним так можно относиться. Поэтому как книжка может быть выстроена. Зарисовка о чем-то внешнем (при этом в залоге настоящего-будущего), то есть своеобразные тренды в тех сферах, не реагировать на которые школа не может. Например - антропология, экономика, общество, семья и пр. И тут же паралельно ситуация по школе именно в таком срезе, о котором речь идет (например, о человеке как таковом) - что сейчас в этом плане в школах происходит, какие работы по "развитию человека" имеются и чего в этом плане школы не хватает. Т.е. в данном случае, это будет про идеальную школу, работающую на человека.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+