Личный кабинет

Многоязычие в языковой политике общеобразовательных учреждений

Игорь Смирнов ( Пользователь )
Большинство учителей иностранных языков - не английского - обеспокоены тем, что остальные иностранные языки исчезают из школьного расписания. В языковых вузах катастрофически сокращается прием на французское или немецкое отделения. Утверждают, что эти языки не востребованы. В то время, когда в Европейском Сообществе проводится языковая политика, благоприятсвующая развитию всех европейских языков, а в Финляндии на каждого учащегося в образовательных учреждениях приходится на сегодняшний день 1,3 языка, в наших школах преобладает английский, а другие иностранные языки не востребованы: почему? Это следствие волюнтаристской политики школьного руководства, когда администрация школы не желает создавать дополнительные кадровые проблемы? Или это нежелание родителей, чтобы их дети изучали языки экономически развитых стран, с которыми у России традиционно устойчивые и обширные связи в различных областях экономики и в гуманитарной сфере? Какие пути могут предложить образовательные учреждения для совершенствования современной языковой школьной политики, соответствующей тенденциям развития современной Европы? Может быть, сможет кто- либо из учителей поделиться своим собственным опытом в мотивировании родителей, учащихся и администрации школы к изучению разных иностранных языков?Как сформировать долгосрочную перспективную языковую политику образовательного учреждения, региона, страны?
Валерий Федотов ( Пользователь )
(Смирнов Игорь Борисович @ Sep 30 2005, 10:22 PM) <{POST_SNAPBACK}>
в наших школах преобладает английский, а другие иностранные языки не востребованы: почему?

Вполне понятно, почему. Тотальное внедрение информатики и компьютерной техники резко повысило роль английского языка, столь же резко отодвинув на третий план остальные западноевропейские. В значительной степени ещё и потому, что в Западной Европе сегодня почти 100% знают английский. Немецкий и французский сегодня нужны даже меньше, чем латынь или древнегреческий. Поэтому с прагматической точки зрения сокращение их изучения в школах и вузах - правильное решение.
Однако есть и другие точки зрения. Автор этих строк разработал матричный метод изучения иностранных языков. Его отличительной особенностью от иных методик является то, что он решает не узкопрагматическую задачу, а общеобразовательную. Целью является не овладение конкретными языками, а интенсивное развитие и структурная организация мозга ребенка в раннем возрасте. Если достичь этой цели, то можно так перестроить школьную 12-летку, что объём знаний выпускника ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ средней (во всех смыслах!) школы будет соответствовать пяти нынешним дипломам о высшем образовании. Метод общедоступен в том смысле, что рассчитан на ЛЮБОГО здорового ученика и массового учителя.
Более подробное изложение - в статье, которую можно скачать с http://pedsovet.intergu.ru/ar_files/ar_176.rtf
Игорь Смирнов ( Пользователь )
Многоуважаемый Валерий Павлович!
Спасибо. что Вы ответили на мой вопрос. Меня беспокоит, главным образом то, что, во-первых, английский язык использутся в современной коммуникации как выхолощенное средство общения, за которым для большинства пользователей не стоят факты определенной англоязычной культуры, таким образом, межкультурного общения не происходит, а происходит обмен информацией, вроде как бы, например, на эсперанто, во -вторых,отказываясь от изучения других языков, мы утрачиваем способность понимать другие народы в их самобытности, сводя восприятие представителей иных культур лишь к восприятию их сквозь призму родной или усеченной англоязычной культуры. Опасная тенденция, которая вряд ли сможет привести к взаимопониманию между народами, не говоря уже о воспитании толерантности в наших учениках. Кроме того, огромный потенциал межрегиональных связей- особенно в приграничных территориях - остается в замороженном состоянии. Наверное, прагматичному подходу к изучению иностранного языка данная ситуация вряд ли отвечает, иначе в школах, Выборга,например,логично было бы все - таки изучать финский.
С уважением
И.Б.Смирнов
Игорь Смирнов ( Пользователь )
Выходом из создавшегося положения является, на наш взгляд,введение второго иностранного языка в образовательных школах, и не только в порядке рекомендации для филологических профильных классов (что действует в настоящее время), но как продуманная и целенаправленная составляющая языковой политики страны в соответствии с общеевропейскими образовательными тенденциями и стандартами.
Марина ( Пользователь )
Доброе время суток, Игорь Борисович! А вот у нас вообще анекдотичная (достаточно грустная ситуация) с иностранным языком Учителч немецкого и французского языков, не будучи востребованными в городских школах или имея в них мизерную нагрузку, вынуждены ездить на подработку в сельские школы. А в тех просто не вводится английский язык. Получается, что городским детям всем (и даже условно обучаемым, и ЗПР) нужен исключительно элитный язык, а сельские и так обойдутся.... Ситуация абсурдна еще и тем, что Калужская область активно налаживает культурные и другие связи с Германией и Францией...а язык изучает сами понимаете какой. Согласна с тем, что язык любой без культурной среды просто инструмент. Он мертв. Мы тоже много лет уже говорим о введении второго иностранного языка. Но кто нас слышит?.. wink.gif
Лариса Шилина ( Пользователь )
В больших городах нашей страны широко используется изучение двух и более языков. Однако у родителей нашей школы сложился стереотип в необходимости изучения именно анг. языка. что приводит к вымиранию на мой взгляд других яз. МОУ СОШ №13 учитель французского.язык
Игорь Смирнов ( Пользователь )
Я благодарен всем, кто принял обсуждение этой животрепещущей темы, особенно актуальной для учителей французского и немецкого языков. Страна с такими богатейшими традициями преподавания этих языков, с многовековыми связями с Францией и Германией, теряет учителей, заинтересованных и мотивированных учеников, обедняет свой образовательный потенциал, что ведет к примитивному языковому образованию, не соответствующему не только статусу гимназии, но и современной европейской общеобразовательной школы. Может этот примитив отражает реальное воззрение школьных руководителей на образовательный процесс? Типа: да зачем это все? Минимум дадим и ладно.

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+