Личный кабинет

ЕГЭ по русскому языку: методика подготовки

тренинги, помощь в подготовке, опыт работы, репетиторство
Ольга Анисимова ( Пользователь )
(Филолух @ 15.11.2006, 09:22) <{POST_SNAPBACK}>
В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, выраженным причастным оборотом?

1) Автор статьи рассматривает условия, при которых частица, двигаясь даже равномерно, излучает электромагнитные волны.

Оставила бы это.
Придаточная часть уточняет не подлежащее? Поэтому?
Светлана Андреева ( Пользователь )
(anisol @ 15.11.2006, 08:25) <{POST_SNAPBACK}>
Оставила бы это.
Придаточная часть уточняет не подлежащее? Поэтому?

В данном случае этот алгоритм работает безукоризненно, и, как правило, в ЕГЭ дают подобные случаи (я только не говорю об уточнении подлежащего, я обращаю внимание уч-ся на то, что союзное слово стоит в Им.п. и является подлежащим в придаточной части). То есть рассморим это как первый шаг алгоритма, так как в этом случае речь идет о действительных причастиях.
Но есть же еще и страдательные... Например: "В лесу я увидел маленького желтого олененка, которого сопровождала мать-олениха".
Андрей Тихов ( Пользователь )
(msv @ 15.11.2006, 10:21) <{POST_SNAPBACK}>
В данном случае этот алгоритм работает безукоризненно, и, как правило, в ЕГЭ дают подобные случаи (я только не говорю об уточнении подлежащего, я обращаю внимание уч-ся на то, что союзное слово стоит в Им.п. и является подлежащим в придаточной части). То есть рассморим это как первый шаг алгоритма, так как в этом случае речь идет о действительных причастиях.
Но есть же еще и страдательные... Например: "В лесу я увидел маленького желтого олененка, которого сопровождала мать-олениха".


Всё хорошо. Я предлагаю делать это так:

Алгоритм ответа: Чтение предложений с правильной интонацией — замена придаточной части причастным оборотом – выбор правильного ответа.
Примечание. Задание впервые появилось в КИМах только в этом году, однако практика выполнения подобного рода заданий в школах имеется. Придаточные определительные достаточно легко можно заменить причастным оборотом всегда, кроме тех случаев, когда союзное слово который выступает с предлогом.
Пример:
В каком предложении придаточную часть СПП нельзя заменить причастным оборотом?
1) Хор птичьих голосов, который доносился из лесу, поразил мой слух.
2) Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.
3) Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы.
4) Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.

Попытаемся заменить придаточную часть СПП причастным оборотом:
1. Хор …, который доносился из лесу – хор…, доносящийся из лесу;
2. жизнь, которая была насыщена интересными встречами – жизнь, насыщенная интересными встречами;
3. края, к которым так стремятся перелётные птицы – нет возможности заменить;
4. запах …, который смешивался с нежным ароматом – запах …, смешивающийся с нежным ароматом.
Светлана Андреева ( Пользователь )
(Филолух @ 15.11.2006, 13:14) <{POST_SNAPBACK}>
Всё хорошо. Я предлагаю делать это так:

Алгоритм ответа: Чтение предложений с правильной интонацией — замена придаточной части причастным оборотом – выбор правильного ответа.
Примечание. Задание впервые появилось в КИМах только в этом году, однако практика выполнения подобного рода заданий в школах имеется. Придаточные определительные достаточно легко можно заменить причастным оборотом всегда, кроме тех случаев, когда союзное слово который выступает с предлогом.


Мне кажется, много действий, можно спокойно сразу исключить все предложения, в которых местоимемние "который" является подлежащим. Остается только 3.
Андрей Тихов ( Пользователь )
(msv @ 15.11.2006, 17:16) <{POST_SNAPBACK}>
Мне кажется, много действий, можно спокойно сразу исключить все предложения, в которых местоимемние "который" является подлежащим. Остается только 3.


Спасибо. Учтём. Конечно же, Ваш путь проще... - свежий взгляд.

