Личный кабинет

Проблемы создания систем дистанционного обучения

Приоритет разработки контента при создании систтем дистанционного обуч
Джавад Аветисян ( Пользователь )
Проблемы создания систем дистанционного обучения

На вопрос есть ли у нас дистанционное обучение (ДО), необходимо честно ответить, что его пока нет. Его и не может быть в принципе, пока нет фундамента, на котором можно построить ДО. А таким фундаментом может быть только система мультимедийных обучающих программ (МОП). Именно мультимедийных, а не примитивных гипертекстовых систем, которые непригодны даже для поддержки учебного процесса в классе в присутствии педагога. Тем более они не могут использоваться для организации ДО. Причем, при ДО разнесенность преподавателей и обучаемых можно компенсировать только эффективностью обучения с применением компьютера.
Дело в том, что таких систем МОП, покрывающих хотя бы какие-то определенные учебные программы, пока нет. Есть отдельные, достаточно эффективные МОП. Однако они не полностью отвечают программе конкретной учебной дисциплине, чтобы использовать их в ДО. Кроме того, большинство таких МОП не приспособлены для работы в Интернет. Иначе говоря, их мультимедийные характеристики весьма ограничены из-за пропускных способностей даже наилучших выделенных линий связи Интернет.
На наш взгляд, стратегия информатизации образования в России, в т.ч. развитие услуг ДО, должна строиться на основе программно-технологических комплексов для конвейерного создания МОП. Без такого конвейера нельзя обеспечить массовое производство МОП и покрыть конкретную программу профессионального обучения. Ее следует постоянно обновлять и модифицировать. Наряду с этим, необходимо учесть и то, что жизненный цикл современного ПО – это два, три, четыре года. В последующее время оно устаревает по отношению к новым аппаратным средствам, программным платформам, системам программирования и т.д.
Компания "Мультимедиа Технологии и Дистанционное Обучение" (ММТиДО) всегда позиционировала себя в качестве разработчика контента для образования. В том числе и для систем ДО. ММТиДО уже построила такой конвейер. Достаточно сказать, что только в «новой, после кризисной эре», на конвейере было создано более ста наименований МОП - популярной серии TeachPro/Gold. Программы получили признание не только в Российской Федерации, но и за рубежом.
Отличительной особенностью программ серии TeachPro является большой объем учебного материала, мультимедийность, высокая интерактивность, а также возможность работы в локальных и Интернет-сетях (дистанционное обучение). Этого удается достичь благодаря сепарации мультимедийных данных: видео, аудио, анимация, текст и т.д., что позволяет максимально эффективно сжимать каждый тип данных наиболее оптимальными алгоритмами. Таким способом удалось получить 10 кратное уменьшение объема. Также была реализована модульная организации данных, что позволяет их перегонять по Интернет «квантами» (только то, что необходимо).
Таким образом, высокий уровень компрессии данных позволяет: во-первых, иметь на одном CD-ROM видео-лекции длительностью до 40 часов. Во-вторых, минимизировать «квант» данных для урока (занятия) до размеров, которые можно реально передавать даже по телефонным модемам. Результат таков: мультимедийный, анимированный, интерактивный урок (лекция) с разрешением 800х600 точек, в сопровождении голоса длительностью 10-12 мин. занимает в среднем 2 - 3 Мб. При желании, за счет небольшого (до приемлемого уровня) ухудшения эргономики мультимедийных материалов можно добить размера 1.5-2 Мб. Это можно увидеть на сайте ММТиДО, где даны два варианта разных решений на сайте http://www.TeachPro.ru :
Вариант 1. Используются технологии передачи отдельных мультимедийных уроков в реальном времени с непрерывной подкачкой. Преимущества этого варианта простота и доступ к уроком прямо из браузера, в любой операционной системе (Windows, Linux и др.) идет моментальная реакция системы без предварительно ожидания загрузки всего урока. Причем, процесс подгрузки урока и его проигрывание идут параллельно. Недостаток – отсутствие интерактивности и управления учебным процессом «умной» программой-преподавателем.
Вариант 2. Предварительно необходимо закачать ядро обучающей программы TeachPro (примерно 1.5 Мб и несколько минут ожидания). Далее программу проинсталлировать на свой ПК. После этого, запустив ее, из программы выбрать нужный курс. В нем нужные уроки, закачав их ВП (в среднем, около 2 Мб каждый и опять минуты ожиданий), начать работать. Преимущество – имеем возможность работы с обучающей программой в полноценном режиме. Такие, как с CD-ROM – интерактив, контроль и управление обучением, поисковая система, закладки и др. Недостаток – долго ждать полной загрузки урока, а также неустойчивость работы при ненадежных линиях связи. Необходимость хранить на своем ПК образ курса.
В настоящее время готовится программное решение, совмещающее преимущества обеих вариантов. Разрабатывается новая версия TeachPro_DL (distance learning) в технологии .NET, что позволит работать с любого браузера, в любой операционной системе, сохраняя гибкость и многоплановость обучающей программы – интерактивность, контроль, управление и др.
