Личный кабинет

Культура письменного общения в интернете

Чему учить?
Сергей Райский ( Пользователь )
Вот что, коллеги, хочу сказать: нам пора вводить в школе обязательные уроки обучения культуре письменного общения в интернете. Я с этого учебного года буду вести такой факультатив в гуманитарном классе. Однако, думаю, надо добиваться, чтобы это стало частью обязательного курса русского языка в школе. Полагаю, не стОит объяснять, почему... smile.gif
На мой взгляд, здесь два основных направления работы: стиль электронного письма и общение на форумах и в блогах. О чатах и ICQ, по-моему, говорить не стоит. Каковы ваши соображения?
Артем Андреев ( Пользователь )
(Сергей Игоревич Райский @ 25.08.2006, 19:37) <{POST_SNAPBACK}>
Вот что, коллеги, хочу сказать: нам пора вводить в школе обязательные уроки обучения культуре письменного общения в интернете.

Была и есть похожая тема. Вы ее не смотрели? Можно начать с резумирования того, что было предложено там, а по ходу дела могут и новые ссылки и идеи появиться... Как Вам такой вариант?
Сергей Райский ( Пользователь )
(Артем @ 26.08.2006, 10:33) <{POST_SNAPBACK}>
Была и есть похожая тема. Вы ее не смотрели? Можно начать с резумирования того, что было предложено там, а по ходу дела могут и новые ссылки и идеи появиться... Как Вам такой вариант?


Спасибо за ссылку, но резюмировать там, в сущности, нечего: люди говорят о проблемах модераторов и только в связи с функционалом и этикой модерирования упоминают сетевой этикет, который для них понятен и неоспорим. А я говорю о том, что сетевому этикету надо учить школьников. Причём не только этикету, но и умению выражать свои мысли в тексте и понимать чужие тексты. По сути, это ведь развитие речи, которым мы и занимаемся на уроках русского языка. Отсюда вопрос: существуют ли "в чистом виде" такие программы для школьников? Насколько мне известно, нет. Отдельные учителя могут поговорить с учениками об этом, считая, что остальное само приложится. А этого мало.
Людмила Рождественская ( Пользователь )
(Сергей Игоревич Райский @ 26.08.2006, 15:19) <{POST_SNAPBACK}>
Спасибо за ссылку, но резюмировать там, в сущности, нечего: люди говорят о проблемах модераторов и только в связи с функционалом и этикой модерирования упоминают сетевой этикет, который для них понятен и неоспорим. А я говорю о том, что сетевому этикету надо учить школьников . Причём не только этикету, но и умению выражать свои мысли в тексте и понимать чужие тексты. По сути, это ведь развитие речи, которым мы и занимаемся на уроках русского языка. Отсюда вопрос: существуют ли "в чистом виде" такие программы для школьников? Насколько мне известно, нет. Отдельные учителя могут поговорить с учениками об этом, считая, что остальное само приложится. А этого мало .


Здравствуйте, Сергей Игоревич! Вы подняли замечательную и чрезвычайно актуальную тему! Полностью с Вами согласна, что "говорить" о правилах поведения в сети - мало, да и бесполезно! Эти правила, как и все в воспитании, присваиваются только через личный опыт ученика, и, если с ним рядом нет учителя, который бы сам эти нормы вместе с учеником постигал, обсуждал, принимал, то лучше и не затевать с учениками разговоров на эту тему, у них "опыт" общения в сети побольше нашего - могут поднять на смех!

Как мне кажется, у нас есть опыт, которым можем поделиться в Вашей ветке.

Уроки сетикета были осуществлены в параллели десятых классов нашего лицея как предметный проект в рамках предмета информатики. Продолжительность проекта - два месяца (сентябрь-октябрь прошлого учебного года). Особенностью этого проекта стала большАя доля "виртуальных уроков" в блоке уроков "Сетикета" и участие в проекте, кроме учителей и учащихся студентов, учителей других предметов и даже из дргих школ в роли "экспертов".

В этом году мы планируем вновь осуществить проект с таким же названием для всех десятых, вообще потом сделать их традиционными для наших лицеистов и рассматриваем не как отдельную тему в рамках предмета, а как неотъемлемую часть содержания образования для старшеклассников-лицеистов. Я сейчас подробно не стану рассказывать, просто дам ссылку?
Первый урок Сетикета,
Второй урок Сетикета
Размышления над виртуальным уроком сетикета
Фоторепортаж о защите работ по сетикету.
Отчеты экспертов по "виртуально-реальным" урокам сетикета
Возможно, и наш опыт поможет задать более конкретное направление этой теме? Или поможет выявить проблемы? Кто знает..
Сергей Райский ( Пользователь )
(Ljudmilla @ 26.08.2006, 14:30) <{POST_SNAPBACK}>
Здравствуйте, Сергей Игоревич! Вы подняли замечательную и чрезвычайно актуальную тему! Полностью с Вами согласна, что "говорить" о правилах поведения в сети - мало, да и бесполезно! Эти правила, как и все в воспитании, присваиваются только через личный опыт ученика, и, если с ним рядом нет учителя, который бы сам эти нормы вместе с учеником постигал, обсуждал, принимал, то лучше и не затевать с учениками разговоров на эту тему, у них "опыт" общения в сети побольше нашего - могут поднять на смех!

