Личный кабинет

Репортаж с ... компьютером на шее

Мой "открытый" год (изучаем информатику)
Александр Шкатов ( Пользователь )
Приглашаю на совй открытый год. Посмотрите. Буду рад, если "ощиплите" меня.

Сцена Первая.
1. Начало:
Что такое информатика:
У Кушниренко в учебнике хорошо сказано “ Информатика это наука” и т. д. по тексту. Разбираем все пункты этого предложения:
- что такое информатика.
Можно много говорить. Все зависит от уровня учеников. Для шибко умных можно и библейское выражение привести “ Вначале было слово”.
- что можно делать с информацией и что делает человек.
- а далее обратите внимание, что человек от природы ленив, любит выдумывать и придумывать, как бы и кого бы заставить вместо себя работать. То лошадь придумает, то трактор, то самолет. Дошел до того, что хочет заставить кого то за себя думать. Короче, придумал компьютер.
Что это такое. Какой должна быть куча железа, чтобы она называлась компьютером. Что в ней должно быть. Все заинтриговали.
2. Управление компьютером.
Для этого надо писать программы. Есть конечно и готовые. Это отдельный разговор. Но попробуем сами написать. Компьютер – исполнитель. Команд у него великое множество. Но тут нас выручит то, что процесс командования, управления, что сложного устройства, что простого одинаков.
А можно по другому.
Исполнитель – компьютер.
Имеются графические команды. Попробуем заставить его чего нибудь рисовать.
Графика весьма удобна в изучении основ: процесс скучный, а графика радует глаз.
Десятиклассники на первых уроках нарисуют “Чебурашку” (алгоритмом) и рады радешеньки. А уж если дашь формулу линии спирографа. Сначала глянув на Sin,Cos- в уныние впадают, а потом начнут такое вытворять. Особенно если скажешь где пошалить, чего поменять.
Итак.
Сначала линейные алгоритмы. Задачи простые: “Чебурашка”, “Олимпийский мишка”, “Шахматное поле” (с шашками и без), недолго но чтобы научились. Это основа.
Здесь научить пользоваться копированием блоков, фрагментов. Это весьма полезно при создании алгоритмов. При этом я использую алгоритмический язык (система КуМир). Команды на русском, все просто. Есть и Паскаль, но это потом. Понарошку.
Как дети мир познают: сначала игрушки, а потом настоящее. А дай настоящее…Авто, самолет, оружие. Шутка, но лучше сначала поиграем с алгоритмическим языком. Задач можно напридумывать массу: фигуры, орнаменты.
Команды: точка (x,y)
линия (x,y)
вектор(а,в)
круг ®…
Поймут даже младшие школьники.
Структура урока:
- задача, объяснение решения
- практическая часть: 1. Сделать то что показал (оценка – “уже пойдет”-3)
2. Варианты задачи с усложнениями. («хорошо»)
3. Шалости и фантазии (поиск, синтез, анализ, все в куче) («отлично»).
Напридумают фигур, орнаментов. ну и пусть придумывают и шалят. Ведь работают. Освоили линейные алгоритмы. Есть в КуМире исполнители, робот чертежник, куберия, вездеход. У них разные команды. Но более походящий для начала исполнитель ГраТекс – графика. Вроде просто, а графика настоящая.

Действия Второе.

Теперь к циклам.


Точнее: изучаем алгоритмы.
Александр Шкатов ( Пользователь )
Жду сообщений, вопросов. Чтобы продолжить.
Александр Шкатов ( Пользователь )
Действие второе

Теперь к циклам.

Научить организовывать повторяющиеся действия. “Как сказать кратко, что было сделано много”. Мечта начальника: сказано мало, а народ трудится до упаду.
----------------------------------------------------
Замечания (для линейных алгоритмов, к предыдущему действию)

Полезно давать задачи с “закавыками”.
Например. ИньЯнь – эмблема. Состоит из кругов и окружностей. А вот сделай попробуй. Для “вострых” ИньЯнь в ИньЯне. См. Форум «Начинаем уроки информатики», сообщение № 12, прикрепленный файл.
---------------------------------------------------
Лирическое отступление

1. На дом не задаю. И без меня другие назадают.
2. Тетради лежат в кабинете, домой не носят. Потеряют, забудут.
Буду итоги подводить, дам на пару дней.
3.Объяснил, записали. Ответил на вопросы. Научил. По пройденным
темам на вопросы ответы не даю. Есть тетрадь с конспектом, есть Help.
Ищите сами. Любите свой конспект и труд. Повторение мать учения….
(вторая часть) и прибежище для лентяев. (Вычитал в одном из старых
журналов). Я не нянька а руководитель.

(Пишу на уроке, 9а делают ИньЯнь. Пыхтят. Карабкаются.)
--------------------------------------------------

Опять о циклах.
Научить задавать повторения это хорошо. Но гораздо лучше – эти последовательности обнаруживать, особенно последовательности с изменяющимися параметрами. Да найти математическое описание изменения параметров. Простор для приложения сил.

Задачи: флаги, графики, различные кривые. И sin и cos проглотят. Это в параметрических уравнениях кривых. А кривые получаются весьма интересные. Простор для исследования.

Замечания. Кому интересно; про задачи отдельно.

