Личный кабинет

Время проведенное в школе и здоровье детей Как изменить порочную зависимость?

Специалисты РАМН разыскивают единомышленников!
Владислав Кучма ( Пользователь )
Приглашаем к диалогу всех заинтересованных преподавателей и родителей! Ситуация со здоровьем детей не позволяет закрывать глаза. Мы готовы поделиться наработанными в нашем институте здоровьесберегающими методиками. А пока предлагаем познакомиться со статьей:


Ведущими направлениями проводимых гигиенистами детства научных исследований являются изучение состояния здоровья и дееспособности детей и подростков во взаимосвязи с факторами среды обитания; оценка и прогнозирование их воздействий на растущий организм; выявление наиболее значимых факторов риска нарушений здоровья и разработка на этой основе адекватных профилактических и оздоровительных мероприятий. Приоритетной средой обитания для детей школьного возраста являются образовательные учреждения. Наличие причинно-следственной зависимости в системе «здоровье детей – среда образовательного учреждения» сегодня приобретает особую актуальность, во-первых, в связи со стойкой тенденцией ухудшения состояния здоровья детей и подростков в России за последние десятилетия, а, во-вторых, с теми инновационными процессами, которые сегодня происходят в образовании.

Уже на стадии дошкольного детства до 50% детей имеет те или иные отклонения в состоянии здоровья, а 20% и более - хронические заболевания, что снижает потенциал ребенка к социализации на последующих этапах онтогенеза. Современных детей и подростков отличает от сверстников прошлых лет не только большая «нагруженность» диагнозами, но и более низкие функциональные возможности. Так, например, число детей, имеющих необходимый уровень развития школьно-необходимых функций при поступлении в школу, сократилось в 2 раза по сравнению с 70-ми годами прошлого века (с 41,4% до 21,2%). По прежнему высокой остается и распространенность «школьных» болезней – отклонений костно-мышечной системы и органа зрения.

Специальными исследованиями установлено непосредственном влияние на формирование здоровья учащихся факторов внутришкольной среды, вклад которых достигает 27 %. Большое значение при этом имеет характер организации учебно-воспитательного процесса.

Как следует из «Концепции модернизации российского образования» (2001), обновление образования заключается не только в повышении качества образования и совершенствования его структуры, но и в укреплении здоровья учащихся, и обеспечении психологического комфорта участникам образовательного процесса. Впервые перестройка образования проводится в интересах охраны здоровья обучающихся. Одной из главных причин этого является существенное ухудшение состояния здоровья современных детей и подростков. Сегодня, опираясь на результаты научных физиолого-гигиенических исследований, мы в значительной степени можем прогнозировать состояние здоровья выпускников наших школ в зависимости от того, в каких условиях организован учебный процесс, и насколько, с позиций гигиены, он грамотно ведется. В сложившейся ситуации, и это вполне очевидно, здоровьесберегающая направленность проводимой модернизации школьного образования сближает профессиональные интересы педагогов и медиков. По мнению многих специалистов, школа – идеальное место для реализации комплексных программ, направленных на укрепление здоровья учащихся. Сегодня в России значительное число школ в той или иной степени уделяют внимание вопросам укрепления здоровья обучающихся.
Однако, по наш взгляд, выполнение всех физиолого - гигиенических требований, а также санитарных правил и нормативов еще не свидетельствует о приверженности здоровьесберегающим технологиям. Создание здоровьсберегающей среды в образовательном учреждении предполагает, по нашему мнению, не только и не столько проведение оздоровительных медицинских мероприятий, сколько гигиенически рациональный, адекватный возрасту детей учебный процесс, который организован в условиях, отвечающих требованиям санитарных правил. Соблюдение требований санитарных правил, мы рассматриваем как условие обеспечения минимально необходимого уровня безопасности образовательного процесса, необходимый фон для его реализации.