Для организации управляемого и контролируемого обучения в Интернет (или ДО) необходимо наличие ПО управления учебным процессом или LMS-системы (Learning Mmanagement System). Причем, учитывающих особенности российских образовательных стандартов на учебные дисциплины.
Очевидно, что при наличии на рынке большого количества достаточно эффективных LMS-систем, создавать с нуля новую нецелесообразно. Многие вузы - потребители LMS-систем уже сделали свой выбор. Так, они внедрили одну из существующих систем или разработали свою. Следует заметить, что рынок LMS-систем и рынок контента все же развиваются. Они и дальше будут развиваться, но самостоятельно и независимо. Здесь в наличии разные задачи, разные цели, разные технологии. Однако их объединение и согласование происходит благодаря системе международных стандартов и соглашений. Например, МОП серии TeachPro работают в одном из крупнейших вузов дистанционного обучения – СГУ, благодаря адаптации к требованиям их LMS-системы. Или в Госкомстате при создании системы ДО по курсу «TeachPro Перепись 2002». Кстати, за что несколько сотрудников «ММТиДО» Указом Президента РФ от 14.10.02 были награждены медалью "За заслуги в проведении всероссийской переписи населения". Еще один характерный пример, в холдинге «Русский алюминий» завершается опытная эксплуатация системы дистанционного обучения на основе LMS-«Прометей» ( www.prometeus.ru ) и контента из курсов серии TeachPro и Gold. На всех заводах холдинга оборудованы компьютерные классы на 10–30 мест. В офисах (от Братска до Гвинеи) доступ к системе можно получить с каждого рабочего места, подключенного к корпоративной сети.
Таким образом, говорить о "Лучших системах дистанционного образования для поддержки школ заочного обучения" можно только после того, как будет собран «критический» по объему пакет МОП. Возможно, для начала только по основным учебным дисциплинам, достаточным для организации ДО в начальной, основной или средней школы.
Вместе с тем, концепция ДО вызрела. Все уже признали эффективность программированного обучения с применением мультимедиа технологий. Наряду с этим стали доступны телекоммуникационные возможности глобальной сети. Необходимое условие – наличие МОП, достаточное условие – линии Интернет с высокой пропускной способностью.
К сожалению, из-за чрезмерного увлечения концепцией прямого и непосредственного использования телекоммуникационными возможностями Интернет, в противовес содержательным аспектом систем ДО, некоторые потенциальные заказчики образовательного ПО, в основном вузы, перестали уделять внимание необходимости разработки и внедрения МОП в свою деятельность.
В течение последних трех-четырех лет многие фирмы потратили на приобретение их систем значительные денежные средства, забыв выделить необходимые суммы на разработку и закупку качественного контента. Сегодня подход к создателям ПО управления учебным процессом (Learning Mmanagement System) становятся все более реалистичными. Ведь LMS представляет собой по большому счету базу данных, хранящую запись о слушателях: что они выполнили, что нет, каковы их результаты и т.д. LMS также включает в себя подсистемы тестирования и отчетности. Большинство современных систем реализуют схожие функции. Поэтому сейчас все больше компаний делает основной акцент именно на качественный учебный контент, а не на выбор LMS.
Прежде всего необходимо скорректировать траекторию развития информатизации образования, уделив главное внимание созданию контента. Образно выражаясь, сначала необходимо создать «книги» (МОП). Только затем думать о «книжных полках». Ни в коем случае не наоборот.
Какие характеристики должна иметь эффективная МОП? Не вдаваясь в обоснование (это тема специального обсуждения), перечислим наиболее основные ее характеристики:
- 100% мультимедийность - озвученные видео- и слайд- фильмы.
- Насыщенная интерактивность.
- Многообразие контрольных и тестовых заданий.
- Математические модели-тренажеры (там, где это целесообразно).
- Выходное тестирование, причем не только на текстовом материале, но и на мультимедийном.
- Избыточно большой учебный материал - 20-30 часов фильмов.
- Наличие учебно-методических материалов в твердой копии, в т.ч. и учебника на основе имеющегося мультимедийного материала.
- Возможность работы в локальной сети.
- Возможность встраивания в любую «правильную» LMS-систему.
- Модульность организации данных, для обеспечения работоспособности в Интернет-сети.
К сожалению, отсутствие современных МОП восполняются гипертекстовыми системами, только лишь номинально использующих мультимедийные возможности – видео, звук, графика и т.д., что не соответствует современным требованиям к компьютерным обучающим программам. Обучающемуся предлагают учиться по, так называемым, электронным учебникам (ЭУ), в которых вся основная теоретическая часть дисциплины изложена в текстовом виде. И только частные фрагменты материала реализованы с использованием компьютерной графики или видео. Такие бутафорские программы только лишь дискредитируют идею повышения эффективности обучения с помощью ПК.
