Личный кабинет

Учебно-методический комплект для начальной школы "Шахматы - школе"

Что нужно для преподавания шахмат в общеобразовательной школе
Игорь Сухин ( Пользователь )
1. О шахматном факультативе.
С 1993-1994 гг. официально в начальной школе были выделены учебные часы для факультативов (2 часа в первом классе, 3 часа во втором и третьем классе; к 2002 году, к сожалению, часов для них отводится меньше). Учителям предоставлялся выбор из трёх факультативных курсов («Введение в народоведение», «Твоя Вселенная» и «Шахматы – школе»).
Здесь следует уточнить, что такое шахматный факультатив. Многие полагают по старинке, что это дополнительные занятия, проводимые после уроков. А на самом деле, факультативы нового поколения в начальной школе присутствуют в сетке уроков наряду с математикой и русским языком. Поэтому, не может не вызывать удивления тот факт, что до сих пор в прессе пишут: «Давайте включим уроки шахмат в школьную программу».
Шахматы в России уже в программе начальной школы! Другое дело, что уроки шахмат проводят не в каждой школе, так как от директора зависит, будет ли в сетке занятий шахматный курс или, скажем, «Твоя вселенная».

2. Состав УМК "Шахматы - школе".
Учебно-методический комплект для начальной школы "Шахматы - школе", получивший гриф "Рекомендовано Министерством образования РФ" состоит из трёх УМК-блоков: а) "Шахматы, первый год"; в) "Шахматы, второй год"; в) "Шахматы, третий год".

В комплект "Шахматы, первый год" вошли:
1. Программа «Шахматы, первый год»; опубликована в журналах «Начальная школа» (N9, 1994) и «Вестник образования» (N9, 1994).
2. Учебник для 1 года обучения «Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны» (издан «Духовным возрождением» г. Обнинск в августе 1998 г. тиражом 15000 экз., 164 с., большой формат). Учебник отмечен дипломом 7-й международной ярмарки «Детская, развивающая и учебная литература» в 2001 году.
3. Пособие для учителя «Шахматы, первый год, или Учусь и учу» (Обнинск: Духовное возрождение, 1999, 120 с.).
4. Книга для совместного чтения родителей и детей "Удивительные приключения в Шахматной стране" (М.: Поматур, 2000, 176 с., большой формат).
5. Рабочая тетрадь "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь: Часть 1" (Обнинск: Духовное возрождение, 2005, 32 с.),
6. Рабочая тетрадь "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь: Часть 2" (Обнинск: Духовное возрождение, 2005, 32 с.),
7. Тетрадь для проверочных работ "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны: Тетрадь для проверочных работ" (Обнинск: Духовное возрождение, 2005, 32 с.),
Все эти учебники, пособия и тетради уже изданы.
В конце 2006 года выйдет из печати "Шахматы, первый год: Задачник, мат в один ход: 1500 малофигурных позиций" (Обнинск: Духовное возрождение, 2006).

В комплект "Шахматы, второй год" вошли:
1. Программа «Шахматы, второй год» (опубликована в журналах «Начальная школа» 1995, N8) и «Вестник образования» (1995, N12).
2. Учебник для второго года обучения «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем» (Обнинск: Духовное возрождение, 2003).
3. Пособие для учителя «Шахматы, второй год, или Учусь и учу» (Обнинск: Духовное возрождение, 2004).
4. Рабочая тетрадь "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Рабочая тетрадь: В 2-х частях. Часть 1". - Обнинск, Духовное возрождение, 2005, 32 с.)
5. Рабочая тетрадь "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем: Рабочая тетрадь: В 2-х частях. Часть 2". - Обнинск, Духовное возрождение, 2006, 32 с.)
Все эти учебники, пособия и тетради также изданы. В 2007 году будет издана тетрадь для проверочных работ.

