Личный кабинет

Детский сад и начальная школа

Проблемы преемственности
Игорь Сухин ( Пользователь )
Одним из интереснейших материалов, выложенных на августовской Интернет-педсовете 2002-го года стали материалы круглого стола «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ? ТАК В ЧЕМ ПРОБЛЕМА?» опубликованные Ольгой Пастюк, заведующей ЦРР-д/с. Они были размещены в секции начальной школы, так как в те времена отдельно дошкольный сегмент на АИП не был представлен. Вот они - http://2002.pedsovet.alledu.ru/document/340/362

Думается и сегодня эти материалы не потеряли своей злободневности, более того - стали ещё актуальнее. Для тех, у кого нет времени "идти по ссылке" (в наш безумный "бегательный" век - это естественно!) приведу здесь, наиболее затронувшие меня материалы обсуждения.
Итак «ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ? ТАК В ЧЕМ ПРОБЛЕМА?» Ольга Пастюк, заведующая ЦРР-д/с (выдержки)

"Пастюк О.В.: Разрешите мне открыть заседание круглого стола. Хотелось бы, чтобы разговор, который состоится сегодня, был конструктивным. Для этого я попытаюсь рассказать о тех проблемах, которые нам очень хотелось бы обсудить.
В условиях детского сада мы стремимся дать детям как можно больше знаний, часто лишая их возможности играть, в ущерб их здоровью. Почему? Да потому что этого требует школа! И что лукавить - родители, зная, что при поступлении в 1 класс ребенку нужно пройти тестирование, начинают готовить его к этому испытанию с первого дня подготовительной группы. И если детский сад останется в стороне от подготовки дошкольника к обучению в школе, то родители поведут малыша во всевозможные частные клубы, кружки, наймут ребенку репетитора! На первом же родительском собрании в подготовительных группах родители интересуются в какие гимназии и лицеи поступают наши выпускники. В сентябре 2001 года мама Риты Ф. спросила: «Для какой конкретно школы вы готовите детей у себя в детском саду? Меня интересует по какой программе работает ваш детский сад и к какой школьной программе она адаптирована?» Однако получается интересная вещь: ребенок пришел в школу и первые 1-2 четверти повторяет то, что уже проходил в детском саду! Естественно у него пропадает интерес к обучению! Когда же начинается новый материал, то он усваивает его с трудом! Ведь малыш уже понял, что учение ему дается легко, многое он помнит из детского сада и вдруг проблема! Психологически ребенок к ним не готов!
Нетребина Н.Г., воспитатель д/с №13: давайте представим себе такую ситуацию: я не учу своего сына читать, писать, не задаю ему сложные задачи. Мы с ним много играем, я сама читаю ему книги и рассказываю сказки. И вот мы приходим поступать в школу. Тестирование обычно проводится так:
ребенку предлагают:
прочитать несколько предложений и перессказать их;
написать «ВАНЯ ЕЛ СУП» или что-то подобное;
решить несколько примеров на сложение и вычитание;
решить логическую задачу;
придумать окончание небольшого рассказа, который предлагает учитель и т.п. Как правило, тестирование занимает от 40 минут до полутора часов (в разных школах города по-разному!).
Если мой сын не выполнит ряд заданий (но зато будет уметь общаться и играть со сверстниками!) – в какой класс его определят? Явно не в гимназический! Так неужели я враг своему ребенку? Да я сама буду натаскивать его к тестированию, заниматься с ним каждый день, вызывая ненависть к школе и будущему учителю! Зачем же обманывать друг друга и говорить, что не нужно бояться тестирования! Родители так переживают за своих будущих первоклассников, что пьют успокоительные препараты!
Тимофеева О.А.: Как психолог я хочу сказать о том, что первоклассники приходят в первый класс уже уставшие от обучения! Дети не умеют играть!
Полищук Е.В., воспитатель д/с №13: Получается какой-то замкнутый круг! Если мы не будем выполнять программу, не будем учить дошкольников читать, писать, логически мыслить и т.п., то родители либо переведут ребенка в другой детский сад или что еще хуже - поведут во всевозможные клубы, подготовительные классы для подготовки к обучению в школе! Я никак не могу понять: зачем мы лишаем дошкольников детства? Три года назад на совместном методическом объединении (д/с №13 и школа №29) учителя обратили внимание на то, что у наших выпускников не развито логическое мышление, поэтому в старших и подготовительных группах у нас теперь ведутся кружки «Логика и математика».
Лях Е.Ю., воспитатель доп.образования д/с №13: Интересно, а вообще учителя школ знают какие специалисты работают с детьми в детском саду, кроме воспитателей, логопедов и психолога?
МОЛЧАНИЕ!!!
Лях Е.Ю.: у нас есть:
руководитель физвоспитания;
инструктор по плаванию;
социальный педагог;
педагог доп.образования (изо и художественно-декоративная деятельность);
воспитатель доп.образования (эколог);
педагог доп.образования (хореограф);
- музыкальные руководители.
И каждый из них дает детям свой кусочек знаний, а оказывается школа об этом ничего не знает! Получается, что наш труд никому не нужен? Нет преемственности в работе руководителей физического воспитания, экологии и т.д. Мне лично очень хотелось бы услышать мнение о знаниях детей по экологии!
Михайлова Е.Е.: Я сама учитель математики и мой старший сын посещал логопедическую группу этого детского сада. Когда в 1999 году он пришел в первый класс, то я выбирала не школу, а учителя!!! Талантливый учитель так организует урок, что ребенку всегда будет интересно, даже если он уже знаком с материалом, который проходит на уроке! Нам повезло! В 2002 году мой младший сын заканчивает логопедическую группу этого же детского сада, как хочется, чтобы ему тоже повезло с учителем!
Как учитель я могу сказать из практики: отбор детей идет, тестирование проводится очень серьезное, поэтому и получается, что в одном классе собираются звездочки, в другом середнячки, ну а в третьем…
Что же касается домашних заданий, то не вижу в этом ничего вредного, ведь родители рядом с ребенком сами учатся!
Пользуясь случаем я хочу еще раз сказать ОГОРОМНОЕ СПАСИБО ПЕДАГОГАМ ДЕТСКОГО САДА №13 ЗА ПОДГОТОВКУ МОИХ СЫНОВЕЙ К ШКОЛЕ!"



