Личный кабинет

А стоит ли в школе будущего изучать "ИЗО"?

Андрей Тихов ( Пользователь )
Я прекрасно понимаю, что последствия вопроса, заложенного в названии ветки могут быть неоднозначными... Но, тем не менее...
Стоит ли изучать "Изобразительное искусство" в школе, если кругом так много специализированных школ, Домов детского творчества?
Ведь всем понятно, что большинство учеников не будут настоящими художниками. А сведения о различных направлениях и школах искусства можно почерпнуть из курса "Истории", "МХК".
Семенов Вадим ( Пользователь )
Есть три области, которыми потенциально можно заниматься не в школе, и притом на гораздо более высоком уровне. Это искусство (музыка и рисование) -- в музыкальных и художественных школах, физкультура -- в спортивных секциях и технология -- в кружках детского технического творчества и прочих курсах "кройки и шитья". Понятно, что посещающему музыкальную школу школьный предмет "музыка" вроде бы ни к чему, спортсмену ни к чему школьная физкультура и т.д. Полагаю, было бы правильным дать возможность по желанию заменять перечисленные школьные предметы посещением соответствующего учереждения дополнительного образования. Школьную оценку по замененному предмету будет ставить руководитель соответствующего кружка, секции. А кто не заменил, тот должен посещать соответствующие предметы в школе. С внедрением подушевого финансирования учереждения дополнительного образования, замещающие школьные предметы должны стать бесплатными, но получать некоторую долю подушевой оплаты за каждого ученика, что должно помочь возрождению сети такий учереждений. Сейчас они частично вымерли, остальные, как правило, находятся в полуживом состоянии. Особенно плохо с детским техническим творчеством, спортивные секции тоже еще поискать надо...
Андрей Тихов ( Пользователь )
(Семенов В.Д. @ 23.08.2006, 18:28) <{POST_SNAPBACK}>
Есть три области, которыми потенциально можно заниматься не в школе, и притом на гораздо более высоком уровне. Это искусство (музыка и рисование) -- в музыкальных и художественных школах, физкультура -- в спортивных секциях и технология -- в кружках детского технического творчества и прочих курсах "кройки и шитья". Понятно, что посещающему музыкальную школу школьный предмет "музыка" вроде бы ни к чему, спортсмену ни к чему школьная физкультура и т.д. Полагаю, было бы правильным дать возможность по желанию заменять перечисленные школьные предметы посещением соответствующего учереждения дополнительного образования. Школьную оценку по замененному предмету будет ставить руководитель соответствующего кружка, секции. А кто не заменил, тот должен посещать соответствующие предметы в школе. С внедрением подушевого финансирования учереждения дополнительного образования, замещающие школьные предметы должны стать бесплатными, но получать некоторую долю подушевой оплаты за каждого ученика, что должно помочь возрождению сети такий учереждений. Сейчас они частично вымерли, остальные, как правило, находятся в полуживом состоянии. Особенно плохо с детским техническим творчеством, спортивные секции тоже еще поискать надо...


То есть, Вадим Дмитриевич, можно вывести "ИЗО" и "Музыку" из состава предметов в школе? Отдать их на откуп учреждениям дополнительного образования? smile.gif
Семенов Вадим ( Пользователь )
По желанию школьника и его родителей. Сами предметные области остаются обязательными, но нужно дать возможность выбирать, где ими заниматься. Школа в любом случае должна предоставлять "запасной вариант" для тех кто ни в какие кружки, секции и художественные школы не ходит. А тех, кто ходит, лучше освободить. Школьные занятия им ничего не дадут, кроме бесполезной траты времени. Школьники и так сильно загружены, а тут двойная нагрузка получается: и секция, и школьный урок. Соответствующие предметы лучше вообще вынести за рамки школьного расписания. После основных занятий кто-то будет ходить в секцию, а кто-то на соответствующий урок вне рамок основного расписания. В некотором смысле тоже секцию, но при школе.
Марина ( Пользователь )
Убрать из школы ИЗО и МУЗЫКУ - лишить школу души и творчества. никаких побочных уроков не хватит, чтобы заменить эти основные. Сколько там , в ИСТОРИИ, часов на искусство?
А интегрированные уроки? На которых творят ВСЕ. Даже самые, казалось бы, бесталанные.
Есть у нас в школе учитель ИЗО - Ильина Наталья Николаевна. Так я без нее школу не представляю. И без ее предмета.
Андрей Тихов ( Пользователь )
(Марина Симоненкова @ 23.08.2006, 21:56) <{POST_SNAPBACK}>
Убрать из школы ИЗО и МУЗЫКУ - лишить школу души и творчества. никаких побочных уроков не хватит, чтобы заменить эти основные. Сколько там , в ИСТОРИИ, часов на искусство?
А интегрированные уроки? На которых творят ВСЕ. Даже самые, казалось бы, бесталанные.
Есть у нас в школе учитель ИЗО - Ильина Наталья Николаевна. Так я без нее школу не представляю. И без ее предмета.


