Личный кабинет

ЕГЭ по русскому языку: методика подготовки

тренинги, помощь в подготовке, опыт работы, репетиторство
Татьяна Сафронова ( Пользователь )
(Филолух @ 15.09.2006, 23:30) <{POST_SNAPBACK}>
Так учебники 10-11 классов предназначены для систематизации материала за весь курс "русского языка" в школе. Любой учебник это позволяет. Но помогать в подготовке к ЕГЭ - скорее прерогатива учителя. Хорошо, если учебник содержит упражнения, которые помогут учителю. И облегчит работу по поиску заданий сходных с заданиями ЕГЭ.
"Ваш" учебник это позволяет сделать?

Н.Г. Гольцова, как нам сказал на семинаре представитель "Русского слова", издавшего этот учебник, является одним из составителей КИМов к ЕГЭ по русскому языку. Так что, я бы сказала, он направлен на подготовку к ЕГЭ. Плюс к этому учебник не только систематизирует знания, но и (!!!) дополняет их.
Светлана Андреева ( Пользователь )
(Филолух @ 15.09.2006, 14:43) <{POST_SNAPBACK}>
1) Пять братьев - Пяти братьев - Пятью братьями - тип связи согласование. Её брат - Её брата - Её братьями - примыкание. В первом случае слова согласуются, во втором - одно слово не изменяется.


Давайте рассмотрим подробнее тогда. Пять (Им.п) братьев (Р.п.). Где согласование? Дальше понятно, поэтому я и спрашивала именно об Им.п. и о В.п.

(Филолух @ 15.09.2006, 15:01) <{POST_SNAPBACK}>
Пример:

БЕСПОДОБНЫЙ - закрываем пальчиком морфему БЕС- (в данном случае приставку - видим ПОДОБНЫЙ). Если есть такое слово, то оно может быть словообразующим. А способ - приставочный. Если нет, то закрываем другую морфему - суффикс. Появится слово, которое может существовать без данной морфемы, значит способ суффиксальный. smile.gif
Это в начальной школе так работают. tongue.gif У себя попробовал - нормально получается.


Подводит этот пальчик частенько ))) К примеру, РАЗМЫШЛЕНИЕ. Закрываем пальчиком приставку, вроде есть слово мышление. А способ то суффиксальный, так как это абстрактное существительное с суффиксом -ени, а они образуются от глаголов.
Или, наприме, пришкольный. Опять не работает, это приставочно-суффиксальный способ, так что поосторожнее надо с пальчиком ))))

(ЕлИл @ 15.09.2006, 15:42) <{POST_SNAPBACK}>
У меня альгоритм элементарен: во всех случаях, где НЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ, пиши тире. Беспроигрышный вариант.


Что-то не очень понятно, а как этот алгоритм здесь, например, работает: "Он даже испугался: было темно и тесно." "Я тебе определенно скажу: у тебя есть талант."

И еще, в ЕГЭ задание на БСП звучит так:
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
И вот душа опять воспрянула: со мной моя звезда.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

Поэтому, наверное, этот алгоритм здесь не очень подходит, к сожалению.
Андрей Тихов ( Пользователь )
Подводит этот пальчик частенько ))) К примеру, РАЗМЫШЛЕНИЕ. Закрываем пальчиком приставку, вроде есть слово мышление. А способ то суффиксальный, так как это абстрактное существительное с суффиксом -ени, а они образуются от глаголов.
Или, наприме, пришкольный. Опять не работает, это приставочно-суффиксальный способ, так что поосторожнее надо с пальчиком ))))


Подводит, Вы правы, если не знать частеречной принадлежности слова. А первым шагом в алгоритме должен быть такой - Определи, к какой части речи относится слово . В задании это легко сделать, поскольку есть ссылка на предложение. smile.gif

И еще, в ЕГЭ задание на БСП звучит так:
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
И вот душа опять воспрянула: со мной моя звезда.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

Поэтому, наверное, этот алгоритм здесь не очень подходит, к сожалению.


А задесь не проще ли заменить знак " : " на союзы? Проще же выходит. "И вот душа опят воспрянула (почему?): (да потому что) со мной моя звезда". tongue.gif .
Светлана Андреева ( Пользователь )
(Филолух @ 16.09.2006, 13:44) <{POST_SNAPBACK}>
Подводит этот пальчик частенько ))) К примеру, РАЗМЫШЛЕНИЕ. Закрываем пальчиком приставку, вроде есть слово мышление. А способ то суффиксальный, так как это абстрактное существительное с суффиксом -ени, а они образуются от глаголов.
Или, наприме, пришкольный. Опять не работает, это приставочно-суффиксальный способ, так что поосторожнее надо с пальчиком ))))

Подводит, Вы правы, если не знать частеречной принадлежности слова. А первым шагом в алгоритме должен быть такой - Определи, к какой части речи относится слово . В задании это легко сделать, поскольку есть ссылка на предложение. smile.gif


И что это меняет? Можно на конкретных примерах? От части речи зависит, что закрывать "пальчиком", а что нет?

