Личный кабинет

Формирование культурного кода сообщества

Елена Голубева ( Пользователь )
Встретилась с точкой зрения, что одной из фундаментальных целей общего образования является формирование культурного кода. Это и средство общения, и взаимопонимания, и передачи культурных традиций в сообществе. Мне кажется, что эта проблема достойна внимания и обсуждения.
Ирина Озеркова ( Пользователь )
Если эта цель действительно ставится, то несколько поздновато - культурный код в стране разрушен. Его нет. Ибо основа культурного кода - это язык, а язык у нас в таком состоянии, что Эллочка-людоедка удивилась бы. Идет деградация по всем направлениям - язык, искусство, наука. Конечно, ломать - не строить. Сейчас престижно любой ценой зарабатывать деньги, а не пытаться создавать культуру - от нее денег нет.

Кстати, проблема эта далеко не только нашей страны:

Художник - это непоседа
И прирожденный лоботряс,
он ремесло свое припас,
чтоб не прослыть за дармоеда.
...
По мне, цена искусству - грош,
когда оно не вносит вклада
в изготовление калош
или продажу шоколада.

и т. д. замечательное стихотворение норвежца А. Бьерке

Проблема усугубляется тенденцией к всеобщей глобализации, которая нивелирует национальные культуры. Причем как правило, идет экспорт самого худшего, примитивного, не требующего усилий для освоения.
Алексей Бутузов ( Пользователь )
(Ирина @ 01.10.2005, 18:33) <{POST_SNAPBACK}>
Если эта цель действительно ставится, то несколько поздновато - культурный код в стране разрушен. Его нет. Ибо основа культурного кода - это язык, а язык у нас в таком состоянии, что Эллочка-людоедка удивилась бы. Идет деградация по всем направлениям - язык, искусство, наука. Конечно, ломать - не строить.
...Проблема усугубляется тенденцией к всеобщей глобализации, которая нивелирует национальные культуры. Причем как правило, идет экспорт самого худшего, примитивного, не требующего усилий для освоения.

Тема, действительно, заслуживает внимания.
Сетования на разрушения культурного кода и языка как инструмента его сохранения и трансляции - обычное дело. Но язык обладает живой природой, меняется, перерождается, обогащается и структурируется или упрощается, отсеивая менее нужное в повседневной практике (И я скорблю, но признаю...).
Для начала, перестать отрицать... отрицание важности сохранения языка. А затем ФОРМИРОВАТЬ, то есть активно использовать в практике! Что использовать? - Предлагать к использованию то, что по нашему мнению достойно сохраниться в новом культурном пространстве! И нивелировать влияние сиюминутного, преходящего, модного, даже опасного. НО понимать "новые коды" надо! Понимать как, для чего, почему, где они возникают, как используются, транслируются и сохраняются.
Мое личное мнение...
(или на виртуальном языке:"ИМХО")
Людмила Кожурина ( Пользователь )
Подразумевается, что культурный код - это то, чему учат в школе. Понятия, которые вызывают у всех примерно одинаковые ассоциации и тем самым объединяют людей. "Все знают, что..."; "Каждому знакомо имя..." Это легко понять на примере субкультуры.
Рискну предположить, что сегодня культурным кодом человека является не набор имен и понятий, а владение СПОСОБАМИ их присвоения. Есть разница между вопросом "Кто такой Вернадский?" и "Как имя Вернадский живет в твоем сознании?" Педагогическая ситуация такова, что ученики постоянно подсказывают учителю способы взаимодействия с культурой, не желая, чтобы она становилась для них кладбищем.
...Или я не поняла, и речь идет только о сообществе виповцев? Но все равно это вопрос со-держания образования, того, что мы вместе держим.
Сергей Возчиков ( Пользователь )
Коллеги, не смогли бы вы применительно к теме прокомментировать свежий случай из жизни help.gif

Был у нас в субботу конкурс Золушек. И в нем один из конкурсов - участницы представляли себя. Рассказывали о себе то - что и как хотели рассказать. Так вот - ВСЕ участницы говорили "стихами". Ставлю кавычки, т.к. это были ясно что, а не стихи. Все мы такие много раз слышали. Все хромает, все дребезжит... ну и т.п.

Я спросил потом у режиссера - ???
Он ответил - это их выбор, мои попытки их с этого варианта переключить успеха не имели ak.gif
Причем это - отечественная традиция еще с довоенных времен (напр. "Свинарка и пастух", но это пример - из хороших. Помните "Светит месяц во все небо, бьется сердце во всю грудь... Меня милка разлюбила!! Помогите кто-нибудь!!") bravo.gif

Какой культурный код был предъявлен Золушками?
Как раскодировать от такого кода наших детей?
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(kogur @ 12.04.2006, 15:33) <{POST_SNAPBACK}>
. Есть разница между вопросом "Кто такой Вернадский?" и "Как имя Вернадский живет в твоем сознании?"

Но все равно это вопрос со-держания образования, того, что мы вместе держим.

Согласен. Очень важный, и на мой взгляд, вопрос о кодах, Людмила Игоревна. И не только культурных... В принципе о кодах, используемых в коммуникации. Кошка и собака Киплинга. Физики и лирики. Менеджеры и педагоги. Консультанты и учителя... Все используют естественный язык, но кодируют слова в разных подходах.