Понадобятся понятия:
- величина, имя, тип.
- алгоритмическое выражение, операции, встроенные функции.
Кратко объяснить, и придет время эти вопросы изучить системно.
Динамика на экране – очень просто, а впечатляет: глаза круглые и давай долбить,
фантазировать. А что нам еще надо - работают. Только подкидывай задачки.
Татьяна Дедюлькина ( Пользователь )
[


Задачи: флаги, графики, различные кривые. И sin и cos проглотят. Это в параметрических уравнениях кривых. А кривые получаются весьма интересные. Простор для исследования.

Замечания. Кому интересно; про задачи отдельно.

Понадобятся понятия:
- величина, имя, тип.
- алгоритмическое выражение, операции, встроенные функции.
Кратко объяснить, и придет время эти вопросы изучить системно.
Динамика на экране – очень просто, а впечатляет: глаза круглые и давай долбить,
фантазировать. А что нам еще надо - работают. Только подкидывай задачки.
[/quote]
Всё очень здорово, но хотелось бы знать:
1. кол-во часов
2. Как программа со стандартом согласована
3. На каком языке дети пишут программы
Спасибо
Александр Шкатов ( Пользователь )
(Татьяна @ Oct 1 2005, 07:53 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Всё очень здорово, но хотелось бы знать:
1. кол-во часов
2. Как программа со стандартом согласована
3. На каком языке дети пишут программы
Спасибо

Отвечаю.
1 Кол-во часов - от 1 до 3.
8кл - 1
9кл - 2
10 кл - 3 (1 инф + 1 техн. + 1 фм профиль) -каша
11кл - 3 (1 инф. + 2 техн.)

2. Согласована?! 20% резерв времени. Часть вопросов лекционно. Теории минимум, больше практики. Скажем, изучаем системы счисления. Скука, если теоритизировать. Минимум теории, решение задач на эту тему - алгоритмы преобразований и т.д. Крутимся.

3. Об этом я в форуме говорил "Начинаем вести уроки ..."
Стартовый и основной язык - алгоритмический. Комплект КуМир. По сути - это почти Паскаль на русском языке. Все, что нужно для уроков, в нем есть. Перейти на Паскаль можно в любой момент. Алгоритмический не отягощает прощесс изучения особенностями языка. Главный акцент на алгоритмы, а они во всех наверное языках одинаковы. Паскаль даю либо в конце, либо для отдельных учеников. Объяснил, а дальше сами разберутся, кому надо. ЕГЭ - алгоритм.яз. допускает. И,дай бог, дальше. "Олимпийцы" -Паскаль. Почти 15 лет - базовый для всех алгоритмический. Не каюсь. Результаты см. в упомянутом форуме.
Александр Шкатов ( Пользователь )
Это как на открытом уроке. Посидели, посмотрели и разбрелись молча. Не стесняйтесь, господа. Сами говорите, алгоритма и программирование всех заело. Про олимпиады грустите. Про свои алгоритмические потуги я расказал. А, вы НОЛЬ в ответ. Или нет информатиков или это только отговорка про засилие и трудности с алгоритмами и нехваткой времени. Только так.
Александр Шкатов ( Пользователь )
Действие третье

Ветвления, выбор. Организация принятия решений.Анализ.
Создаем проблему. Задача. Используем ранее встречавшуюся, знакомую, что не тратить зря время. Но в неё вложим условия требующие применения ветвления.
Например. Конфити. На экране случайным образом, цветом, размером рисуются кружочки (конфети). Новое условие “рассыпать” в зависимости от цвета.
См. Форум «Начинаем уроки информатики», сообщение № 12, прикрепленный файл.
-----------------------------
Замечение. Эту задачу можно использовать и при изучении таблиц. Цветные кружочки “толкутся” хаотично на экране сохраняя размеры и цвет. Без таблицы можно, но можно и с таблицей.
Ольга Анисимова ( Пользователь )
Я тоже начинаю алгоритмизацию с графики, потому что это наглядно и пошагово можно проверять.
При изучении тем подбираю задачи знакомые из курса математики, физики и химии, с постепенным усложнением и модификацией условий.
В инфотеке Интергуру (www.intergu.ru) лежат презентации по бейсику и паскалю. Если не найдете, могу выслать.
Юрий Богомолов ( Пользователь )
(anisol @ Oct 5 2005, 06:00 PM) <{POST_SNAPBACK}>
Я тоже начинаю алгоритмизацию с графики, потому что это наглядно и пошагово можно проверять.


А на базе чего? С какими классами, в какой среде?
Ольга Анисимова ( Пользователь )
(Богомолов Юрий Викторович @ Oct 5 2005, 05:52 PM) <{POST_SNAPBACK}>
А на базе чего? С какими классами, в какой среде?

На базе бейсика, в 7. Тогда, когда они по нашей программе по математике прямоугольную систему координат освоят.
Пропедевтика- НТМЛ в 6 классе, а обучение логическому мышлению: продолжи ряд, убери лишнее и т.д. - с 1 класса.
Хотя лично я была противником введения в нашей школе "информатики" с 1 класса, но единственное, что мне удалось добиться, это то, что ведут ее учителя начальной школы.
И это скорее компьютер на русском языке, компьютер на математике и т.д.
Мое мнение: изучение программирования целесообразно только тогда, когда хватает математических знаний для практических задач.
Я не знаю другого способа мотивировать учащихся.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+