Модернизация образовательной системы, как показывают наши наблюдения и публикации педагогов, пока не дает никаких оснований говорить о том, что происходит снижение образовательной нагрузки. Между тем, мы располагаем убедительными доказательствами того, что большая учебная нагрузка создает серьезные препятствия для реализации возрастных биологических потребностей детского организма во сне, двигательной активности, пребывании на воздухе. Среди причин учебной перегрузки следует назвать такие как «неэффективное содержание общего образования», «запредельная интенсификация учебного процесса» из-за короткой по сравнению с другими странами продолжительности учебного года в российских школах: 160 учебных дней против 200-240 в зарубежных школах (Днепров Э.Д., 2005).
Обсуждая проблему перегрузки, нельзя не учитывать тот факт, что учебная нагрузка не носит чисто физиологический характер и не может измеряться исключительно в часах, или в объеме материала, хотя сегодня она нормируется в академических часах. Мы отдает себе отчет в том, что она существенно зависит и от психологического отношения учащегося к процессу обучения: то, что интересно снижает эффект перегрузки, и наоборот, то, что вызывает у учащегося отторжение, может вызвать такой эффект даже при небольших объемах учебного материала. Согласно теории функциональных систем (Анохин П.К., 1980), эмоциям принадлежит основная роль в организации целенаправленного поведения. Это особенно актуально на начальном этапе обучения, когда происходит формирование познавательных интересов учащихся потребностей в приобретении знаний. Одну из своих педагогических статей Л.Н. Толстой начал такими словами: «Для того, чтобы ребенок учился хорошо, нужно, чтобы он учился охотно»1. Поэтому учебным перегрузкам способствует отсутствие личностной направленности, деперсонализация многих концепций учебных предметов, программ, учебников и интенсифицирующих учебную деятельность образовательных технологий. Использование образовательных программ, многие из которых рассчитаны на продвинутый уровень образования, не соответствует учебно-познавательным возможностям большинства учащихся. Так по данным Минобразования, из-за перегруженного, нефункционального содержания, оторванного от реальных жизненных потребностей более половины школьников не усваивают свыше 60% программного материала по математике, физике, химии, биологии.
Самые серьезные беспокойства по поводу небывалой перегрузки учащихся в последнее десятилетие мы находим в многочисленных публикациях гигиенистов и педиатров. Столь очевидное неблагополучие, связанное с перегрузкой школьников, а также появившаяся у гигиенистов и педиатров возможность оценить влияние на растущий организм не унифицированной, как прежде, а представленной различными вариантами организацию обучения, объясняет популярность обращения к этой проблеме в гигиенических исследованиях последних лет.

Не умаляя значимости других причин неблагополучия в состоянии здоровья детской популяции, исследователи прослеживают четкую связь повышения утомляемости и невротизации, усиления дезадаптации и ухудшения состояния здоровья учащихся с интенсификацией школьного обучения и увеличением объема учебных нагрузок (Баранов А.А., 1998, 1999, Сухарева Л.М, Ильин А.Г. с соавтр., 1999, Мякишева Т.В., 2000, Антропова М.В. с соавт, 2000, Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Яковлева Т.В., 2001, , Кучма В.Р., Сухарева Л.М., Куинджи Н.Н., Степанова М.И., 2001, Бережков Л.Ф., 2001, Брязгунов И.П., Ларькова И.А, 2003 и др.). Вопрос о посильности, возрастной своевременности некоторых учебных нагрузок, общего рационального уровня учебной загруженности и возможного неблагоприятного психогенного их влияния на развитие так называемых "школьных неврозов" широко обсуждается специалистами в области психического здоровья, психологами. Получены убедительные данные о том, что сегодня интенсивная учебная нагрузка – наиболее неблагоприятный фактор школьной среды (Сухарева Л.М., Куинджи Н.Н., Степанова М.И., 1998, Безруких М.М., 1998, Дуброва Н.И., Война И.П., 2002, Лавриненко Г.В. с соавт., 2002 и др.).