А теперь самое сложное - текст с заданиями. И сразу же предложение. Не только отвечать на задания, но и предполагать то, что потом может пригодиться для написания части С.

Итак smile.gif
Прочитайте текст и выполните задания А29-А31; В1-В8; С1.

(1)Во дворе нашего дома идёт строительство. (2)В окно кухни можно наблюдать, как время от времени выстраивается цепочка и слева направо, слева направо - ручеёк кирпичей, впадающий в ровный, растущий на глазах штабелёк. (.3)11 как только выстраивались, как только начиналось - слева направо, слева направо, все они, разноликие, становились похожи друг на друга. (4)Попал в цепочку -- сам себе уже не хозяин.
(5)Каждого из нас окружают люди. (6)Но эти люди никогда не бывают хаотичной массой, всегда определённым образом выстроены в некий действующий механизм - маленький, временный, как цепочка, перебрасывающая кирпичи, или же необъятно великий, непостижимо сложный, который мы привыкли называть словом ".общество».
(7)Люди не способны жить неупорядоченно. (8)Никто не посмеет сказать про себя: я независим, сам себе полный хозяин, что хочу, то и ворочу. (9)... имели право на это царствующие особы, они являлись наиболее важной частью сложившихся механизмов, а потому своё личное «хочу» должны были обуздывать больше других.
(10)В юности я стал мельчайшей молекулой грандиознейшей гиперобщественной системы - Второй мировой войны. (П)По своей природе я не был убийцей, ни по природе, ни по воспитанию, пушкинское «милость к падшим призывал» всегда отзывалось во мне. (12)Но вопреки себе я вынужден был убивать и делал это без каких-либо угрызений совести. (13)Даже гуманнейший из людей - Пушкин, окажись он на моём месте, поступал бы так же.
(14)Если стихийные людские системы способны заставить гуманнейшего убивать, сострадательного совершать жестокости, честного кривить душой, то должно быть принципиально возможно и обратное — некие общественные механизмы, принуждающие жестокосердного проявлять сострадание, эгоиста - творить великодушные поступки. (15)Слева направо, слева направо - против настроенного движения не попрёшь. (16)Вся суть в том, куда направить движение механизма.
(17)Из века в вех эпизодически предлагались проекты идеальных общественных устройств, при которых должны отсутствовать насилие и вельможное тунеядство, необузданная роскошь и унизительная нищета. (18)Платон, Ян Гус, Томас Мор, Кампанелла - сколько таких благородных проектировщиков прошло по земле... (19)Скорей всего, и у апостола Павла существовал СБОЙ проект, основанный на принципе «если кто не хочет грудиться, тот и не ешь».
(20)И ни один не принят жизнью. (21)Отвергнуты все.
(22)Почему?..
(В. Тендряков)

А29
Какие слова должны стоять на месте пропуска в предложении 9?

1) Меньше всего
2) Прежде всего
3) Безусловно,
4) Вопреки всему
Гавриленко Юрьевна ( Пользователь )
(ЕлИл @ 03.09.2006, 13:54) <{POST_SNAPBACK}>
Много лет назад было сделано одно прикладное исследование: автор свернул добрый десяток страниц с описанием орфографических правил в несколько четких алгоритмизированных указаний. Используя их, ребенок просто НЕ мог сделать ошибки при письме.