Предельное различение подзодов представлено в кодировке информации: 1) амплитудная, 2)частотная, 3) фазования. Если с языка осциляторов и физики, то это или 1) дихотомия "больше-меньше", "выше-ниже", "да-нет", "1-0", или 2) резонанс и вчуствование в другого (цвет, запах, грусть, радость, тоска...), или 3) достижение "мудрости" через прохождение фаз, подобных агрегатному состоянию вещества (плазма, газ, жидкость, твердое состояние, поле). То же самое - в стихиях древних: Огонь, Воздух, Вода, Земля, Космос- Хаос. Пять пальчиков tongue.gif Все просто... Но недостижимо для пользования. Пока недостижимо. Школа и образование не дают.

(sermivoz @ 16.04.2006, 14:54) <{POST_SNAPBACK}>
Какой культурный код был предъявлен Золушками?
Как раскодировать от такого кода наших детей?

Знаете же ответ, Сергей Михайлович... Без РЕФЛЕКСИИ этот порог запрограммированности не преодолешь... РЕФЛЕКСИИ учителей... Чего же спрашиваете? tongue.gif
Сергей Галаган ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 16.04.2006, 14:18) <{POST_SNAPBACK}>
Знаете же ответ, Сергей Михайлович... Без РЕФЛЕКСИИ этот порог запрограммированности не преодолешь... РЕФЛЕКСИИ учителей... Чего же спрашиваете? tongue.gif

Рефлексия - вредный код, ведущий к зависимости от поля, на котором сразила рефлексуна. Похоже ею и были сражены наповал Золушки вместе с руководителем.
Общением и жизненным опытом уровень культуры на ниве "учиться, учиться и еще раз учиться" повышается до уровня творчества, если дано природой.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Galagan Sergei Igorevich @ 16.04.2006, 16:44) <{POST_SNAPBACK}>
Рефлексия - вредный код

Сергей Игоревич, мы с Вами вкладываем разный смысл в одно и то же СЛОВО. Это и есть разность кодов и подходов. Я понимаю под РЕФЛЕКСИЕЙ способ анализа, позволяющий переходить от одного кода к другому. А от него к третьему... Способ, позволяющий говорить на РАЗНЫХ языках. Видеть в одной картинке (знаете такие тесты?) то контент, то его фон (контекст). Конечно, чтобы овладеть таким способом анализа, нужны способности. Согласен. Но это тоже преодолимо...

А Вы, ответьте, пожалуйста на детский вопрос, что понимаете под этим, когда пишете или произносите слово РЕФЛЕКСИЯ?
(anisol @ 16.04.2006, 16:57) <{POST_SNAPBACK}>
Детские вопросы самые сложные потому, что чаще всего нам не хватает простых слов, чтобы вместить свои знания и опыт, отвечая на них. Мы пытаемся поставить себя на чужое место и исходя из положения ребенка пытаемся переложить свои знания для себя лет так.....дцать назад. И сами же себя убеждаем: не поймут.
А дети - они разные. Вот как в этом рассказе, например, http://lib.aldebaran.ru/author/larionova_o...i_zemli__1.html
Не вопросы нам чаще непонятны, а ответы неприятно произносить вслух. Отсюда и сложности.
Сергей Галаган ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 16.04.2006, 16:04) <{POST_SNAPBACK}>
Сергей Игоревич, мы с Вами вкладываем разный смысл в одно и то же СЛОВО. Это и есть разность кодов и подходов. Я понимаю под РЕФЛЕКСИЕЙ способ анализа, позволяющий переходить от одного кода к другому. А от него к третьему... Способ, позволяющий говорить на РАЗНЫХ языках. Видеть в одной картинке (знаете такие тесты?) то контент, то его фон (контекст). Конечно, чтобы овладеть таким способом анализа, нужны способности. Согласен. Но это тоже преодолимо...

А Вы что понимаете под этим, когда пишете или произносите слово РЕФЛЕКСИЯ?

Что понимаю, то и кодирую tongue.gif
Унификация культурного кода процесс далеко не однозначный. Помоему глобализация в далекой перспективе предусматривает именно унификацию кода через принудительную рефлексию в том числе.
Простой пример - Китай, Индия. Сохранили свой культурный код научившись использовать бизнес код Запада через очаги- колонии и стремительно обогащаются во всех смыслах.
Плохой пример - Россия. Продолжается уничтожение старого культурного кода, а в "новом", навязанном западном ей еще долго упражнятся в сосунках и путаться в придатках... неконкурентна. Замена, копирование и осознание кода не есть использование и требует колоссальной работы и времени, что в итоге приводит к катастрофическому отставанию рефлексуна, будь то человек, сообщество или страна от реальной жизни и владельцев навязываемого кода-заменителя, что правящим в сущности и требуется для господства.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Что понимаю то и кодирую tongue.gif

Так я же про это и говорю... Вы обсуждаете кросс-культурные, кросс-национальные, кросс-этнические отношения, а я говорю про освоение кодов, которые сегодня не позволяют понимать друг друга ВНУТРИ ОДНОГО естественного языка. Сначала, на мой взгляд, нужно научиться переводить с русского на русский... Это не значит, что я сам это умею. Это значит, что я хочу сначала этому научиться. Чтобы только потом идти дальше.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+