Несмотря на обоснованные требования гигиенистов, физиологов, психологов, да и самих педагогов, «для жизненно необходимой разгрузки школьного образования пока мало что конкретно делается» .
В настоящее время в условиях вариативного характера организации школьного образования мы получаем все больше доказательств необходимости использования здоровьесберегающих образовательных технологий.
В последние годы и в педагогической и гигиенической литературе этот термин широко используется, однако на сегодняшний день отсутствует единое его понимание. В нашем представлении, здоровьесберегающая технология обучения – это технология, которая основана на:
• - возрастных особенностях познавательной деятельности детей;
• - обучении на оптимальном уровне трудности (сложности);
• - вариативности методов и форм обучения;
• - оптимальном сочетании двигательных и статических нагрузок;
• - обучении в малых группах;
• использовании наглядности м сочетании различных форм предоставления информации;
• - создании эмоционально благоприятной атмосферы;
• формировании положительной мотивации к учебе («педагогика успеха»);
• - на культивировании у учащихся знаний по вопросам здоровья.

Гигиена детей и подростков располагает многочисленными доказательствами того, что степень утомления учащихся, уровень их невротизации, эмоциональный комфорт и, в конечном итоге, состояние здоровья детей зависят не только от объема учебной нагрузки и ее содержания, но и от методов, режимов и технологий обучения. Отказ от унифицированных программ и способов обучения, расширение вариативности образования, внедрение инновационных форм обучения, в том числе дистанционного, интернет-образования, предполагает контроль за тем, чтобы педагогические инновации соответствовали не только психолого-педагогическим требованиям, но и психофункциональным и возрастным особенностям детей.
Изучение работоспособности учащихся начальных классов с традиционной организацией обучения, с углубленным изучением иностранного языка (дополнительный час в неделю) и обучавшихся с использованием системы Л.В. Занкова показало, что почти у 50% учащихся «занковских» классов регистрировались признаки переутомления. При традиционном обучении и углубленном изучении иностранных языков – у 25-30%.
Физиолого-гигиеническая оценка обучения младших школьников на фоне активной сенсорно-развивающей среды (Уланова С.А., 2006) показала достоверно менее выраженные, чем у традиционно обучающихся сверстников, неблагоприятные сдвиги со стороны ряда функциональных систем и состояния здоровья, что проявлялось:
• - в меньшей частоте случаев сильного и выраженного утомления, неблагоприятных изменений артериального давления (вегетативный компонент утомления), распространенности неблагоприятных сдвигов со стороны сердечно-сосудистой системы, нервно-психического статуса детей;
• - в повышении неспецифической резистентности организма (снижение острой заболеваемости в течение учебного года), более выраженной положительной тенденции изменений состояния здоровья детей по результатам медицинского осмотра, в уменьшении индекса пропуска занятий по болезни;
• -в увеличении числа детей с хорошей и отличной успеваемостью.

Установлено, что при использовании модульной технологий обучения (П.И Третьяков, И.Б. Сенновский, 2001), количество детей, у которых развивается сильное и выраженное утомление, составляет в среднем 22%, а после традиционного урока в этой же школе – 49,6 % (Куинджи Н.Н., 2003).