Вот такое обсуждение.
А для вас коллеги, эти проблемы актуальны?
Ведь, и у учителей есть дети дошкольного возраста, поэтому всем-всем-всем должно быть не безразлично, что происходит в детских садах, какие проблемы там стоят особенно остро.

Буду признателен за любое высказанное мнение (даже односложное).

Сегмент дошкольного обучения и воспитания, которого никогда ранее не было на Всероссийском Интернет-педсовете не должен умереть. Без детей школа будущего невозможна!!! А дети рождаются не в школе, не в институте… не в Болонском процессе (который срастается верхушками, забыв о детсадовских корнях)…
А немного раньше.

Ваше мнение?
Галина Влажина ( Пользователь )
(И.Г.Сухин @ 24.08.2006, 10:33) <{POST_SNAPBACK}>
...Ваше мнение?

Галина100
Дошкольное образование очень часто дублирует школьное, в результате чего у многих детей пропадает интерес к учению в школе.
Часто слышишь "А это мы учили в детском саду".
Я считаю, что в ДОУ должны научить ребёнка играть, слушать и слышать своего товарища, уметь задавать вопросы, сравнивать предметы, явления. Зачастую дошкольника учат писать, считать. Что наверное уже лишнее.
Сергей Галаган ( Пользователь )
(Галина100 @ 25.08.2006, 14:58) <{POST_SNAPBACK}>
Галина100
Дошкольное образование очень часто дублирует школьное, в результате чего у многих детей пропадает интерес к учению в школе.
Часто слышишь "А это мы учили в детском саду".

