Личный кабинет

Шаг Первый - Главная ошибка современной школы

Александр Сайбединов ( Пользователь )
Главная ошибка современной школы
или размышления учителя на пороге первого сентября.


Как учитель. как человек в преддверии очередного 1 сентября я хотел бы поделиться своими не праздными размышлениями о главном – об образовании, а это значит о детях, о нашем будущем. Вся современная цивилизация, всё человечество родом из детства! А если поглядеть как сегодня живёт это человечество и в какую сторону оно развивается, то становится очевидным, - что детство у него было без сомнения трудное.
Обо всём этом очень важно говорить сейчас, – говорить Вовремя , и самое значимое вовремя понять Главное. Понять всем, от главы каждого государства до главы каждой семьи, что образование сегодня это не отрасль социальной сферы, - это единственный стратегический шанс человечества сохранить себя на Земле.
Мы сами не заметили, как стали образование воспринимать в качестве необходимого прагматичного периода жизни подрастающего человека, завершающегося получением некоего документа. Документа, подтверждающего, что процесс его образования завершен с той или иной долей эффективности. В тоже время совсем не обязательно наличие диплома гарантирует образованность.
Подтверждение этому искать не нужно – стоит только посмотреть новости, послушать о том что происходит в мире, просто посмотреть вокруг, чтобы возникло громадное противоречие, между намерениями и действительностью, задачами и результатами. Как могут образованные люди убивать друг друга? Как может человек, получивший образование, глядя в глаза другому, унижать его или обманывать? Как может человек в страхе остаться без Великой природы, создавать её комфортно-суррогатную имитацию, уничтожая настоящую?
Мне не хочется сгущать краски, нагнетая ощущение, что всё вокруг плохо. Да и обязательно найдутся неисправимые «оптимисты», которые скажут, что в истории цивилизации так было всегда: всегда были войны, революции, где люди просто истребляли друг друга, и никакого отношения это к образованию в сущности не имеет. Но я не думаю, что это единственный и очень весомый аргумент. В противном случае стоит ли современному образованию кичиться собственной культурой, если она со времён неандертальцев мало в чём изменилась.
Культура – это дитя образования. И не надо сильно ломать голову, пытаясь понять, в чем причина современного ее кризиса. Кризиса нет, так как нет сегодня и самой культуры в её изначально высоком понимании. Ей не из чего произрастать. Волшебной почвой для высокого зарождения являются идеалы, которых сегодня в образовании отсутствуют, так как их и нет и в самом обществе. Их отсутствие ненадолго заклеивается однодневными суррогатными идеями, многие из которых мы сегодня с большим удовольствием называем инновациями и бесконечно этому радуемся.
Позитивное влияние современного образования на процессы, происходящие сегодня в мире, к сожалению, минимальны, если не сказать ничтожны. Школа не формирует новое поколение людей, пришедших в этот светлый из миров, не учит их созидательной жизни, а помогает лишь приспосабливаться к ней, обучая необходимым для этого знаниям и умениям.
Казалось бы, все так просто – каждому человеку не так уж и много нужно: важно жить в добром и светлом обществе, где не нужно завоевывать жизненные радости, а можно просто жить и радоваться, не бояться темных улиц и спать спокойно в своём родном доме, не тревожась за свой завтрашний день.
Если кто-то подумал, что у нас плохо учат в школах, то это не так. У нас прекрасные школы, у нас непостижимо преданные своему делу учителя, - просто результаты нашей работы измеряются не по человеческим качествам выпускника, а по качеству его знаний. Это главная ошибка современной школы.
В советский период развития общества, когда очень были нужны грамотные специалисты во всех отраслях деятельности народного хозяйства, школа, находящаяся в крепких руках идеологии, не нуждалась в формировании личности человека. По инерции современное образование в практически неизменённом состоянии унаследовала эти задачи с небольшими эффектами рыночно-демократического напыления. Великое же достижение демократии, когда идеология личности формирует идеологию общества сегодня ещё не понята современной школой.
Процессы обучения и воспитания традиционно формально пытаются изображать в учебном процессе. Получается Единая несовместимость. Отлучив от школы творчество в различных его проявлениях , как церковь от государства, и назвав высшее творческое проявление способностей учащегося дополнительным образованием нанесен огромный урон детям. Ведь часть естественного образовательного процесса стала искусственно элитарной и недоступной для многих.
Нельзя назвать реформы в российском образовании неудачными, они сильно изменили современную школу в лучшую сторону, но не всё подвластно даже самым удачным и смелым решениям. Нужен естественный процесс развития самой школы. Школы как явления культуры. И здесь очень важно не ограничиваться той Волей которую дали школе, этого недостаточно, - школе важно дать Свободу. Только обретя самостоятельность существования, школа выработает самостоятельность качественного мышления, и тогда не потребуется в неё периодически что-то внедрять, она сама будет искать новое и полезное и проецировать свой опыт.
Именно тогда, без нажима со стороны педагогического сообщества, общество поймёт, что самое главное начинается за школьной партой, самое важное говорится у школьной доски, и именно тогда появятся Нетакие учителя и Нетакие ученики, и жить мы будем благодаря Нетаким школам Не так ,– а лучше!

