Личный кабинет

О стандартизации образования

Нужна ли она?
Алексей Бутузов ( Пользователь )
Стандартизация в сфере образования – это сложная проблема, комплексная. Она требует серьезного концептуального обоснования.

Главный вопрос, который возникает:
«Действительно ли стандартизация образования необходима?»

Приведу две точки зрения:

1. Стандартизация образования – это всего лишь очередная мода, она только осложняет и труд преподавать без каких-либо ощутимых результатов. Стандарт и педагогическое творчество не совместимы. Стандартизация противоречит самой сути творческой, нестандартной педагогической деятельности.
Стандартизация в образовании приведет к механической, формальной процедуре оценки результатов образования, породит очередную волну «процентомании»… Введение Стандартов укрепит «уравниловку», авторитарную педагогику и жестко административный стиль управления образованием.

2. Стандартизация образования - это объективный процесс, обусловленный объективными явлениями в образовательной сфере. Он отражает тот факт, что образование все глубже интегрируется с производственной сферой, превращаясь из важнейшего фактора прогресса в ведущий вид деятельности. Это процесс не столько гуманитарный, сколько техногенный, т.к. он является результатом сближения целей и задач образования (в том числе между разными странами, социальные системы которых даже в чем-то идеологически по-разному ориентированны) по оптимизации и повышению эффективности системы образования на базе новых подходов и технологий.

Приглашаю с деловому разговору!
Предлагаю взглянуть на проблему широко, рассмотреть стандартизацию не только школьного образования, но и других ступеней образования. Не только предметного содержания образования...
Ваше мнение очень важно!
Андрей Блинов ( Пользователь )
(Алексей Бутузов @ 18.08.2006, 14:14) <{POST_SNAPBACK}>
Стандартизация в сфере образования – это сложная проблема, комплексная. Она требует серьезного концептуального обоснования.
Главный вопрос, который возникает:
«Действительно ли стандартизация образования необходима?»
Приведу две точки зрения:

Нужна ли стандартизация в образовании?
Безусловно - ДА!!! А как иначе? Пусть каждый преподаёт как хочет и как может? И что мы получим? Разные знания за одни и те же оценки?

С тем, что "стандартизация образования – это всего лишь очередная мода", невозможно согласиться потому, что она далеко не является одним из новвовведений, которых так много в современном образовании...

Утверждение, что "она только осложняет и труд преподавать без каких-либо ощутимых результатов", также не бесспорно: то, каким образом учитель выполнит стандарт - совсем другой вопрос (вот вам и поле для педагогического творчества).

"Стандартизация в образовании приведет к механической, формальной процедуре оценки результатов образования, породит очередную волну «процентомании»…" - полагают противники стандартизации, а к чему приведет отсутсвие стандартов? Не к тому ли, что равные знания будут оценены по-разному. Тогда уж лучше «уравниловка», хотя это слово в данной ситуации не совсем уместно.

Полагаю, что это касается не только школьного образования, но и других ступеней образования, однако говорю пока лишь о предметном содержании образования... Что касается методик, то, безусловно, здесь нельзя ограничиваться лишь стандартным урокодательством.
Андрей Тихов ( Пользователь )
(Алексей Бутузов @ 18.08.2006, 15:14) <{POST_SNAPBACK}>
Стандартизация в сфере образования – это сложная проблема, комплексная. Она требует серьезного концептуального обоснования.

Главный вопрос, который возникает:
«Действительно ли стандартизация образования необходима?»


Проблемный вопрос. На него сразу так не ответишь. Попробуем с плюсами и минусами представленных Вами точек зрения.

(Алексей Бутузов @ 18.08.2006, 15:14) <{POST_SNAPBACK}>
1. Стандартизация образования – это всего лишь очередная мода, она только осложняет и труд преподавать без каких-либо ощутимых результатов. Стандарт и педагогическое творчество не совместимы. Стандартизация противоречит самой сути творческой, нестандартной педагогической деятельности.
Стандартизация в образовании приведет к механической, формальной процедуре оценки результатов образования, породит очередную волну «процентомании»… Введение Стандартов укрепит «уравниловку», авторитарную педагогику и жестко административный стиль управления образованием.