Наши исследования по гигиенической оценке системы обучения и воспитания в одной школ с повышенной образовательной нагрузкой (превышение объема недельной аудиторной нагрузки во всех возрастных группах от 2-х до 7-ми часов) показали, что подключение системы ресурсного обеспечения, персонализация обучения и воспитания (малая наполняемость классов, личностно-ориентированная педагогическая технология, психолого-педагогическое сопровождение учащихся в течение всего времени пребывания их в школе, обеспечение благоприятного психологического климата на уроках, интеграция в учебные программы вопросов, связанных с формированием здорового образа жизни и др., увеличение двигательной активности - ежедневные двигательно-активные занятия, 3-х-разовое, в том числе и диетическое, полноценное горячее питание, комплексная оздоровительная работа, включающая фитопрофилактику и фитотерапию, витаминопрофилактику, лечебный массаж, организацию физиотерапевтических процедур, противогриппозную вакцинацию, ежегодный диспансерный медицинский осмотр с привлечением врачей-специалистов) способствовало оптимизации условий пребывания детей в школе, поскольку у подавляющего большинства школьников не происходило кумуляции утомления в динамике учебного дня, недели и года, т.е. обучение соответствовало их возрастным возможностям и не нарушало нормальный ход психофизиологического развития, о чем свидетельствует улучшение показателей функционального состояния организма к концу учебного года.
Согласно накопленному научному опыту существующее традиционное деление учебного года на 4 неравные по продолжительности учебные четверти (65–50–73–60 дней), прерывающиеся 7-ми, 14-ти и 8-ми дневными каникулами, не соответствует физиологическим возможностям большинства школьников. Особенно ярко это демонстрирует степень утомления школьников в конце самой продолжительной третьей учебной четверти, которая может превышать таковую по завершению учебного года (С.М. Громбах, 1975, Е.К.Глушкова, 1988, Н.М.Попова, Г.М.Сапожникова, 1988 и др.). В настоящее время целый ряд школ не только в Москве, но и в других городах России перешли на новую структуру учебного года. В отличие от существующей она предполагает регулярное чередование учебного и каникулярного времени: 5-6 недель учебы сменяются недельными каникулами, при этом продолжительность учебного года, число каникулярных дней и продолжительность летних каникул остаются неизменными.

Гигиеническая оценка обучения в условиях новой структуры учебного года показала, что равномерное чередование учебы и каникул обеспечивает более благоприятную динамику работоспособности учащихся младших классов даже при использовании интенсифицирующих педагогических технологий в сравнении с традиционно организованным обучением. Преимущества нового календаря школьных каникул наиболее значимо проявляются в: большей устойчивости показателей работоспособности учащихся на протяжении учебного года; достоверно меньшей частоте случаев сильного и выраженного утомления учащихся, особенно в середине учебного года (54,2% против 42,7%), когда степень утомления традиционно обучающихся наиболее выражена.
Здоровьесберегающий эффект новой структуры учебного года по сравнению с традиционной формой его организации определяется: снижением острой заболеваемости; меньшим напряжением тоногенной функции (в 3,5 раза ниже число неблагоприятных реакций сердечно-сосудистой системы); сохранением более высоких адаптационных возможностей учащихся в конце учебного года; меньшей частотой случаев повышенной и высокой степени невротизации учащихся; более устойчивым психоэмоциональным состоянием учащихся; повышением учебной успеваемости учащихся.
Результаты опроса педагогов и учащихся 5-11-х классов показали, что подавляющее большинство участников образовательного процесса позитивно относятся к этой инновации, связывая ее преимущество с меньшим утомлением, улучшением самочувствия и успеваемости.