Александр Сайбединов
Андрей Тихов ( Пользователь )
(А.Сайбединов @ 17.08.2006, 19:40) <{POST_SNAPBACK}>
Главная ошибка современной школы или размышления учителя на пороге первого сентября.
Как учитель. как человек в преддверии очередного 1 сентября я хотел бы поделиться своими не праздными размышлениями о главном – об образовании, а это значит о детях, о нашем будущем. ...
Александр Геннадьевич!
Смысл Вашего выступления вполне ясен и обоснован. Но всё же хочется не столько задать вопросы, чтобы прояснить проблему, которую Вы наметили и которая так очевидна сегодня, сколько высказать своё видение проблемы и пути её решения.
Культура – это дитя образования. И не надо сильно ломать голову, пытаясь понять, в чем причина современного ее кризиса. Кризиса нет, так как нет сегодня и самой культуры в её изначально высоком понимании. Ей не из чего произрастать. Волшебной почвой для высокого зарождения являются идеалы, которых сегодня в образовании отсутствуют, так как их и нет и в самом обществе. Их отсутствие ненадолго заклеивается однодневными суррогатными идеями, многие из которых мы сегодня с большим удовольствием называем инновациями и бесконечно этому радуемся...
Мне кажется, что культура и образование дополняют друг друга, и нельзя назвать приоритетным какой-либо из этих компонентов цивилизации. В том, что кризиса культуры нет - в этом Вы правы. В любое время ОТЛИЧНЫЙ от понимания большинства лоюдей виток в развитии культуры общества воспринимался как кризис. Вспомним хотя бы ЗОЛОТОЙ или СЕРЕБРЯНЫЙ век русской культуры. Обвиняли же и Пушкина, и символистов, футуристов, имажинистов и прочих в том, что они ломают веками устоявшееся. И что из этого вышло? Время и дальнейшее развитие общества показало, что правы были те, кого так хаяли, уповая на их бескультурие.
Вы говорите, что нет идеалов в образовании, что они "заклеиваются однодневными суррогатными идеями". Странно... al.gif Почему же школа до сих пор жива? Почему же, несмотря на то, что её лишили одного из столпов - она до сих пор стоит? А учителя? Да разве Учителя никогда не были той самой идеей для школы, которая позволяла ей всегда оставаться на плаву, не тонуть, не захлёбываться - жить?! Инновации, согласен, наносное. Тем более, что всё это хорошо забытое старое. История педагогики показывает, что корни любой инновационной технологии лежат глубоко в прошлом. Примеры? Хорошо. Метод проектирования - Чехия 20-е годы, Монтессори - Россия 20-е годы... Ещё? Если покопаться, то можно найти массу примеров. Да, безусловно, эти инновации переосмыслены, подведана база под сегодняшний момент, но всё-таки...

