Личный кабинет

Этот страшный и ужасный Гудвин

(размышления вслух о тесте и тестировании)
Eлена Бегенева ( Пользователь )
Вот пример тестового (предельно формализованного) задания:

В предложенном вам тексте описываются декорации к спектаклю «Вишневый сад» в Театре им. Моссовета. Прочитайте это описание.

Художник Владимир Арефьев, (...) придумал простую, внятную и довольно жестокую вещь. Никаких деревьев в цвету, никаких красот уходящей усадебной культуры. В детской комнате, которая после смерти мальчика Гриши естественным образом превратилась в дополнительную кладовку, расстелены рогожи, а на них - груды каких-то темных катышков. Сначала не понимаешь, к чему они, а потом - ну да, это же та самая сушеная вишня, которую, по словам Фирса, лакея-священнослужителя (Борис Иванов), раньше в Москву возами возили. Теперь она никому не нужна, да и сушить ее как следует никто не умеет. Способ забыли. (Александр Соколянский о «Вишневом саде» в Театре им Моссвета).

А вот одно из возможных объяснений подобного художественного решения. Внимательно прочитайте текст и вставьте в него пропущенный фрагмент. Таким образом вы сможете определить, поняли ли вы идею режиссера-постановщика.

Леонид Хейфец поставил спектакль (...........). Надеяться, тревожиться, просить о помощи уже поздно, и какая разница, что там впереди - лопахинские дачи, светлое будущее a la Петя Трофимов или нечто вовсе дикое, обозначенное во втором действии появлением жутковато-жуликоватого Прохожего. Будущего нет, да и настоящего тоже. Все это понимают, кроме Раневской (Ольга Остроумова), но с нее и спрашивать нечего, она только что вернулась из-за границы.

1. не о гибнущем - о погибшем Вишневом саде;


2. не о погибшем - о гибнущем Вишневом саде.

Как по-вашему, заставляет ли оно думать?

Ваше мнение о тестах как таковых?
Eлена Бегенева ( Пользователь )
И для сравнения - еще одно формализованное задание, только теперь по русскому языку:

Проанализируйте выделенные в предложениях слова. Обратите особое внимание на графическое обозначение мягкости в числительных.

· Помню, когда мне было шесть лет, в Троицын день я сидел на этом окне и смотрел, как мой отец шел в церковь...
· Помню, когда я был мальчонком лет пятнадцати, отец мой, покойный - он тогда здесь на деревне в лавке торговал - ударил меня по лицу кулаком, кровь пошла из носу...
· В жизни Александр Родионович Артемьев, на сцене Артем, прослужил в Художественном театре шестнадцать сезонов со дня первого спектакля.
· Здесь же мы узнаем, что Ане семнадцать лет.
· Он рано начал художническую жизнь и в восемнадцать лет уже выставлял свои работы, которые и тогда, в его юные годы, обращали на себя внимание.
· Это ему принадлежит великая фраза писателя уже не девятнадцатого, а двадцатого века: «Никто не знает настоящей правды».
· Вы будете брать с дачников самое малое по двадцать пять рублей в год за десятину.
· Лопахин вспоминает о себе пятнадцатилетнем, Фирс говорит о том, что было "лет сорок-пятьдесят назад".

Какое объяснение правописания числительных соответствует действительности? (+)

В числительных до сорока (5-19, 20, 30) при наличии мягких согласных Ь пишется на конце слова, а после сорока (до 900)- в середине.

В числительных до сорока (5-19, 20, 30) при наличии мягких согласных Ь пишется в середине, а после сорока (до 900)- на конце слова.

Интересно узнать ваше мнение: развивает ли такое задание или отупляет детей?
Eлена Бегенева ( Пользователь )
Какое объяснение правописания числительных соответствует действительности? (+)

В числительных до сорока (5-19, 20, 30) при наличии мягких согласных Ь пишется на конце слова, а после сорока (до 900)- в середине.

В числительных до сорока (5-19, 20, 30) при наличии мягких согласных Ь пишется в середине, а после сорока (до 900)- на конце слова.


