Личный кабинет

Включат ли дошкольное образование в национальный проект

Отвечает Министр образования РФ
Игорь Сухин ( Пользователь )
В августе 2006 года состоялась встреча министра образования РФ с представителями регионов в «Учительской газете» по продвижению Приоритетного национального проекта «Образование». Встреча прошла в редакции главного печатного педагогического органа страны – «Учительской газеты».
Вот, что Министр образования сказал о нехватке дошкольных образовательных учреждений и других проблемах дошкольного сегмента.
А.А.Фурсенко: "Во-первых, есть инициативы, связанные с поддержкой родителей, которые отправляют детей в детсады. Часть затрат в рамках демографической программы берет на себя государство. Второй вопрос – если не ошибаюсь, сейчас депутатами Государственной думы вносится законопроект об упорядочении нормативной базы по дошкольному и дополнительному образованию, чтобы эти вопросы могли решать регионы. Это касается и оплаты труда в сфере образования. Третье - сейчас есть опыт ряда регионов по организации дошкольного образования, которое не обязательно связано с содержанием детей в детсадах. Существует возможность на конкурсной основе обеспечивать услуги по дошкольному образованию, по подготовке детей к школам не только в детсадах. И очень важно этот опыт продвигать. Проблема дошкольного образования распадается на две части. С одной стороны – традиционная для нашей страны поддержка детских садов. С другой – подготовка ребят в кружках, в предшколе. Не создание нулевых классов, речь не об этом, а создание каких-то форм, при которых ребят могли бы готовить к школьной жизни. Надо бы потихонечку строить детсады. Вообще детские сады – это прерогатива регионов и муниципалитетов. Что мы рекомендуем? По селу одно из направлений - создание образовательно-культурных центров, в которых школа и детсады могли объединяться. Сегодня мне показали данные по средней наполняемости школ и классов в сельской местности - цифры мрачноватые. Я думаю, что сохранение сельской школы в значительной степени связано с тем, что мы создаем возможности для воспитания в ней – дошкольников. Что касается городов, Москва предпринимает серьезные усилия по возвращению в муниципалитеты тех детских садов, которые по каким-то причинам использовались в последние годы на другие цели. Мы не можем законодательно этот вопрос обеспечить, но пропагандировать этот опыт и мы, и вы можем – этим стоит, я думаю, заниматься. Что касается включения, скажем, дошкольного образования в национальный проект, мы обсуждали этот вопрос. Я думаю, что в следующем году впрямую эта тема там не будет отражена, но опять же … мы не можем все образование вбить в приоритетный проект. Хотя вопрос дошкольного образования несколько раз обсуждался и на президиуме совета, и на совете при президенте – и мы отдаем себе отчет, насколько эта тема острая, чувствительная и важная»… Вторая тема, обсуждаемая на восьмерке достаточно активно, - это статус того, кто учит, учителя, преподавателя. Было подчеркнуто, что необходимо повышать статус этого человека. Это тоже важный сигнал для нас… Для того чтобы добиться нового качества в школах, необходимо создать базовые школы" - http://www.bel.ru/news/education/2006/08/09/19834.html

Комментарий И.Г.Сухина: обнадёживает фраза: "Мы отдаем себе отчет, насколько эта тема острая, чувствительная и важная», но всё впечатление портит фраза: "Я думаю, что в следующем году впрямую эта тема там не будет отражена, но опять же … мы не можем все образование вбить в приоритетный проект".

Вот, ведь что получается - в Министерстве не считают дошкольный сегмент достойным национального проекта. Спите спокойно уважаемые работники дошкольного образования.

Я здесь чего-то не понимаю - всем известно, что дошкольный сегмент - база, основание всей системы образования, и данное обстоятельство не раз подтверждали и доктора наук нашего Института теории и истории педагогики, и ведущие учёные иных ведущих научных институтов. А в Минобрнауки сначала ликвидировали Управление дошкольного образования, оставив лишь ОДНОГО сотрудника по дошкольному обучению и воспитанию в Отделе стандартов, а теперь и вовсе ставят на колени. Только что милостыню просить.