Марина Валентиновна! smile.gif
А что? В других предметах невозможно душу вкладывать и творческие способности развивать? У меня в классе был мальчик, так он такие схемы, по словам физика, рисовал... Хлеще Пикассо! А математик за решения по геометрии хвалила.

И как же нам поговорить с Натальей Николаевной? Что-то не хотят учителя ИЗО и музыки включаться в разговор... al.gif
Марина ( Пользователь )
(Филолух @ 24.08.2006, 08:48) <{POST_SNAPBACK}>
Марина Валентиновна! smile.gif
al:

И как же нам поговорить с Натальей Николаевной? Что-то не хотят учителя ИЗО и музыки включаться в разговор
А как поговорить, если дома интернета нет, а в школе только по самостоятельно оплаченной карточке и то в свободное от...время sad.gif Не все ведь могут в материальном плане интер осилить, правда? Вот потому и молчат многие Натальи Николаевны.
А что? В других предметах невозможно душу вкладывать и творческие способности развивать?
Можно, конечно, только ведь петь и музыку в природе, в душе слышать вы на математике учить не будете и пейзажи рисовать тоже. А чтобы петь и рисовать, ЧУВСТВОВАТЬ надо научить. А где, как не на таких уроках, это делать? Моя бы воля - я бы не по часу, а минимум по 2 дала на эти предметы...
Шепотом:если хотите, я вам наш урок на диске пришлю (снимали прямо во время урока), М.Ю.Лермонтов "Парус"(литература) + пейзаж (ИЗО). Это не тема урока, это то, на чем строится урок.
Александр Сайбединов ( Пользователь )
И как же нам поговорить с Натальей Николаевной? Что-то не хотят учителя ИЗО и музыки включаться в разговор... al.gif
[/quote
[color=#FF0000]]
СНОВА О ИЗО
(ВЕЧНЫЙ СПОР ИЛИ ВЕЧНАЯ ПРОБЛЕМА)
Дорогие друзья! Совершенно случайно наткнулся на это форум и ИСПУГАЛСЯ, очень серьёзно за нашу педагогическую науку, за педагогическую мысль витающую и по сей день в пространстве эпохи неондертальцев относительно одного из самых главных философских оснований природы отличия ЧЕЛОВЕКА и понимания основного движетеля развития ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ, - ЭТО ПОТРЕБНОСТИ, ВОЗМОЖНОСТИ И СПОСОБНОСТИ К ТВОРЧЕСТВУ! Непонимание значения предметов творчества в образовании, - ЭТО УЗЛОВАЯ, ОСНОВНАЯ, СТРАТЕГИЧЕСКИ ВАЖНАЯ ПРОБЛЕМА!!! [
Если представить себе, что образование - это лодка, в которой необходимо доплыть до острова счастья, и по обе стороны этой лодки сидят гребцы-«учителя», успешно гребущие к заветной цели, то мы увидим, что эта лодка сильно накренилась оттого, что учителей, сидящих на одной стороне и представляющих традиционный блок обучения (так называемых основных предметов) гораздо больше, чем учителей образовательной области «творчество». И естественно, лодка идет по кругу, периодически пугая своих пассажиров тем, что вот-вот затонет, а они усиленно выгребают воду, реформируя и совершенствуя всевозможные предметы и механизмы для сливания воды, вместо того, чтобы задуматься: отчего крен, и почему им периодически приходится «лить воду».
Внутренняя интуиция вроде бы подсказывает, что творчество - это важно, что духовность, соприкосновение с нравственными ценностями, не только с теми, которые уже состоялись в культуре, но и с теми, которые ты обрел сам, в своем созидательном, творческом поиске, внимательно вглядываясь в мир, сильно влияют на формирование человека! И это не вечный спор между «лириками» и «физиками». Это спор за гармонию жизни, а не спор с самой жизнью, который ведет человечество, в безуспешной попытке определить, какой же бок у нее вкуснее и слаще. И именно этот спор лежит в основе духовного кризиса общества. И система образования, являющаяся одной из активных общественных структур, конечно же, не могла не впитать в себя агрессивный лозунг общества: ПОБЕДИТЬ В ЖИЗНИ! Хотя, на мой взгляд, есть единственно правильный девиз: РАДОВАТЬСЯ ЖИЗНИ!
Ведь когда мы спрашиваем ученика: «Зачем ты учишься, зачем тебе образование?» - то почти всегда получаем ответ: «Затем, чтобы поступить в вуз!». «А зачем тебе в вуз?» «Затем, чтобы хорошо жить!» и т.д. И все в будущем времени, редко, когда услышишь: «А мне нравится!» А ведь именно оттого, как мы ответим для себя на главный вопрос: зачем образование? Мы можем правильно сформулировать свои задачи и выйти на извечный вопрос - в чем смысл жизни? На который, на мой взгляд, есть один ответ с малыми двумя вариантами: смысл жизни - в радости, но для одних это - ожидание радости, а для других - ощущение радости (как состояние жизни).
И если это рассматривать с точки зрения образования, то ожидание радости - это процесс обучения навыкам жизни с предполагаемым получением ощущения радости в результате; а ощущение радости - это процесс обучения получению радости в процессе созидания, в процессе творчества (когда человек выступает творцом изначально, не потом когда-нибудь, а именно сегодня и сейчас, и не в повторении того что уже есть, а в ощущении радости от созданного тобой, что и позволяет чувствовать себя творцом и радоваться жизни сегодня). Творчество - радость и радость творчества - это и есть гармония образования и гармония в образовании.
