Личный кабинет

ЕГЭ по русскому языку: методика подготовки

тренинги, помощь в подготовке, опыт работы, репетиторство
Светлана Андреева ( Пользователь )
В7 Среди предложений 1-8 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью союза, указательного местоимения и лексического повтора. Напишите номер этого предложения.


В7 Совсем просто - найдите в предложении интересующие задание части речи... Как правило - это предложение и будет ответом.


(ЕлИл @ 06.03.2007, 16:35) <{POST_SNAPBACK}>
Можно сделать много проще-найти слово после запятой, чтобы оно отвечало на эти вопросы, а потом проверить следующую за ним конструкцию на наличие грам. основы (слово должно входить в грам. основу или распространять ее). Всего-то "делов" smile.gif .


Лена, не очень поняла, что именно вы здесь имеете в виду... Каким образом так можно найти предложение, которое связано с предыдущим....
Eлена Бегенева ( Пользователь )
(msv @ 07.03.2007, 09:13) <{POST_SNAPBACK}>
Лена, не очень поняла, что именно вы здесь имеете в виду... Каким образом так можно найти предложение, которое связано с предыдущим....


Это я про поиск сложного с придат. определит., про В6 .
Андрей Тихов ( Пользователь )
(ЕлИл @ 06.03.2007, 16:35) <{POST_SNAPBACK}>
[/color][/color]

Много мороки, ведь им не надо расставлять запятые, все уже проставлено. Значит, плясать надо от запятой.


Можно сделать много проще-найти слово после запятой, чтобы оно отвечало на эти вопросы, а потом проверить следующую за ним конструкцию на наличие грам. основы (слово должно входить в грам. основу или распространять ее). Всего-то "делов" smile.gif .


Тоже выход. И какой неожиданный... Надо занести в копилку находок - спасибо! Для "троешника" - это очень понятный ход.
Итак, ответы уже практически найдены:
В6 - 6 предложение. Придаточное определелительное - "который мы привыкли называть словом "общество".
В7 - тоже 6-е предложение: "(5)Каждого из нас окружают люди. (6)Но эти люди никогда не бывают хаотичной массой..." Красным цветом выделены требуемые части речи.
Андрей Тихов ( Пользователь )
И последнее задание перед сочинением:
B8 «Известный писатель В. Тендряков, размышляя о том, как сложно устроено человеческое сознание, человеческое общество, использует такой приём, как______(предложение 14), употребляет в речи______(«роскошь» - «нищета»).______(в предложениях 2 и 10),___ («не попрёшь» в предложении 15) подчёркивают эмоциональность, неравнодушие В. Тендрякова к поставленной проблеме.»
Список терминов:
1) противопоставление
2) антонимы
3) фразеологизмы
4) ряды однородных членов
5) метафоры
6) сравнение
7) просторечное слово
8) поговорки
9) парцелляция
10) риторические восклицания