Если кто-то подумал, что у нас плохо учат в школах, то это не так. У нас прекрасные школы, у нас непостижимо преданные своему делу учителя, - просто результаты нашей работы измеряются не по человеческим качествам выпускника, а по качеству его знаний. Это главная ошибка современной школы. ...
Вот здесь позвольте Вам низко поклониться. Браво! bravo.gif Но ушлый чиновник от образования всегда спросит: "А позвольте узнать, каким-таким инструментом Вы будете измерять эти самые "человеческие качества"? Какие критерии у Вас созданы для определения: есть эти качества или нет?". Да, вполне предполагаю, что не совсем знаньевая основа помогает человеку в жизни, а заложенные в школе ростки общечеловеческих отношений на основе доброты, честности, ответственности, дружбы, взаимопомощи и прочих. Но опять же: где мерило всему этому? Профессии "хороший человек" не бывает... sad.gif К сожалению...
Великое же достижение демократии, когда идеология личности формирует идеологию общества сегодня ещё не понята современной школой...
Идеология личности может сформировать идеологию общества! В России этому множество примеров: Ленин, Хрущёв, Горбачёв, Ельцин - но это всё не та идеология. И школа это прекрасно понимает, поэтому и не торопится идеологизироваться, хотя (снова же!) есть масса примеров того, что осуществляются попытки идеологизировать школу, заставить принять совсем ЧУЖДУЮ для неё идеологию общества, церкви...
Процессы обучения и воспитания традиционно формально пытаются изображать в учебном процессе. Получается Единая несовместимость. Отлучив от школы творчество в различных его проявлениях , как церковь от государства, и назвав высшее творческое проявление способностей учащегося дополнительным образованием нанесен огромный урон детям. Ведь часть естественного образовательного процесса стала искусственно элитарной и недоступной для многих...

И вот здесь то и проявляется та идеология, которая необходима нашей школе - идеология сотворчества, совоспитания, сообразования. Я прекрасно помню свои школьные годы, когда занимался в кружке "Резьбы по дереву". Не было это для нас ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ образованием. Это была часть образования, воспитания. Не выделялось тогда воспитание из общей канвы обучения. НЕ ВЫДЕЛЯЛОСЬ! an.gif А Вы говорите "Единая несовместимость" ... al.gif

Цитата:Нужен естественный процесс развития самой школы. (...)И здесь очень важно не ограничиваться той Волей которую дали школе, этого недостаточно, - школе важно дать Свободу. Только обретя самостоятельность существования, школа выработает самостоятельность качественного мышления, и тогда не потребуется в неё периодически что-то внедрять, она сама будет искать новое и полезное и проецировать свой опыт. Именно тогда, без нажима со стороны педагогического сообщества, общество поймёт, что самое главное начинается за школьной партой, самое важное говорится у школьной доски, и именно тогда появятся Нетакие учителя и Нетакие ученики, и жить мы будем благодаря Нетаким школам Не так ,– а лучше!