Поэтому, если рассматривать человека как объект обретения знаний, то мы видим, что знания, необходимые для гармонического развития личности, востребованы как бы двумя измерениями человека: физическим и духовным. В физическом мире человека, для обеспечения механизма существования человека, знания востребованы лишь как двигатель в развитии и совершенствовании самого механизма. А в духовном мире человека знания востребованы как мир эмоций, чувств, перерастающий в потребность творческого созидания.
Но сегодня образовательное поле больше ориентировано на учебные дисциплины, которые должны обучать механизмам совершенствования самого существования человека, не боясь возможной страшной действительности - когда он спросит: «А ЗАЧЕМ?», т.к. эти учебные предметы в силу своей специфики и задач не могут дать ответ ему на этот вопрос. Не может теорема Пифагора, при всей ее безусловной необходимости, дать возможность ученику окунуться в жизнь вечной природы, не может дать возможность рассказать ему о том, что у него также есть свои мысли, радости и переживания, и лишь когда он на уроке ИЗО рисует на тему «Я хотел бы природе помочь вот чем!» - он определяет свои нравственные ценности.
Только гармоничное сочетание двух задач в образовании: обретение знаний и развитие духовности, творчества может дать обществу человека - творца, человека - созидателя.
На сегодняшний день значение предметов художественно-эстетического цикла фактически сведено к функции декора, украшения в учебном плане образовательного учреждения, что позволяет закамуфлировать отсутствие системы художественно-эстетического образования и воспитания в системе общего образования.
Отсутствие системы привело к тому, что эти предметы стали рассматриваться не как предметы, способные влиять на развитие духовности подрастающего поколения, а превратились в обучающие навыкам изобразительного искусства, что действительно не является большой необходимостью для жизни каждого человека. Поэтому мы сегодня наблюдаем в образовании существование учебных предметов, которые действительно не востребованы, скажу больше, они спокойно паразитируют за счет того, что никто не знает, зачем они нужны и что с ними делать. Убрать, вроде, нельзя - неудобно, тогда лучше сократить часы, и все те, кому не хватает нагрузки, пусть подрабатывают, несут, так сказать, вечное, доброе. Я еще удивляюсь, как учителей ИЗО терпят в школах, сегодня им легче всего - можно вовсе не работать, т.к. отсутствие системы художественно-эстетического воспитания не позволяет ни оценить, ни отследить их работу. Что-то рисуют - уже хорошо - орден, не рисуют - не всем быть художниками, а ну-ка попробуй скажи так математикам.
Неправильный подход в определении роли и места эстетического образования и воспитания в системе общего образования изначально лишает эти учебные дисциплины возможности эффективного влияния на процесс развития и формирования творческой личности, способный оказать развивающее позитивное воздействие на весь процесс обучения в целом. Практически стопроцентная тяга детей младшего возраста петь, рисовать, лепить - это не проявление каких-то особых возрастных склонностей, возрастных способностей и талантов, это тяга к самовыражению, тяга к творческому созиданию, заложенная в ребенке природой. И поэтому главная задача школы - поддерживать этот росток творчества, развивать его, и тогда он будет принимать различные формы проявления своих способностей: математические, литературные, любые, т.к. творчество - это не специализация по профессиям художника, физика или биолога, это процесс потребности познания мира, это прищуренные глаза учащихся, пытливо вглядывающихся в окружающий их мир.
Истоки же творческого развития лежат в предметах художественно-эстетического цикла, формирующих основу творческого мышления, способного затем, в старшем возрасте, принимать различные формы выражения - от поиска своего языка в изобразительном искусстве до дерзких попыток опровергнуть устоявшиеся физико-математические догмы.
Если представить образование в виде саженца, то почвой для его развития и роста будут являться предметы художественно-эстетического цикла как предметы, формирующие и развивающие творческую личность, которые затем ярко зазеленеют в виде осознанно востребованных специальных знаний: математических, естественнонаучных - разных - и позволят хорошо, гармонично расти и развиваться саженцу.
На сегодняшний же день я бы представил наше образование как систему, которая за основу роста взяла не саму почву, в которую необходимо посадить саженец, а сам саженец в виде специальных математических, естественнонаучных и др. устоявшихся знаний и догм в надежде, что из этого саженца начнут расти побеги творческого развития.
Я очень надеюсь что вы внимательно прочитали и отнесётесь к главной проблеме образования...
Андрей Тихов ( Пользователь )
(А.Сайбединов @ 24.08.2006, 16:14) <{POST_SNAPBACK}>
[color=#FF0000]]
СНОВА О ИЗО
(ВЕЧНЫЙ СПОР ИЛИ ВЕЧНАЯ ПРОБЛЕМА)