И, может, у кого -то возникнет идея, как эти два устрашающих объяснения сделать доходчивее (нагляднее?), ведь после первого прочтения не всякий ребенок поймет, о чем речь? smile.gif
Алексей Бутузов ( Пользователь )
(ЕлИл @ 22.08.2006, 00:45) <{POST_SNAPBACK}>
И, может, у кого -то возникнет идея, как эти два устрашающих объяснения сделать доходчивее (нагляднее?), ведь после первого прочтения не всякий ребенок поймет, о чем речь? smile.gif
Подобные ситуации возникают по разным (всем!) предметам. На ветке ЕГЭ 2006, Кампания 2006 г. Текущие вопросы была дана ссылка на статью о такой же ситуации по истории. (На той же ветке ниже я попытался разобраться что к чему. Если интересно...)

Здесь же скажу только, что возмущаться нелепостью заданий мы еще долго (всегда?) будем продолжать! Куда важнее нарабатывать опыт, делиться опытом, то же со всем этим делать?
Мне так кажется!
Eлена Бегенева ( Пользователь )
Подобные ситуации возникают по разным (всем!) предметам. На ветке ЕГЭ 2006, Кампания 2006 г. Текущие вопросы была дана ссылка на статью о такой же ситуации по истории. (На той же ветке ниже я попытался разобраться что к чему. Если интересно...)
Было интересно и прочитала с интересом smile.gif . В "исторической ветке" ситуация несколько иная-там противопоставление история-миф и история-наука, здесь язык-наука и язык-практический инструмент. Много лет назад было сделано одно прикладное исследование: автор свернул добрый десяток страниц с описанием орфографических правил в несколько четких алгоритмизированных указаний. Используя их, ребенок просто НЕ мог сделать ошибки при письме.Официальная школа новую методику отвергла (вернее много лет отвергала) с таким объяснением: "Интересно, а что нам дети на устном экзамене будут отвечать? Ваши алгоритмы мало напоминают привычные правила, звучат странно, и для экзамена их заучивать просто порочно". Тут возникает проблема выбора-или длинное заумное мало помогающее на практике правило, или четкая реплика, как быть на письме. Один из вариантов решения, чтобы и волки были сыты, и овцы целы: свернуть имеющиеся правила и придумать удобную форму их предъявления
Здесь же скажу только, что возмущаться нелепостью заданий мы еще долго (всегда?) будем продолжать! Куда важнее нарабатывать опыт, делиться опытом, то же со всем этим делать?
Мне так кажется!
Согласна и предлагаю шаг в сторону упрощения правила (его можно на экзамене развернуть в приемлемую для экзаменатора форму) ровно наполовину (в этом смысле одна "ужасная" строчка в моем примере немножко "лепее" трех с половиной еще более "ужасных", приведенных в словаре smile.gif ). А вот второй шаг я предложила сделать коллегам, как поиск альтернативных решений.

А по мне, лучше начинать работать над тем, как помочь школьнику весь клубочек проблем распутать и решить. Помочь ему спокойно, по-деловому, профессионально.
smile.gif Здесь мы совпадаем во мнениях.
Артем Андреев ( Пользователь )
(ЕлИл @ 22.08.2006, 00:45) <{POST_SNAPBACK}>
И, может, у кого -то возникнет идея, как эти два устрашающих объяснения сделать доходчивее (нагляднее?), ведь после первого прочтения не всякий ребенок поймет, о чем речь? smile.gif

Сначала я подумал: перевести в графическую форму: убрав слова, оставив только принятые обозначения, используя цвет, полужирное начертание, размер для выделения. Может так?
А потом подумал, если получится действительно наглядная форма, то указывать ее как вариант ответа практически бессмысленно: из-за наглядности ответ очевиден. Хотя, возможно, это не тест как форма проверки знаний, а тест как тренинг...
Eлена Бегенева ( Пользователь )
Артем, спасибо, что подключились к обсуждению smile.gif .
Сначала я подумал: перевести в графическую форму: убрав слова, оставив только принятые обозначения, используя цвет, полужирное начертание, размер для выделения. Может так?
Мне на месте ребенка помогло бы именно графическое объяснение smile.gif .
Хотя, возможно, это не тест как форма проверки знаний, а тест как тренинг...

безусловно, тренинг... , и важнен поиск пути оптимального и быстрого верного решения.

Идея такова: ребенок анализирует имеющиеся варианты объяснения, продирается сквозь дебри наукооборазного текста, чтобы просто научиться его понимать и его не бояться (ведь у многих он вызывает инстинктивное отторжение...,а словарные статьи, увы, выглядят именно так). А когда он найдет самостоятельное решение, предложить ему учительский вариант в прозрачной в своей очевидности упаковке (для практики письма).
Светлана Андреева ( Пользователь )
(ЕлИл @ 22.08.2006, 11:59) <{POST_SNAPBACK}>
Идея такова: ребенок анализирует имеющиеся варианты объяснения, продирается сквозь дебри наукооборазного текста, чтобы просто научиться его понимать и его не бояться (ведь у многих он вызывает инстинктивное отторжение...,а словарные статьи, увы, выглядят именно так). А когда он найдет самостоятельное решение, предложить ему учительский вариант в прозрачной в своей очевидности упаковке (для практики письма).