Как мне кажется, у нас есть опыт, которым можем поделиться в Вашей ветке.

Уроки сетикета были осуществлены в параллели десятых классов нашего лицея как предметный проект в рамках предмета информатики. Продолжительность проекта - два месяца (сентябрь-октябрь прошлого учебного года). Особенностью этого проекта стала большАя доля "виртуальных уроков" в блоке уроков "Сетикета" и участие в проекте, кроме учителей и учащихся студентов, учителей других предметов и даже из дргих школ в роли "экспертов".

В этом году мы планируем вновь осуществить проект с таким же названием для всех десятых, вообще потом сделать их традиционными для наших лицеистов и рассматриваем не как отдельную тему в рамках предмета, а как неотъемлемую часть содержания образования для старшеклассников-лицеистов. Я сейчас подробно не стану рассказывать, просто дам ссылку?
Первый урок Сетикета,
Второй урок Сетикета
Размышления над виртуальным уроком сетикета
Возможно, и наш опыт поможет задать более конкретное направление этой теме? Или поможет выявить проблемы? Кто знает..


Большое спасибо за ссылки (правда, вторая почему-то не открывается). Очень интересно. Действительно, читая обсуждение, нашёл некоторые не учтённые мною аспекты.
Очень рад, что у вас в ЛЕСе ведётся такая работа.
Тем более продолжаю настаивать на том, что культура общения в сети должна изучаться в рамках уроков русского языка, причём независимо от того, есть у школы такой роскошный сайт, как ваш, или его нет.
Сергей Райский ( Пользователь )
(Ljudmilla @ 26.08.2006, 14:30) <{POST_SNAPBACK}>
Здравствуйте, Сергей Игоревич! Вы подняли замечательную и чрезвычайно актуальную тему! Полностью с Вами согласна, что "говорить" о правилах поведения в сети - мало, да и бесполезно! Эти правила, как и все в воспитании, присваиваются только через личный опыт ученика, и, если с ним рядом нет учителя, который бы сам эти нормы вместе с учеником постигал, обсуждал, принимал, то лучше и не затевать с учениками разговоров на эту тему, у них "опыт" общения в сети побольше нашего - могут поднять на смех!

Как мне кажется, у нас есть опыт, которым можем поделиться в Вашей ветке.

Уроки сетикета были осуществлены в параллели десятых классов нашего лицея как предметный проект в рамках предмета информатики. Продолжительность проекта - два месяца (сентябрь-октябрь прошлого учебного года). Особенностью этого проекта стала большАя доля "виртуальных уроков" в блоке уроков "Сетикета" и участие в проекте, кроме учителей и учащихся студентов, учителей других предметов и даже из дргих школ в роли "экспертов".

В этом году мы планируем вновь осуществить проект с таким же названием для всех десятых, вообще потом сделать их традиционными для наших лицеистов и рассматриваем не как отдельную тему в рамках предмета, а как неотъемлемую часть содержания образования для старшеклассников-лицеистов. Я сейчас подробно не стану рассказывать, просто дам ссылку?
Первый урок Сетикета,
Второй урок Сетикета
Размышления над виртуальным уроком сетикета
Возможно, и наш опыт поможет задать более конкретное направление этой теме? Или поможет выявить проблемы? Кто знает..


Внимательно изучил правила форума ЛЕСа. С огорчением отметил, что в этих правилах встречаются грамматические, пунктуационные и орфографические ошибки. Думаю, Вам стоит сделать соответствующее внушение тому, кто в ЛЕСе отвечает за грамотность материалов, размещаемых на сайте.
Артем Андреев ( Пользователь )
(Сергей Игоревич Райский @ 26.08.2006, 13:49) <{POST_SNAPBACK}>
Спасибо за ссылку, но резюмировать там, в сущности, нечего: люди говорят о проблемах модераторов и только в связи с функционалом и этикой модерирования упоминают сетевой этикет, который для них понятен и неоспорим.

Там просто немалую ценность могли бы ссылки составить, а не само обсуждение проблем модераторов...
Правда ссылки Людмилы Викторовны, возможно, во многом перекроют материалы по ссылкам в той теме...
Сергей Райский ( Пользователь )
(Артем @ 26.08.2006, 21:10) <{POST_SNAPBACK}>
Там просто немалую ценность могли бы ссылки составить, а не само обсуждение проблем модераторов...
Правда ссылки Людмилы Викторовны, возможно, во многом перекроют материалы по ссылкам в той теме...