В комплект "Шахматы, третийгод" вошли:
1. Программа «Шахматы, третий год» (опубликована в журналах «Начальная школа» 1998 N3 и «Вестник образования».
2-3. Учебник для третьего года обучения «Шахматы, третий год, или Тайны королевской игры» (в двух частях). Первая часть будет издана в сентябре-октябре 2006 года, вторая - в начале 2007 года.
3. Пособие для учителя «Шахматы, третий год, или Учусь и учу» (Обнинск: Духовное возрождение, 2007).
4-6. Рабочие тетради (2007).
Как видим - УМК двух первых лет издан практически полностью и начал выходить УМК третьего года.
Валерий Жеребцов ( Пользователь )
Шахматы можно назвать даже помощью в учёбе, если у ребёнка есть интерес заниматься ими. Мне с детства нравилось играть в шахматы. Только следует учесть, думаю, что память у каждого ребёнка развивается по-разному. Кому-то достаточно позаниматься часик шахматами, а кто-то и часик не может, начинает голова болеть и позёвывание. Для таких ребят часы занятий нужно сократить и увеличивать потихоньку, ибо головные боли к хорошему не приведут. sad.gif
(И.Г.Сухин)
Шахматы в России уже в программе начальной школы! Другое дело, что уроки шахмат проводят не в каждой школе, так как от директора зависит, будет ли в сетке занятий шахматный курс или, скажем, «Твоя вселенная».
Здорово, что уже в программе начальной школы введены занятия по шахматам. Остается пробудить интерес детей к шахматам. Наш директор поддерживает занятия шахматами, и в нашей школе проводят их. Спасибо ему за это.В этом учебном году буду выступать за школу последний раз. tongue.gif
(И.Г.Сухин)
Учителям предоставлялся выбор из трёх факультативных курсов («Введение в народоведение», «Твоя Вселенная» и «Шахматы – школе»).
Если бы я был учителем, то выбрал бы "Шахматы - Школе", т.к. шахматы помогают учиться и добиваться успеха в учёбе да и в других сферах деятельности. wink.gif
Игорь Сухин ( Пользователь )
Спасибо, Валерий за интересные сообщения! Прекрасно, что в Вашей школе есть шахматные занятия. Уверен, что директор об этом не жалеет! Вы абсолютно правы, когда пишете, что "шахматы помогают учиться и добиваться успеха в учёбе да и в других сферах деятельности". Очень многие российские учёные с детства дружили с шахматами, многим состоявшимся людям бизнеса состояться помогло именно увлечение в детстве шахматной игрой, и т.п.
А чтобы от шахмат голова не болела, шахматные занятия в начальной школе нужно строить так, чтобы нашлось место и сказкам (это важно особенно девочкам), и смеху (без этого любой настоящий урок - не урок). Для этого я разработал множество шахматных сказок и занимательных шахматных заданий-шуток. Чтобы ученик был вовлечён в урок - он должен "гореть". Если он не захвачен уроком полностью, такой урок не нужен вообще. Должно найтись место и тайне (без тайны нет детства).
Уроки шахмат должны протекать в игровой, увлекательной форме и доброжелательной атмосфере. "Сделать серьезное занятие для ребенка занимательным – вот задача первоначального обучения", – указывал Константин Дмитриевич Ушинский.
А Василий Александрович Сухомлинский отмечал: "Сказка, игра, фантазия – животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений... Мои воспитанники не овладели бы навыками отвлеченного мышления, если бы в их духовной жизни сказка не стала целым периодом... Сказка – это активное эстетическое творчество, захватывающее все сферы духовной жизни ребенка – его ум, чувства, воображение, волю. Оно начинается уже в рассказывании, высший его этап – инсценизация".
Значение первого шахматного урока велико. Первая встреча с волшебным миром шахмат должна стать для детей праздником. Готовя его, я всегда руководствуюсь словами К.Д.Ушинского: "Воспитатель непременно должен устроить дело ученья так, чтобы в начале ученья дитя не могло не успеть..."
Я практикую три варианта проведения первого урока: 1) традиционный; 2) инсценировка сказки "Удивительные приключения шахматной доски" (из книги "Шахматы первый год, или Учусь и учу"); 3) инсценировка первой главы пособия "Удивительные приключения в Шахматной стране". Чаще - последний вариант, я погружаю ребят в сказку, тайну. В этом случае школа не отнимает у ребят детства, а это - бесценно!!!
А вот казённая атмосфера уроков не только противна натуре ребёнка, но и просто вредна для всего человечества!
Валерий Жеребцов ( Пользователь )
Ух, так вы ещё и шахматы приподаёте. Здорово! thumbs.gif