Оно теперь выглядит так. Несколько позже выложу вариант этого задания.
Прилагаю и текст - он необходим при выполнении этого задания :
(1)Во дворе нашего дома идёт строительство. (2)В окно кухни можно наблюдать, как время от времени выстраивается цепочка и слева направо, слева направо - ручеёк кирпичей, впадающий в ровный, растущий на глазах штабелёк. (.3)11 как только выстраивались, как только начиналось - слева направо, слева направо, все они, разноликие, становились похожи друг на друга. (4)Попал в цепочку -- сам себе уже не хозяин.
(5)Каждого из нас окружают люди. (6)Но эти люди никогда не бывают хаотичной массой, всегда определённым образом выстроены в некий действующий механизм - маленький, временный, как цепочка, перебрасывающая кирпичи, или же необъятно великий, непостижимо сложный, который мы привыкли называть словом ".общество».
(7)Люди не способны жить неупорядоченно. (8)Никто не посмеет сказать про себя: я независим, сам себе полный хозяин, что хочу, то и ворочу. (9)... имели право на это царствующие особы, они являлись наиболее важной частью сложившихся механизмов, а потому своё личное «хочу» должны были обуздывать больше других.
(10)В юности я стал мельчайшей молекулой грандиознейшей гиперобщественной системы - Второй мировой войны. (11)По своей природе я не был убийцей, ни по природе, ни по воспитанию, пушкинское «милость к падшим призывал» всегда отзывалось во мне. (12)Но вопреки себе я вынужден был убивать и делал это без каких-либо угрызений совести. (13)Даже гуманнейший из людей - Пушкин, окажись он на моём месте, поступал бы так же.
(14)Если стихийные людские системы способны заставить гуманнейшего убивать, сострадательного совершать жестокости, честного кривить душой, то должно быть принципиально возможно и обратное — некие общественные механизмы, принуждающие жестокосердного проявлять сострадание, эгоиста - творить великодушные поступки. (15)Слева направо, слева направо - против настроенного движения не попрёшь. (16)Вся суть в том, куда направить движение механизма.
(17)Из века в вех эпизодически предлагались проекты идеальных общественных устройств, при которых должны отсутствовать насилие и вельможное тунеядство, необузданная роскошь и унизительная нищета. (18)Платон, Ян Гус, Томас Мор, Кампанелла - сколько таких благородных проектировщиков прошло по земле... (19)Скорей всего, и у апостола Павла существовал СБОЙ проект, основанный на принципе «если кто не хочет грудиться, тот и не ешь».
(20)И ни один не принят жизнью. (21) Отвергнуты все.
(22)Почему?..
Андрей Тихов ( Пользователь )
Судя по всему, есть два варианта сложившейся ситуации - нет ответов на это задание:
1) затруднения
2) некогда
Исходя из своего положения на работе, смею утверждать, что просто руки не доходят. Тогда попытаюсь ответить сам. С чего начнём? С начала...
Во всех предлагаемых отрывках из рецензии все средства выразительности можно условно разделить на две группы: лексические и синтаксические. В предложенных 10-ти терминах мы их можем наблюдать.
Лексические - противоставление (антитеза), антонимы, фразеологизмы, метафоры, сравнение, просторечное слово, поговорки.
Синтаксические - ряды однородных членов, парцеляция, риторические восклицания.
Суть работы с заданием В8 в том, чтобы сопоставить эти средства выразительности с тем, что написано в отрывке из рецензии. На мой взгляд, это гораздо проще сделать, нежели выполнять задание образца 2002-2004 годов. О них мы поговорим чуть позже.
Итак. smile.gif
Обращаем внимание на предложение 14 (Если стихийные людские системы способны заставить гуманнейшего убивать, сострадательного совершать жестокости, честного кривить душой, то должно быть принципиально возможно и обратное — некие общественные механизмы, принуждающие жестокосердного проявлять сострадание, эгоиста - творить великодушные поступки.) Налицо приём противопоставления, поскольку среди приёмов здесь предложены только два (+ парцеляция, но она - синтаксическое средство). Чтобы доказать это можно объяснить значение пар слов: сострадательный - жестокость, например. Эти пары не могут быть антонимами, поскольку не являются членами одной части речи.
Второе - («роскошь» - «нищета»). Здесь смело ставим цифру 2 - перед нами те самые антонимы.
Третье - в предложениях 2 и 10 (В окно кухни можно наблюдать, как время от времени выстраивается цепочка и слева направо, слева направо - ручеёк кирпичей, впадающий в ровный, растущий на глазах штабелёк. и В юности я стал мельчайшей молекулой грандиознейшей гиперобщественной системы - Второй мировой войны). Где можно наблюдать метафоры (скрытые сравнения): "ручеёк кирпичей" и "мельчайшей молекулой грандиознейшей гиперобщественной системы".
И четвёртое - слово "не попрёшь" - явное просторечие.
В ответе у нас должно появиться такое сочетание цифр - 1, 2, 5, 7.

Ещё пример?
Андрей Тихов ( Пользователь )
Это задание несколько иначе построено: вариант 2004 года. Есть свои плюсы и минусы. Но минусы носят общий характер.
Вот текст:
(1)Когда задумываешься над понятием «всесторонне развитая личность», в сознании возникают не идеи, не исполненные совершенства фигуры, а просто живые люди. (2)Из тех, что встречались в жизни. (3)Я ими восхищался. (4)Некоторыми восхищаюсь до сих пор. (5)Тщетно пытался на них походить, но неизменно чего-то недоставало. - Чего? (б)Может быть, особого дара? (7)Каких-то неуловимых, а может быть, самых главных человеческих качеств?
(8)В детстве меня поразил один мальчик. (9)Лёва Федотов был как раз такой удивительно «всесторонне развитой личностью». (Ю)Он был так не похож на всех. (11)С мальчишеских лет он бурно и страстно развил свою личность во все стороны, он поспешно поглощал все науки, все искусства, все книги, всю музыку, весь мир, точно боялся опоздать куда-то. (12)В двенадцатилетнем возрасте он жил с ощущением, будто времени у него очень мало, а успеть надо невероятно много.
(13)Времени было мало. (14)Но ведь он не знал об этом. (15)Он увлекался многими науками, а особенно минералогией, палеонтологией, океанографией, прекрасно рисовал, был влюблен в симфоническую музыку, писал романы в толстых общих тетрадях в коленкоровых переплетах. (16)Кроме того, он закалялся физически — зимой ходил без пальто, владел приемами джиу-джитсу и, несмотря на врожденные недостатки - близорукость, некоторую глухоту и плоскостопие, - готовил себя к далеким путешествиям и географическим открытиям. (17)Так вот, Лёва был первой всесторонне развитой личностью, с кем я встречался в жизни. (18)Его убили на войне в 1942 году.
(19)Трудно сказать, кем бы стал этот редкостно одаренный человек. (20)Вся глубинная Левина страсть, все его увлечения, поиски, жадность к жизни, наслаждение плодами человеческого ума исходили из внутренней потребности самопознания и самостановления. (21)По сути дела, этот мальчик всему научился сам. (22)Из чего делаю вывод: всесторонне развитая личность - итог самостоятельности мышления и чувства ответственности перед жизнью.
(Ю. Трифонов)