Уникально! Вместо того, чтобы поодержать ребенка индивидуально и продолжить его развитие в первом классе Вы предлагае притормозить всех, дабы себе в классе удобнее было с нуля начинать. an.gif stop.gif bravo.gif
Игорь Сухин ( Пользователь )
Что ещё почитать по теме:
Диссертация: Аникудимова Елена Анатольевна. Педагогические условия преемственности в естественнонаучном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Ульяновск, 2004 269 c. РГБ ОД, 61:04-13/2299 http://www.edd.ru/asp/rus/rDissListM.asp?tr=130001&ap=14

Е.А. Аникудимова: Педагогические условия преемственности в естественнонаучном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста - http://www.mirrabot.com/work/work_12851.html

Принципиально важно, что диссертант подтверждает, что "Первой и важной ступенью в системе образования, закладывающей основу, «фундамент» будущей личности, является система дошкольного и начального образования".

Изучение диссертации поможет всем, кто работает в данной области. Вот наиболее существенные, на наш взгляд, положения диссертации, которые помогут будущим диссертантам и специалистам в разрешении проблемы:

Е.А. Аникудимова: "Первой и важной ступенью в системе образования, закладывающей основу, «фундамент» будущей личности, является система дошкольного и начального образования. Серьёзные изменения в содержании начального образования начали происходить в 90-е годы XX столетия. Уже тогда приоритетной целью дошкольного и начального образования было названо развитие личности ребенка. Помимо этого, на сегодняшний день необходима индивидуализация и дифференциация образования, создание такой образовательной среды, где каждый ребенок чувствовал бы себя комфортно и развивался в приемлемом для него темпе... Проблемами естественнонаучного образования в разное время занимались ученые: Т.А. Агекян, В.А. Амбарцумян, В.И. Вернадский, Б.А. - Воронцов-Вельяминов, Л.Э. Гуревич, А.А Гурштейн, М.М. Дагаев, А.И. Еремеева, И.А. Климишин, А.Д. Марленский, И.Д. Новиков и др. Большой вклад в формирование естественнонаучных представлений в современных образовательных системах внесли О.И, Донина, Ф.Ю. Зигель, В.Н. Комаров, Б.В. Кухаркин, Е.П. Левитан, Е.А. Паладянц, Ф. Хойл, С. Хокинг и др. Идея преемственности в обучении находит отражение в трудах русских и зарубежных педагогов: А. Дистервега, Я.А. Коменского, И.Г. Песталоцци, А.П. Усовой, К.Д. Ушинского и др. Проблеме преемственности в содержании, методах, организационных формах и условиях ее обеспечения между различными звеньями системы образования посвящен ряд диссертационных исследований В.В. Зайко, Г.П. Зинченко, СВ. Козина, А.А. Мерка, И.В. Опалевой, Е.Б. Пискуновой, Н.Ю. Румянцева и др. Многие исследования по вопросам преемственности отражают и проблему готовности ребенка к школе. Исследования ведутся как по линии гармонического развития дошкольников (Л.И. Божович, Л.А. Венгер, А.В. Запорожец, С;Н. Карпова, Я.Л. Коломинский, А.Г. Лысюк, Е.А. Панько, Ф.А. Сохина, В.И. Ядешко и др.), так и по линии специальной готовности ребенка к усвоению тех учебных предметов, которые будут изучаться в начальных классах школы (Н.В.Нагорнов, В.М. Соловьев, Г.А.Цукерман и др.). Важное значение в изучении психолого-педагогических основ преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой имеют работы П.В. Волкова, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, О.М. Дьяченко, З.И. Калмыковой, Т.С. Комаровой, В.Н Кукушкиной, А.Н. Леонтьева, В.Н. Максимовой, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина и др.
Объект исследования - процесс естественнонаучного образования в системе «детский сад - начальная школа».
Предмет исследования — педагогические условия осуществления преемственности в естественнонаучном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Гипотеза исследования. Процесс осуществления преемственности естественнонаучного образования в системе «детский сад — начальная школа» будет эффективнее, - если: на основе разработанной сущностно-содержательной и структурно-функциональной характеристики процесса естественнонаучного образования будет построена его модель, разработаны критерии, показатели и уровни для осуществления качественного мониторинга, определена .специфика содержания, выявлены основные педагогические . условия осуществления преемственности естественнонаучного образования в дошкольном образовательном учреждении и начальной школе, создано его научно-методическое обеспечение.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования решаются следующие задачи: - осуществить анализ проблемы преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальным звеном общеобразовательной школы в отечественной педагогической теории и практике; дать сущностно-содержательную и структурно-функциональную характеристику процесса естественнонаучного образования детей, определить его специфику в системе «детский сад — начальная школа» и разработать модель преемственности естественнонаучного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста; выявить совокупность педагогических условий преемственности естественнонаучного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, дать опытно-экспериментальное обоснование критериальной характеристики и методики исследования его эффективности; разработать научно-методические рекомендации по обеспечению преемственности естественнонаучного образования в системе «детский сад - начальная школа».
