Личный кабинет

Содержание школьного образования. Каким ему быть? На что ориентироваться?

Опрос
Алексей Бутузов ( Пользователь )
Все мы разные, и по-разному относимся к переменам, происходящим в российском образовании.
Одна из основных проблем - определение содержания образования. Похоже, что споры в "верхах" об этом затихли, вытесненные критикой и защитой ЕГЭ, национальных проектов... Но на долго ли?

Все мы по-разному понимаем, что такое "содержание образования". Поэтому и ответы будут разные. Может быть, Вашего ответа нет в перечне. Новые темы опросов и формулировки ответов приветствуются! smile.gif

Если у Вас есть, что сказать по проблеме «содержания образования», то Вам на эту ветку!
Андрей Бахтин ( Пользователь )
(Алексей Бутузов @ 19.08.2006, 20:53) <{POST_SNAPBACK}>
Все мы по-разному понимаем, что такое "содержание образования". Поэтому и ответы будут разные. Может быть, Вашего ответа нет в перечне. Новые темы опросов и формулировки ответов приветствуются! smile.gif

Если у Вас есть, что сказать по проблеме «содержания образования», то Вам на эту ветку![/color]

моего ответа в перечне голосования нет. Не проходит и пункт "другое".

Мы с "перечнем голосования" возможно и сходно понимаем, что такое "содержание образования", но в отличие от "перечня", я различаю цели и содержание. Перечень ориентирован на конкретизацию ЦЕЛЕЙ образования, содержание же заключается в том, ЧТО должно быть освоено учеником в рамках указанных целей.
Eлена Бегенева ( Пользователь )
(Алексей Бутузов @ 19.08.2006, 20:53) <{POST_SNAPBACK}>
Все мы по-разному понимаем, что такое "содержание образования". Поэтому и ответы будут разные. Может быть, Вашего ответа нет в перечне. Новые темы опросов и формулировки ответов приветствуются! smile.gif

Если у Вас есть, что сказать по проблеме «содержания образования», то Вам на эту ветку![/color]
Цель-гармонизировать личность и оснастить ее таким интеллектуально-прикладным "багажом", чтобы она оказалась востребованной обществом (отсюда -счастье отдельного человека в его микромире и процветание государства-макроса).
Алексей Бутузов ( Пользователь )
за 2 дня - 5 проголосовавших, итоги позже подведем

Андрей Юрьевич важное уточнение оставил. Оно вечерок повисело и по общей с ним договоренности я его скрыл. Так интереснее общаться будет! tongue.gif
(ЕлИл @ 20.08.2006, 00:26) <{POST_SNAPBACK}>
Цель-гармонизировать личность и оснастить ее таким интеллектуально-прикладным "багажом", чтобы она оказалась востребованной обществом (отсюда -счастье отдельного человека в его микромире и процветание государства-макроса).
Спасибо, Елена Ильинична!
Разрешите вопросик: каким должен быть этот "багаж"?
Может быть ориентироваться на потребности школьников, а они сами скажут Вам, что им пригодится и как они хотят быть востребованными обществом? Бред? - возможно! blush.gif
Или на рынок труда ориентироваться - и это вполне востребованность.
Что же обществом востребовано? Или не нам учителям обсуждать СО, а тому, кто извне смотрит

С уважением,
А.Бутузов
Алексей Бутузов ( Пользователь )
Почему ставлю вопрос о содержании образования? Отвечу словами коллег.
Вот что писалось об этом на форумах ВИП – 2005/2006:

(Андрей Лукутин @ 11.08.2006, 01:23) <{POST_SNAPBACK}>
«Молодежь и образование, Какая молодежь нужна России?»
…Я лет 7 тому назад, когда все это безобразие началось удивлялся, что ВСЕ РЕФОРМЫ ОБРАЗОВАНИЯ никоим образом не касаются СОДЕРЖАНИЯ. Все остальное от лукавого.
Минобр самолично ликвидировал все предметные лаборатории в своих подразделениях. Калина заявляет, что Министерство - управленческий орган. Кто же спорит. Но не компами управляешь, И.К. - людьми.
На мой взгляд это одна из ВАЖНЕЙШИХ проблем образования, а о ней никто не вспоминает. Почему?
(Редюхин Владислав Иванович @ 11.08.2006, 00:57) <{POST_SNAPBACK}>
"Молодежь и образование, Какая молодежь нужна России?"
...Содержание образования - это то, что остается, когда все выученное забыто. Это Макс Лауэ...
...нужно чтобы все захотели нового содержания образования. А как это сделать, если содержание образования и не обсуждается даже. Много чего про стандарты, БУП, профили, ЕГЭ, зарплату учителей, коррупцию чиновников... А вот про СОДЕРЖАНИЕ... Боюсь, что его обсуждение будет просто неинтересно (или непонятно) многим нашим уважаемым коллегам, участникам ВИПа. Содержание образования из рамок одного единственного предмета, преподаваемой школьной дисциплины просто невозможно увидеть...Приподняться нужно... А некогда. А негде. А зачем?

Обсуждать-то надо... и решать, обдуманно, спокойно, сообща! Проблема - будущего стОит!
или прав ВИР в своих пессимистических выводах?
Eлена Бегенева ( Пользователь )
Разрешите вопросик: каким должен быть этот "багаж"?
А можно в качестве ответа процитировать И.Г.Сухина?

"...добавлю, что нужно освободить учащихся школы от массы конкретных знаний (кроме базовых), которые им не пригодятся никогда (вспомним, сколько ненужных знаний мы получили в школе - тонны), обучать нужно способам (действий, получения информации и т.п.), должно быть больше творческих предметов эстетического цикла и т.п. Однодневные знания (это то, что реально делает школа: выучил, ответил, забыл НАВСЕГДА) давать порочно. Впрочем, отчасти можно сохранить и существующие программы, но преступно для здоровья ребёнка заставлять их заучивать ненужный "по жизни" материал, а затем заставлять отвечать за отметку. Многие предметы начальной школы ученикам достаточно ПРОСЛУШАТЬ, не давая ежедневных домашних заданий и не вынуждая получать знания-однодневки. Учить добывать знания - да! Учить пользоваться энциклопедиями и словарями - да! Давать массу занимательного материала по всем наукам (только тогда-то и запомнят, причём навсегда - через переживание - да). В любой науке давать только базовое - минимум, но излагать материал так, чтобы ученик САМ начал рыться в книгах. Всё! "
Вот ссылка.

Может быть ориентироваться на потребности школьников, а они сами скажут Вам, что им пригодится и как они хотят быть востребованными обществом?
Если выложить (из добрых, разумеется, побуждений) перед человеком на стол массу заморских никогда не пробованных им фруктов, будет ли он в состоянии выбрать, что ему "подойдет", не почувствовав запаха, ни разу не дотронувшись до них, не надкусив, наконец? Вот в чем вопрос. Да и, как известно, все познается в сравнении, чтобы решить, какой курс лучше, надо прослушать минимум два smile.gif
Алексей Бутузов ( Пользователь )
(ЕлИл @ 22.08.2006, 17:07) <{POST_SNAPBACK}>
А можно в качестве ответа процитировать И.Г.Сухина?
Вот ссылка.
Если выложить (из добрых, разумеется, побуждений) перед человеком на стол массу заморских никогда не пробованных им фруктов, будет ли он в состоянии выбрать, что ему "подойдет", не почувствовав запаха, ни разу не дотронувшись до них, не надкусив, наконец? Вот в чем вопрос. Да и, как известно, все познается в сравнении, чтобы решить, какой курс лучше, надо прослушать минимум два smile.gif
Внимательно прочитал сообщение И.Г. Сухина - расходимся мы с ним в подходах. На одной из веток я писал, что понятие «содержание образования» понимаю предельно широко – все присваиваемые человеком через систему образования в виде способностей, способов мышления и деятельности.
- комплекс знаний учебного материала (предметного) и социальной информации, представленных в фактической и теоретической форме
- комплекс умений и навыков восприятия, оперирования и организации информации (представленного в разных знаковых системах),
- комплекс способов умственной, физической и творческой деятельности: ее планирование, организация и рефлексия

Также нельзя забыть, что над решением тех же задач образованием «трудится» не только школа, а …
И в определении того, каким ему быть, заинтересованы не только сами дети и выбирают, что "скушать"... Конечно, научить насильно нельзя - "учить-Ся", но учат и условия, в которые поставлен учащий-Ся. А эти условия зависят от него не на 100%, даже не на половину. Определяются современным социумом, культурным наследием, в какой-то мере учителем, государством... Но это, думаю, - не спорный между нами вопрос.