Время подтвердило, что тупиковой является концепция создания конкурентоспособных, рыночных МОП на основе универсальных пакетов типа Trivantis Lectora Publisher, Macromedia Authorware, Outstart Trainersoft, Click2Learn ToolBook Instructor, российский HyperMethod и др. В основу построения таких пакетов поставлена, разумная, на первый взгляд, концепция – сделать универсальный и доступный для владеющего компьютером преподавателя инструмент с целью создания им мультимедийных учебников по собственному разумению. Однако в действительности, создание МОП связано с таким количеством сложных технологических проблем, что не каждый профессиональный коллектив в состоянии их решить. Умение организовать промышленное производство информационного продукта задача нетривиальная - ввод, хранение, сжатие, преобразование и переработка получаемых мультимедийных данных, дизайн интерфейса, непрерывное отслеживание современных достижений в области алгоритмического, программного и технического обеспечения, проблемы тестирования, проблемы соответствия стандартам качества и т.д. Обеспечить качество и технологичность создания мультимедиа в состоянии только коллектив профессионалов, специализирующийся в создании информационного продукта.
В свою очередь, согласование технических решений при разработках LMS-систем и контента идет через разработку соглашений, которые становятся стандартом де-факто. Неформальным законодателем международных стандартов в области образования является IMS Global Learning Consortium, которая является наиболее авторитетным разработчиком стандартов для образования. Однако всеобъемлющий характер этих стандартов затрудняет их использование в конкретных приложениях. Как результат этого, на свет появились более специализированные стандарты. Эти стандарты ориентированы на решение более частных задач. Как следствие, они более детально проработаны. К разряду таких стандартов, в частности, относится SCORM (Sharable Content Object Reference Model), который определяется как «Web-based learning “Content Aggregation Model” and “Run-time Environment” for learning objects» - модель объединения содержательного учебного материала на Интернет и среда для исполнения обучающих объектов.
Заметим, что SCORM использует разработки, выполненные IMS Global Learning Consortium, Inc., Aviation Industry CBT (Computer-Based Training) Committee (AICC), Alliance of Remote Instructional Authoring & Distribution Networks for Europe (ARIADNE) и Institute of Electrical and Electronics Engineers (IEEE) Learning Technology Standards Committee (LTSC). SCORM так же включает в себя завершенное ядро программного обеспечения, написанного на языке Java. Все это делает SCORM весьма интересным для разработчиков обучающих компьютерных систем и способствует его широкому распространению. SCORM является стандартом de facto и поддерживается практически всеми системами управления обучением (Learning Management Systems – LMS), включая WebCT, Knowledge K, IBM Learning Space, Docent и др.
Думается, что в обозримой перспективе важнее не столько следование стандарту SCORM, сколько умение локализовывать и адаптировать разработанный контент под ту LMS-систему, которая реально работает у корпоративного заказчика. В дальнейшем, безусловно, необходимо следовать в направлении соответствия требованиям международных стандартов.
Ирина Озеркова ( Пользователь )
Знакома с TeachPro, изучала кое-что. С точки зрения содержания очень неплохо (хотя убрали бы опечатки!!!). С точки зрения педагогики - это курс для заочников. Дистанционное обучение отличается от заочного в идеале не компьютеризированностью, а интерактивностью, т. е. наличием именно вещей педагогического характера. В данном случае их нет. Или есть (хотя бы в проекте)? Одна программа, даже самая лучшая, без преподавателя не многое решает. Я вот книжки читаю, и все равно много вопросов остается, а ответить некому...
Ольга Лобаненко ( Пользователь )
Согласна с Вами в том, что хороший качественный контент для обучения очень важен. Но для дистанционного образования это далеко не все. Я думаю, что "книжные полки" не менее важны, ведь речь идет об обучении on-line. Иначе чем же такое образование будет отличаться от традиционного заочного? Только тем, что имеет 100%-ю мультимедийность?
Кроме того, при выборе LMS-среды, нужно учитывать еще ряд обстоятельств, а именно: состав аудитории (школьники, студенты, взрослые); цели создаваемого курса; удобство и простота использования и для разработчиков, и для пользователей; да и стоимость ситемы, я думаю, играет не последнюю роль.
С моей точки зрения неплохие LMS-системы WebCT и отечественная "Прометей"созданная НИЦ АСКБ, хотя она может быть и не очень мощная.
Николай Хатьков ( Пользователь )
...На вопрос есть ли у нас дистанционное обучение (ДО), необходимо честно ответить, что его пока нет....