Исследование велось в контексте теорий деятельности (А.Н. Леонтьев, В.В. Сериков), развивающего обучения (В.В. Давыдов, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин), поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина), уровневой дифференциации процесса усвоения знаний (В.П. Беспалько, С.Л. Рубинштейн), формирования мотивации учения (А.К. Маркова), развития личности как процесса вхождения ее в различные социальные группы (Н.И. Калаков, Л.Г. Лаптев, В.Г. Михайловский), общенаучных положений о единстве личности и деятельности (А.Г. Асмолов, Л.П. Буева, В.В. Давыдов, В.А. Ядов), положений о целостности педагогического процесса и его обусловленности социальными и психологическими факторами (В.П. Беспалько, А. А. Вербицкий, М.В. Кларин), идеи о человеке как активном субъекте, "познающем и преобразующем окружающий мир и себя самого в процессе деятельности (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), системного подхода к обучению и воспитанию (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, В.К. Кириллов, Ю.А. Клейберг, В.В. Краевский, В.М. Минияров, И.П. Подласый, Н.Б. Шмелева), концепции личностно ориентированного обучения (С.Н. Митин, Е.С. Полат, И.С. Якиманская) и др.
Научная новизна исследования выражается в том, что в нем: - выявлены основные противоречия и нерешенные проблемы в обеспечении преемственности естественнонаучного образования в системе «детский сад — начальная школа», выдвинут новый подход к разрешению противоречия между ростом научных знаний об окружающем мире и своеобразностью их дополнительной дидактической обработки, заключающейся в адаптации сложной информации, обеспечивающей доступность и посильность ее для усвоения дошкольниками и младшими школьниками; - разработана модель преемственности естественнонаучного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, дающая возможность охватить в единой системе специфику исследуемого процесса; - выявлены педагогические условия преемственности в естественнонаучном образовании детей дошкольного и младшего школьного возраста; - разработаны учебно-методическое пособие «Преемственность в организации образовательного процесса по формированию естественнонаучных представлений у детей в массовых образовательных учреждениях» и научно-методические рекомендации по осуществлению преемственности естественнонаучного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Основные положения, выносимые на защиту: 1. Целостная структура процесса непрерывного естественнонаучного образования детей в системе «детский сад — начальная школа», предопределенная направленностью на развитие личности в процессе познавательной деятельности, характеризуется тесной взаимосвязью ее основных компонентов и отражена в модели преемственности естественнонаучного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста, построенной на основе его сущностно-содержательной и структурно-функциональной характеристики, состоящей из четырех блоков: процессуального, содержательного, деятельностного и критериального и создающей возможность охватить в единой системе специфику исследуемого процесса. 2. Содержание естественнонаучного образования включает в себя такие компоненты, как когнитивный опыт личности (система знаний о природе, картина мира), опыт практической деятельности (внешние, внутренние, общие и специальные умения и навыки), опыт творчества (готовность к творческому преобразованию окружающего мира) и опыт отношений личности (оценочное отношение к миру, к деятельности, к людям). Преемственность в содержании естественнонаучного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста обусловливает такое соотношение и сочетание образовательного материала, такую структуру учебных программ и учебной информации, включение таких дисциплин, - факультативных и элективных курсов, которые обеспечивают целостность, последовательность, системность и опережающий характер естественнонаучного образования, поэтапное формирование всесторонности знаний о природе и человеке, научного мировоззрения, целостной научной картины сложного, но единого мира, соответствующей современным представлениям и достижениям науки. 3. Критериальная характеристика процесса естественнонаучного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста включает основные критерии (мотивацию, усвоение учебных действий: когнитивный и практический компоненты, познавательную активность), показатели и уровни сформированности каждого критерия, необходимые для осуществления качественного мониторинга и оценки ее эффективности. 4. Реализация совокупности педагогических условий (общих, частных и специфических) осуществления преемственности естественнонаучного образования в системе «детский сад - начальная школа» обеспечивает положительный образовательный и развивающий эффект, позволяет разрешить выявленные в ходе исследования проблемы и противоречия"
.
Игорь Сухин ( Пользователь )
Вот ещё аспекты проблемы преемственности: следующее обсуждение прошло в 2004 году, но оно так же актуально.

