Личный кабинет

ЕГЭ по русскому языку: методика подготовки

тренинги, помощь в подготовке, опыт работы, репетиторство
Андрей Тихов ( Пользователь )
(Андрей Лукутин @ 19.02.2007, 16:24) <{POST_SNAPBACK}>
АНДРЕЙ НИКОЛАЕВИЧ! От имени и по поручению учителей русского языка Южного округа города-героя Москвы благодарю Вас за информационное сопровождение по подготовке к ЕГЭ по словесности. Очень помог опыт. Учителя спрашивают, будет ли продолжение и, главаное, можно ли будет прочитать сие в ПЕЧАТНОМ собранном виде. Спасибо!!!


Спасибо за добрые слова, но это не только моя заслуга. Скорее это совместный опыт работы не одного учителя. Естественно, в напечатанном виде всё это будет присутствовать - первый вариант на ВИПе. Кроме того, сейчас работаю над типологией заданий по частям А и В. Тоже первая публикация ВИПу... А продолжение всегда будет.
Андрей Тихов ( Пользователь )
(ЕлИл @ 19.02.2007, 10:56) <{POST_SNAPBACK}>
(Филолух @ 19.02.2007, 08:36) <{POST_SNAPBACK}>
Дети постоянно задают вопрос: "Чем отличается приложение от вставной конструкции?" Да, запятые, тире и скобки - знаки, заставляющие быть внимательным в поиске в этом задании...


что отвечаете в этом случае, Андрей Николаевич? Им. в виду, естественно, не школьное правило, а Ваши "изюминки".

Исхожу из определений:
Приложение, граммат., название определения, выраженного именем существительным в одном падеже и числе с определяемым словом. Это только второстепенный член предложения.
Вводное слово или предложение (вставная конструкция), грамматический термин, означающий ту часть предложения или периода, которая является выражением отношения говорящего лица к остальной речи, с остальными частями грамматически не связано и может быть опущено, не нарушая конструкции.

Проще говоря, необходимо суметь отличить определение, являющееся членом предложения от слов, не являющихся оными или, иногда, являющимися самостоятельными предложениями:
Дети писали как всегда громко переговариваясь (они это делали мне назло), чтобы была заметна их активная деятельность. Неуклюжий, но пример вставной конструкции.
Eлена Бегенева ( Пользователь )
(Филолух @ 19.02.2007, 18:08) <{POST_SNAPBACK}>
(ЕлИл @ 19.02.2007, 10:56) <{POST_SNAPBACK}>

что отвечаете в этом случае, Андрей Николаевич? Им. в виду, естественно, не школьное правило, а Ваши "изюминки".

Исхожу из определений:
Приложение, граммат., название определения, выраженного именем существительным в одном падеже и числе с определяемым словом. Это только второстепенный член предложения.
Вводное слово или предложение (вставная конструкция), грамматический термин, означающий ту часть предложения или периода, которая является выражением отношения говорящего лица к остальной речи, с остальными частями грамматически не связано и может быть опущено, не нарушая конструкции.

Проще говоря, необходимо суметь отличить определение, являющееся членом предложения от слов, не являющихся оными или, иногда, являющимися самостоятельными предложениями:
Дети писали как всегда громко переговариваясь (они это делали мне назло), чтобы была заметна их активная деятельность. Неуклюжий, но пример вставной конструкции.


А если опустить приложение, то конструкция ведь тоже не разрушится:

Дети, маленькие сорванцы, писали как всегда громко переговариваясь, чтобы была заметна их активная деятельность.
Андрей Тихов ( Пользователь )
(ЕлИл @ 20.02.2007, 00:05) <{POST_SNAPBACK}>
А если опустить приложение, то конструкция ведь тоже не разрушится:

Дети, маленькие сорванцы, писали как всегда громко переговариваясь, чтобы была заметна их активная деятельность.


Ага, не разрушится... Но в таком случае мы можем опустить любой второстепенный член предложения. Речь идёт о второстепенном члене (приложение), как об определении (Дети (какие?), маленькие сорванцы,...) и словах, не являющихся членами предложения, а только указывающих на отношение автора, на возможность, упорядоченность - смотрим вводные слова.
Поправьте меня, коллеги, если ошибаюсь. smile.gif
Андрей Тихов ( Пользователь )
А вот ещё пример:
В5 Среди предложений 21 - 28 найдите предложение с обособленными приложениями. Напишите номер этого преложения.

(21)Когда я нёс Лешке книгу, я невольно спрашивал себя, поймёт ли он этого отнюдь не лёгкого писателя.
(22)А наутро я узнал, что Лёшка ранен. (23)Он лежал на плащ-палатке, очень бледный, потерявший свой девичий румянец. (24)И больше я Лёшку не видел. (25)Хочется верить, что он жив и по-прежнему много читает. (26)И тот томик прочёл. (27)Не думаю, что Хемингуэй стал его любимым писателем, слишком у него много подспудного, недоговорённого, а Лёшка любил ясность. (28)Но и этих двух столь несхожих людях - прославленном писателе и мальчишке, родившемся под Саратовом и окончившем только шесть классов, - мне видится что-то общее.