В PKMK (Paul Keerese MaleKesus), когда я пришёл первый раз, никаких сказок не было, сразу посадили играть партию (фигуры уже научился переставлять в 7 лет), я даже помню, что первую партию я проиграл.

У нас новичков, пришедших заниматься шахматами, сначала учат, как ходят фигуры и основным правилам шахмат, ну потом уже сажают играть, а также разбирают задачки rolleyes.gif

Интересная у вас методика. В нашей школе был проведён урок по рисованию на тему "Шахматы". Столько работ я ещё не видел, а главное желание ребят. wink.gif
Игорь Сухин ( Пользователь )
(Suslik @ 22.08.2006, 13:20) <{POST_SNAPBACK}>
Ух, так вы ещё и шахматы преподаёте. Здорово! thumbs.gif
В PKMK (Paul Keerese MaleKesus), когда я пришёл первый раз, никаких сказок не было, сразу посадили играть партию (фигуры уже научился переставлять в 7 лет), я даже помню, что первую партию я проиграл.
У нас новичков, пришедших заниматься шахматами, сначала учат, как ходят фигуры и основным правилам шахмат, ну потом уже сажают играть, а также разбирают задачки rolleyes.gif
Интересная у вас методика. В нашей школе был проведён урок по рисованию на тему "Шахматы". Столько работ я ещё не видел, а главное желание ребят. wink.gif