На мой взгляд, чтобы это сработало, необходимо еще убрать цифры из вариантов ответа, оставить только текст.
Хотя все равно не очень понятно, что дает это задание. Интересно еще узнать, для уч-ся какого класса оно было дано?
Алексей Бутузов ( Пользователь )
(ЕлИл @ 22.08.2006, 11:59) <{POST_SNAPBACK}>
Мне на месте ребенка помогло бы именно графическое объяснение smile.gif . ...ребенок анализирует имеющиеся варианты объяснения, продирается сквозь дебри наукообразного текста, чтобы просто научиться его понимать и его не бояться (ведь у многих он вызывает инстинктивное отторжение..., а словарные статьи, увы, выглядят именно так). А когда он найдет самостоятельное решение, предложить ему учительский вариант в прозрачной в своей очевидности упаковке (для практики письма).

Елена Ильинична, Светлана Викторовна!
А не нарушаем ли мы межпредметного единства всего содержания образования? Цель какая? - ученику помочь, а это не значит облегчить его задачу "убрав цифры" (извините!) - дети на математике и не с такими цифрами работаю, добавив иллюстрации - а как же текстовая культура и умение анализировать и ПОНИМАТЬ текст? Из истории карты выкинуть (пока нет их в ЕГЭ) - без них же никуда, понять сложно что да как, да и замечательный совместный труд с географами (по себе сужу, у нас это так!)! tongue.gif
Учебники по обществоведческим дисциплинам и им близким (обществознанию, экономике, истории, географии, праву) написаны именно "наукообразным" текстом, и ЕГЭ таким же, и справочная литература, и в институте также. Пока что мы по Минимумам и Стандартам работаем, которые предполагаю владение терминологией, понимание разного уровня обобщенности-конкретизации информации, различение вопросов, логические операции с текстом. Извините, но нельзя ребенка ограждать от кажущейся НАМ сложности текста. Нужно создавать ЕДИНОЕ поле понимая ТЕКСТА как явления культуры! Я в этом свою задачу вижу!
Дозировать уровень этой сложности НАДО. Общаться человеческим языком, приучая к смысловым сложностям текста! В этом я с вами согласен! bravo.gif

С уважением,
А.В. Бутузов
Eлена Бегенева ( Пользователь )
На мой взгляд, чтобы это сработало, необходимо еще убрать цифры из вариантов ответа, оставить только текст.
В принципе, можно убрать, хотя в справочных статьях везде цифрами положение уточняется, они могут помочь при "разворачивании" тезиса. Светлана, а по-Вашему, цифры утяжеляют? строку или являются ненужной подсказкой?
Интересно еще узнать, для уч-ся какого класса оно было дано?
График с "числовым пояснением" давался 12-леткам в 1992г ( Темы: Типы склонения числительных. Правописание числительных). Позволяет обозреть все многочисленные правила одномоментно и в случае необходимости с легкостью восстановить их в памяти. Впоследствии очень пригодился в обзорном курсе у студентов- романо-германцев ( все о числительном уместилось в одной теме).
Хотя все равно не очень понятно, что дает это задание.
Умение анализировать яз. единицы и делать обобщения с пользой для собственной грамотности smile.gif . Зад. подвигнет старшеклассников вспомнить и упорядочить "хорошо забытое старое" и сконструировать ответ на вопрос билета для устного экзамена.

Пока что мы по Минимумам и Стандартам работаем, которые предполагаю владение терминологией, понимание разного уровня обобщенности-конкретизации информации, различение вопросов, логические операции с текстом. Извините, но нельзя ребенка ограждать от кажущейся НАМ сложности текста. Нужно создавать ЕДИНОЕ поле понимая ТЕКСТА как явления культуры! Я в этом свою задачу вижу!

Я бы текст из справочника не причислила к явлениям культуры blush.gif , а вот владеть терминологическим языком и его не бояться, безусловно, это правильно, хотя бы для того, чтобы порадовать своего экзаменатора smile.gif .

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+