Но прошу вас, коллеги, не только прямой ответ, а отличительный признак и объяснение. Именно этого я и прошу у детей во время подготовки к экзамену. Умеешь объяснить - не ошибёшься.
Татьяна Никитюк ( Пользователь )
(Филолух @ 20.02.2007, 08:19) <{POST_SNAPBACK}>
(ЕлИл @ 20.02.2007, 00:05) <{POST_SNAPBACK}>


А если опустить приложение, то конструкция ведь тоже не разрушится:

Дети, маленькие сорванцы, писали как всегда громко переговариваясь, чтобы была заметна их активная деятельность.


Ага, не разрушится... Но в таком случае мы можем опустить любой второстепенный член предложения. Речь идёт о второстепенном члене (приложение), как об определении (Дети (какие?), маленькие сорванцы,...) и словах, не являющихся членами предложения, а только указывающих на отношение автора, на возможность, упорядоченность - смотрим вводные слова.
Поправьте меня, коллеги, если ошибаюсь. smile.gif

Вставные компоненты не имеют граматической связи с контекстом, действительно, дополняют эмоциональный фон.
А приложение - это параллельное наименование предмета.
Eлена Бегенева ( Пользователь )
(Филолух @ 19.02.2007, 18:08) <{POST_SNAPBACK}>


Дети постоянно задают вопрос: "Чем отличается приложение от вставной конструкции?"



(Филолух @ 19.02.2007, 18:08) <{POST_SNAPBACK}>
Проще говоря, необходимо суметь отличить определение, являющееся членом предложения от слов, не являющихся оными или, иногда, являющимися самостоятельными предложениями


Ну, если они задают такой вопрос, то для них будет очень проблематично суметь отличить, иначе бы не задавали.

(Филолух @ 19.02.2007, 18:08) <{POST_SNAPBACK}>
Исхожу из определений:
Приложение, граммат., название определения, выраженного именем существительным в одном падеже и числе с определяемым словом.


Отнюдь не всегда, может быть (и довольно часто) в форме Ип и не изменяться при изменении определяемого слова.

[/color]
(Филолух @ 19.02.2007, 18:08) <{POST_SNAPBACK}>


Вводное слово или предложение (вставная конструкция), грамматический термин, означающий ту часть предложения или периода, которая является выражением отношения говорящего лица к остальной речи, с остальными частями грамматически не связано и может быть опущено, не нарушая конструкции.



(Филолух @ 19.02.2007, 18:08) <{POST_SNAPBACK}>
Ага, не разрушится... Но в таком случае мы можем опустить любой второстепенный член предложения.


Вот и я о том же. Прием изъятия здесь не поможет, ни в отношении вставки, ни в отношении приложения.

Он полезен в другом. Если мы работаем с приложением и определяемым словом (то есть уже их «идентифицировали» как конструкцию и уже не путаем с вставками) , то прием поможет определить, что из них есть что, поскольку подчинительные отношения в них «стерты», «стушеваны» и трудно установить, кому из слов принадлежит характеризующая роль, то есть, где приложение, а где определяемое слово, а это важно при постановке знака.

(Татьяна Никитюк @ 20.02.2007, 08:33) <{POST_SNAPBACK}>
[Вставные компоненты не имеют граматической связи с контекстом, действительно, дополняют эмоциональный фон.


[color="#000000"]Вообще-то у них масса функций, но это в нашем разговоре не так уж важно, поэтому мысль не развиваю.


(Татьяна Никитюк @ 20.02.2007, 08:33) <{POST_SNAPBACK}>
А приложение - это параллельное наименование предмета.


А вот здесь Вы подошли на микрошаг к разгадке алгоритма! bravo.gif


Андрей Тихов ( Пользователь )
Коллеги, в предыдущем примере, легко ли определить обособленные приложения, учитывая сказанное ранее? Параллельное наименование предмета + определение + второстепенный член предложения... Как найти разницу ребёнку если у него возникают затруднения с выбором между 23 и 28 предложениями?
Светлана Андреева ( Пользователь )
(Филолух @ 21.02.2007, 08:35) <{POST_SNAPBACK}>
Коллеги, в предыдущем примере, легко ли определить обособленные приложения, учитывая сказанное ранее? Параллельное наименование предмета + определение + второстепенный член предложения... Как найти разницу ребёнку если у него возникают затруднения с выбором между 23 и 28 предложениями?


Приложение - это определение, выраженное существительным. Почему у уч-ся, если он знает об этом, должны возникнуть затруднения с выбором между 23 и 28 предложениями?
Татьяна Никитюк ( Пользователь )
Попробую составить алгоритм:
1. Выделяем грамматическую основу, выясняем: не выражено ли сказуемое существительным.
2. Подчеркиваем второстепенные члены предложения.
3. Выявляем "лишние" подлежащие и дополнения.
4. Выявляем, что по смыслу предложения первично.
Остаток выносим в приложения.
А знаки при них - песня отдельная
[attachment=1740:attachment]

footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+