Не только технологии и режимы обучения влияют на функциональное состояние организма детей. Личность учителя, его стиль взаимодействия с учениками также оказывают существенное влияние. Педагог с авторитарным, жестким, профессионально неадекватным поведением в классе способствует нарастанию негативных сдвигов в таких показателях функционального состояния, как выраженность утомления, степень невротизации учащихся, а также росту числа жалоб детей и выраженным нарушениям режима дня учащихся. Такие характеристики, как тревожность, подавленность, агрессивность все чаще присутствуют в психологическом портрете детей школьного возраста. Причина прогрессирующей невротизации школьников, по мнению многих авторов, заключается в том, что значительную часть своей жизни ребенок проживает в стрессогенной среде. Однако показатели психологического здоровья современного учительского корпуса неутешительны: у трети учителей показатель социальной адаптации не выше, чем у больных неврозами. Для учителей с 15-20-летним стажем, а таких в школе большинство, по мнению Л. Митиной (2000), характерны ранние “педагогические кризы”, ”истощение”. По данным других авторов невротизация среди учителей достигает 70%. Поэтому педагоги сегодня нуждаются в не меньшей социальной и психологической защите, чем дети. В этой связи необходимо, чтобы вопросы обеспечения эмоционального комфорта ребенка в школе заняли достойное место при подготовке и повышении квалификации учителей и стали одним из важных критериев при оценке всех нововведений, проводимых в российских школах в процессе модернизации образования.
Среди актуальных и вызывающих горячие споры не только среди педагогов и детских психологов, но и физиологов и гигиенистов – проблема развертывания предшкольного образования. Для нас совершенно очевидно и в этом с нами согласны ведущие детские психологи, что современные 6-летки платят высокую цену за поспешность взрослых, отдавших их в школу так рано. Именно у детей 6-ти лет диагностируется наиболее высокий уровень школьной дезадаптации и тревожности, лежащих в основе нарушений их психического здоровья. Специалисты высказывают большие опасения, что раннее начало обучения детей 5-лет без соблюдения надлежащих условий приведет к ухудшению их здоровья, характеристики которого сегодня вызывают большую тревогу. Обсуждая проблему более раннего старта систематического обучения детей 5-6 летнего возраста, необходимо иметь в виду, что результаты современных научных исследований неоспоримо свидетельствуют о том, что форсированная выработка у дошкольников школьной готовности негативно отражается на их психическом и физическом здоровье и развитии, гармоничном включении в школьную жизнь. По свидетельству специалистов дошкольного образования (В.В.Рубцов, 2005 Л.А.Парамонова, 2005, О.С.Смирнова, 2005, Е.Г.Юдина, 2005 и др.) «ничто так не препятствует созданию психологического фундамента школьной готовности, как ранняя форсированная подготовка дошкольников к школе на специальных «тренировочных» занятиях, даже если они проводятся в игровой форме». Такая подготовка в итоге оборачивается школьной дезадаптацией, быстрым угасанием интереса к школьной жизни уже на первом году обучения, молодеющими школьными неврозами, нежеланием и неумением учиться.

Личностно-ориентированное образование в дошкольном возрасте предполагает создание адекватных возрасту психолого-педагогических условий: индивидуальный подход к ребенку, недопустимость использования школьных форм проведения занятий (предметности), предоставление возможности выбора игровой деятельности и строгое соблюдение гигиенических требований к условиям и организации учебно-воспитательного процесса (дневной сон, питание, прогулка и др.).
С учетом реалий сегодняшнего дня, санитарно-эпидемиологического состояния большинства школьных зданий и их оборудования развертывание обучения и воспитания детей с целью выравнивания стартовых возможностей может и должно быть организовано на базе дошкольных образовательных учреждений.

Другой важнейший аспект проводимой в настоящее время реформы общеобразовательной школы связан с идеей введения профильного обучения в старшей школе. По мнению дидактов, профильное обучение представляет собой самую жизнеспособную и перспективную новацию в образовании, в успешной реализации которой заинтересованы не только все участники образовательного процесса, но и учреждения профессионального образования, работодатели, государство в целом. Как и многие нововведения в российской школе, профильное обучение мы рассматриваем как межведомственную и междисциплинарную проблему, обсуждение которой не должно замыкаться только в педагогическом сообществе.

Особенность современной старшей школы заключается в существенном увеличении объема суммарной образовательной нагрузки в сравнении с завершающим годом обучения в основной школе (9 класс). Особенно резко, по данным наших исследований, образовательная нагрузка увеличивается в профильных классах. Это свидетельствует о том, что в настоящее время реализация профильного обучения происходит без сокращения объема базового компонента учебных планов, на необходимость которого указывается в Концепции профильного обучения.
Гигиеническая оценка организации образовательного процесса в старшей школе показала, что обучение в 10-ом классе сопровождается самым значительным увеличением объема образовательной нагрузки, в этой связи и более выраженным, чем в 9-ом и 11-ом классах, утомлением учащихся (частота случаев сильного и выраженного утомления составляла 40,6% против 29,6% и 30,4% соответственно) (Седова А.С., 2006). Это связано с адаптацией к новым требованиям старшей школы, новым предметам, новому составу классного коллектива, педагогам.
Сравнительный анализ показателей работоспособности современных 10-классников и их сверстников середины 70-х годов показал, что за последние 30 лет качественные и количественные показатели работоспособности подростков не претерпели существенных изменений. Осталась без изменений и величина интегрального показателя (1,5 усл. ед. в 70-х гг. и 1,6 усл. ед. в 2003г.). Однако частота случаев сильного и выраженного утомления у современных школьников в конце учебного дня достоверно выше (40,6 % против 35,4%).
В качестве следующей особенности обучения старшеклассников необходимо отметить отсутствие в современной школе системы психолого-педагогической поддержки для формирования у подростков осознанного выбора профиля обучения.