Отсутствие стандартов:
+++
Творческая составляющая, безусловно, даёт возможность для определённых результатов.
Демократичность в выборе пути решения каких-то задач (даже образовательных).
Отсутствие границ для образования, что позволяет САМОМУ (ученику, учителю) вырабатывать объём, скорость движения, финишную черту.

(Алексей Бутузов @ 18.08.2006, 15:14) <{POST_SNAPBACK}>
2. Стандартизация образования - это объективный процесс, обусловленный объективными явлениями в образовательной сфере. Он отражает тот факт, что образование все глубже интегрируется с производственной сферой, превращаясь из важнейшего фактора прогресса в ведущий вид деятельности. Это процесс не столько гуманитарный, сколько техногенный, т.к. он является результатом сближения целей и задач образования (в том числе между разными странами, социальные системы которых даже в чем-то идеологически по-разному ориентированны) по оптимизации и повышению эффективности системы образования на базе новых подходов и технологий.


Отсутствие стандартов:
---
Хаотичная и неструктурированная подача информации ученику.
Потеря связи с другими сферами деятельности.
Семенов Вадим ( Пользователь )
А как же без школьного стандарта преподавание в вузе строить? Начиная с материала 5 класса все излагать, раз ничего не гарантировано? Но, боюсь, это уже будет не высшее образование, а всего лишь школьное по маркой вузовского.
Алексей Бутузов ( Пользователь )
Настоящее состояние де-факто средней школы - это именно отсутствие стандартов. Де-юре - не спорю, есть документы, регулирующие СО, но на деле?
"Связь с другими сферами деятельности" утеряня давно, не одно десятилетие. Меняется общество - должны меняться НОРМАтивы, определяющие СО.
Но вопросик о стандартах что-то непопулярным стал. Это не значит, что Стандарты не будут приняты. Будут! "реформа"-то идет. Только какой станет НОРМА СО?
Андрей Бахтин ( Пользователь )
По прочтении ветки, не отвечая никому и не претендуя на истинность и полноту, мое мнение:

1. Отсутствие стандарта, безусловно, плохо для развитого "народного хозяйства".

2. Навязывание стандарта "сверху" - плохо, а навязывание "придуманного" стандарта - еще хуже.

3. Всякий стандарт, а тем более такой сложный и слабо поддающийся определениям, как стандарт образования, явлется разновидностью культурной НОРМЫ и подчиняется всем законам становления и реализации культурных норм.

4. Стандарт образования, как и всякая "нормальная", культурная норма, должна быть (историческим) обобщением наиболее эффективных (оптимальных) форм деятельности и жизнедеятельности, которое за счет системы образования навязывается всяким проявлениям деятельности-жизнедеятельности, повышая их эффективность. Кроме того, стандарт "сшивает" и "сопрягает" различные части и процессы социума. Таким образом, стандарт образования является (должен, если разумен), по принципу, социально-культурно-исторической НОРМОЙ (все три стороны одинаково важны).

5. ЕГЭ представляет собой искусственную, навязанную процедуру оценки (см.п.2), и тем самым, плох. Но гораздо важнее то, что ЕГЭ является мощным, если не единственным в реальных условиях "недорыночной" и "недоплановой" России, фактором стандартизации - социально-культурно-исторического становления и складывания нормы (стандарта) современного Россиийского образования, не навязывая ничего непосредственно самому ПРОЦЕССУ образовывания.
Андрей Тихов ( Пользователь )
(Бахтин Андрей Юрьевич @ 27.09.2006, 02:23) <{POST_SNAPBACK}>
По прочтении ветки, не отвечая никому и не претендуя на истинность и полноту, мое мнение:

1. Отсутствие стандарта, безусловно, плохо для развитого "народного хозяйства".

2. Навязывание стандарта "сверху" - плохо, а навязывание "придуманного" стандарта - еще хуже.

3. Всякий стандарт, а тем более такой сложный и слабо поддающийся определениям, как стандарт образования, явлется разновидностью культурной НОРМЫ и подчиняется всем законам становления и реализации культурных норм.

4. Стандарт образования, как и всякая "нормальная", культурная норма, должна быть (историческим) обобщением наиболее эффективных (оптимальных) форм деятельности и жизнедеятельности, которое за счет системы образования навязывается всяким проявлениям деятельности-жизнедеятельности, повышая их эффективность. Кроме того, стандарт "сшивает" и "сопрягает" различные части и процессы социума. Таким образом, стандарт образования является (должен, если разумен), по принципу, социально-культурно-исторической НОРМОЙ (все три стороны одинаково важны).

