Личный кабинет

Технология активного самоконтроля "Символ" в начальной школе

Какие формы самоконтроля применяются в начальной школе
Михаил Шевелёв ( Пользователь )
Добрый день, уважаемые коллеги.
Я - Шевелёв Михаил Юрьевич - один из разработчиков новой технологии самоконтроля и внешнего контроля в школе, названной "Символ". Нашей системе уже более 20 лет и мы хотели бы, чтобы о ней узнало как можно больше учителей.

Во некоторых темах я читал о том, что компьюетр - это универсальное средство, с помощью которого можно повысить качество образования. Причем в массовых масштабах. Поставим в каждую школу по 1-2 компьютерных класса - и качество сразу пойдет в гору. Я думаю, что это не так. Сам по себе компьютер - это просто кусок железа. Не более того. Тем более, что он достаточно дорогой кусок железа. Что сейчас делают с помощью компьютеров в школах: преподавание информатики и различных информационных технологий (поправьте меня, если ошибся в терминологии): Word, Excel, PhotoShop и прочее. Это все хорошо, просто замечательно. Любой современный ребенок должен уметь использовать компьютер. Но на качество подготовки учащихся количество компьютеров в школе практически никакого влияния не оказывает. Ведь с помощью компьютера можно максимум несколько раз в месяц протестировать по какой-либо теме несколько классов учащихся. Но не более. Ведь количество компьютеров в среднем в компьютерном классе 8-15 штук, а учащихся в школе - минимум несколько сотен.
Тем более, что учащимся начальной школы компьютер практически недоступен. Я конечно, сразу оговорюсь, что во многих школах проводятся мультимедийные уроки и для начальной школы. Но это не носит систематический характер и это не так часто, как хотелось бы. Все эти уроки проводятся для того, чтобы разнообразить традиционные уроки, которые в большинстве своем очень однотипные. Поэтому я могу утверждать, что применение мультимедиа-технологий в начальной школе - явление пока этизодическое. И тем более могу утверждать, что самоконтроль в начальной школе с помощью компьютеров полностью отсутствует.

К чему такое длинное вступление.

Я хотел лишь показать, что компьютер в начальной школе никак не влияет ни на процесс обучения, ни на процесс саомоконтроля. А других никаких средств самоконтроля более-менее традиционных, кроме открытых ответов в конце учебника, попросту нет.
А ведь самоконтроль в любой деятельности имеет первостепенное значение.
Любой результат работы учащегося зависит только от того, что сделает он сам.
И почему-то во всей школе ему уделяют очень мало внимания. Особенно в начальной школе.
Что я понимаю под термином "самоконтроль".
Самоконтроль - это возможность учащегося самостоятельно проверять ответы к любым заданиям, не обращаясь к учителю. Но эту возможность нужно чем-либо обеспечивать. В традиционной школе придуман только один способ самоконтроля - открытые ответы в конце учебника. Это как-то решает задачу самоконтроля в старших классах. Но очень плохо. Плохо потому, что ответ в конце учебника всегда является подсказкой. Когда учащийся решит какое-либо задание, например, по математике или физике, он получит ответ и сравнит его с ответом в конце учебника. Если они совпадут, то - все Ок, можно двигаться дальше. А если нет, то необходимо снова решать. Искать ошибку. И если задача была простой, то ее дидактический смысл вообще теряется. Ответ правильный ученик уже знает, решать-то и нечего. Особенно это касается русского языка. Поэтому по русскому ответу никогда и не приводятся. Тогда как проверять домашние задания? Родители - далеко не всегда.
А в начальной школе вообще нет ответов. Если их привести, то и решать ничего не надо.

Какой же есть выход из этой ситуации?