Можно, конечно, рассматривать "содержание образования" как предметное содержание, но это сужает вопрос. Все же хотелось рассмотреть его контент более системно и широко.

P.S. Я "открыл" сообщение Андрея Юрьевича. Очень важное уточнение, не находите? (Менять вопрос к опросу я не стану - более точная его формулировка есть в теме ветки) Хотелось бы продолжить обсуждение, учитывая важное уточнение Андрея Юрьевича!
Eлена Бегенева ( Пользователь )
(Алексей Бутузов @ 25.08.2006, 00:14) <{POST_SNAPBACK}>
Внимательно прочитал сообщение И.Г. Сухина - расходимся мы с ним в подходах. На одной из веток я писал, что понятие «содержание образования» понимаю предельно широко – все присваиваемые человеком через систему образования в виде способностей, способов мышления и деятельности.
- комплекс знаний учебного материала (предметного) и социальной информации, представленных в фактической и теоретической форме
- комплекс умений и навыков восприятия, оперирования и организации информации (представленного в разных знаковых системах),
- комплекс способов умственной, физической и творческой деятельности: ее планирование, организация и рефлексия
Мне кажется, Вы с ним не расходитесь во мнениях, просто он в данном перечне не ставит на первое место "комплекс знаний", это следствие двух других составляющих, и они для него приоритетны. Но что я говорю за И.Г.? Может, ему самому "взять слово"?.
Надежда Казакевич ( Пользователь )
"...добавлю, что нужно освободить учащихся школы от массы конкретных знаний (кроме базовых), которые им не пригодятся никогда (вспомним, сколько ненужных знаний мы получили в школе - тонны), обучать нужно способам (действий, получения информации и т.п.), должно быть больше творческих предметов эстетического цикла и т.п. Однодневные знания (это то, что реально делает школа: выучил, ответил, забыл НАВСЕГДА) давать порочно. Впрочем, отчасти можно сохранить и существующие программы, но преступно для здоровья ребёнка заставлять их заучивать ненужный "по жизни" материал, а затем заставлять отвечать за отметку. Многие предметы начальной школы ученикам достаточно ПРОСЛУШАТЬ, не давая ежедневных домашних заданий и не вынуждая получать знания-однодневки. Учить добывать знания - да! Учить пользоваться энциклопедиями и словарями - да! Давать массу занимательного материала по всем наукам (только тогда-то и запомнят, причём навсегда - через переживание - да). В любой науке давать только базовое - минимум, но излагать материал так, чтобы ученик САМ начал рыться в книгах. Всё! "

Кабы знать сегодняшнему ребенку, что ему завтра нужно будет!
Лишних знаний не бывает!
Больше знаешь - шире выбор!
А с тем, что надо формировать стремление к самостоятельному получению знаний - кто ж спорит. Только вот не всякое знание может быть самостоятельно освоено до активного примения, да и люди по-разному устроены - кому-то лучше порыться в книгах и и-нете и разобраться самому, кому-то нужно объяснение живого собеседника, кому-то каждый этап осознания материала надо указывать. Вариант самообразования типа "полистал - усвоил" - это высокий уровень, далеко не всем детям доступный.
И потребность рыться в книгах самостоятельно требует осознания того, что ты что-то не знаешь, но хочешь узнать, то есть это - пограничная область между знанием и незнанием. И если никакой конкретики не будет - откуда возьмется ВОПРОС, НА КОТОРЫЙ ЗАХОЧЕТСЯ НАЙТИ ОТВЕТ?
Сергей Галаган ( Пользователь )
Интересно, через какое время утвержденная вверху интепретация термина "содержание образования" доберется до школ...
Пока только разгрузка содержания и Другое, негатив о котором столько писалось говорилось, решалось, а толку...

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+