5. ЕГЭ представляет собой искусственную, навязанную процедуру оценки (см.п.2), и тем самым, плох. Но гораздо важнее то, что ЕГЭ является мощным, если не единственным в реальных условиях "недорыночной" и "недоплановой" России, фактором стандартизации - социально-культурно-исторического становления и складывания нормы (стандарта) современного Россиийского образования, не навязывая ничего непосредственно самому ПРОЦЕССУ образовывания.


Почти так. Хотя прцедура оценивания ЕГЭ по русскому языку неплоха. А части С так вообще гораздо лучше 5-ти балльной оценки за сочинение.
Алексей Бутузов ( Пользователь )
(Бахтин Андрей Юрьевич @ 27.09.2006, 02:23) <{POST_SNAPBACK}>
По прочтении ветки, не отвечая никому и не претендуя на истинность и полноту, мое мнение:
Браво! bravo.gif
Конечно, норма Вами описанная задана очень рамочно, далеко от конктретного документа - Стандарта. Можем продолжить разговор, обсуждая, проверяя и уточняя ваше определение?

...на всякий случай начну.
1. Рассуждаю...
Историческая составляющая - читаю "ретроспективная". И далее разворачиваю: ретроспективная - современная - перспективная.
И все три составляющие - не одно и то же.
Например "перспективная" - развитие и системы образования и всего общества - задается
1) социо-культурным опытом - всей совокупностью "багажа";
2) современностью, делающей часть что-то из этого опыта актуальны, а что-то отходящим в "серую зону памяти" народа;
3) а также ценностями и целями, осознанно (или стихийно) определяющими актуальность тех или иных составляющих современного и прошлого опыта для вхождение в "будущее".

2. Спрашиваю (один из множества возможных вопросов)
Предопледенность стандартов социо-культурными нормами: какакой Вам видится методика фиксация этих норм?

Надеюсь, что понял вас правильно! smile.gif
Сергей Галаган ( Пользователь )
(Бахтин Андрей Юрьевич @ 27.09.2006, 02:23) <{POST_SNAPBACK}>
5. ЕГЭ представляет собой искусственную, навязанную процедуру оценки (см.п.2), и тем самым, плох. Но гораздо важнее то, что ЕГЭ является мощным, если не единственным в реальных условиях "недорыночной" и "недоплановой" России, фактором стандартизации - социально-культурно-исторического становления и складывания нормы (стандарта) современного Россиийского образования, не навязывая ничего непосредственно самому ПРОЦЕССУ образовывания.

Интересное tongue.gif , надо отметить, "ненавязывание" jokingly.gif суженного до возможностей тестового контроля стандарта под видом кодификатора процедуры приема в вузы.
Владислав Воронин ( Пользователь )
(Блинов Андрей Иосифович @ 22.09.2006, 11:39) <{POST_SNAPBACK}>
Нужна ли стандартизация в образовании?
Безусловно - ДА!!! А как иначе? Пусть каждый преподаёт как хочет и как может? И что мы получим? Разные знания за одни и те же оценки?

Я не являюсь нигилистом и полагаю, что чиновник -- необходимейшая часть общества.
Но почему же чиновники даже не понимают, что говорят. Как часто бывает, совершенно содержания не схватывают!

Преподавать и надо: КАК хочет и КАК может!
Стандарт -- НЕОБХОДИМ, чтобы назначить рубежи. ЧТО (!) должно быть достигнуто в результате работы? А необходим он потому, что человек переходит из школы в школу, поступает в тот вуз или этот. Кабы была каждая школа при вузе -- и все выпускники шли бы в этот вуз -- так и пусть себе вуз решает. Что пройдем еще в школе, а что перенесем на вузовскую программу. Но у нас -- не крепостное право. Да и помимо вузов -- ЧТО государство желает получить от учительской работы, когда выпускается в жизнь молодой гражданин. Поэтому -- рубежи надо согласовывать.
Г-н Блинов понимает разницу между русскими словами: ЧТО и КАК ?

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+