Ретроспектива: Стандарты школьного образования стали очередной темой передачи "Родительское собрание" на радио "Эхо Москвы"
21.03.2004/Эхо Москвы/Ларина Ксения - http://www.philippov.ru/news/423/3300
"К. ЛАРИНА - В начальной школе… вот вы сказали про 10 класс, там понятно, там профильное обучение, и слава тебе господи. А вот начальная школа, должен ли учитель ориентироваться на так называемых отстающих учеников? Допустим, их 3-4 человека, которые не успевают за бегом программы начальной школы, самой простой. Не так быстро читает, не так быстро пишет, пропускает, не запоминает какие-то уравнения или то, что связано с примерами в математике. Что ему делать? Говорить, знаете что, уважаемые родители, заберите этого ребенка, пусть он идет в другую школу, у нас другая скорость? Или что, или ориентироваться на него?
А. ВОДЯНСКИЙ - В начальной школе этого вообще делать нельзя. В начальной школе существует проблема преемственности начальной школы и детского сада, которая ставит тяжелейшую проблему. В начальную школу приходят дети с разным уровнем подготовки.
К. ЛАРИНА - Вот сейчас сказал кто-то из наших слушателей по поводу дошкольного образования.
А. ВОДЯНСКИЙ - Поэтому нам нужно, конечно, выровнять детей, нужно ввести фактически обязательное дошкольное образование, требования к выпускникам образовательных учреждений дошкольного образования. И в начальной школе, конечно, недопустимо… В начальной школе надо давать функциональную грамотность, чтобы дети наши, действительно, умели свободно читать, писать, общаться.
Е. РАЧЕВСКИЙ - Любить искусство, бегать, прыгать.
А. ВОДЯНСКИЙ - Совершенно верно. Наша школа начальная была чрезмерно перегружена, и пытались ее дифференцировать. Там было много проблем. И то, что мы уложили 4-летнюю в 3-летнюю.
Е. РАЧЕВСКИЙ - Были мифические школы для одаренных детей. Я долго мучился - кто такие одаренные дети? Я понял. Те, кто попали в президентскую программу "Одаренные дети"."
Семенов Вадим ( Пользователь )
(И.Г.Сухин @ 26.08.2006, 17:17) <{POST_SNAPBACK}>
"К. ЛАРИНА - В начальной школе… вот вы сказали про 10 класс, там понятно, там профильное обучение, и слава тебе господи. А вот начальная школа, должен ли учитель ориентироваться на так называемых отстающих учеников? Допустим, их 3-4 человека, которые не успевают за бегом программы начальной школы, самой простой. Не так быстро читает, не так быстро пишет, пропускает, не запоминает какие-то уравнения или то, что связано с примерами в математике. Что ему делать? Говорить, знаете что, уважаемые родители, заберите этого ребенка, пусть он идет в другую школу, у нас другая скорость? Или что, или ориентироваться на него?
А. ВОДЯНСКИЙ - В начальной школе этого вообще делать нельзя. В начальной школе существует проблема преемственности начальной школы и детского сада, которая ставит тяжелейшую проблему. В начальную школу приходят дети с разным уровнем подготовки.
[...]
Е. РАЧЕВСКИЙ - Были мифические школы для одаренных детей. Я долго мучился - кто такие одаренные дети? Я понял. Те, кто попали в президентскую программу "Одаренные дети"."
Угу, раз очевидно, что выровнять всех по верхней границе невозможно, а а подогнать всех под единый уровень непременно нужно (Зачем, интересно? Видимо, религия велит...), то выравнивание естественным образом происходит по самым отстающим. Хотя президентская программа, согласен, тоже чушь. Она сводится исключительно к денежным подачкам и не обеспечивает главного -- предоставление возможности способным и мотивированным детям получить образование на соответствующем уровне.
Игорь Сухин ( Пользователь )
(Семенов В.Д. @ 26.08.2006, 20:46) <{POST_SNAPBACK}>
Угу, раз очевидно, что выровнять всех по верхней границе невозможно, а а подогнать всех под единый уровень непременно нужно (Зачем, интересно? Видимо, религия велит...), то выравнивание естественным образом происходит по самым отстающим. Хотя президентская программа, согласен, тоже чушь. Она сводится исключительно к денежным подачкам и не обеспечивает главного -- предоставление возможности способным и мотивированным детям получить образование на соответствующем уровне.