В том и то и дело, что есть и выпускаются специалисты, которые готовятся по данной технологии. Конечно не только московские вузы тому пример. tongue.gif

...Его и не может быть в принципе, пока нет фундамента, на котором можно построить ДО. ...

В принципе оно даже может быть и без всяких компьютеров - если сообщения и обучающие инструкции
передовать от одного берега другому голосом, костром и прочими средтвами связи с обучающимся. ar.gif

Просто оно это самое ДО так вот с нуля не возникает и находится в своем естественном развитии, сопровождающимся революционными скачками. Вот уже и телефоны стали совсем не телефонами, а коммуникаторами. ohmy.gif

Что касательно технического исполнения контента, то ведь его наилучшие качества могут нивелироваться убогой формой тестирования, где оценка может формироваться из каких-то там простых соображений. bravo.gif

Вот еще могу аналогичную фразу добавить - Без отсутствия методики обучения через технологии ДО у учителя, нечего и говорить про ДО. excl.gif
Артем Андреев ( Пользователь )
(Nick Khatkov @ 29.08.2006, 12:13) <{POST_SNAPBACK}>
Вот еще могу аналогичную фразу добавить - Без отсутствия методики обучения через технологии ДО у учителя, нечего и говорить про ДО. excl.gif

А может, если не сложно, на ветке "Дистанционный курс, который вызывает доверие" более развернуто выскажетесь?
Eлена Бегенева ( Пользователь )
(Nick Khatkov @ 29.08.2006, 12:13) <{POST_SNAPBACK}>
...На вопрос есть ли у нас дистанционное обучение (ДО), необходимо честно ответить, что его пока нет....
Наверное, есть, но не в том виде, в каком должно быть.
Вот еще могу аналогичную фразу добавить - Без отсутствия методики обучения через технологии ДО у учителя, нечего и говорить про ДО. excl.gif
Николай Данилович! В чем видите отличие методики для дистанционки от методики как таковой? Это действительно интересно и важно.
Николай Хатьков ( Пользователь )
Разработчики дистанционного ПО, на мой взгляд, решили на первом этапе первую важную задачу - сделали технически доступным образовательный контент широкому кругу масс. excl.gif При этом были показаны основные возможности работы с ним. Однако, когда после многочисленных проб и ошибок достаточно скоро выяснилось, что помимо простейшего предоставления информации и ее оценки, именно для обучения дистанционным образом этого не достаточно. bravo.gif Необходимы научно обоснованные критерии использования тех или иных приемов обучения с помощью компьютера в силу специфики такого обучения. Тут то многочисленные программисткие компании, снявшие сливки на простом программировании контента и присели, поскольку это лежит не в сфере их компетенции. sorry.gif Потребовалось взаимодействие с институтами, а это долгий процесс - новую дидактическую идею апробировать и встраивать, поэтому на данный момент ПО, содержащие более менее конструктивные методические элементы, весьма немногочисленны и находятся в развитии. rolleyes.gif
Например, мне понравилась классификация и далеко идущие выводы http://ifets.ieee.org/russian/depository/v6_i4/html/G.html ( Е.Е. Буль Рижский Технический Университет, Рига, Латвия) excl.gif