Выбор профиля обучения самым тесным образом связан с профессиональным самоопределением подростка. На выбор профессии современными школьниками, как свидетельствуют полученные нами данные, в большей степени оказывают влияние СМИ, друзья и родители, причем учащиеся 9-х классов в значительной степени ориентированы на мнение своих сверстников и одноклассников, а учащиеся 11-х классов почти в два раза чаще по сравнению с учащимися 9-х классов выбирают профессию самостоятельно. Всего 8-10% учащихся при выборе профессии используют помощь школы, т.е. в сложившихся условиях школа мало влияет на процесс профессионального самоопределения школьников.
Изучение потребностей подростков в профессиональной ориентации показало, что хотели бы получить консультацию по вопросам выбора профессии более половины опрошенных, почти четверть подростков нуждается в помощи психолога. Потребность в получении врачебной консультации в связи с выбором профессии установлена у каждого пятого старшеклассника, что тесно коррелирует с числом учащихся, указавших на наличие хронической патологии. В настоящее время подавляющее большинство юношей и девушек имеют ограничения в выборе профессий, связанных с вредными условиями и напряженным характером труда, к которым может быть отнесено значительное число современных профессий. Причем численность подростков, с ограниченным по состоянию здоровья профессиональным выбором, за последние 10 лет увеличилась практически на одну треть – с 56% до 80%. Установлено, что в связи с имеющимися хроническими болезнями ограничения в выборе профессий и специальностей имеют 65,9% выпускников 9-х классов, а в связи с выраженными функциональными расстройствами – 13,3% учащихся (Рапопорт И.К., 2004).
Вместе с тем, научные данные свидетельствуют о том, что подростки не учитывают состояние своего здоровья при выборе профиля обучения в школе, а затем при выборе профессии, получении профессионального образования и самостоятельном трудоустройстве. Юноши и девушки не принимают во внимание возможное неблагоприятное течение имеющихся у них заболеваний при воздействии вредных профессионально-производственных факторов, тем самым в значительной мере повышая индивидуальный риск ухудшения здоровья.

Внимание гигиенистов привлекает и вариативность организации профильного обучения. Наиболее заметными формами его осуществления являются монопрофильные, мультипрофильные классы, школа-вуз. Оценка здоровьесберегающего потенциала различных вариантов показала, что самые неблагоприятные сдвиги в функциональном состоянии характерны для обучающихся по системе «школа-вуз», что связано не только с большой нагрузкой, но и с использованием непривычных для школьников вузовских форм обучения. Наиболее благоприятной, с гигиенической точки зрения, оказалась мультипрофильная модель обучения. Она позволяет наиболее полно учесть интересы каждого учащегося, так как предполагает возможность не только формировать индивидуальные образовательные траектории путем создания индивидуальных учебных планов, но и проводить обучение подростков в малых группах, что создает реальную возможность для личностно-ориентированной педагогики.

Для успешной реализации профильного обучения в старшей школе, на наш взгляд необходимо:
• - привести объем образовательной нагрузки обучающихся в профильных классах в соответствии с гигиеническими требованиями;
• -создавать подросткам возможность выбора индивидуальной образовательной траектории;
• - создать в современной школе систему профессиональной ориентации адекватную интересам и потребностям подростков;
• - обеспечить доступную для подростков возможность получения врачебной консультации в связи с выбором профессии;
• - в рамках проводимого Минобрнаукой России эксперимента по введению профильного обучения обеспечить проведение физиолого-гигиенического сопровождения предпрофильной и профильной подготовки и мониторинга состояния здоровья старшеклассников;
• - использовать ресурс школьного образования для формирования у подростков осознанного профессионального самоопределения с учетом состояния их здоровья.

