Личный кабинет

Школа будущего: какие стандарты нам нужны?

Содержание образования по литературе
Андрей Тихов ( Пользователь )
Коллеги, приглашаю Вас к обсуждению стандартов (содержания) образования по литературе. Основной вопрос по каждой позиции: "Зачем это мне и моим ученикам нужно?". Чтобы не быть голословным прикрепляю стандарты... smile.gif

Открывать презентацию так: сохранить в своём ПК, а затем переименовать - сменить расширение на ppt или pps, кому как удобно.
Прошу прощения за неудобства. Просто иначе у меня файл не загружался... smile.gif
Семенов Вадим ( Пользователь )
Рискну высказать свое дилетантсткое мнение. Мне кажется, что сама философия программы по литературе неправильная. Похоже, цель видится не в том, чтобы у школьников были свои мысли по поводу прочитанных произведений, и они умели излагать их на бумаге, а в том, чтобы поставить галочку против каждой известной фамилии, мол, и этого тоже "проходили". Поясню, почему я так считаю.

1. Авторы изучаются в хронологическом порядке, словно более ранние писали на темы, близкие и понятные малышам, а более поздние -- старшекласникам. Очевидно, что это не так.

2. Часто можно увидеть нечто в духе "Г.Р. Державин. Два произведения по выбору". (Державин взят исключительно для примера, таких мест много.) Но если совершенно все равно, какие произведения, какой смысл в указании, что автором должен быть непременно Державин? Очевидно, чтобы поставить галочку против данной фамилии.

Мне представляется, что произведения дожны выбираться не по авторству, а по близости поднятой проблематики для школьников соответствующего возраста. Вероятно, некоторые из великих в результате в программу не попадут, а попадут, может быть, не столь великие, а просто хорошие. Зато, уверен, пользы будет больше. А вот в профильных гуманитарных старших классах, наверное, можно и систематическим изучением литературы заняться, от «Слова о полку Игореве» до современников.
Андрей Тихов ( Пользователь )
(Семенов В.Д. @ 17.08.2006, 20:48) <{POST_SNAPBACK}>
Рискну высказать свое дилетантсткое мнение. Мне кажется, что сама философия программы по литературе неправильная. Похоже, цель видится не в том, чтобы у школьников были свои мысли по поводу прочитанных произведений, и они умели излагать их на бумаге, а в том, чтобы поставить галочку против каждой известной фамилии, мол, и этого тоже "проходили". Поясню, почему я так считаю.


Вадим Дмитриевич! Простите, что не сразу отвечаю... Просто специально сутки выдерживал Ваш вопрос без ответа, надеялся, что ещё будут подобные... Но скажу сразу - с философией программы вы чуть-чуть заблуждаетесь. Хотя Вас и можно понять... Всё дело не в том, что "мы это тоже проходили". Всё дело в формулировках тем для прохождения материала... Но постараюсь объяснить на Ваших примерах то, к чему я призываю коллег и неравнодушных людей для разговора на этой ветке форума.
(Семенов В.Д. @ 17.08.2006, 20:48) <{POST_SNAPBACK}>
1. Авторы изучаются в хронологическом порядке, словно более ранние писали на темы, близкие и понятные малышам, а более поздние -- старшекласникам. Очевидно, что это не так.


Вы правы - это не так. И если раньше действительно в преподавании литературы была линейная схема, то теперь есть и концентрическая. Однако список произведений всё-таки учитывает возрастную специфику. Просто в стандартах так удобно - хронология системна.

(Семенов В.Д. @ 17.08.2006, 20:48) <{POST_SNAPBACK}>
2. Часто можно увидеть нечто в духе "Г.Р. Державин. Два произведения по выбору". (Державин взят исключительно для примера, таких мест много.) Но если совершенно все равно, какие произведения, какой смысл в указании, что автором должен быть непременно Державин? Очевидно, чтобы поставить галочку против данной фамилии.


Державин, кстати, поэт, который оказал ДЕЙСТВИТЕЛЬНО революционное влияние на русскую поэзию. Его заслуга (которую часто приписывают Пушкину) в том, что он сблизил народную речь с поэтическим слогом. Без него трудов и произведений не было бы ни Жуковского, ни, тем более, Пушкина. А произведения Державина, которые изучаются в 7 классе ("Властителям и судиям") идут в сравнении со стихотворениями Ломоносова, в контексте различия лирического стихотворения и оды. Единственное, что смущает - это, тут Вы правы, выбор стихотворения. Однако у учителя есть возможность выбора. А здесь - сложность, поскольку не всегда учитель ХОЧЕТ это делать...
(Семенов В.Д. @ 17.08.2006, 20:48) <{POST_SNAPBACK}>
Мне представляется, что произведения дожны выбираться не по авторству, а по близости поднятой проблематики для школьников соответствующего возраста. Вероятно, некоторые из великих в результате в программу не попадут, а попадут, может быть, не столь великие, а просто хорошие. Зато, уверен, пользы будет больше. А вот в профильных гуманитарных старших классах, наверное, можно и систематическим изучением литературы заняться, от «Слова о полку Игореве» до современников.