И еще, в ЕГЭ задание на БСП звучит так:
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
И вот душа опять воспрянула: со мной моя звезда.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

Поэтому, наверное, этот алгоритм здесь не очень подходит, к сожалению.


А задесь не проще ли заменить знак " : " на союзы? Проще же выходит. "И вот душа опят воспрянула (почему?): (да потому что) со мной моя звезда". tongue.gif .


Конечно, проще, я об этом и говорю. Я просто пыталась показать, что алгоритм о перечислении в ЕГЭ не совсем работает. Так как ребятам нужно не знак поставить, а объяснение дать.
Eлена Бегенева ( Пользователь )
(msv @ 16.09.2006, 10:39) <{POST_SNAPBACK}>
Что-то не очень понятно, а как этот алгоритм здесь, например, работает: "Он даже испугался: было темно и тесно." "Я тебе определенно скажу: у тебя есть талант."


Мы видим, что в первом П-нии вторая его часть указывает на причину того, о чем говорится в первой. Во втором П-нии вторая часть дополняет первую, устраняя ее неполноту. В обоих предложениях реализована интонация пояснения. Вывод сделаем чуть позже. Смотрим дальше.

И еще, в ЕГЭ задание на БСП звучит так:
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
И вот душа опять воспрянула: со мной моя звезда.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части


Объясняем предложенное экзаменатором П-ние по 4 варианту: потому что со мной звезда, душа воспрянула. Значит, опять-таки имеем дело с интонацией пояснения, при которой, действительно, возможно двоеточие. НО НЕ ТОЛЬКО ОНО. Цитирую из справочника:

"...Вариация (двоеточие или тире) допускается во всех случаях постановки двоеточия, где вместо него МОЖЕТ БЫТЬ ИСПОЛЬЗОВАНО ТИРЕ. Такое "соперничество" тире с двоеточием характерно и для художественных, и для публицистических текстов. Ср., с одной стороны: Слышу-жаворонок опять поет (И.Шмелев); На этой земле никто не захотел селиться- она оказалась очень скудной (К.Паустовский), и вполне возможные предложения с двоеточием: Слышу: жворонок опять поет; На этой земле никто не захотел селиться: она оказалась очень скудной, с другой.



Поэтому, наверное, этот алгоритм здесь не очень подходит, к сожалению.


Вывод: там, где возможно двоеточие в бессоюзном слож. предложении, возможно и тире. Но тире в бессоюзном предложении не всегда заменяется двоеточием.

К счастью, здесь все стопроцентно работает smile.gif . Если устроители ЕГЭ принимают в этом случае постановку тире за ошибку, оставим это на их совести. Но мы, ведь, учим детей живому языку, а не "сдаче ЕГЭ" sad.gif .



(msv @ 16.09.2006, 13:54) <{POST_SNAPBACK}>
И что это меняет? Можно на конкретных примерах? От части речи зависит, что закрывать "пальчиком", а что нет?



Конечно, проще, я об этом и говорю. Я просто пыталась показать, что алгоритм о перечислении в ЕГЭ не совсем работает. Так как ребятам нужно не знак поставить, а объяснение дать.


А разве мы учим детей "объяснениям"? Я, наивная, думала практической грамотности и чувству языка. А там, где двоеточие уже стоит...., не стоит и копья ломать. В Татьяниной схеме все прекрасно показано.
Светлана Андреева ( Пользователь )
(ЕлИл @ 16.09.2006, 15:36) <{POST_SNAPBACK}>
Мы видим, что в первом П-нии вторая его часть указывает на причину того, о чем говорится в первой. Во втором П-нии вторая часть дополняет первую, устраняя ее неполноту. В обоих предложениях реализована интонация пояснения. Вывод сделаем чуть позже. Смотрим дальше.
Объясняем предложенное экзаменатором П-ние по 4 варианту: потому что со мной звезда, душа воспрянула. Значит, опять-таки имеем дело с интонацией пояснения, при которой, действительно, возможно двоеточие. НО НЕ ТОЛЬКО ОНО.


Это все понятно, просто ранее Вы говорили:
У меня альгоритм элементарен: во всех случаях, где НЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЕ, пиши тире. Беспроигрышный вариант.

Именно поэтому и возник вопрос: где в этих предложениях перечисление?

(ЕлИл @ 16.09.2006, 15:40) <{POST_SNAPBACK}>
А разве мы учим детей "объяснениям"? Я, наивная, думала практической грамотности и чувству языка. А там, где двоеточие уже стоит...., не стоит и копья ломать. В Татьяниной схеме все прекрасно показано.