Доколе? Получается, что работники дошкольного образования и не люди вовсе - национальный проект не для них писан. И сегодня - не для них. И завтра - не для них. Отмечается, что Минобрнауки "отдаёт себе отчёт, насколько эта тема острая, чувствительная и важная». Но лучше бы оно этот отчёт отдавало не себе, а огромному количеству работников, за нищенскую заработную плату взвалившему на себя самое благородное дело - помогать новому поколению делать первые (наиважнейшие!) шаги.
Так что? Молчать будем и дальше?
А - дорогие работники дошкольного образования?
Что-то я не вижу Вас уже который год на Всероссийском Интернет-педсовете?!?
Считаете, что всё образуется самой собой?
Не то время!
Результат Вашей пассивности видите сами!!!
Нужно начать бороться по крайней мере за полное равноправие - хотя, лично моё мнение все знают - дошкольный сегмент самый важный.
Точка.
Семенов Вадим ( Пользователь )
Надо не только включить, а включить первым пунктом обеспечение всех желающих детскими садами, при том по минимальной цене или бесплатно. Все равно ясных идей насчет школы и профобразования в МО похоже нет. То, что предлагается вызывает много вопросов. А насчет обеспечения садиками, думаю, никто возражать не станет. Опять же это одна из важнейших мер по решению демографической проблемы...
Игорь Сухин ( Пользователь )
(Семенов В.Д. @ 24.08.2006, 08:04) <{POST_SNAPBACK}>
Надо не только включить, а включить первым пунктом обеспечение всех желающих детскими садами, при том по минимальной цене или бесплатно. Все равно ясных идей насчет школы и профобразования в МО похоже нет. То, что предлагается вызывает много вопросов. А насчет обеспечения садиками, думаю, никто возражать не станет. Опять же это одна из важнейших мер по решению демографической проблемы...

Согласен, Вадим Дмитриевич! Этот вопрос поднимают и в Смоленске - Веб-страница: Дошкольные учреждения должны быть включены в национальный проект "Образование" - http://www.edinros.ru/news.html?id=112721
Вот извлечения: "Евгений Максименко … подчеркнул необходимость включения в приоритетный национальный проект "Образование" дошкольных учреждений. Именно в дошкольном возрасте закладываются основные качества ребенка, и если не обратить на это внимание сейчас, то потом придется очень тяжело. Также он предложил депутатам областной Думы рассмотреть вопрос о выделении средств из областного бюджета на доплату за классное руководство учителям вечерних школ, пока этот вопрос не решен на федеральном уровне".
Игорь Сухин ( Пользователь )
(Семенов В.Д. @ 24.08.2006, 08:04) <{POST_SNAPBACK}>
А насчет обеспечения садиками, думаю, никто возражать не станет. Опять же это одна из важнейших мер по решению демографической проблемы...


Дмитрий Медведев: развитие дошкольных учреждений является приоритетом работы по нацпроектам на местах. - http://national.invur.ru/index.php?id=555
Информационное сообщение указанного сайта: "Правительство Российской Федерации рассмотрит возможность увеличения зарплаты воспитательницам детских садов и дошкольных учреждений в рамках приоритетных национальных проектов. Об этом сообщил в среду Первый заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Медведев на селекторном совещании с руководством Уральского федерального округа.
Говоря о необходимости увеличения зарплаты работникам дошкольных учреждений, губернатор Челябинской области Петр Сумин, в частности, отметил, что это будет способствовать решению демографических проблем.
Дмитрий Медведев в свою очередь подчеркнул, что «без сохранения и развития сети дошкольных учреждений никакие демографические программы результата не принесут». По его словам, «развитие дошкольных учреждений является приоритетом работы по нацпроектам на местах». Первый вице-премьер предложил также подключить к решению этой задачи бизнес, который мог бы взять на себя дополнительные выплаты.
Говоря о пособиях по воспитанию детей, Дмитрий Медведев сообщил, что нормативная база по этому вопросу будет заложена в октябре-ноябре текущего года".
Семенов Вадим ( Пользователь )
(И.Г.Сухин @ 28.08.2006, 00:52) <{POST_SNAPBACK}>
Дмитрий Медведев: развитие дошкольных учреждений является приоритетом работы по нацпроектам на местах. - http://national.invur.ru/index.php?id=555
Информационное сообщение указанного сайта: [i]"Правительство Российской Федерации рассмотрит возможность увеличения зарплаты воспитательницам детских садов и дошкольных учреждений в рамках приоритетных национальных проектов. Об этом сообщил в среду Первый заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Медведев на селекторном совещании с руководством Уральского федерального округа.
Говоря о необходимости увеличения зарплаты работникам дошкольных учреждений, губернатор Челябинской области Петр Сумин, в частности, отметил, что это будет способствовать решению демографических проблем.
Я только не понял, каким образом увеличение зарплаты воспитательницам способно привести к расширению сети детских садов и решению демографической проблемы? Это совершенно разные вещи. Похоже, дальше попила шальных нефтяных денег фантазия у чиновников не идет. Сделать что-то действительно полезное несколько сложнее, чем "освоить" опреределенную сумму из бюджета. Тут надо немалые усилия и интеллект прикладывать, а деньги раздавать -- легко, просто и приятно. Только раздача никоим образом не снимает дефицит мест в детских садиках. Попавшим под раздачу, конечно, будет приятно, ну вот и все.
Игорь Сухин ( Пользователь )
(Семенов В.Д. @ 28.08.2006, 07:30) <{POST_SNAPBACK}>
Сделать что-то действительно полезное несколько сложнее, чем "освоить" опреределенную сумму из бюджета.