Согласен, Вадим Дмитриевич. Вот ещё по теме.
Зотова Т.Н. БПГУ, г. Бийск. Преемственность дошкольного образования и начальной школы - http://www.biysk.ru/~zav/page4.html
Вот фрагменты: Т.Н.Зотова: "Для устранения указанных выше противоречий в реализации преемственности ДОУ и начальной школы необходимо соблюдение следующих условий:
 сохранение самоценности каждого возрастного этапа развития ребенка;
 обеспечение поступательного возрастного развития дошкольника и младшего школьника;
 для начального образования: опора на достижения дошкольного детства;
 согласованность программ ДОУ и начальной школы;
 сохранение ведущих видов деятельности (на дошкольной ступени образования - игровой, на начальной школьной - учебной);
 устранение дублирования программ;
 сотрудничество учителей и воспитателей (взаимопосещение занятий, уроков, проведение совместных совещаний по вопросам преемственности дошкольной и начальной ступеней образования и др.);
 создание условий для развития творческих, интеллектуальных и личностных потенциалов ребенка;
 в дошкольном возрасте необходимо уделять особое внимание формированию психологической готовности детей к школе (развитию восприятия, воображения, художественно-творческой деятельности и пр.);
 дошкольное образование должно стать обязательным и общедоступным.
Таким образом, необходимо рассматривать преемственность ДОУ и начальной школы как связь и согласованность каждого компонента образования (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации), обеспечивающих эффективное развитие ребенка. При таком подходе реализация преемственности между указанными звеньями образования станет одним из условий непрерывного образования детей".
Игорь Сухин ( Пользователь )
Трудности «свободного плавания» детского сада ("УГ" №43, 2006)
Проблема перехода к нормативно-подушевому финансированию учреждений сферы образования оказалась в центре обсуждения вопросов, волнующих педагогов. Возможность продуктивного общения на профессиональном уровне московских педагогов, управленцев и руководителей органов управления образованием — участников Всероссийского совещания предоставил Департамент образования города Москвы, ГОУ «Центр развития ребенка» — детский сад №953 Южного административного округа столицы - http://www.ug.ru/issues/?action=topic&toid=3961
Игорь Сухин ( Пользователь )
В.Т.Кудрявцев: "23 ноября 2006 г. в Президиуме РАО начал свою работу трехдневный Всероссийский семинар "Образование детей старшего дошкольного возраста". На пленарном заседании среди других выступлений был заслушан доклад В.Т.Кудрявцева "К концепции образования детей старшего дошкольного возраста" (содокладчик - Е.Е.Кравцова)".
Выдержка из доклада: "Существует ли специфика образования детей старшего дошкольного возраста? Утвердительно отвечая на поставленный вопрос, следует сразу указать на то, что этой специфики никак не отражает. Прежде всего это – форсированное усвоение дошкольниками "учебных" знаний на специальных занятиях в старшей и подготовительной группах ДОУ. Хорошо известно еще с советских времен, что такая работа ведется и с детьми более ранних возрастов, в то время, как ее результаты – более чем сомнительны. Современный дошкольник черпает подобные знания и вне ДОУ. Явление дошкольного "репетиторства" стало привычным в крупных российских городах. Тем не менее, массовые обследования детей свидетельствуют об их неготовности к обучению к школе по целому ряду важных показателей. Главная трудность, с которой ребенок сталкивается в стенах школы коренится не в содержании учебных знаний (к усвоению которых он весьма восприимчив или, как говорят психологи, сензитивен), а в особенностях новой "социальной ситуации развития" (Л.