Одна из важных задач проводимой модернизации образования – формирование информационной культуры школьников, что предполагает активное использование компьютера в учебном процессе уже в начальных классах. Перенос учебного материала с бумажных носителей на экраны дисплея актуализирует поиск оптимальных характеристик шрифтового оформления и цветового решения информации на экранах компьютеров. Анализ разработанных к настоящему времени отечественных компьютерных средств обучения – электронных учебников показывает, что они не учитывают астенопический характер, особенностей зрительного восприятия детей и подростков, способствуют выраженному развитию и кумуляции зрительного и общего утомления. Зрительное утомление, развивающееся при чтении с экрана дисплея значимо выше по сравнению с чтением с листа, при равных объемах зрительной работы на 65-100% у учащихся младших классов и на 30% - у учащихся средних и старших классов (Л.М.Текшева, Е.В.Элькснина, М.А.Перминов, 2004). Это дает основание рассматривать их в качестве визуально-агрессивной среды. В этой связи чрезвычайно актуальна проблема физиолого-гигиенического обоснования удобочитаемости информации на видеодисплеях. Разработка гигиенических требований к изображению информации на экране с учетом возрастных особенностей учащихся ведется в нашем Институте.

Однако эти работы должны быть дополнены исследованиями по разработке гигиенических требований к многоцветным дисплеям и характеристикам, обеспечивающим визуальный комфорт пользователей персональных компьютеров. Необходима регламентация предельно-допустимой продолжительности занятий с использованием новых информационных технологий в зависимости от возраста учащихся, состояния их здоровья и содержания занятий.

д.м.н., профессор Кучма В.Р., д.м.н. Степанова М.И.
Семенов Вадим ( Пользователь )
В первую очередь надо ввести мораторий на добавление новых предметов. Там всякие шахматы, религии, истории хоккея, ОБЖ (хоть он уже и не столь новый) и т.п. Потому что иначе любое высвобожденное учебное время моментом будет заполнено разными другими вновь изобретенными предметами. Предложений хватает. Т.е. нагрузка сохранится, а единственным результатом будет то, что детей всесто полезных вещей будут заставлять изучать не пойми что.
Сергей Возчиков ( Пользователь )
(Владислав Ремирович Кучма @ 28.08.2006, 16:48) <{POST_SNAPBACK}>
Уже на стадии дошкольного детства до 50% детей имеет те или иные отклонения в состоянии здоровья, а 20% и более - хронические заболевания, что снижает потенциал ребенка к социализации на последующих этапах онтогенеза. Современных детей и подростков отличает от сверстников прошлых лет не только большая «нагруженность» диагнозами, но и более низкие функциональные возможности. Так, например, число детей, имеющих необходимый уровень развития школьно-необходимых функций при поступлении в школу, сократилось в 2 раза по сравнению с 70-ми годами прошлого века (с 41,4% до 21,2%). По прежнему высокой остается и распространенность «школьных» болезней – отклонений костно-мышечной системы и органа зрения.


Поэтому одним из необходимых, граничных, имманентных условий существования "школы будущего" будет наличие/реализация там пространства свободной работы человека растущего
Когда ребенок свободен в выборе позы, места для работы, ее продолжительности - резко снизится риск и для костно-мышечной, и для зрения.
Когда он свободен в выборе предмета познания/освоения, у него не погаснет интерес... А уж функциональные возможности разовьются, при собственном-то интересе tongue.gif
Тамара Малых ( Пользователь )
Уважаемый Владислав Ремирович! Вы в своих выступлениях в СМИ регулярно ( в отличие от специалистов Минздрава) приводите очень неприятные данные по состоянию здоровья детей. Вот только сами дети и родители часто не знают реальных данных о здоровье. Диспансеризация населения, в том виде в каком она ранее существовала, похоже приказала долго жить. И все равно проблема распадается на две части - не дать заболеть и отловить заболевание. Поскольку возвращаются такие забытые заболевания как туберкулез.