Да, Вы бесконечно правы и в этот раз! Но о какой Свободе Вы говорите? О Свободе выбора? Свободе внешней? внутренней? финансовой? самоопределения? Какой? Быть свободным от общества и жить в этом самом обществе нельзя (перефразировал В.Брюсова). Может быть Свобода для школы - это безграничное доверие ей со стороны общества? Полная уверенность общества в том, что Учителя действительно руководствуются заповедью "Не навреди!". Но доверие должно быть обосновано - нами самими. Нам тогда просто необходимо самим или с помощью того же общества (социальный заказ которого мы выполняем) определиться раз и навсегда в позициях, в целях, в средствах...
И тогда ....
"появятся Нетакие учителя и Нетакие ученики, и жить мы будем благодаря Нетаким школам Не так ,– а лучше!"
Александр Сайбединов ( Пользователь )
Уважаемый Андрей Николаевич!
Очень рад и благодарен Вам, за то что Вы настолько внимательно проникли в содержание моих размышлений. Поэтому считаю возможным содержательно углубить уровень нашей дискуссии.
Мне кажется, что культура и образование дополняют друг друга, и нельзя назвать приоритетным какой-либо из этих компонентов цивилизации.
Согласен с Вами что культура и образование близки, …но заблуждение в другом , они не дополняют друг друга – они едины! Дополнять самого себя, собой очень сложно… Разделение на понятия культуры и образование, - это разделение по сути системно условное, и к сожалению стало воспринимаемо фактически в обществе как различные природы, эдакое раздвоение личности – отсюда и проблемы. В сущности образование и культура это процесс, подчёркиваю один процесс, только образование это ПУТЬ, а культура это ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ЕГО РЕЗУЛЬТАТЫ, такие верстовые столбы развития и формирования Человека!
Но наше раздвоение личности настолько глубоко зашло, что мы не только это разделили, …мы ещё это и узаконили, а сверху для надёжности посадили Министерства. И теперь если ребёнок считает то за него отвечает Министерство образования, а если ребёнок рисует то Министерство культуры, правда возникает вопрос когда он рисует на уроке математики - какое ведомство должно отвечать? Никакое! К ответу призовут его самого.
Вы говорите, что нет идеалов в образовании, что они "заклеиваются однодневными суррогатными идеями". Странно... Почему же школа до сих пор жива? Почему же, несмотря на то, что её лишили одного из столпов - она до сих пор стоит? А учителя? Да разве Учителя никогда не были той самой идеей для школы, которая позволяла ей всегда оставаться на плаву, не тонуть, не захлёбываться - жить?!
Наличие института школы, и его государственные, гражданские задачи никаким образом не связаны с его духовным содержанием, и это хорошо, если бы школа не институциализировалась в государственную систему она уже давно находилась бы в состоянии глубокой комы от бездуховности внутреннего содержания. Просто Вы говорите о другом – о нравственной стороне. Здесь никто не спорит – все люди имеют ценности, идеалы, они также существуют в обществе… , только я Вам скажу другое, на стене Изречений в нашем лицее есть слова которые я написал для учеников, - «Нет плохих людей, есть люди забытые…». Им забыли сказать что-то главное…, а если не знали ??? Вот об этом речь. Поэтому я и предлагаю вести дискуссию не только с эмоционально-нравственной позиции, она уведёт нас в сторону от действительности, а обсуждать в контексте реального восприятия данную действительность – как повод и отправную точку поиска ответа на существующие вопросы. И затем … держаться на плаву, жить и не захлёбываться это очень малое утешение и весьма опасное, к тому же очень заразительное в своей доступности для общества. Лучше плыть и радоваться этому прекрасному из миров!
И вот здесь то и проявляется та идеология, которая необходима нашей школе - идеология сотворчества, совоспитания, сообразования. Я прекрасно помню свои школьные годы, когда занимался в кружке "Резьбы по дереву". Не было это для нас ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ образованием. Это была часть образования, воспитания. Не выделялось тогда воспитание из общей канвы обучения. НЕ ВЫДЕЛЯЛОСЬ! А Вы говорите "Единая несовместимость" ...
Во первых это было тогда! А мы говорим сегодня и о сегодняшнем дне. Во вторых и вчера оно было ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ – только неофициально. И подтверждение этому сегодняшние решения,- сделалось всё то как оно понималось! Избитые термины типа сотворчество, совоспитание, сообразование, на мой взгляд весьма слабо выполняют возложенные на них задачи, - такое сомнительное сожительство в педагогике.
Да, Вы бесконечно правы и в этот раз! Но о какой Свободе Вы говорите? О Свободе выбора? Свободе внешней? внутренней? финансовой? самоопределения? Какой? Быть свободным от общества и жить в этом самом обществе нельзя (перефразировал В.Брюсова). Может быть Свобода для школы - это безграничное доверие ей со стороны общества? Полная уверенность общества в том, что Учителя действительно руководствуются заповедью "Не навреди!". Но доверие должно быть обосновано - нами самими. Нам тогда просто необходимо самим или с помощью того же общества (социальный заказ которого мы выполняем) определиться раз и навсегда в позициях, в целях, в средствах...
И тогда .... "появятся Нетакие учителя и Нетакие ученики, и жить мы будем благодаря Нетаким школам Не так ,– а лучше!"
Я безгранично благодарен Вам за нашу ПОНИМАЮЩУЮ ГЛАВНОЕ… ВСТРЕЧУ в конце моей статьи! Важно идти!
И чтобы не выглядеть прожектёром скучающим в тиши школьного кабинета, я попросил бы Вас заглянуть на Форум «содержание образования», там в общем образовании есть мой прошлогодние доклад о том куда мы идём.
Спасибо!
Владислав Редюхин ( Пользователь )
Уважаемые коллеги-гуманитарии, естственика-физика примете? Третьим буду...