На сегодняшний день значение предметов художественно-эстетического цикла фактически сведено к функции декора, украшения в учебном плане образовательного учреждения, что позволяет закамуфлировать отсутствие системы художественно-эстетического образования и воспитания в системе общего образования.
Отсутствие системы привело к тому, что эти предметы стали рассматриваться не как предметы, способные влиять на развитие духовности подрастающего поколения, а превратились в обучающие навыкам изобразительного искусства, что действительно не является большой необходимостью для жизни каждого человека. (...)


Но раз это произошло, каковы же причины произошедшего? Нежелание учителей работать? Или желание чиновников видеть в предметах художественно-эстетического цикла только развлекалочку: "Рисует красиво - похоже! Молодец" или "Поёт, говорите хорошо? Посмотрим - а ну-ка спой!". По моему мнению суть и не совсем в этом. Вы правы - отсутствие не только системы, о которой говорите, но и идеологической базы: той самой "ЗАЧЕМ?". Здесь нельзя сказать: "Ппросто нравится". Здесь необходимо понять смысл всего, что делают учителя данных предметов, цель их преподавания. Чтобы воспитать "гармонично развитую личность" - это мы уже слышали. Сейчас подобное утверждение навевает образ человека с фигурой разбитой гармони.
Духовность через визуальное? Может быть. Чувство прекрасного в кубизме или абстракционизме ? Сомневаются многие школьники...

(А.Сайбединов @ 24.08.2006, 16:14) <{POST_SNAPBACK}>
Неправильный подход в определении роли и места эстетического образования и воспитания в системе общего образования изначально лишает эти учебные дисциплины возможности эффективного влияния на процесс развития и формирования творческой личности, способный оказать развивающее позитивное воздействие на весь процесс обучения в целом. (...) И поэтому главная задача школы - поддерживать этот росток творчества, развивать его, и тогда он будет принимать различные формы проявления своих способностей: математические, литературные, любые, т.к. творчество - это не специализация по профессиям художника, физика или биолога, это процесс потребности познания мира, это прищуренные глаза учащихся, пытливо вглядывающихся в окружающий их мир. (...)


Как поддерживать? Пересмотреть содержание образования по предметам? Нагрузить часами? Дать философскую подоплёку? Убеждать, что это необходимо всем? Даже тем, кому это совсем не нужно, для кого лучшая живопись - на деньгах? Лучшая музыка - слова в уши? ak.gif

(А.Сайбединов @ 24.08.2006, 16:14) <{POST_SNAPBACK}>
Я очень надеюсь что вы внимательно прочитали и отнесётесь к главной проблеме образования...


Да, согласен, это проблема из важных. Но решить её без учителей мы просто не сможем. Без учеников - тем более...
Простите меня, если некоторые мои слова могут показаться резкими.... Это не так. smile.gif
Александр Сайбединов ( Пользователь )
.
Вы правы - отсутствие не только системы, о которой говорите, но и идеологической базы: той самой "ЗАЧЕМ?". Здесь нельзя сказать: "Ппросто нравится". Здесь необходимо понять смысл всего, что делают учителя данных предметов, цель их преподавания. Чтобы воспитать "гармонично развитую личность" - это мы уже слышали. Сейчас подобное утверждение навевает образ человека с фигурой разбитой гармони.
Духовность через визуальное? Может быть. Чувство прекрасного в кубизме или абстракционизме ? Сомневаются многие школьники...
[color=#FF0000]

Друзья мои! Мне так не хочется тратить ни своё, ни ваше время, на совершенно бессмысленную дискуссию. - из разряда "Есть ли жизнь на Земле?". Есть!!! И я не углубляюсь в полемику, только потому что для меня это не теоретическая дискуссия, это состоявшаяся в реальной практике образования ШКОЛА. Почитайте и места для этой полемики не останеться. А паралелли между разбитой гармонью и гармоничной личностью, больше уместны у культуристов, но не в культуре... smile.gif

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+