И что самое интересное в этом деле, чтобы учить нужно понимать, как это все работает в смысле реализации обучения самим сподвижником - учителем. Он должен ясно понимать, что методически реализуемо в конкретной технологии, а что нет, чтобы того, что нет, скомпенсировать своими педагогическими усилиями. Самое простое - представить, что ученика перед учителем нет, а есть некое устройство с помощью которого нужно научить кого-то там, правильно костер интереса зажигать в соответсвующем предмете. Ведь мало существует центров повышения квалификации в обучении методики преподавания с помощью ДО какой-нить системы, а не просто учить стряпать страницы.
Eлена Бегенева ( Пользователь )
(Nick Khatkov @ 30.08.2006, 08:39) <{POST_SNAPBACK}>
Ведь мало существует центров повышения квалификации в обучении методики преподавания с помощью ДО какой-нить системы, а не просто учить стряпать страницы.


Понятно, что эл. страница и разговоры в Сети - это не ДО, а дискредитация ДО. И сложность разработчиков ДО сост. не только в создании компактной эл. оболочки, но и в сценарии контента и форме предъявления тренинг. мат-ла. Учитель может подкорректировать себя что называется на месте, разработчик должен все ходы просчитать на много шагов вперед. Исключение-открытые творческие задания.
Артем Андреев ( Пользователь )
(Nick Khatkov @ 30.08.2006, 08:39) <{POST_SNAPBACK}>
<...>
поэтому на данный момент ПО, содержащие более менее конструктивные методические элементы, весьма немногочисленны и находятся в развитии. rolleyes.gif
<...>

А можно чуть более конкретно, какие элементы, на Ваш взгляд, должно содержать соответствующее ПО, какие и каким ПО уже представлены, ну а каких не хватает, вроде уже и видно будет smile.gif
Николай Хатьков ( Пользователь )
Конкретика дело объемное и долгое в смысле описания - ведь Е.Е. Буль уже дал какую-то конкретику. На мой взгляд настало время, когда в ПО должны встраиваться научно обоснованные методики. Тот же тест возьмите - много чего нужно обосновать, а текстово-графическое формирование материала, звуковое сопровождение, психологическое восприятие, уж не говорю про практическую работу - лабораторки, точность оценки по результатам их выплнения.
Следует не забывать и эксплуатационные издержки ученика, на которые мало кто обращает внимание. Один курс может конечно хороший, но цена вопроса высокая - зачем же ученика вынуждать искать оптимум. Вообще пора делить учебное ПО на две части - одна для группового поурочного обучения в традиционной школе, а вторая для ДО. ПО для ДО должно содержать автоматизированные обучающие системы (АОС), поскольку учителя рядом нет. Другое ПО, которое требует учительской заботы не пойдет, одна из причин дороговизна в эксплуатации. АОС же приспосабливается к психотипу, поведенчеким решениям обучаемого, оценивает, отслеживает и выдает на гора тьютору все то, чем занимался конкретный ученик помимо сдачи тестов, как хороший доносчик.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+