А вот задание
В8 Напишите номера тех средств выразительности, которые использованы в предложениях 1 - 12. (Цифры пишите в порядке возрастания.)
1) антитеза
2) ряд однородных членов
3) риторические вопросы
4) синтаксический параллелизм
5) развёрнутая метафора

Кто на новенькое?
Андрей Тихов ( Пользователь )
Да совсем не забыл, но... Может лучше вывесить здесь определения средств выразительности? Чтобы можно было легче ориентироваться в текстах... Или не надо?
Андрей Тихов ( Пользователь )
(Филолух @ 21.03.2007, 11:04) <{POST_SNAPBACK}>
Да совсем не забыл, но... Может лучше вывесить здесь определения средств выразительности? Чтобы можно было легче ориентироваться в текстах... Или не надо?


Ну раз никто не просит - значит все знают. А долго молчать я не буду - не партизан я, когда речь идёт о школьниках.
Приступим к анализу подобного задания, если оно вдруг появится (что маловероятно) в КИМах.
Естественно, первым делом необходимо внимательно прочитать предложенный отрывок текста, попутно выделяя знакомые выразительные средства.

(1)Когда задумываешься над понятием «всесторонне развитая личность», в сознании возникают не идеи, не исполненные совершенства фигуры, а просто живые люди (в этом предложении мы встречаем ряд однородных членов ). И сразу же отмечаем цифру 2 (2)Из тех, что встречались в жизни. (3)Я ими восхищался. (4)Некоторыми восхищаюсь до сих пор. (5)Тщетно пытался на них походить, но неизменно чего-то недоставало. - Чего? (б)Может быть, особого дара? (7)Каких-то неуловимых, а может быть, самых главных человеческих качеств?(предложения 5-7 - риторические вопросы. Отмечаем 3)
(8)В детстве меня поразил один мальчик. (9)Лёва Федотов был как раз такой удивительно «всесторонне развитой личностью». (Ю)Он был так не похож на всех. (11)С мальчишеских лет он бурно и страстно развил свою личность во все стороны, он поспешно поглощал все науки, все искусства, все книги, всю музыку, весь мир, точно боялся опоздать куда-то. (12)В двенадцатилетнем возрасте он жил с ощущением, будто времени у него очень мало, а успеть надо невероятно много. (предложения 11-12 - развёрнутая метафора. Цифра 5).
Всё просто... Всё просто?
Андрей Тихов ( Пользователь )
Раз никто не настаивает на продолжении разговора по самому сложному заданию В, смею предположить, что всем всё понятно, или около того.
Смело переходим к части С?
Я уже перешёл.
Вопрос первый: с чего начать. Из личного опыта работы с детьми именно над этой частью вынес следующее: школьники не могут сразу начать текст. Этакая "боязнь белого листа". Поэтому я предлагаю такое начало: приём, о котором я уже говорил, "Гуси летят". Естественно, мы начинаем над ним работать только после того, как определимся с тем, что представляют собой критерии для оценки части С. Разбираем и комментируем их, чтобы понять при написании сочинения, чего мы сделали, а что пропустили. Критериальный аппарат очень важен для ребёнка, который хочет оценку выше.
Итак, "Гуси летят". angel.gif
Задание: распространите это предложение, используя знакомые Вам средства выразительности (лексические и синтаксические, а можно и те, и другие): "Стоит стул...". Можно изменять форму слов.
Светлана Павлова ( Пользователь )
[quote name='Филолух' date='27.03.2007, 16:48' post='42421']
Вчера случайно забрела к Вам, с удовольствием прочитала все 34 страницы. Хочется поблагодарить Вас всех и лично Светлану Викторовну Андрееву, Андрея Николаевича Тихова, Елену Ильиничну Бегеневу. bravo.gif
Спасибо! Ваш материал бесценен!

(Цитата)Вопрос первый: с чего начать. Из личного опыта работы с детьми именно над этой частью вынес следующее: школьники не могут сразу начать текст. Этакая "боязнь белого листа".


У меня свой способ борьбы с "боязнью белого листа". Мы с детьми делим лист на 4 части(Проблема. Позиция автора. Выражение согласия/несогласия. Аргументы), каждую часть заполняем отдельно. Такое разграничение позволяет не смешивать проблемы текста, позицию автора и свою собственную позицию, помогает не забыть про обязательную аргументацию своей позиции. Применяя такую схему, мы выяснили, что сложности возникают не с определением проблемы, а с выбором языковых средств. Вместе с ребятами мы собрали небольшую "копилку" речевых клише. Нам она помогает.
Помещаю в приложение: план, который можно использовать при работе с частью С; лист, разделенный на 4 части( Проблема. Позиция автора. Выражение согласия/несогласия. Аргументы); копилку речевых клише.
[attachment=1823:attachment]

footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+