С. Выготский). Не только на первых порах, но и позже он часто не способен сориентироваться в этой ситуации, найти себя в ней, сделать ее "подконтрольной" себе. Он не может осмыслить необходимости следовать правилам школьной жизни, построить свое общение со взрослым как с учителем (именно как с учителем, а не как с абстрактным взрослым) и сверстниками как с учащимися, включиться в учебную ситуацию, отличив ее от массы знакомых и не знакомых ему ситуаций неучебного характера, запросить специфически учебную помощь и т.д. Предпосылки для этого и призвано, на наш взгляд, создать образование, которое сегодня называют "предшкольным". Я много критиковал идею "предшкольного образования" (см., например, здесь и здесь) и не отступаюсь от своих позиций сейчас. Но хочу обратить ваше внимание на то, что речь шла о тех случаях, когда предшкольное образование пытаются вырвать из контекста дошкольного образования, противопоставить первое второму или надстроить его над ним. Тогда как здесь должен работать принцип "не вместо, а вместе". Как органичная часть дошкольного образования предшкольное образование имеет право на существование. Ребенок на пороге школы и его, разумеется, надо готовить к тому, что он встретит за эти порогом. Вопрос - к чему в первую очередь?
Задача предшкольного образования как раз и должна состоять в развитии у ребенка в психологической, более конкретно – личностной готовности к школьному образованию. Эта готовность - интегральная характеристика, в которой концентрированно выражен спектр основных достижений психического развития на протяжении всего дошкольного детства. Едва ли разумно налагать запрет на освоение в дошкольном возрасте элементарных умений чтения, счета и письма, тем более, если того желает сам ребенок. Но такое освоение будет смысл лишь в том случае, если все эти умения станут инструментами ориентации ребенка в будущей социальной ситуации развития, средствами овладения ребенком ею. А значит, – средствами овладения им самим собой, своим поведением (Л.С. Выготский), своими действиями и своими возможностями в этой ситуации.
Вместе с тем необходимость реализации такой направленности образования старших дошкольников по-новому заостряет проблему преемственности дошкольного и начального общего образования"
- http://www.tovievich.ru/book/21/303/1.htm
Игорь Сухин ( Пользователь )
На важный аспект обращает внимание Е.Е.Кравцова в пособии "ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" (Москва Педагогический университет «Первое сентября» 2005, Материалы курса «Психологические особенности детей младшего школьного возраста»: лекции 1–3. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2005. – 28 с.)
http://edu.1september.ru
© Е.Е. Кравцова, 2005 © Педагогический университет «Первое сентября».
Цитирую, Е.Е.Кравцова: "ЕСЛИ У РЕБЕНКА К НАЧАЛУ ОБУЧЕНИЯ В ШКОЛЕ ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОЗИЦИЯ ТАК И НЕ СЛОЖИЛАСЬ, ТО ОНА У БОЛЬШИНСТВА УЧАЩИХСЯ ТАК И НЕ СКЛАДЫВАЕТСЯ".

Каков вывод? Думается, всё это говорит о необычайной важности дошкольного детства... Ошибки, допущенные при воспитании и обучении дошкольников, могут иметь самые серьёзные последствия. Если теоретическая позиция должна быть к началу школьного обучения, то на каком этапе жизни ребёнка она создаётся? На предшествующем.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+