По ссылкам прошёлся, спасибо. То, что предложила Людмила Викторовна, на самом деле очень интересно.
А как Вы относитесь к слову "сетикет"? Мне оно кажется уродливым и неграмотно образованным.
Юлия Рачинская ( Пользователь )
(Сергей Игоревич Райский @ 26.08.2006, 18:29) <{POST_SNAPBACK}>
Внимательно изучил правила форума ЛЕСа. С огорчением отметил, что в этих правилах встречаются грамматические, пунктуационные и орфографические ошибки. Думаю, Вам стоит сделать соответствующее внушение тому, кто в ЛЕСе отвечает за грамотность материалов, размещаемых на сайте.


Ответственной за грамотность считаю себя.

*ушла перечитывать правила*
Людмила Рождественская ( Пользователь )
(Артем @ 26.08.2006, 22:40) <{POST_SNAPBACK}>
Там просто немалую ценность могли бы ссылки составить, а не само обсуждение проблем модераторов...
Правда ссылки Людмилы Викторовны, возможно, во многом перекроют материалы по ссылкам в той теме...

Артем, уж точно нет и не было у нас претензий что-то или кого-то "перекрыть"! rolleyes.gif Просто рискнули... а что, если попробуем?

Когда я в течение лет 6-7 назад я одиноко начала бродить по интернету в поисках места, где можно учиться, обнаружила, что всяких ссылок, материалов, источников и википедий, словом, мест получения информации, очень и очень много, но не удается никак удержать всю эту пеструю, словно сшитую из расползающихся лоскутов ткань, я поняла, что без прочных швов, без оверлока ничего из этой ткани толкового пошить не удастся. Надо сшивать, надо мелкими стежками простегивать ту ткань, надо научиться с ней работать. Но где и как?
На все ведь сетку школьной программы не накинешь и каждый новый "сетикет" в предмет не втиснешь. Сложилось постепенно представление, что надо научиться работать самому и учить работать учеников с тем, что завтра будет ему позарез необходимо в повседневной жизни, где-то "вовне" любого предмета, где-то на стыке предметов, в каком-то новом пространстве. Таким подходящим пространством оказалася форум, блог, специальная информационные учебные среды, которые в большом количестве разрабатываются ... что там еще? Вопрос в том, как НАСЕЛИТЬ эти виртуальные пространства и научиться там жить и работать... И, чтоб там была игра, и чтоб была - работа. Учеба ведь где-то между ними, не так ли?

И еще по поводу "ошибок" хотела бы сказать, что для себя лично я нашла ответ на этот вопрос именно на этом самом нашем ЛЕСном форуме. Если "взвесить", какая чаша весов перетянет: человеческая мысль, пусть выраженная коряво и с ошибками - на первой или грамотный, но не содержащий самостоятельной мысли текст - на второй, то для меня сильно перетягивает первая. Это совершенно не означает, что я «против грамотности». Просто ее не бывает какой-то особой – для «форума/интернета» и для «школьного сочинения», а в сознании учеников, участвующих в форумах, эта самая «грамотность» как раз четко разделена про принципу: «Тут вам не здесь!».
Без участия учителей русского языка в пропаганде грамотности через форум я себе решения этой задачи не представляю. Потому, наверное, самые активные участники ЛЕСного форума из числа учителей – как раз, коллеги-филологи!

Тему грамотности на нашем форуме мы не просто поднимаем, а, можно сказать, - не отпускаем, «держим» изо всех сил. Разъясняем, играем, пародируем, стихи пишем. Но работать над орфографической или любой другой грамотностью другого человека в публичном форуме/блоге напрямую, так, как это может делать учитель в классе, то есть, указывая на ошибки - дело опасное, даже если мы оба с учеником защищены анонимностью. Ничем другим, кроме коммунальных конфликтов, это не кончится, слишком это задевает. Кроме того, прямое указание на любые «ошибки в языке и речи» других, на мой взгляд, является нарушением информационной безопасности личности и того самого «сетикета».

(Сергей Игоревич Райский @ 26.08.2006, 20:59) <{POST_SNAPBACK}>
Внимательно изучил правила форума ЛЕСа. С огорчением отметил, что в этих правилах встречаются грамматические, пунктуационные и орфографические ошибки . Думаю, Вам стоит сделать соответствующее внушение тому, кто в ЛЕСе отвечает за грамотность материалов, размещаемых на сайте.

Внуш-ш-ш-ение? Ушла в раздумьях... blush.gif

Вернувшись... добавлю: если бы мы поставили задачу править все статьи, комментарии, заметки, новости участников ЛЕСа, опубликованные у нас, то, не было бы у нас никакого ЛЕСа...ни одного бы листочка не выросло бы, думаю... Непосильная это пока для нас задача - стопроцентная грамотность. Уж, какие есть..., зато, "аутентичные".. al.gif

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+