Мне, как бывшему директору школы и нынешнему консультанту по управлению очень понятен пафос автономноти образовательного учреждения и я с ним согласен
Нужен естественный процесс развития самой школы. Школы как явления культуры. И здесь очень важно не ограничиваться той Волей которую дали школе, этого недостаточно, - школе важно дать Свободу.
Школы как единицы культуры и социально-экономического развития региона и территории, но не как массовой школы и социального института.

Я соглашусь с пафосом взаимовлияния Культуры и ОБразования:
(А.Сайбединов @ 18.08.2006, 13:21) <{POST_SNAPBACK}>
Согласен с Вами что культура и образование близки, …но заблуждение в другом , они не дополняют друг друга – они едины! !
Но двух, - это маловато будет. Как минимум на троих: ЭКОНОМИКА-КУЛЬТУРА-ОБРАЗОВАНИЕ придется. ЭКО tongue.gif Куда сегодня без ЭКО-логии tongue.gif Без окультуривания экономики, без рассмотрения социоэкономики наряду с социокультурой мы так и будем думать, что культура и образование - это идеологическая надстпройка нахлебника на геле труженика экорномики и примцшленности, реального производства. Но для этого нужно троечниками стать и триадой мысолить научиться.

А для этого, увы, придется начинать с самих себя, с устройства собственного профессионального сзнания... С ухода от моноглазости советской вертикально интергрированной власти и проиворечивой дихотомии борьбы и единства противоположности, - ровно к принципу триады, тринитарности, тройственнгости, - "третьим будешь?"

Алексндр Геннадьевич, вспомним картины импрессионистов, или еще наглядне, 3D-картинки, солстоящие их бессмысленных пятен. Стоит чуть скосить глаза в третий фокус, - и из хаоса возникает отчетливая трехмерная фигура, которой раньше не было в моем сознании.

Андрей Николаевич, впомнил как в пятницу приятель в министерстве сказал, что они были не Дне науки, а третий собеседник саркастически поинтерсовался, глубокое там дно ил не очень... tongue.gif

Взгляд из третьего пространства обладает поистие магической силой - "Казнить нельзя помиловать". Физики законеневшие на дихотомии бинарной функциональной зависимости так и не мпогут выбраться из соотношения неопределенности Гейзенберга - или координата, или скорость. Треьего не дано - Небо голоубое, девица крсная, трава зеленая, школа свободная, образование культкрное, культура образованная Без эколномики......

А Закон об образовании 92 года вводит наряду с программами и Бупами т"образовательную услугу", а содержание образования во всем мире рассматривают как экономическая категория "человеческий капитал", а все больше теорий гоаорит о социоэкономике... Трудно дуть против ветра... Хотя, - возможно... Но бесполезно, на мой взгляд противостоять цивилизационным тенденциям... Перехорду от двойуи к тройке. Эх, какой русский не любит... Это накпрепко впечаталость в школьное сознание.

Самы главные изменения происходят не в инфраструтурпх или финансовых потоках, а в сознании человека, в этих потоках участвующего и этими процессами управляюшего. А это человеческое сознание - область ответственности школы и образования. Наша с Вами ответственность? Через изменение содержания олбразования реализуемая. Больше не через что... Смогём или? tongue.gif
Александр Сайбединов ( Пользователь )
Уважаемые коллеги-гуманитарии, естственика-физика примете? Третьим буду...

Добрый день Владислав Иванович! Рад Вашему появлению, особенно в качестве третьего..! А то ведь в нашей жизни всегда, - кто стоит первым тот стоит и крайним , так что будете крайним с другой стороны. Не возражаете? smile.gif
Я соглашусь с пафосом взаимовлияния Культуры и ОБразования:
Но двух, - это маловато будет. Как минимум на троих: ЭКОНОМИКА-КУЛЬТУРА-ОБРАЗОВАНИЕ придется. ЭКО tongue.gif Куда сегодня без ЭКО-логии tongue.gif Без окультуривания экономики, без рассмотрения социоэкономики наряду с социокультурой мы так и будем думать, что культура и образование - это идеологическая надстпройка нахлебника на геле труженика экорномики и примцшленности, реального производства. Но для этого нужно троечниками стать и триадой мысолить научиться.