У Вас очень интересные зарисовки "с натуры", Валерий! По Эстонии у меня пока не так много информации. Я в Таллинне бывал очень давно, когда она входила в СССР, и то, только потому, что муж сестры моей матери - эстонец (очень хороший, замечательный человек!). Распад СССР страшно всех разобщил.
О методике. Настоящий шахматный курс в начальной школе нужно преподавать системно, медленно (не "по верхам", не галопом по Европам), не пропуская ни одного подэтапа. Преподавать так, чтобы было интересно не только "чемпиону класса" (который, увы, иногда бывает заносчивым), а всем ученикам.
У меня порой спрашивают, а какова моя шахматная квалификация. Это, естественно, т.к. профессионально написать шахматный учебный курс может только специалист достаточной шахматной квалификации и обладающий научным аппаратом.
Я кандидат в мастера по шахматам с 1974 года, участник финалов первенства московского «Спартака», полуфиналов чемпионатов Москвы в 80-е годы, полуфиналов всесоюзного первенства «Спартака». Преподаватель московской мини-школы «Знайка-М» (последние 15 лет), участник литературных семинаров Э. Н. Успенского, С. А. Иванова, Ю. Н. Кушака, Ю. И. Коваля. И ещё автор методики обучения шахматным азам детей с возраста 2 лет, постоянный автор журнала «Мурзилка» и газеты "Шахматная неделя".
Авторская методика обучения шахматам была опробована, в частности, в школе №317 Куйбышевского района г. Москвы (1987-1988), в студии при ДЭЗ-23 Кунцевского района г. Москвы (1990-1991), в мини-школе «Знайка-М» Восточного округа г. Москвы (1992-2006). Основы методики были заложены в 1982-1987 гг. при воспитании дочерей. В результате обе они окончили школу с золотыми медалями. К настоящему дню старшая дочь получила красный диплом в МГУ (факультет иностранных языков) и преподаёт там же английский и немецкий языки, профессионально занимается танцами "фламенко", а 30 ноября 2004 года в 24 года защитила диссертацию на соискание учёной степени кандидата культурологии по специальности 24.00.01 - "Теория и история культуры". Тема: "Пространство и время в современном британском и русском самосознании сквозь призму прессы (по материалам "The Times", " The Daily Telegraph", "Независимой газеты" и "Аргументов и фактов")". А младшая дочь учится на отлично в МГЛУ (юридический факультет).
Я чемпион клуба "Спартак" (Москва) в 1977 году, и автор одной забавной миниатюры, о которой А.А.Мацукевич в книге "Короткие шахматы: 555 дебютных ошибок" (М.: АСТ, Астрель, 2002) написал: "Одна из самых коротких партий ХХ столетия". Этот микро-поединок состоялся в одном из "кандидатских" турниров в Центральном шахматном клубе. Я никогда не публиковал эту партию. Но цитируем А.А.Мацукевича:
"№340 Сухин - Мирошниченко, Москва, 1979. 1. е4 е5 2. с3 d6 3. d4 Кf6 (больше равноправия в 3… сd или 3… Кd7) 4. dс К:е4? (надо было соглашаться на раннюю потерю рокировки 4… dc 5. Фbiggrin.gif8+ Крbiggrin.gif8…) 5. Фа4+. 1 - 0. Одна из самых коротких партий ХХ столетия" (с.224). Отмечу, что на самом деле ход 3… Кf6 неплох. Просто на четвёртом ходу чёрным следовало играть 4… Кс6!! с уравнением.
У шахматистов и шахматных авторов есть характерные черты. Практически любой шахматист при анализе партии будет доказывать, что в какой-то момент у него было преимущество (или чуть лучше). Также практически любой шахматный автор склонен доказывать, что его методики - лучшие в мире, а остальные не заслуживают внимания. Хотелось бы верить, что мне удалось избежать подобного заблуждения. По крайней мере, я считаю, что в каждой методике есть рациональное зерно. И всё же, я тоже автор, и мне тоже отчасти свойственны указанные недостатки.
Игорь Сухин ( Пользователь )
New 7 сентября 2006: "Шахматная неделя", №31: Интервью А.Дубинина с И.Г.Сухиным "Главная проблема - велика Россия…" - http://www.chessmoscow.ru/index.php?topicID=337
(второй материал на данной веб-странице, после материала об А.Королёвой). Вроде бы всё интервью вошло полностью, выпала только информация об учебниках и пособиях первого года обучения (о втором - осталась) и конкретное мнение Леонтьевой.