Необходимо дать возможность учащемуся проверять свой ответ, но не давать ему подсказки. Это я назвал "активным самоконтролем". Но компьютер каждому ученику для самоконтроля дать нет возможности. ПОэтому мы решили обеспечить саомокнтроль с помощью специализированного прибора, своеобразного "дидактического калькулятора", который был бы недорогим, малогабаритным и простым в обращении.
Этот прибор мы назвали "Символ". Последние модификации - "Символ-Тест". Эту технологию мы начали активно внедрять в Томской области. По нашей технологии работают уже более 10 школ в Томской области и более 30 школ - по России.
По нашей технологии только в этом году открыто 3 областных экспериментальных площадки и осенью планируется открыть еще две.
Я не буду сейчас расхваливать наш прибор, так как это модераторы могут воспринять как рекламу, а дам ссылку на наш официальный сайт, где можно обо всем прочитать. Официальный сайт системы "Символ" Наш сайт - это просто информационный ресурс о технологии

Если возникнут вопросы, буду рад на них ответить.
Игорь Сухин ( Пользователь )
(simvol @ 23.08.2006, 16:56) <{POST_SNAPBACK}>
Добрый день, уважаемые коллеги.
Я - Шевелёв Михаил Юрьевич - один из разработчиков новой технологии самоконтроля и внешнего контроля в школе, названной "Символ"... Я не буду сейчас расхваливать наш прибор, так как это модераторы могут воспринять как рекламу...

Я - модератор данной секции, а я благожелательно воспринял Ваше сообщение, Михаил Юрьевич, так как оно интересно. Мне пока ничего непонятно о Вашей технологии (думаю, Вы объясните), но вступительная часть Вашего сообщения очень хороша!
Полностью согласен с Вашим мнением, что 1) "Сам по себе компьютер - это просто кусок железа", 2) "Но на качество подготовки учащихся количество компьютеров в школе практически никакого влияния не оказывает", 3) "Ведь с помощью компьютера можно максимум несколько раз в месяц протестировать по какой-либо теме несколько классов учащихся. Но не более. Ведь количество компьютеров в среднем в компьютерном классе 8-15 штук, а учащихся в школе - минимум несколько сотен", 4) "Поэтому я могу утверждать, что применение мультимедиа-технологий в начальной школе - явление пока эпизодическое. И тем более могу утверждать, что самоконтроль в начальной школе с помощью компьютеров полностью отсутствует".
Вы пишете также: "Я не буду сейчас расхваливать наш прибор, так как это модераторы могут воспринять как рекламу".
Отвечу так. Мне важно, чтобы люди приходили и себя показать, и других посмотреть. Если Вы активно включитесь в работу секции, вот её подфорумы - http://pedsovet.org/forum/index.php?showforum=48
т.е. выскажите своё мнение хотя бы по некоторым темам, а не только по своей, следовательно, Вы не случайный человек на ВИП и в педагогике (который только пробивает свой товар), и рекламе будет открыта зелёная улица.
Для ВИП безразлично, сколько школ в Томской области используют Вашу технологию, Михаил Юрьевич, а вот её предметная часть интересна! Если это хорошо на самом деле, отчего ж не порекламировать?
Считайте, что нашли здесь благожелательных слушателей.
Повторюсь, Ваше преамбула была чудо как хороша! Она ни в какой степени не была велика - в самый раз! Ждём содержательную часть - что это такое?
А также… включайтесь в работу секции, я уверен, что и на остальных ветках Вы найдёте точки соприкосновения с ВИПом.
С улыбкой, ИГС.
Михаил Шевелёв ( Пользователь )
Премного благодарен за лестные слова в мой адрес.
Ну что же, если Вы не возражаете, я более подробно завтра расскажу о нашей технологии.
Игорь Сухин ( Пользователь )
(simvol @ 23.08.2006, 18:55) <{POST_SNAPBACK}>
Премного благодарен за лестные слова в мой адрес.
Ну что же, если Вы не возражаете, я более подробно завтра расскажу о нашей технологии.

Добро!
Михаил Шевелёв ( Пользователь )
(И.Г.Сухин @ 23.08.2006, 22:03) <{POST_SNAPBACK}>
Добро!

Для начала Вы можете посмотреть эту тему. Я не отвечал весь день, так как отдувался на том форуме.
Игорь Сухин ( Пользователь )
(simvol @ 24.08.2006, 17:46) <{POST_SNAPBACK}>
Для начала Вы можете посмотреть эту тему. Я не отвечал весь день, так как отдувался на том форуме.

Это отговорка. Это я смотрел ещё вчера - вчерашние материалы, и сегодня - сегодняшие. Раз Вы выложили материалы и здесь, то нам тоже хотелось бы внимания... С улыбкой, ИГС.