То о чём Вы говорите бесспорно, оно не лежит в плоскоски данной дискуссии и тем более не является проблемой требующей осмысления,- принять его или не принять, т.к. это безусловная действительность, это естественный ход развития жизни человека и цивилизации. Именно процесс его протекания, прохождения, промелькания или прозябания то есть самой жизни и является ТРЕТЬИМ как Вы правильно заметили измерением. Но кайф этого третьего измерения и уровень его изменений определяется либо осознанно как результат ощущения ценностей , либо на уровне ощущений в ожидании получения очередного более сильного кайфа. Поэтому разница в форме востребованности третьего; либо НА ТРОИХ, либо чтобы ЗАТРОИЛО, либо ВТРОЁМ. Поэтому проблема лишь в том, влияем ли мы на процесс или подстраиваемся к нему. Ресурс образования и культуры и предназначен ВЛИЯТЬ! И наша задача современного общества помочь понять что первично ПЕРВОЕ а не ТРЕТЬЕ...
Спасибо Владислав Иванович - мы ВТРОЁМ!
Андрей Тихов ( Пользователь )
(Редюхин Владислав Иванович @ 18.08.2006, 22:20) <{POST_SNAPBACK}>
Уважаемые коллеги-гуманитарии, естственика-физика примете? Третьим буду...

Приветствую Вас, Владислав Иванович! Кому как не естественнику физику и присоединиться к гуманитариям в поисках Истины?
(Редюхин Владислав Иванович @ 18.08.2006, 22:20) <{POST_SNAPBACK}>
Я соглашусь с пафосом взаимовлияния Культуры и ОБразования:
Но двух, - это маловато будет. Как минимум на троих: ЭКОНОМИКА-КУЛЬТУРА-ОБРАЗОВАНИЕ придется. ЭКО tongue.gif Куда сегодня без ЭКО-логии tongue.gif Без окультуривания экономики, без рассмотрения социоэкономики наряду с социокультурой мы так и будем думать, что культура и образование - это идеологическая надстпройка нахлебника на геле труженика экорномики и примцшленности, реального производства. Но для этого нужно троечниками стать и триадой мысолить научиться.

Про мало - это точно tongue.gif Только и триады мало - мы о социуме забыли, об обществе. Для кого это ЭКО предназначено? Мы либо потребители ЭКО, тогда они вне нас, либо строители -тогда, уж простите, и мы в системе.
(Редюхин Владислав Иванович @ 18.08.2006, 22:20) <{POST_SNAPBACK}>
Андрей Николаевич, впомнил, как в пятницу приятель в министерстве сказал, что они были на Дне науки, а третий собеседник саркастически поинтерсовался, глубокое там дно, ил не очень... tongue.gif

Дно науки - редкостный заповедник. Мало кому удаётся туда добраться... tongue.gif
(Редюхин Владислав Иванович @ 18.08.2006, 22:20) <{POST_SNAPBACK}>
А Закон об образовании 92 года вводит наряду с программами и Бупами "образовательную услугу", а содержание образования во всем мире рассматривают как экономическая категория "человеческий капитал", а все больше теорий говорит о социоэкономике... Трудно дуть против ветра... Хотя - возможно... Но бесполезно, на мой взгляд, противостоять цивилизационным тенденциям... Перехорду от двойки к тройке. Эх, какой русский не любит... Это накпрепко впечаталость в школьное сознание.

"Человеческий капитал", "Человеческий фактор", "Человеческий материал" - простите, коллеги, но в этих словах нет ничего человеческого... Насмешка какая-то... Раз КО - экономическая категория, у которой должен быть свой бюджет, раз это приоритетные проекты, направления, то почему же бюджет К и О в совокупности в десять раз меньше бюджета МинОбороны? Выходит - "главнее" всё же "человеческий материал"... al.gif
(Редюхин Владислав Иванович @ 18.08.2006, 22:20) <{POST_SNAPBACK}>
Самые главные изменения происходят не в инфраструтурах или финансовых потоках, а в сознании человека, в этих потоках участвующего и этими процессами управляюшего. А это человеческое сознание - область ответственности школы и образования. Наша с Вами ответственность? Через изменение содержания образования реализуемая. Больше не через что... Смогём или? tongue.gif