Вот фрагменты: И.Г.Сухин: "Идея шахматного всеобуча уходит своими корнями в XIX век. Тогда были высказаны пожелания о проведении шахматных занятий в «старшей школе», причем кое-где намерение было претворено в жизнь. Так, в 1815 году шахматы стали обязательной дисциплиной в копенгагенской Военной академии. В обоснование этого решения начальник академии доложил военному министру, что «игра, в которой существует около 72 000 различных способов сделать первые два хода, не может не быть полезной для будущих офицеров с точки зрения выработки у них быстроты реакции на быстро меняющуюся ситуацию». А в начале ХХ века почти одновременно:
– Зигберт Тарраш аргументировал введение шахмат в программу старших классов средних учебных заведений;
– Эмануил Ласкер рекомендовал шахматы в качестве элемента школьной программы;
– министр народного просвещения России предложил директорам гимназий ввести как побочный предмет обучение шахматной игре.
Термин «Шахматный всеобуч» был введен в обиход энтузиастами из Краснодара в самом начале 1980-х годов. Чуть позже почин был поддержан в Красноярском крае, при этом секретарь краевого комитета КПСС Т.П. Игнашов в одном из интервью объяснил, что «Шахматный всеобуч» представляет собой массовое привлечение детей к шахматам в комплексе: детский сад – школа. Сегодня я бы охарактеризовал «Шахматный всеобуч» так – продвижение шахмат как учебного предмета в систему дошкольного образования и в начальную школу...
В 1993 году Министерство образования РФ повернулось лицом к шахматам. Момент был благоприятный, ведь в школьном образовании свершилась подлинная революция: появились альтернативные учебники практически по каждой дисциплине, а в сетке уроков – новые предметы. Представился шанс для официального введения шахмат в программные документы общеобразовательной школы, и благодаря инициативе, поддержке и заботе сотрудников Отдела начальной школы он был реализован. Я здесь особо обращаю ваше внимание на то, что не шахматисты снова вышли в министерство с предложением, а само Министерство образования в лице Отдела начальной школы после анализа ситуации в стране и учета достоинств шахмат как учебного предмета выступило инициатором создания шахматного курса для общеобразовательной школы. Начало было положено Приказом Министерства образования РФ №325 от 30.07.93 «О дополнении к приказу Минобразования России от 02.07.93 №271». В соответствии с Приказом №325 был поставлен проект «Шахматы детям» и впервые в мире разработан специальный учебно-методический комплект по обучению игре в шахматы для начальной школы, первый год обучения. В 1994 году Экспертный совет Министерства образования одобрил работу, выполненную по проекту «Шахматы детям», и в том же году Программа факультативного курса «Шахматы, первый год» была опубликована в сентябрьских номерах журналов «Начальная школа» и «Вестник образования». Это первые нормативные материалы! В следующем номере журнала «Начальная школа» было опубликовано информационно-методическое письмо начальника Главного управления развития общего среднего образования Министерства образования РФ М.Р. Леонтьевой «О преподавании в начальной школе». Впервые в отечественной истории шахматы удостоились столь высокой оценки со стороны руководящего сотрудника Минобразования столь высокого ранга.
С 1994 года официально в начальной школе были выделены учебные часы для факультативов: 2 часа в первом классе и по 3 часа во втором и третьем классах. Учителям предоставлялся выбор из трех факультативных курсов («Введение в народоведение», «Твоя Вселенная» и «Шахматы – школе»).
Здесь следует уточнить, что такое шахматный факультатив. Многие полагают, что это дополнительные занятия, проводимые после уроков. А на самом деле, факультативы нового поколения в начальной школе присутствуют в сетке уроков наряду с математикой и чтением. Поэтому не может не вызывать удивления тот факт, что до сих пор в прессе встречаем: «Давайте включим уроки шахмат в школьную программу хотя бы в виде факультатива». Шахматы в России уже двенадцать лет в программе начальной школы! Другое дело, что уроки шахмат проводят далеко не в каждой школе, так как от администрации зависит, будет ли в сетке занятий шахматный курс или, скажем, «Введение в народоведение».
В 1994-1995 гг. работа была продолжена и подготовлен к печати учебно-методический комплект второго года обучения. В него вошли: 1. Программа «Шахматы, второй год»; опубликована в журналах «Начальная школа» (1995, №8) и «Вестник образования» (1995, №12). 2. Учебник для второго класса «Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем» (Обнинск: Духовное возрождение, 2003). 3. Пособие для учителя «Шахматы, второй год, или Учусь и учу» (Обнинск: Духовное возрождение, 2004). 4. Книга для совместного чтения родителей и детей 5-8 лет «Удивительные приключения в Шахматной стране» (М.: Поматур, 2000). Каждая из указанных работ также получила гриф «Рекомендовано Министерством образования РФ».
В 1996 году обе программы включены в сборники обязательных программ Министерства образования «Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-3)» и «...Начальные классы (1-4)». – М.: Просвещение, 1996.
Позднее опубликована программа «Шахматы, третий год» («Начальная школа», 1998, №3). В том же году увидела свет новая редакция «Программ общеобразовательных учреждений. Начальные классы», в которые включены шахматные программы трех лет обучения (М.: Просвещение, 1998). В дальнейшем они были переизданы в 2000, 2001 и 2002 гг. Добавим, что в настоящее время издаются программы только для 4-летней начальной школы.
Сравнительно недавно в обеспечение учебного курса изданы рабочие тетради и тетради для проверочных работ. Все это позволяет шахматному курсу занять достойное место в ряду учебных предметов начальной школы...
Курс «Шахматы – школе» разработан так, что его могут освоить обычные учителя начальных классов, не умеющие играть в шахматы. При этом тезис «сначала учусь сам, затем учу школьников» особенно значим для сельских регионов, так как дает в руки педагога инструмент, который в дальнейшем сделает будущего выпускника конкурентоспособным при поступлении в престижные вузы"
.
Игорь Сухин ( Пользователь )
В последний час:
Якутия: Кирсан Илюмжинов поздравил участников шахматного конгресса - http://www.annews.ru/news/detail.php?ID=21769
08.09.2006 05:49 ЯКУТСК, 8 сентября (Корр. АНН Иван Аянитов). "Глава Калмыкии, президент ФИДЕ Кирсан Илюмжинов направил в пятницу поздравление участникам республиканского шахматного конгресса, который проходит в Якутске".