Как Вы видите взаимодействие школы в организации диспенсеризации и влияние учреждений здравоохранения, хоторые имеют статистику по региону на профилактику заболеваний через работу в школах?
Валерий Панов ( Пользователь )
(Семенов В.Д. @ 28.08.2006, 18:29) <{POST_SNAPBACK}>
В первую очередь надо ввести мораторий на добавление новых предметов. Там всякие шахматы, религии, истории хоккея, ОБЖ (хоть он уже и не столь новый) и т.п. Потому что иначе любое высвобожденное учебное время моментом будет заполнено разными другими вновь изобретенными предметами. Предложений хватает. Т.е. нагрузка сохранится, а единственным результатом будет то, что детей всесто полезных вещей будут заставлять изучать не пойми что.


Согласен! Новое не всегда на пользу!
Но я против мнения на счет ОБЖ. В жизни у каждого может статься такой момент, что именно этот предмет окажется самым важным для человека. Другое дело как его вести и где готовить специалистов?
Тамара Малых ( Пользователь )
По поводу подготовки специалистов по ОБЖ - это к Бубнову Велерию Георгиевичу www.galo.ru Там и учебники по ОБЖ, которые включались в федеральный комплект и уникальная школа подготовки. По последней информации - начинают готовить дистанционный курс. Сейчас, к сожалению, Валерий Георгиевич в командировке. Но, надеюсь, сможет попозжеподключиться к нашему обсуждению
Николай Родичев ( Пользователь )
Владислав Ремирович, Вы совершенно справедливо обращаете внимание на проблему отсутствия медико-педагогической поддержки профессионального самоопределения в современной школе.

У меня два вопроса - частный и общий.

1. В свое время профильным институтом Минздрава разрабатывались, обновлялись и публиковались ориентированные в том числе и на школьных врачей, "противопоказания", составленные по принципу "заболевание"-"профессия". Это было большое, солидное издание, девять томов .
Их можно было использовать в профориентационной работе. Очевино, что в нынешних условиях по целому ряду причин их использование сильно затруднено. Продолжается ли работа над этими "противопоказаниями" или каким либо эквивалентом такой продукции, которую можно так или иначе использовать в школьной профориентационной работе? Если да, то на кого данная продукция рассчитана?

2. Общий вопрос охватыввает не конкретный продукт, а всю проблему. Что, по Вашему мнению, надо изменить в нынешней образовательной практике, чтоб хоть как то упорядочить процесс проектирования школьниками своего образовательного и профессионального будущего с точки зрения сохранения здоровья на последующих этапах жизни.
Людмила Демина ( Пользователь )
Уважаемый Владислав Ремирович!

Как Вы считаете, является ли здоровье учителя фактором среды обитания ребенка в школе? Есть ли взаимосвязь между здоровьем учителя и учащихся? Что Вы предлагаете для сохранения здоровья учителя?
Тамара Малых ( Пользователь )
Уважаемый Владислав Ремирович!
Насколько пессимистична ситуация с ВИЧ? И что могут посоветовать медики для организации просветительской работы.

Мне довелось присутствовать на одной из презентаций программы АРО - потрясла информация, что можно с большой вероятностью родить здорового ребеночка ВИЧ инфицированной мамой, если на ранней стадии беренности обратиться к специалистам. Но ведь будущие мамы часто этого не знают.

Где и как ( в школе ?) распространять эту информацию?
Игорь Сухин ( Пользователь )
(Семенов В.Д. @ 28.08.2006, 18:29) <{POST_SNAPBACK}>
Там всякие шахматы...

Оптимистично звучит. Спасибо.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+