Ведь, не все посетители имеют возможность прыгать с ветки на ветку - им хотелось бы получить максимум информации там, где они оказались.
Михаил Шевелёв ( Пользователь )
(И.Г.Сухин @ 24.08.2006, 22:43) <{POST_SNAPBACK}>
Это отговорка. Это я смотрел ещё вчера - вчерашние материалы, и сегодня - сегодняшие. Раз Вы выложили материалы и здесь, то нам тоже хотелось бы внимания... С улыбкой, ИГС.

Ведь, не все посетители имеют возможность прыгать с ветки на ветку - им хотелось бы получить максимум информации там, где они оказались.

Приношу извинения за задержку ответа. Конечно, я разовью тему и здесь.
Хотя так трудно очень писать. Лучше, если были бы заданы конкретные вопросы.
Что же это такое?
Наша технология состоит из двух основных составляющих: прибора и учебных пособий.
Прибор (мы его назвали электронный репетитор) способен выполнять только одну операцию - проверку правильности ответа учащегося. Сразу скажу - не любого ответа, а простого, однозначного. Поэтому наш прибор наиболее эффективен именно в начальной школе, где большинство ответов - просто буквы, числа, слова.
Наша задача была очкнь трудной. Как сделать так, чтобы прибор можно было применять по любому предмету, но не нужно было бы каждый раз настраивать его на конкретную книжку и тем более, программировать его.
Но мы ее решили. Мы сами эталонные ответы вынести в сам учебник. Мы перед учловием каждого задания или упражнения в скобках ставим несколько букв или цифр. Мы эталонный ответ зашифровали и предстваили в такой форме. Тем самым мы сделали прибор универсальным. Он всегда готов к работе. Его не нужно программировать. Чтобы проверить свой ответ, достаточно набрать сначала код задания, затем ответ и нажать "Ввод". В соответствии с алгоритмом, заложенным в микроконтроллер прибора, код задания расшифровывается и сравнивается с ответом ученика. На основании этого выдается - правильно или неправильно.
Вывод - любой прибор может работать с любым пособием, снабженным подобным кодом. И на практике достаточно один раз купить прибор в первом классе и можно пользоваться им до 11 класса, только нужно докупать книги.

Но это техноческие подробности.
Самое главное, что можно достичь с его применением. Какой эффект от его применения.
А достичь можно немало.
Во-первых, это просто хорошее разнообразие традиционного урока.
Во-вторых, когда первоклашки нажимают кнопки, развивается мелкая моторика пальцев, следоватльно, это способствует развитию речи;
В-третьих, развивается внимание. Одно дело, когда ученик просто написал слово в тетради, а другое дело, если он сначала его набрал на клавиатуре, убедился, что он правильный, и только потом написал. Меньше ошибок, грязи в тетради. Ведь многие пишут, торопятся, не проверяют, что они написали. А если ученик наберет неправильный ответ, прибор ему скажет - неправильно. И ученик будет думать, где он допустил ошибку. Или просто набрал с опечаткой, или действительно неверно решил задание.
В-четвертых, повышаетс самооценка. Если в традиционном варианте ученик сделал домашнюю работу, то он ее проверил как мог (напомню, что в начальной школе нет ответов в конце учебника), к тому же родители могут проверить не всегда. И несет ученик работу на проверку, не зная, что и как сделано. И получается, что он как бы перекладывает ответственность за свою работу на учителя. Я сделал - а Вы проверяйте. Конечно, я утрирую, но доля истины в моих словах есть, и немалая. У нас в школе детей учат, а не они сами учатся. Особенно это заметно, когда вчерашний школьник становится студентом. Я по роду своей деятельности знаю об этом не по наслышке. Самый большой отсев в вузе - после первой сессии. Большинство проблем из-за того, что вчерашние школьники не смогли приспособиться к новому подходу. ОНи не привыкли самостоятельно организовывать свой рабочй день. В школе конкретно говорят: сегодня нужно сделать это, завтра сделать это. По большому счету, сильно напрягаться и планировать свой день больше чем на один-два дня, не нужно. В школе четко все говорят, что и когда нужно. А в вузе не так. Выдали в начале семестра индивидуальное задание и сказали - сдать к первой контрольной точке. А она - через месяц. А ученик не привык работать сам. Ему никто не говорит, что нужно и как нужно делать. И ведь спросить-то не всегда удается, так как нужно !самостоятельно! работать с литературой. А этому в школе тоже не учат. И посыпались проблемы.
А самостоятельность просто так, в одночасье, не привить. Она должна идти с раннего возраста. И чем раньше ребенка учить (если так можно сказать) самостоятельности, тем лучше ему будет потом, в будущем.
Ну и конечно, возрастает средняя успеваемость. Конечно, все отличниками не станут, но количество двоечников и троечников - уменьшится.
Некоторые наши идеологи говорят, что необходимо вообще убрать все оценки, кроме 5 и 2. ПОясню. Выдали ученику задание, он его сделал, но не все. Т.е. что-то сделал, но цель задания не была достигнута. Что ему ставить - не два и не пять. И ставят 3 или 4. А если провести параллель с ситуацией на производстве. Дали задание специалисту - сделать деталь. Он ее сделал, но не полностью. Что с ним будет, с этим специалистом, если он будет постоянно так делать? Уволят. А все потому, что ученик не привык доводить начатое дело до 100%. И во многом потому, что он не имел возможности сам себя проверить. Ведь если домашнюю работу ученик сделает сегодня, сдаст ее на проверку (ведь это так и называется "сдеть на проверку тетрадь"), то результат он узнает в лучшем случае на следующий день. А когда увидит, что многое сделано неверно, далеко не всегда будет делать работу над ошибками. Нет стимула. Оценка уже стоит, ее не исправишь. А тем более. что на следующий день задают новое дом. задание. А недочеты, неусвоенные элементы материала накапливаются понемногу и на контрольных это все проявляется.