«Россия – страна уникальной, прославленной шахматной школы. Деятельность российского шахматного сообщества давно вышла за пределы спортивных интересов и способствует укреплению гуманистических принципов мира, дружбы и сотрудничества между народами», - отметил в своем письме Илюмжинов.

Он также выразил уверенность, что участники конгресса обстоятельно, по-деловому обсудят проблемы шахматной жизни республики, выработают стратегию и тактику решения наиболее важных вопросов дальнейшего развития этой древней и вечно молодой королевской игры по самым разным направлениям.

«Сегодня перед современной Россией стоит важная задача формирования нового здорового общества. Очень важно энергию подрастающего поколения направить на позитивные дела и созидание, помочь раскрыть и реализовать интеллектуальный, физический и творческий потенциал молодых», - говорится в приветствии.

Президент ФИДЕ также выразил свою радость по поводу того, что на конгрессе будет обсуждаться вопрос включения шахмат в учебную программу школ в качестве обязательного предмета. Программа ФИДЕ «Шахматы в школе» осуществляется уже во многих странах мира, в Калмыкии же давно стала повсеместной практикой. В России уроки шахмат в школе взяты на вооружение в Екатеринбурге и Ханты-Мансийске.

«Этот проект поддерживает президент России Владимир Путин. Глава государства дает поручение распространить опыт ФИДЕ во всех российских школах», - подчеркнул Илюмжинов".


Отмечу, что для конгресса издательство "Духовное возрождение" по предложению сенатора Совета Федерации ФС РФ М.Е.Николаева направило по 100 учебников: "Шахматы, первый год, или Там клетки чёрно-белые чудес и тайн полны" и "Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем".
Андрей Лукутин ( Пользователь )
(И.Г.Сухин @ 10.09.2006, 02:05) <{POST_SNAPBACK}>
Президент ФИДЕ также выразил свою радость по поводу того, что на конгрессе будет обсуждаться вопрос включения шахмат в учебную программу школ в качестве обязательного предмета.
"Этот проект поддерживает президент России Владимир Путин. Глава государства дает поручение распространить опыт ФИДЕ во всех российских школах», - подчеркнул Илюмжинов".

Игорь Георгиевич! Вы нас пугаете или это правда ohmy.gif
Осторожней!!!! У меня слабые нервы!!!!
Игорь Сухин ( Пользователь )
(Андрей Лукутин @ 10.09.2006, 11:06) <{POST_SNAPBACK}>
Игорь Георгиевич! Вы нас пугаете или это правда ohmy.gif
Осторожней!!!! У меня слабые нервы!!!!

Да уж, Андрей, Вас испугаешь. А что Вас огорчает? Радость то какая. В растерянности, ИГС.

Я привёл лишь цитату. Поскольку ведущие специалисты по проблеме шахматного Всеобуча (навскидку по памяти назову пару фамилий - Игорь Георгиевич Сухин и Александр Алексеевич Тимофеев) на конгресс персонально приглашены не были, то может и введут... В задумчивости, ИГС.
Игорь Сухин ( Пользователь )
(И.Г.Сухин @ 10.09.2006, 21:16) <{POST_SNAPBACK}>
конгресс

Новой информации о конгрессе пока нет...

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+