Расскажите, где взять эту методику?smile.gif Внедрим в привычное планирование sarcastic.gif
А вообще, составление тестов ЕГЭ по русскому, уж простите меня, нелогично поручать университетским филологам. Ну не обязан технарь будущий знать русский язык на уровне гуманитария. Какова задача курса русского языка в школе? Выпустить грамотного человека.А разве практическую грамотность проверяет ЕГЭ? Человек не может писать грамотно, не понимая причин выбора написания того или иного слова или постановки того или иного знака. Так что введение теоретических вопросов с объяснением: "Надо посмотреть, понимает ли он законы языка, принципы синтаксиса и пунктуации" нелогично. По-моему, не то проверяем. Понимаю, старые песни, уже говорено-переговорено по этому поводу, но все-таки грустно.
Андрей Тихов ( Пользователь )
(Анастасия Юрьевна @ 18.11.2006, 16:09) <{POST_SNAPBACK}>
Расскажите, где взять эту методику?smile.gif Внедрим в привычное планирование sarcastic.gif
А вообще, составление тестов ЕГЭ по русскому, уж простите меня, нелогично поручать университетским филологам. Ну не обязан технарь будущий знать русский язык на уровне гуманитария. Какова задача курса русского языка в школе? Выпустить грамотного человека.А разве практическую грамотность проверяет ЕГЭ? Человек не может писать грамотно, не понимая причин выбора написания того или иного слова или постановки того или иного знака. Так что введение теоретических вопросов с объяснением: "Надо посмотреть, понимает ли он законы языка, принципы синтаксиса и пунктуации" нелогично. По-моему, не то проверяем. Понимаю, старые песни, уже говорено-переговорено по этому поводу, но все-таки грустно.


Здравствуйте, Анастасия Юрьевна! smile.gif
очень хорошо, что заглянули к нам на огонёк. Тему, которую Вы затронули - "задачи курса русского языка в школе" - думаю тоже следует обсудить. Но на другой ветке. Здесь мы практикуемся и ищем оптимальные пути для помощи ученику на ЕГЭ. Подключайтесь!
На ветке "Какие стандарты нам нужны" в ближайшее время мы будем обсуждать и стандарты по литературе, и стандарты русского языка. Думаю, что всё-таки их стоит оптимизировать.
Давайте вместе решать проблемы.
Eлена Бегенева ( Пользователь )
(Анастасия Юрьевна @ 18.11.2006, 16:09) <{POST_SNAPBACK}>
Расскажите, где взять эту методику? smile.gif Внедрим в привычное планирование sarcastic.gif

Анастасия Юрьевна! Здравствуйте!
Только сегодня вернулась из поездки, поэтому извините, что не ответила Вам сразу.
Это методика моего земляка (землячки smile.gif ), с которой планирую познакомиться лично в ближайшем будущем и опубликовать на форуме инф. о технологии работы. ЕЕ разработки очень мне нужны и для себя-собираюсь с ее согласия включить их в свои тренинговые проекты по лит-ре.
Если ждать не хотите, вот имя автора-Поташкина Ю.А., доцент каф. общего языкознания и методики преподавания русского языка Воронежского госуд. педагогического университета.
Так что введение теоретических вопросов с объяснением: "Надо посмотреть, понимает ли он законы языка, принципы синтаксиса и пунктуации" нелогично. По-моему, не то проверяем.

Абсолютно согласна с этим утверждением-в ЕГЭ проблема поставлена с ног на голову и проверяется "посылка" к "знаниевому результату" , а не само знание, оттого, как ни крути, экзамен по своей сути туп.
Андрей Тихов ( Пользователь )
Мир тесен! smile.gif thumbs.gif
Елена Ильинична, я тоже знаю Юлию Александровну. У нас в Белгороде её площадка. Даже на педсовете пытался протянуть ветку с её технологией. Для обсуждения, конечно. Но попытка не удалась. Может быть Вы сможете внести туда коррективы и объяснить нам, неучам, тонкости этой технологии? Мы могли бы устроить виртуальное распространение её опыта. Естественно с согласия Юлии Александровны. Я попытаюсь с ней связаться через Ольгу Альбертовну Павлову, которая находится с ней в более тесном контакте.
Мир тесен!
Артем Андреев ( Пользователь )
в ЕГЭ проблема поставлена с ног на голову и проверяется "посылка" к "знаниевому результату" , а не само знание


Елена Ильинична, а что значит "проверяется "посылка" к "знаниевому результату" , а не само знание"? Можно, если не сложно, на примерах из ЕГЭ. Мне, как не специалисту, так проще понять будет...

footer logo © Образ–Центр, 2019. 12+