Хочу оговориться, что я все очень упрощаю, просто хочу заострить внимание на этой проблеме. А то ведь у нас вообще нигде проблема обеспечения самостоятельной работы не поднимается. У нас в России нет такой проблемы! А раз нет проблемы, нечего и решать. И в национальном проекте "Образование" я ничего такого не нашел. Я вообще очень осторожно отношусь к этому проекту. Но это - совсем другая тема.
Продолжаю.
А если дать ученику возможность проверить свое задание самому перед тем, как сдеть его на проверку, то тогда он понесет тетрадь не на проверку, а отчет о ПРАВИЛЬНО сделанной работе, причем на 100%.

К сожалению, мое время на сегодня заканчивается.
Прошу задать вопросы.
Игорь Сухин ( Пользователь )
Жаль, Михаил Юрьевич, что Вы не услышали моего главного пожелания - пока, увы, на всех ветках Вы говорите только и только о своём продукте…
Пока Вы не оставили ни одной реплики (ни на форумах начальной школы http://pedsovet.org/forum/index.php?showforum=48
ни на других), которые касались бы иных тем.
У Вас 13 реплик - но ТОЛЬКО О СВОЕЙ ТЕХНОЛОГИИ.
Вы занимаетесь только и только продвижением своего продукта?
Или Вам всё же интересно, что здесь обсуждается по другим вопросам?

С огорчением, ИГС.
Михаил Шевелёв ( Пользователь )
(И.Г.Сухин @ 26.08.2006, 19:00) <{POST_SNAPBACK}>
Жаль, Михаил Юрьевич, что Вы не услышали моего главного пожелания - пока, увы, на всех ветках Вы говорите только и только о своём продукте…
Пока Вы не оставили ни одной реплики (ни на форумах начальной школы http://pedsovet.org/forum/index.php?showforum=48
ни на других), которые касались бы иных тем.
У Вас 13 реплик - но ТОЛЬКО О СВОЕЙ ТЕХНОЛОГИИ.
Вы занимаетесь только и только продвижением своего продукта?
Или Вам всё же интересно, что здесь обсуждается по другим вопросам?

С огорчением, ИГС.

Мне интересны и другие проблемы. Просто нет достаточно времени. Но все еще впереди.
С уважением, Шевелев Михаил.
Игорь Сухин ( Пользователь )
(simvol @ 28.08.2006, 09:10) <{POST_SNAPBACK}>
Мне интересны и другие проблемы. Просто нет достаточно времени. Но все еще впереди.
С уважением, Шевелев Михаил.

Добро. Надеемся.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+