Согласен, наверху любят делить деньги, не не знают, что КПД очень многих денежных вливаний близко к 0. Деньги именно "осваивают". Но и без денег трудно решить ту или иную проблему.
Сергей Возчиков ( Пользователь )
(Семенов В.Д. @ 28.08.2006, 07:30) <{POST_SNAPBACK}>
Я только не понял, каким образом увеличение зарплаты воспитательницам способно привести к расширению сети детских садов и решению демографической проблемы? Это совершенно разные вещи. Похоже, дальше попила шальных нефтяных денег фантазия у чиновников не идет.


Экий у Вас негативный настрой, Вадим Дмитриевич sad.gif
Попробую, для интереса, занять и обосновать позицию "чиновничьего оптимизма" biggrin.gif

Вы совершенно правы, это разные вещи.
Но повысить зарплаты воспитателям детских садов можно сравнительно быстро. Опыт реализации доплат класрукам это показывает с очевидностью. Характерное время решения - 3-6 месяцев. А если еще и связать увеличение ЗП с качеством работы, это будет способствовать привлечению в детские сады хороших воспитателей.

Расширение сети - другая проблема, решать ее нужно отдельно. Характерное время - 2-3 года. И к тому времени, когда эта сеть будет расширена, в действующих садах может быть наработан для них контингент воспитательского состава. Почему нет?

Демографическая проблема - вещь совсем третья, на порядки более масштабная, чем две предыдущие. Характерный срок - 2-3 поколения. Повышение ЗП до конкурентного уровня и расширение сети садов - это лишь "этапы большого пути". Но если их не делать, путь будет еще больше.

Опровергайте позицию, Вадим Дмитриевич tongue.gif

PS. И в порядке "шпильки" - Вы хотите, чтобы чиновники (федеральные и региональные) не только "деньги дали", но и все сделали? А остальные будут стоять "руки в брюки" и критиковать? cool.gif
Сергей Галаган ( Пользователь )
(sermivoz @ 31.08.2006, 11:42) <{POST_SNAPBACK}>
Демографическая проблема - вещь совсем третья, на порядки более масштабная, чем две предыдущие. Характерный срок - 2-3 поколения. Повышение ЗП до конкурентного уровня и расширение сети садов - это лишь "этапы большого пути". Но если их не делать, путь будет еще больше.

Поколений? Хрущев сумел в несколько лет москвичей, и не только их, в новые квартиры переселить и как начали рожать!!!
Давать жилье и бэбибум мгновенно обеспечен! Однако, таких темпов строительства как тогда в Москве наверно никогда не достичь сейчас, всей страной вместе взятой, особенно, если деньги сабфонда бездарно гноить за рубежом.
Эфемерные, как оказалось, крутящиеся из ведомства в ведомство где-то там, далеко наверху 250 тыс на ребенка не сдвинут проблему с мертвой точки, да и вообще не очень ясно, зачем они очень многим и так достаточно обеспеченным, которые сейчас в основном(очень в Москве заметно) и решаются родить. Тем, что не решаются, денег очень мало, едва на санузел в будущей квартире, да и истратить их в сущности нельзя, деньги за то, что пока и так в мнимальной степени есть, за бесплатное образование и здравоохранение для ребенка во вчерашних ценах. Может скоро государственное превратится в условно, из этого кармана дотаций платное, а потом просто платное?
Игорь Сухин ( Пользователь )
Вернёмся чуть назад, июльская статья Оксаны Родионовой в "УГ": "Дошкольника забыли" - http://www.ug.ru/issues/?action=topic&toid=2520
Цитирую:"Конечно, шла речь и о том, что пока осталось за рамками масштабного государственного начинания. Все участники слушаний аплодировали председателю Комитета Госдумы по делам женщин, семьи и детей Екатерине Лаховой, которая заявила, что забыты школьные библиотеки, дошкольное и дополнительное образование: «Фактически данные учреждения находятся на обочине образовательной политики, и мы рискуем потерять важнейшие институты защиты, воспитания и развития наших детей».
Игорь Сухин ( Пользователь )
Из выступления ректора Государственного университета – Высшей школы экономики (ГУ-ВШЭ) Ярослава Кузьминова в рамках интернет-проекта "Медиакратия".
"Были на конференции и такие вопросы: «Почему, на ваш взгляд, в национальный проект «Образование» не включили дошкольное образование? Возможно ли то, что его все-таки внесут в проект?». Ректор ГУ-ВШЭ ответил, что считает, что оно (дошкольное образование) важно, но «сегодня я, например, не могу предложить комплекс мер, которые существенно ускорили бы развитие этого сектора. Общая тенденция здесь положительная. Все больше семей направляют своих детей в детские дошкольные учреждения, и такого разрыва «детсад – школа», как, скажем, между школой и вузом, сегодня нет». Также Кузьминов полагает, что «система аттестации научных кадров в России практически разрушена». Формально она существует, а реально ее нужно строить заново. Ученые степени доктора и кандидата экономических, педагогических, юридических наук уже просто ни о чем не свидетельствуют" - http://sonnik.info/modules.php?name=News&a...le&sid=7385

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+