Возможность убить сразу двух зайцев: "авторство" и "близость поднятой проблематики для школьников соответствующего возраста" - в этом тоже заложен смысл затеянного разговора. Во многом с Вами согласен. Порой даже в Гомере для детей меньше смысла, чем в Эсхиле, но с Гомера-то всё и начиналось... Греческая и римская мифология - купель культуры мировой. Как объяснять мотивы или сходные сюжеты детям, если они не знают певоначала. А аллюзии, которые то и дело возникают по ходу прочтения той или иной книги? Вот в чём проблема...
Тем не менее, я благодарен Вам за столь интересный вопрос, который, надеюсь, ещё поддержат... smile.gif
Андрей Тихов ( Пользователь )
Коллеги, созданную интерактивную презентацию "Стандарты образования" со ссылками на сайты, посвящённые тому или иному элементу содержания можно посмотреть здесь - http://ipkps.bsu.edu.ru/source/metod_sluzv...12,1,Содержание образования (литература)
Юрий Богомолов ( Пользователь )
(Семенов В.Д. @ 17.08.2006, 20:48) <{POST_SNAPBACK}>
1. Авторы изучаются в хронологическом порядке, словно более ранние писали на темы, близкие и понятные малышам, а более поздние -- старшекласникам. Очевидно, что это не так.


Может быть, изучение в хронологическом порядке подразумевает некую преемственность в развитии литературы?
Семенов Вадим ( Пользователь )
(Богомолов Юрий Викторович @ 22.08.2006, 13:03) <{POST_SNAPBACK}>
Может быть, изучение в хронологическом порядке подразумевает некую преемственность в развитии литературы?
В этом никто не сомневается. Вопрос в том, насколько будут близки и понятны школьникам произведения, подобранные таким образом. Будут ли у них какие-то свои мысли возникать по поводу прочитанного, или они будут тупо учебник пересказывать?
Семенов Вадим ( Пользователь )
(Филолух @ 19.08.2006, 13:12) <{POST_SNAPBACK}>
[color=#3366FF]Державин, кстати, поэт, который оказал ДЕЙСТВИТЕЛЬНО революционное влияние на русскую поэзию. Его заслуга (которую часто приписывают Пушкину) в том, что он сблизил народную речь с поэтическим слогом.
Я ничуть не пытаюсь принизить влияние Державина (который вообще был взят исключительно для примера, для иллюстрации тезиса) на русскую поэзию. Если бы речь шла про профильные старшие классы, в которых учатся будущие филологи, я бы ни чуть не сомневался, что именно так и надо преподавать литературу. Систематически, последовательно, чтоб было понятно, что откуда в литературе взялось. Но речь-то идет о программе основного среднего и для более юных детей. Мне кажется, что в данном случае гораздо важнее, чтобы они не зевали от тоски, а сочувствовали и сопереживали, имели свое мнение и могли бы изложить его на бумаге. А систематическое изучение литературы уже во вторую очередь, главным образом для тех, кто выберет соответствующий профиль.
Андрей Тихов ( Пользователь )
(Богомолов Юрий Викторович @ 22.08.2006, 11:03) <{POST_SNAPBACK}>
Может быть, изучение в хронологическом порядке подразумевает некую преемственность в развитии литературы?


Преемственность в развитии литературы, несомненно, есть. Однако, не только этим продиктованы стандарты...

(Семенов В.Д. @ 22.08.2006, 11:28) <{POST_SNAPBACK}>
В этом никто не сомневается. Вопрос в том, насколько будут близки и понятны школьникам произведения, подобранные таким образом. Будут ли у них какие-то свои мысли возникать по поводу прочитанного, или они будут тупо учебник пересказывать?


Вадим Дмитриевич! Ученики, я говорю о своих учениках, НИКОГДА ТУПО не пересказывали учебник. Мы, вообще пытались работать с текстами и только. А справочная информация, которая даётся в учебнике - необходима для вхождения в "контекст писателя и его творчества".
С другой стороны. В каких же классах изучать сказки, мифы, как не в 5-6-х? Развитие литературы, на мой взгляд, похоже на развитие ребёнка...

(Семенов В.Д. @ 22.08.2006, 11:39) <{POST_SNAPBACK}>
Но речь-то идет о программе основного среднего и для более юных детей. Мне кажется, что в данном случае гораздо важнее, чтобы они не зевали от тоски, а сочувствовали и сопереживали, имели свое мнение и могли бы изложить его на бумаге. А систематическое изучение литературы уже во вторую очередь, главным образом для тех, кто выберет соответствующий профиль.


Наверное, я всё-таки не совсем снабдил Вас всеми инструментами для ведения разговора. Сейчас найду таблицу, в которой есть информация, какие авторы изучаются в том или ином классе. Так будет лучше. Простите ещё раз... smile.gif
Юрий Богомолов ( Пользователь )
(Филолух @ 23.08.2006, 12:00) <{POST_SNAPBACK}>
Преемственность в развитии литературы, несомненно, есть. Однако, не только этим продиктованы стандарты...


Понимаю, что не только этим. Я просто предположил ("со стороны дилетанта") одну из возможных причин.

(Филолух @ 23.08.2006, 12:00) <{POST_SNAPBACK}>
В каких же классах изучать сказки, мифы, как не в 5-6-х? Развитие литературы, на мой взгляд, похоже на развитие ребёнка...


Если так посмотреть, то изучение математики в школе (и не только в ней) каком-то смысле тоже "хронологично".
Андрей Тихов ( Пользователь )
(Богомолов Юрий Викторович @ 23.08.2006, 12:21) <{POST_SNAPBACK}>
Если так посмотреть, то изучение математики в школе (и не только в ней) каком-то смысле тоже "хронологично".


Хронология не совсем плохой приём. Однако, коллеги, можно же предложить и другую форму формирования стандартов. Например, тематическую? Как вам такая мысль.

В приложении список изучаемых авторов по классам... smile.gif

footer logo © Образ–Центр, 2018. 12+