Резюмирую: Наша задача на сегодняшний день и ближайшее будущее - через изменение содержания образования и его общего концепта изменить сознание человека, управляющего (или будущего управлять) изменениями инфраструктуры и/или финансовыми потоками нашей страны (всего мира). Значительная задачка... Этакая революция с захватом банков, сознаний и прочего... blush.gif
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Филолух @ 19.08.2006, 10:22) <{POST_SNAPBACK}>
Дно науки - редкостный заповедник. Мало кому удаётся туда добраться... tongue.gif

Спасибо, что откликнулись. Спасибо, что третьим приняняли... По своему опыту на виртуальных формах знаю: здесь искать единомышленников надо. И договариваться о встречах в реале. А совместные дела надо после этого планирования в релале делать... Куда "нырнем", какое заповедное дело делать вместе будем?
Тамара Малых ( Пользователь )
Уважаемые коллеги! С огромным удовлетверением внимательно прочла Вашу полемику.

У меня предложение - давайте попробуем на нашем виртуальном педсовете сформулировать ЦЕЛИ ( а уж потом ЗАДАЧИ) современной "идеальной" школы.

Чтобы эти цели не разводили по разные стороны баррикад учителей и учеников. Чтобы эта формулировка была понятна, кратка и включала по смыслу все перечисленые Вами необходимые составляющие учебной и воспитательной деятельности, развития личности. Нам все равно придется еще долгое время жить и работать в обществе, где существуют проблемы идеологии. Нельзя переваливать на детей решение этих проблем. Они должны верить в будущее и в то, что способны менять жизнь к лучшему.
Владислав Редюхин ( Пользователь )
(Малых Т.Б. @ 21.08.2006, 13:47) <{POST_SNAPBACK}>
У меня предложение - давайте попробуем на нашем виртуальном педсовете сформулировать ЦЕЛИ ( а уж потом ЗАДАЧИ) современной "идеальной" школы.


Тамара Борисовна! Рад бы поддержать Ваше предложение, но.. МЫ - РАЗНЫЕ.. В том числе и по подходам к будущему. Одним привычнее строить образ идекаальной модели предполагаемой школы будущего... Другие стартуют от наличных проблем настоящего, чтобы избежать их в будущем... Третьи - предлагают начать что-то делать вместе и поодиночке и, тем самым, строить это совместное будущее... Четвертые... Один подход другого не отрицает и другого стоит.

И у каждой группы свои цели, свои задачи, цели и, стоящие за этим ценности... Как преодолеть эти возможные несостыковки, разногласия, противоречия? Может по разным веткам разойтись для проектной работы? А то ведь тут Александр Геннадьевич, как я его понял, совмем не проектирование обсуждает, а анализирует "главную ошибку современной школы". А это совсем другой жанр. Он - автор темы, ему и решать? Или, возможно, я что-то не понимаю?. Тогда извините.
Михаил Кушнир ( Пользователь )
А меня такой подход удивляет.
Я полагаю, что никаких ошибок нет - есть просто неадекватность школы обществу, которое стремительно меняется. Самое тяжелое для школы, что общество расслаивается, а школа продолжает попытки унификации, хотя некоторое расслоение происходит и в школе. Возможно, это один из важных тормозов от ухода общества в полный разнос, но до сих пор в разнос шла школа.
Самое грустное, что для всех групп, участвующих в образовательном процессе (дети, родители, учителя, учредитель), существуют противоречия между задачами, которые они видят, и реализацией, хотя, казалось бы, цель одна - хорошее образование. Однако слово "образование" и способы его "получения" всеми понимаются по разному.
Можно долго говорить о духовности и ценностях, но без грамотного управления на уровне школы эти разговоры будут похожи на "плач Ярославны". К сожалению, никто никогда не ставил задачи обучения сотрудников школы навыкам полноценного управления, необходимого в нашем коммерциализированном обществе.
Кроме того, десятилетие брошенного на произвол образования привело к кадровому голоду, хотя министр терпеливо внушает, что учителей много. Возможно, списочный состав велик, но качество не всегда удовлетворяет администрацию школы. А в сочетании с весьма условными возможностями попросить из школы недостаточно квалифицированного учителя, если он не желает прислушиваться к просьбе, способность формировать коллектив тоже оказывается ограничена.

Пока школа всем должна, а ей никто ничего не должен, ситуация будет зависеть от способности каждой конкретной школы найти "своих" родителей и поддерживать хорошие отношения с руководством.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+