Но задание есть, и ребятам его нужно выполнить так или иначе. Им не нужно ставить это двоеточие (оно уже действительно стоит), им нужно именно объяснить, почему оно там стоит. А схема действительно хорошая, ничего против не имею...
Андрей Тихов ( Пользователь )
[quote name='ЕлИл' date='16.09.2006, 15:40' post='27402']

А разве мы учим детей "объяснениям"? Я, наивная, думала практической грамотности и чувству языка. А там, где двоеточие уже стоит...., не стоит и копья ломать. [\quote]

Объяснение самому себе, почему необходимо так делать, а не иначе - путь к пониманию. Одним "чувством" языка здесь не отделаешься. Хорошо, когда ученик "чувствует" речь, но не всем это дано...
Eлена Бегенева ( Пользователь )
(msv @ 16.09.2006, 15:45) <{POST_SNAPBACK}>
Это все понятно, просто ранее Вы говорили:
Именно поэтому и возник вопрос: где в этих предложениях перечисление?



Но задание есть, и ребятам его нужно выполнить так или иначе. Им не нужно ставить это двоеточие (оно уже действительно стоит), им нужно именно объяснить, почему оно там стоит. А схема действительно хорошая, ничего против не имею...


Мы говорим о разных алгоритмах-алгоритме практического письма и алгоритме сдачи ЕГЭ (первое я считаю основополагающим, по поводу второго убиваться бы вообще не стала бы, сегодня этот экзамен есть, завтра нет). Но, o'key, пока он есть (абсолютно убежена в этом ПОКА), смотрим, как сбросить его с плеч: есть схема (к примеру, Татьянина) работаем по схеме, у меня блоков меньше, я оперирую 4-мя типами бессоюзных сложных предложений, но не в этом суть. Только в одном из них возможно двоеточие. Ребенок называет этот тип. В чем есть проблема?

Теперь о том, что для меня главное. Все схемы и затея с ЕГЭ все-таки направлены не на то, чтобы давать объяснения, а чтобы проверить, как при письме человек расставит знаки. Возможны два варианта такой проверки-наблюдать за ним во время письма, идея нереалистична, или услышать его объяснение, такой знак потому -то.

Схема нам нужна не ради схемы и теоретизирования (для теоретизирования ее надо существенно дополнить, и я писала как), а как рабочий инструмент, в этом случае ее можно очень существенно редуцировать. Отсюда мой рецепт с тире.
Eлена Бегенева ( Пользователь )
(Филолух @ 16.09.2006, 13:44) <{POST_SNAPBACK}>
И еще, в ЕГЭ задание на БСП звучит так:
Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?
И вот душа опять воспрянула: со мной моя звезда.
1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.
2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части.
3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание того, о чем говорится в первой части.
4) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.
Поэтому, наверное, этот алгоритм здесь не очень подходит, к сожалению.

А задесь не проще ли заменить знак " : " на союзы? Проще же выходит. "И вот душа опят воспрянула (почему?): (да потому что) со мной моя звезда". tongue.gif .


А если Вы будете заменять бессоюзные предложения на союзные и только в этом видеть панацею, я предложу Вам сделать такую замену вот с такими предложениями:

Я выглянул в окно-и сердце во мне захолонуло от радости (И. Бунин).
Небо стало ниже, и все притихло (И.Шмелев).
Я встретил вас -и все былое В отжившем сердце ожило (Ф.Тютчев).

Ну что ж, начнем трансформировать?
1.1. Я выглянул в окно, сердце во мне захолонуло от радости.
1.2. Когда я выглянул в окно, сердце во мне захолонуло от радости.
1.3. Я выглянул в окно-сердце во мне захолонуло от радости.


2.1. Небо стало ниже, все притихло.
2.2. Небо стало ниже- все притихло.
2.3. Когда небо стало ниже, все притихло.

Продолжите тютчевское сами?
Объяснение самому себе, почему необходимо так делать, а не иначе - путь к пониманию. Одним "чувством" языка здесь не отделаешься. Хорошо, когда ученик "чувствует" речь, но не всем это дано...

Если к пониманию можно прийти значительно более простым путем, зажем же усложнять себе и детям жизнь?
Светлана Андреева ( Пользователь )
(ЕлИл @ 16.09.2006, 16:18) <{POST_SNAPBACK}>
А если Вы будете заменять бессоюзные предложения на союзные и только в этом видеть панацею, я предложу Вам сделать такую замену вот с тикими предложениями:

Я выглянул в окно-и сердце во мне захолонуло от радости (И. Бунин).
Небо стало ниже, и все притихло (И.Шмелев).
Я встретил вас -и все былое В отжившем сердце ожило (Ф.Тютчев).


А они БСП или ССП? А союз и?

footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+